Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТИФОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        в древнегреческой мифологии стоглавое огнедышащее чудовище; Зевс, победив Т., навалил на него громаду горы Этны, из вершины которой дыхание Т. извергается потоком огня, камней и дыма.
Современная Энциклопедия
ТИФОН, в греческой мифологии чудовищный змей. Зевс, победив Тифона, навалил на него громаду горы Этна, из вершины которой дыхание Тифона извергается потоком огня, камней и дыма.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ТИФОН — в греч. миф. чудовищ. сын земли Геи и Тартара. Т. — дикое, хтонич. тератоморфное существо: у него сотня драконьих голов, часть туловища до бедер вместо ног у Т. — извивающ. кольца змей. Тело покрыто перья-ми. Он бородат и волосат. Каждая из глоток Т. издает дикие голоса быков, львов, псов. Т. мог бы стать владыкой мира, если бы Зевс не вступил с ним в борьбу: он испепелил Т. молниями, поразил его перунами и забросил его в тартар. Т. и Эхидна породили мн. чудовищ (собаку Орфа, пса Кербера, лернейскую гидру, химеру).
Орфографический словарь Лопатина
Тиф`он, Тиф`он, -а (мифол.)
Орфографический словарь Лопатина
тиф`он, тиф`он, -а (тех.)
Словарь Даля
муж., ·*греч. вихрь, круговоротный, жестокий ветер, столбовая буря, ветроворот; вздымая пыль, землю, воду столбом, он обращается в смерч и разрушает на пути своем все.
Толковый словарь Ефремовой
[Тифон]
м.
Стоглавое огнедышащее чудовище (в древнегреческой мифологии).
Толковый словарь Ефремовой
[тифон]
м.
1) Устройство на маяках и судах для подачи звуковых сигналов во время тумана.
2) перен. устар. Смерч, тайфун.
Энциклопедия литературных героев
ТИФОН (фр. Typhon;) - герой поэмы-травести П.Скаррона «Тифон, или Ги-гантомахия» (1644). В греческой космогонии Т.- младший сын Геи и Тартара, хтоническое чудовище с сотней змеиных голов, изрыгающих пламя. Ожесточенная схватка сынов Земли с богами-олимпийцами нашла отражение в сочинениях Гесиода, Гомера, Софокла, Еври-пида, Овидия и многих других авторов; однако Скаррон в первой своей бурлескной поэме пародирует не столько древних, сколько «Трактат о мифологии» итальянского писателя Ко-меса (1551), который пытался трактовать античные мифы в духе христианского дидактизма. У Скаррон а Т. и его соратники лишены какого бы то ни было трагического ореола - это просто банда грабителей с большой дороги. В сравнении с респектабельными богами они явно проигрывают в манерах, зато отличаются жизнелюбием и веселым нравом. Невзирая на свое устрашающее обличье, Т. скорее напоминает добродушных великанов Рабле. Скаррои с большим удовольствием описывает богатырские пиры и забавы: Т. с сотоварищами рушат горы, вырывают с корнями деревья, одним прыжком преодолевают реки и летают по воздуху в семимильных сапогах. Как и положено, восстание Т. против Олимпа завершается крахом, но это происходит отнюдь не из-за доблести богов, которые предстают трусливыми, вероломными и по большей части глупыми интриганами, - в описании их ничтожных страстишек господствует бурлеск. Осмеяние олимпийцев имело давнюю традицию: начало было положено эллинистом Лукианом, а во Франции продолжено таким автором, как Бонавентура Деперье. Напротив, для комедийного снижения Т. Скаррону явно не хватало материала - отсюда преобладание фантастических элементов в этом образе.
Лит.: Morillot P. Scarron et le genre burlesque. Paris, 1888.
Е.Д.Мурашкшщева
Теософский словарь
    (Егип.) Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев; но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же самой вселенной в ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива. Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") Тифон описан как "Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету обращаются как к "великому и доброму богу", а в других - как к воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в других - как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый бог"? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена представленный как благотворное существо, бог огня, главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения существует основательная причина. До тех пор, пока эти двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы, держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые они представляют - до тех пор они просто суть воплощение среднего личного бога. Все же как только они разделены на два существа, каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их недоумения разрастаются. Если принять Тифона - как это делают оккультисты - за составную часть Озириса, точно так же, как Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" - то все трудности в его природе исчезают. Тифон - более позднее имя Сета, позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия; ибо в "Ритуале" читаем: "О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного, невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и воздает по заслугам". Тифон, несомненно, принадлежит к той же категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн - "темный бог". В "Книге Мертвых" Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) - который есть его духовный двойник - обессиливается так же, как и Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди - аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет-Тифон связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива -это Сатурн. Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога евреев, так как некоторые из его ритуальных предписаний целиком перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов "избранного народа". Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел был посвящен Тифону, и что над головою этого Тифонова козла египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное посылалось в пустыню? "И Аарон возьмет козла отпущения (Азазеля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет его... в пустыню" ("Левит", XVI). И как козел египтян служил искуплением у Тифона, так и козел Израильтян "служил искуплением перед Господом" (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов "Жизнедателем" и "распределителем Смерти" - Озирис и Тифон, Ахура Мазда и Ахриман, и т.д., и т.д. - то легко будет понять утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в "Ритуале" обвиняется в том, что "крадет рассудок у души". Поэтому он изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать (дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором, Тифон "убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил мальчиков Иеросолумоса и Иудэса". Теперь, так как Тифону позднее поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или (фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени - Иудея и Иерусалим - порожденные Тифоном
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТИФОН


будет выглядеть так: Что такое ТИФОН