Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТЕННИС

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Теннис (Tonnies) Фердинанд (26. 07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлезвиг,- 11.04.1936, Киль) - немеций социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии, один из основателей Немецкого социологического общества и его президент (1909-1933), сооснователь и президент Гоббсовского общества (Societas Hobbesiana). С 1909-экстраординарный профессор, с 1913 - ординарный профессор Кильского университета, где продолжал читать лекции вплоть до отставки нацистами (1933).
На формирование взглядов Тенниса оказали значительное влияние политическая философия Гоббса, иррационалистическая философия Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, а также взгляды основоположников марксизма. Им написаны биографии Гоббса и Маркса. Социология Тенниса - один из первых опытов построения системы формальных, "чистых" категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Теннис подразделяет социологию на "общую" и "специальную". Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Тенниса, она должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на "чистую" (теоретическую), "прикладную" и "эмпирическую" (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Теннису, тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии "взаимоутверждения". В основу социальной связи Теннис кладет волю (им же впервые введен термин "волюнтаризм" для обозначения соответствующих философских учений). Тип воли определяет тип связи. Возможно взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, но оно не должно рассматриваться в рамках "чистой" социологии, поскольку там, где вражда играет главенствующую роль, есть некая совокупность людей, но нет подлинно социальной связи.
Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Теннисом в его главном труде "Община и общество" (1887). Теннис различает "волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля". Первый тип воли Т. называет "сущностной", второй - "избирательной" волей. Сущностная воля является "психологическим эквивалентом тела". Поэтому все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения и побуждения, реализующиеся в деятельности, рассматриваются именно в связи с данным типом. Мышление же предполагает, что воля как организм уже вполне сформирована; в ней наличествуют бесчисленные зачатки, представления будущей деятельности. Мышление приводит их в систему, выстраивает иерархию целей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная - в формах "умышленности" (свободного поведения вообще), "произволения" (отдельных действий) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением).
Совокупная форма избирательной воли, содержащая в себе элементы воли сущностной, представляет собой мыслительную систему целей, намерений, средств, целый "аппарат", содержащийся в людских головах и называемый "устремлением". Все типы и формы воли находят выражение в некоторой деятельности или поведении. Социальные, взаимоутверждающие отношения людей возникают из направляющей их деятельность воли. Отсюда - основная типология социальности у Тенниса: сообщество (община), где господствует первый тип воли, и об-во, где господствует второй. Субъектом сущностной воли Теннис называет "самость", т. е. органическое единство, определенное самим собой, но способное включать в себя другое, меньшие органические единства или, соотносясь с другими, равными себе, единствами, конституировать и репрезентировать целое. Так, при отношениях родства семью как целое репрезентируют ее части: мать ч дети, братья и сестры, отец (это различные виды отношений и позиций в семье), причем каждый человек-самостоятельная органическая единица; лишь в семье как целом он отец или брат, а семья как целое конституирована отношениями ее членов. Одновременно это целое есть форма, не зависящая от данных конкретных людей, которые составляют ее преходящую материю. В этом качестве она является предметом чистой социологии. Наряду с семьей к отношениям "общинного" ("сообщностного") типа относятся соседство и дружба.
Субъект избирательной воли - "лицо" (что предполагает формально-юридические понятия). Единство "самости" обеспечено ее внутренне необходимым самоопределением. "Лицо" есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естественный представитель "индивидуального лица" - отдельный человек, который в этом качестве независим от других лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и выборе средств - отсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними.
Множество лиц способно составить систему и конституировать "фиктивное лицо", представленное собранием или опять-таки отдельным индивидом. Если "общинные" отношения предполагают "высшую самость", то "общественные" - "искусственное лицо". Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о "владении", "земле", "территории", "семейном праве"; во втором (обществе) - об "имуществе", "деньгах", "обязательственном" (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса (Статуса социального концепции) и контракта (договора). Эти оппозиции дают Теннису возможность не только построить разветвленную систему "чистых" социологических категорий, но и рассмотреть под этим углом зрения процесс и смысл исторических изменений, что стало задачей второй части его "специальной социологии" - прикладной социологии.
Основная идея Тенниса состояла в том, что социальность преимущественно "общинная" в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно "общественной". Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, гос-ва, политики, обществ, мнения и т. д. С течением времени Теннис усложнил схему, предложенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В результате получалась очень подробная схема, в которой, например, отношения могут быть общинно-товарищескими или общинно-смешанными (т. е. основанными на смешении товарищества и господства - подчинения) и т. д. Могли добавляться и др. основания деления (например, группы могли делиться на естественные, душевные и социальные). В полном виде эта схема представлена в одной из последних работ Тенниса - "Введение в социологию" (1931). Теннис был широко известен и как социолог-эмпирик, организатор крупных статистических и социографических обследований. Но в истории социологии он остался прежде всего как автор "Общины и общества", оказавшей значительное влияние не только на немецкую, но и на всю западную социологию.
Соч.: I) Общение и общество//3омбарт В. Социология Л., б. г. С. 59-66. 2) Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920. 3) Einfuhrung in die Soziologie. Stuttg., 1965. 4) Soziologische Studien und Kritiken. Jena. 1923-1929. 5) Studien zur Philosophie und Gesellschaftslehre im 17 Jahrhundert. Stuttg., 1972.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Теннис (Tonnies)
        Фердинанд (26.7.1855, Рип, близ Ольденсворта, — 11.4.1936, Киль), немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, читал лекции в университете в Киле в 1881—1933 до отстранения от должности нацистами.
         Важнейшая работа Т. — «Общность и общество» (1887). Рассматривая общественные отношения как волевые, Т. подразделяет их в зависимости от выраженного в них типа воли: естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы сзади, рассудочная воля предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия. Примером первой может служить материнская любовь, примером второй — торговля. Естественная воля порождает общность (общину), рассудочная — общество. В общности господствуют инстинкты, чувство, органические отношения; в обществе — расчётливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа всё больше уступают место отношениям второго типа. Позже во «Введении в социологию» (1931) Т. усложнил эту типологию, совместив её с делением на отношения «господства» и «товарищества», группы и объединения.
         Несмотря на психологизм концепции Т. (общественные отношения классифицируются по типам воли), она содержала ряд ценных моментов. Т. одним из первых поставил задачу создания логически строгой системы социологических понятий. За противопоставлением общности и общества стоит проблема перехода от феодально-патриархальных отношений (и вообще отношений личной зависимости и традиционных форм культуры) к отношениям капиталистическим. Большое научное значение имели многочисленные эмпирические исследования Т. Отрицательно относясь к идее революции, Т. тем не менее признавал большое научное значение трудов К. Маркса, переписывался с Ф. Энгельсом. Т. был последовательным демократом и антифашистом, открыто выступал против расизма, называя его «современным варварством».
         Соч.: Die Sitte, Fr./M., 1909; Der englische Stoat und der deutsche Staat, B., 1917; Marx. Leben und Lehre, Jena, 1921; Kritik der offent-lichen Meinung, B., 1922; Т. Hobbes Leben und Lehre, 3 Aufl., Stuttg., 1925; Soziologische Studien und Kritiken, Bd 1—3, Jena, 1925—29; Die Entwicklung der sozialen Frage bis zum Weltkrieg, 4 Aufl., B.—Lpz., 1926: Das Eigenturn, W.—Lpz,, 1926; Fortschritt und soziale Entwicklung. Geschichtsphilosophische An-sichten, Karlsruhe, 1926; Geist der Neuzeit, Lpz., 1935.
        
         Лит.: Bellebaum A., Das soziologische System von F. Tonnies unter besonderer Berucksichtigung seiner soziographischen Un-tersuchungen, Meisenheim/Glan, 1966; F. Tonnies, ed. W. 1. Cahmann, Leiden, 1973.
         И. С. Кон.
II
Теннис
        лаун-теннис (англ. lawn — лужайка, газон и tennis, вероятно, от французского tenez — вот вам, берите), спортивная игра (См. Спортивные игры), участники которой перебивают при помощи ракеток мяч через сетку на специальной площадке — корте.
         Прообраз Т. — существовавшая в 13— 14 вв. в Италии, Франции, Англии игра в мяч, перебиваемый через сетку ладонью. В начале 16 в. стали применять ракетки. Современный Т. возник в Великобритании в конце 19 в. Первые правила разработаны англичанином У. Уингфилдом в 1874. Название лаун-теннис принято в 1875, который считается годом зарождения современного Т.
         Соревнования по Т. проводятся на кортах с глино-песчаными, пластиковыми, травяными, асфальтовыми, деревянными и другими покрытиями. Размер корта с забегами 40 20 м (не менее 36 18). Разделяющая корт сетка из прочных тонких шнуров с ячейками не свыше 3 3 см имеет в середине высоту 91 см, верхняя часть сетки обшита белой лентой шириной 5 см.
         Ракетки изготовляются из дерева, лёгкого металла или пластмассы, на обод натягиваются натуральные или синтетические струны. Ракетка весит 255—340 г (9—12 унций) — для детей, 340—400 г (12—14 унций) и больше — для взрослых. Мяч из резины, оклеенной белой ворсистой тканью; весит, как правило, 56,7 г; диаметр 6,35—6,67 см.
         Сущность игры: спортсмены посылают мяч через сетку ударами ракетки так, чтобы соперник не смог правильно вернуть его в пределы чужой половины площадки. Удар по мячу разрешается после первого отскока его от корта или до приземления (вторичное приземление — проигрыш очка). Розыгрыш каждого очка начинается с подачи — первого удара по мячу, который должен попасть в определённое поле (при ошибке разрешается вторичная попытка). Счёт очков ведётся от подающего; за реализацию первой и второй подачи начисляется по 15, третьей — 10, четвёртой (подряд) — выигрыш гейма (части партии). Право подачи переходит через гейм. Для победы в партии (сете) требуется выиграть не менее 6 геймов, при перевесе не менее чем в 2. Для победы во встрече нужно выиграть две партии из трёх или три из пяти. Соревнования проводятся одиночные — мужские и женские и парные — мужские, женские и смешанные.
         Международная федерация лаун-тенниса (ИЛТФ) создана в 1912 в Париже (в 1974 объединяла около 100 стран, 100 млн. теннисистов). В 50—70-х гг. по темпам развития и количеству международных соревнований Т. занимал 1-е место среди других видов спорта. В 1896—1924 Т. входил в программу восьми Олимпийских игр.
         Официальных чемпионатов мира ИЛТФ не организует. Ежегодным чемпионатом мира среди мужских команд считается розыгрыш Кубка Дэвиса, учрежденный в 1900 одним из сильнейших теннисистов того времени американцем Д. Дэвисом. Личными чемпионатами мира считаются: на травяных кортах — Уимблдонский турнир в Лондоне (с 1877), на грунтовых — Открытый чемпионат Франции в Париже (с 1891). Они проводятся по 7 видам, в том числе одиночным юношеским. С 1970 разыгрывается неофициальный чемпионат мира нового типа: 12 предварительных турниров в разных странах (96 участников) и финальный (для 8 спортсменов, показавших лучшие результаты). К соревнованиям допускаются любители и профессионалы (ИЛТФ объединяет спортсменов всех категорий). Чемпионаты Европы проводятся с 1968 только среди любителей. За рубежом Т. наиболее развит в США, Австралии, Франции, Великобритании, Италии, ФРГ, Швеции, ЧССР, СРР, ВНР, СФРЮ, Индии, Испании, Мексике.
         Победителями Кубка Дэвиса в 1900—74 были спортсмены США (26 раз), Австралии (23 раза), Великобритании (9) и Франции (8). Среди лучших спортсменов в 1-й половине 20 в. у мужчин: Б. Тилден, Э. Вайнс, Д. Бадж (США), А. Уилдинг (Новая Зеландия), Н. Брукс (Австралия), А. Коше, Ж. Баротра и Р. Лакост (Франция), Ф. Перри (Великобритания); у женщин: X. Уилс, Х. Джэкобс (США), С. Ланглен (Франция). В 1950—70 наилучших результатов добивались у мужчин — Л. Хоад, К. Розуолл, Р. Лейвер, Дж. Ньюком, Р. Эмерсон (Австралия), С. Смит, А. Эш, Д. Коннорс (США), М. Сантана (Испания), И. Настасе (СРР), Я. Кодеш (ЧССР), А. И. Метревели (СССР), у женщин — М. Конолли, А. Гибсон, Л. Моффит-Кинг, К. Эверт (США), М. Буэну (Бразилия), М. Смит-Корт, И. Гулагонг (Австралия), О. В. Морозова (СССР).
         В России Т. начал культивироваться в конце 70-х гг. 19 в.; первые клубы созданы в конце 80-х гг. Чемпионаты проводились с 1907, в 1908 создан Всероссийский союз клубов лаун-тенниса (с 1912 член ИЛТФ). В международных соревнованиях русские теннисисты впервые участвовали в 1903. В 1914 было 48 клубов.
         1-й чемпионат СССР проведён в 1924. В 1928 Т. был в программе 1-й Всесоюзной спартакиады в Москве. В 1923 создана Всесоюзная секция Т., которая в 1956 преобразована в Федерацию Т. СССР (с 1956 в ИЛТФ). Т. включен в программу Спартакиад народов СССР. В 1974 Т. культивировался в 1,3 тысяче коллективов физкультуры (около 37 тысяч спортсменов, в том числе свыше 11 тыс. чел., имеющих спортивные разряды, около 200 мастеров спорта, 16 заслуженных мастеров спорта, свыше 500 тренеров, 2,1 тысяч общественных инструкторов, 2,7 тысяч спортивных судей). Советские спортсмены выступают в соревнованиях на Кубок Дэвиса с 1962, в Уимблдонском турнире с 1958, в Открытом чемпионате Франции с 1961, на чемпионате Европы с 1969. Высшие достижения: в Кубке Дэвиса — 3-е место в 1974, 1976, на чемпионатах Европы в 1968—76 — первые места в командном зачёте и большинство первых мест в отдельных видах одиночных и парных соревнований, абсолютная победа на Универсиаде 1973, в Уимблдонском турнире в 1969—74 — вторые места в отдельных видах 4 раза; на Открытом чемпионате Франции —3-е место среди мужчин в 1972. Развитие советской школы Т. связано с именами таких деятелей физкультуры и спорта, как И. А. Кулев, В. В. Коллегорский, С. П. Белиц-Гейман, А. В. Правдин, С. С. Ломакин, Д. А. Государев, Ю. К. Ребане, В. В. Канделаки, Н. С. Теплякова, А. Хангулян, Э. Я. Крее, В. М. Бальва, Е. В. Корбут и др. Неоднократные чемпионы СССР — Е. А. Кудрявцев, Э. Э. Негребецкий, Б. И. Новиков, Н. Н. Озеров, С. С. Андреев, С. А. Лихачев, А. И. Метревели, О. В. Морозова, А. В. Дмитриева, Г. П. Бакшеева, М. В. Крошина и др.
         Лит.: Белиц.-Гейман С. П., Техника тенниса, М., 1966; его же, Искусство тенниса, М., 1971; Корбут Е. В., Теннис (10 уроков техники и тактики), М., 1969.
         С. П. Белиц-Гейман.
Современная Энциклопедия
ТЕННИС (лаун-теннис) (английское lawn - лужайка и tennis, возможно, от французского tenez - вот вам, берите), спортивная игра с мячом и ракетками на площадке - корте с сеткой (высота 91 см) посредине. Известен с середины 15 в.; современный теннис зародился в Великобритании в 19 в., в России - в конце 1870-х гг. В 1913 основана Международная федерация тенниса (ИТФ); объединяет около 150 стран. Чемпионаты Европы в 1969 - 83, мира с 1978; в программе Олимпийских игр в 1896 - 1924 и с 1988. Среди других крупнейших международных соревнований: личные - Уимблдонский турнир (с 1877), командные - Кубок Дэвиса (с 1900).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Tonnies) Фердинанд (1855-1936) - нем. социолог, один из основоположников социол. науки в Германии. В 1881 защитил докт. дис. по философии в Кильском ун-те; здесь же работал до 1933 (с 1909 ~ экстраординарный проф., с 1913 — ординарный проф.). В 1909 вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером основал Нем. социол. об-во; был первым его президентом (1909-33). На воззрения Т. оказали значит, влияние истор. школа права (Ф. К. Савиньи, Г. Мейн, Л.Г. Морган, И.Я. Бахофен), рационалистич. философия Гоббса и Спинозы, филос. взгляды Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, социол. и экон. концепции Маркса.
        Важнейшая работа Т.— “Община и об-во. (Теорема философии культуры)” (1881).В ней он ввел противопоставление двух типов социальных связей — “общины” (Gemeinschaft) и “об-ва” (Gesellschaft). Это противопоставление связано с наличием у людей двух типов воли: “сущностной” (Wesenwille) и “избирательной” (Kurwille). “Сущностная” воля представляет собой волю об-ва как целостного “тела”; она преимущественно иррациональна и внеиндивидуальна; это “воля, поскольку в ней содержится мышление”. “Избирательной” же Т. называет суверенную волю индивида, стоящего перед рац. выбором; это “мышление, поскольку в нем содержится воля”, расчлененная социальная воля. Человеку в любом об-ве присущи оба типа воли; и оба они находят выражение в его социальном поведении. Проявлением “сущностной” воли в об-ве является аффективное, традиц. и ценностнорац. поведение, проявлением “избирательной” — целерац. поведение, направленное на достижение рационально поставленной цели и использующее для этого рационально адекватные средства (прежде всего базирующееся на рац. обмене).
        “Сущностная” воля создает условия для общения и является фундаментом “общинных” социальных связей, включающих родств. отношения, отношения соседства и отношения дружбы; в общинных социальных связях значит, место занимают элементы эмоц. привязанности и спонтанности. Сфера “общинной” жизни является сферой преимущественного проявления “женственности”: это мир личного общения, домашней жизни и домашнего хозяйства, обществ. единения людей, ремесла и рукоделия, мир деятельности как самоцели, мир спонтанности и наивной красоты. К преимущественно “общинным” типам хозяйственной деятельности относятся земледелие (как сфера единения человека с землей) и ограниченное узкими семейными или цеховыми рамками ремесленное производство. “Общинные” социальные связи доминируют в сельской жизни. “Сущностная” воля является источником таких важных компонентов культуры, как религия, изящные искусства, танец, музыка, язык. Общий эмоц. тон общинного образа жизни — простосердечие, свободное самовыражение и спонтанность настроений. Мир “общины” — благоприятная почва для развития воображения и человеч. фантазии.
        “Избирательная” воля создает иной тип социальных связей — “об-во”. Деятельность, ею предопределяемая, не замыкается на самой себе, а характеризуется направленностью вовне (Т. характеризует ее как преимущественно “мужскую” деятельность). Типичными формами такой деятельности является торговля, для к-рой свойственно противоборство частных индивидуальных воль, промышленность, к-рой присуще противостояние человека неподатливой, сопротивляющейся, чуждой и враждебной материи, и наука, дающая человеку интеллектуальное господство над природой. Деятельность, продиктованная “избират.” волей, не является самоцелью; она всегда бывает средством для достижения целей; характерными ее свойствами является оформленность, формальность и искусственность как отсутствие наивной непосредственности. Мир “общества”, формируемый множеством “избирательных” воль, — это мир несовпадающих интересов, противоречий, противостояния, планирования, торга и рац. выбора. В фундаменте этого мира лежит принцип индивидуализма; данный тип социальных связей является типичным для крупного города.
        Об-во постепенно возникает и развивается на базе общины: “непосредств. (наивная) деятельность переходит в рефлектирующую, а последняя развивается в более сознат. выбор средств и, т.о., ведет к более резкому различению целей, и, в конце концов, даже к противоположению средств целям”. Вместе с тем, “обществ.” социальные связи имеют тенденцию к вытеснению “общинных”: социальный мир исторически, по мере постепенного развития торговли и денежного обращения, промышленности, городов и науки, становится все более и более рациональным.
        Понятия “общины” и “об-ва” трактуются Т. в качестве идеальных типов, как два полюса континуума, в к-ром можно разместить любое из существующих социальных образований. В каждом конкр. об-ве, как полагал Т., в той или иной пропорции присутствуют оба типа социальных связей — “общинный” и “общественный”. Констатируя истор. тенденцию рационализации социальных отношений между людьми, в области практич. политики Т. выступал как сторонник обществ. прогресса. Идеи Т. (типология “община/об-во”, а также принципы социол. объективности, проект создания формальной социологии) пользовались большой популярностью в пер. пол. 20 в., широко обсуждались и оказали опр. воздействие на развитие теорет. социологии и антропологии.
 
Соч.: Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920; Sozio-logische Studien und Kritiken. Bd. 1-3. Jena, 1925-29; Geist der Neuzeit. Lpz., 1935; Einfuhrung in die Soziologie. Stutt., 1965; Общение и об-во // Зомбарт В. Социология Л., б.г.; Эволюция социального вопроса. СПб., 1908.
 
Лит.: История бурж. социологии XIX — нач. XX в. М., 1979.
 
В. Г. Николаев
Орфографический словарь Лопатина
т`еннис, т`еннис, -а
Словарь Ожегова
Т’ЕННИС [тэ ], -а, муж. Парная спортивная игра маленьким мячом, к-рый перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт. Играть в т. Соревнования по теннису. Настольный т. (пинг-понг).
прил. теннисный, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
Т’ЕННИС [тэнис], тенниса, мн. нет, ·муж. (спорт.).
1. То же, что лаун-теннис.
2. Место, где играют в эту игру (·разг. ). Пойти на теннис.
• Настольный теннис (спорт.) - то же, что пинг-понг.
Толковый словарь Ефремовой
[теннис]
м.
1) Спортивная игра, проходящая на корте и заключающаяся в перебрасывании при помощи ракеток маленького мяча от одного игрока к другому через низко натянутую сетку.
2) Соответствующий вид спорта.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Теннис (Tonnies) Фердинанд (26. 07.1855, Рип, близ Олденсворта, Шлезвиг,- 11.04.1936, Киль) - немеций социолог и историк философии, один из основоположников социологии в Германии, один из основателей Немецкого социологического общества и его президент (1909-1933), сооснователь и президент Гоббсовского общества (Societas Hobbesiana). С 1909-экстраординарный профессор, с 1913 - ординарный профессор Кильского университета, где продолжал читать лекции вплоть до отставки нацистами (1933).
На формирование взглядов Тенниса оказали значительное влияние политическая философия Гоббса, иррационалистическая философия Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, а также взгляды основоположников марксизма. Им написаны биографии Гоббса и Маркса. Социология Тенниса - один из первых опытов построения системы формальных, "чистых" категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений. Теннис подразделяет социологию на "общую" и "специальную". Первая им подробно не рассматривается. По замыслу Тенниса, она должна изучать все формы сосуществования людей, включая биоантропологические, демографические и другие аспекты, общие с формами социальной жизни животных. Вторая, подразделяемая на "чистую" (теоретическую), "прикладную" и "эмпирическую" (социографию) изучает собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, по Теннису, тогда, когда сосуществующие люди находятся в состоянии "взаимоутверждения". В основу социальной связи Теннис кладет волю (им же впервые введен термин "волюнтаризм" для обозначения соответствующих философских учений). Тип воли определяет тип связи. Возможно взаимоотталкивание, взаимоотрицание воль, но оно не должно рассматриваться в рамках "чистой" социологии, поскольку там, где вражда играет главенствующую роль, есть некая совокупность людей, но нет подлинно социальной связи.
Типология взаимоутверждающей воли подробно разработана Теннисом в его главном труде "Община и общество" (1887). Теннис различает "волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля". Первый тип воли Т. называет "сущностной", второй - "избирательной" волей. Сущностная воля является "психологическим эквивалентом тела". Поэтому все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения и побуждения, реализующиеся в деятельности, рассматриваются именно в связи с данным типом. Мышление же предполагает, что воля как организм уже вполне сформирована; в ней наличествуют бесчисленные зачатки, представления будущей деятельности. Мышление приводит их в систему, выстраивает иерархию целей. Если сущностная воля предстает в формах инстинктивных влечений, привычки и памяти, то избирательная - в формах "умышленности" (свободного поведения вообще), "произволения" (отдельных действий) и понятия (связывающего само мышление определенным словоупотреблением).
Совокупная форма избирательной воли, содержащая в себе элементы воли сущностной, представляет собой мыслительную систему целей, намерений, средств, целый "аппарат", содержащийся в людских головах и называемый "устремлением". Все типы и формы воли находят выражение в некоторой деятельности или поведении. Социальные, взаимоутверждающие отношения людей возникают из направляющей их деятельность воли. Отсюда - основная типология социальности у Тенниса: сообщество (община), где господствует первый тип воли, и об-во, где господствует второй. Субъектом сущностной воли Теннис называет "самость", т. е. органическое единство, определенное самим собой, но способное включать в себя другое, меньшие органические единства или, соотносясь с другими, равными себе, единствами, конституировать и репрезентировать целое. Так, при отношениях родства семью как целое репрезентируют ее части: мать ч дети, братья и сестры, отец (это различные виды отношений и позиций в семье), причем каждый человек-самостоятельная органическая единица; лишь в семье как целом он отец или брат, а семья как целое конституирована отношениями ее членов. Одновременно это целое есть форма, не зависящая от данных конкретных людей, которые составляют ее преходящую материю. В этом качестве она является предметом чистой социологии. Наряду с семьей к отношениям "общинного" ("сообщностного") типа относятся соседство и дружба.
Субъект избирательной воли - "лицо" (что предполагает формально-юридические понятия). Единство "самости" обеспечено ее внутренне необходимым самоопределением. "Лицо" есть внешнее механическое единство, определяемое внешним, случайным образом. Это идеальная конструкция мышления, ищущего единства во множестве проявлений, и как таковая может относиться и к индивиду, и к коллективу. Естественный представитель "индивидуального лица" - отдельный человек, который в этом качестве независим от других лиц. Они равны, неограниченно свободны в целеполагании и выборе средств - отсюда и рационально-избирательные, а не эмоционально-органические отношения между ними.
Множество лиц способно составить систему и конституировать "фиктивное лицо", представленное собранием или опять-таки отдельным индивидом. Если "общинные" отношения предполагают "высшую самость", то "общественные" - "искусственное лицо". Отсюда следует и различие главных экономико-правовых категорий. В первом случае (община) речь идет о "владении", "земле", "территории", "семейном праве"; во втором (обществе) - об "имуществе", "деньгах", "обязательственном" (торговом) праве. Сюда же Теннис добавляет и противоположность статуса (Статуса социального концепции) и контракта (договора). Эти оппозиции дают Теннису возможность не только построить разветвленную систему "чистых" социологических категорий, но и рассмотреть под этим углом зрения процесс и смысл исторических изменений, что стало задачей второй части его "специальной социологии" - прикладной социологии.
Основная идея Тенниса состояла в том, что социальность преимущественно "общинная" в ходе истории все больше вытесняется социальностью преимущественно "общественной". Отсюда открывался путь для анализа нравов, права, семьи, хозяйствования, деревенской и городской жизни, религии, гос-ва, политики, обществ, мнения и т. д. С течением времени Теннис усложнил схему, предложенную в раннем труде, включив в нее такие характеристики, как плотность социальной связи (большую или меньшую степень единства), количество участников, товарищеский характер связи в противоположность отношениям господства и подчинения. В результате получалась очень подробная схема, в которой, например, отношения могут быть общинно-товарищескими или общинно-смешанными (т. е. основанными на смешении товарищества и господства - подчинения) и т. д. Могли добавляться и др. основания деления (например, группы могли делиться на естественные, душевные и социальные). В полном виде эта схема представлена в одной из последних работ Тенниса - "Введение в социологию" (1931). Теннис был широко известен и как социолог-эмпирик, организатор крупных статистических и социографических обследований. Но в истории социологии он остался прежде всего как автор "Общины и общества", оказавшей значительное влияние не только на немецкую, но и на всю западную социологию.
Соч.: I) Общение и общество//3омбарт В. Социология Л., б. г. С. 59-66. 2) Gemeinschaft und Gesellschaft. В., 1920. 3) Einfuhrung in die Soziologie. Stuttg., 1965. 4) Soziologische Studien und Kritiken. Jena. 1923-1929. 5) Studien zur Philosophie und Gesellschaftslehre im 17 Jahrhundert. Stuttg., 1972.
Новый философский словарь
(Tonnies)
Фердинанд (1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887); "Маркс. Жизнь и учение" (1921); "Социологические очерки и критика" (т. 1-3, 1925-1929); "Введение в социологию" (1931) и др. Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Гоббса, Спинозы, Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник "исторической школы"), Г. Мейна ("Древнее право"), Моргана, И.Я. Бахо-фена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии. Т. остается, несмотря на "теннисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится не одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлекти-рован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в. В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемый мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо". В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера, "избирательная воля" связана с ценностнорацио-нальным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (целерациональ-ным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община"). Любая социальная целостность возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина "волюнтаризм"). "Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами". В силу "конструируемо-сти" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия". Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину". В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разно-векторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать. Кроме концепции "общины" - "общества", Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Бек-кером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний. Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента"). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и
товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной "социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии). Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т. выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись отсылкой на изучение "всех форм существования людей").
В.Л. Абушенко
Философский энциклопедический словарь
ТЕННИС (Tцnnies) Фердинанд (род. 26 июля 1855, ферма Рип, приход Ольденсворт, Шлезвиг – ум. 9 апр. 1936, Киль) – нем. социолог; профессор в Киле с 1891 по 1923. В произв. «Gemeinschaft und Gesellschaft» (1887) проводит четкий раздел между такими осн. социологическими понятиями, как общность и общество. Первая является продолжительной и подлинной формой совместной жизни в семье и народе. В процессе развития она частично вытесняется обществом, которое представляет собой механическую целесообразную конструкцию и находит свое выражение в больших городах и в государстве: здесь господствуют эгоизм, разграничения, контрасты, страсть к наживе, эксплуатация и т. п.; общество вырождается по мере исчезновения различных форм жизни в общностях. Др. произв.: «Thomas Hobbes», 1925; «Kritik der цffentlichen Meinung», 1922; «Soziologische Studien und Kritiken», 1925-1929; «Geist der Neuzeit», 1935.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТЕННИС


будет выглядеть так: Что такое ТЕННИС