Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТЕТМАЙЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Пшерва-Тетмайер (Przerwa Tetmajer) Казимеж (12.2.1865, Людзьмеж, Подгале, — 18.1.1940, Варшава), польский писатель. Окончил философский факультет Ягеллонского университета (1889), сборники стихов, опубликованные в 90-х гг., сделали Т. наиболее популярным из поэтов «Молодой Польши» (См. Молодая Польша). Вершиной творчества Т. наряду с лучшими стихами стал цикл рассказов «На Скалистом Подгале» (1903—10), в которых использованы фольклорные мотивы, мастерски воспроизведён подгальский диалект. К циклу примыкает исторический роман «Легенда Татр» (т. 1—2, 1910—11) о крестьянских восстаниях и войнах середины 17 в. Войне 1812 посвящен роман «Конец эпопеи» (т. 1—4, 1913—17), характерной чертой которого является критическое отношение к культу Наполеона I в Польше. Многие прозаические произведения Т. были переведены на русский язык. С начала 20-х гг. тяжёлая психическая болезнь помешала дальнейшему творчеству Т.
         Соч.: Poezje, ser. 1—8, Kr.—Warsz., 1891—1924; в рус. пер,—Собр. соч., т. 1—10, М., 1907-11; Избр. проза, М., 1956.
         Лит.: Миллер И. С., Казимеж Тетмайчер, в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Jablonska К., Kazimierz Tetmajer. Proba biografii, Kr., [1969] (лит.).
         И. С. Миллер.
Литературная энциклопедия
Пржерва Казимир [Kazimierz Przerwa Tetmajer, 1865—] — польский поэт и романист; по происхождению дворянин из Галиции; в лит-ру вошел с 90-х гг. На польскую лит-ру оказал значительное влияние гл. обр. как утонченный поэт-импрессионист, последователь французских декадентов. В 90-х — начале 900-х гг. поэзия Т., его романы о художнике — «Ангел смерти» (Aniot smierci), 1898, «Панна Мери» (Panna Mery), 1901, «Гибель» (Zatracenie), 1905, драматические фантазии — «Сфинкс», «Корабль-призрак» — питаются обычными в декадентских кругах темами и образами: эстетствующий индивидуализм, культ гения, искусства, утонченных наслаждений, эротические мотивы, «экстазы любви и скорби», мотивы надломленности, трепета перед непостижимым, тяготения к смерти и т. д. Одинокий художник противопоставляется массе, его «гигантские», гиперболизированные переживания — пустоте светского быта и мещанской «прозе жизни». Главная тема романов Т. в этот период («Бездна», «Панна Мери» и др.) — всевластие пола. Начиная с периода революции 1905, Т. обращается к социальным, политическим и историческим темам, к проблеме народности. Цикл рассказов Т. «На горных уступах» (Na skalnem Podhalu, 1903—1910), его романы «Марина из Грубаго» (Maryna z Hrubego, 1909), «Яносик Литмановский» [1911] проникнуты
249 тенденциями буржуазного «народничества», «землячества» в духе «Молодой Польши». В своих легендарно-исторических романах Т. показывает чудовищное угнетение крестьян панами в земледельческих районах, вспышки бунта, зверские расправы с повстанцами. Главной силой, борющейся со шляхтой, у Т. является горская вольница, возглавляемая «благородными разбойниками». В те же годы Т. развертывает свои социальные идеи в жанре фантастико-политического, утопического романа — «Король Андрей» (Krol Andrzejg, 1909), «Игра волн» (Gra fal, 1910). Эти романы проникнуты идеологией буржуазного национализма «Молодой Польши», идеями подчинения классовой борьбы национальным задачам. Т. гипотетически рисует освободительную борьбу некоего южно-славянского государства против германской и итальянской агрессии и одновременно внутреннюю социально-политическую борьбу в этом государстве. В образе капитана Поляна — Тетмайер предвосхищает многие черты буржуазных деятелей. Т. показывает, как этот «политический декадент», беспринципный авантюрист, движимый узко-эгоистическими побуждениями, при помощи демагогии и при содействии либералов и социалистических лидеров-оппортунистов захватывает диктаторскую власть. Полян не скупится на демагогические обещания. Немедленно после захвата власти он освободительные задачи подменяет лозунгами «славянской империи», милитаризмом; полный презрения к парламентаризму, Полян устанавливает откровенную военную диктатуру, провоцирует войну, которую ведет затем варварскими средствами. Однако в конечном счете Тетмайер приходит не к разоблачению, а к апофеозу своего героя; он склоняется перед своим диктатором как перед грозным орудием исторического рока, наделяет его ореолом ницшеанского «сверхчеловека», к-рый осуществляет национальное дело, «славянскую миссию». Самозванные вожди, авантюристы у Т. преображаются; начав с узко-личных побуждений, они кончают сознанием своих исторических задач (Полян, Костка, Литмановский). Тот же круг идей разрабатывается Т. и в цикле романов о Наполеоне — «Конец эпопеи» (Koniec epopei, 4 t., 1913—1917). Так. обр. буржуазный национализм Т. завершился идеологией империалистической реакции. В годы войны Т. стал апологетом пилсудчины и затем вступил в реакционную кулацкую партию «Пяст». Библиография: I. Poezye, I—VIII, Warszawa, 1891—1924; Rewolucja (драма), 1906; Собр. соч. (проза) в 10 тт., изд. Саблина, 1909—11 (со статьей Фельдмана); Яцимирский, Нов. польская лит-ра, т. II, СПБ, 1908. Б. М.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТЕТМАЙЕР


будет выглядеть так: Что такое ТЕТМАЙЕР