Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТЕНЬ

Культурология. XX век. Энциклопедия
        универсалия культуры, возникшая из мифологии абрисов освещенности предметов и из гипотезы об автономной жизни этого абриса. Т. — своего рода знак естественного “языка” натуры, силуэтное означенье вещей и существ. Т. есть атрибут дневного мира и дневной культуры (к-рой противостоит утомительная “пестрота” цивилизации); выражение “ночные Т.” является неявной тавтологией. Т., однако, всей семантикой возможного отторжения связана с однородно сумеречным Загробьем и ночной свободой осн. персонажей демонологии. Мировая мифология загробной реальности неизбежно фиксирует его теневую фактуру, причем Т. здесь — не онтологич. мнимость, но осн. способ пост-существования (“мир Т.”, “милые Т.” — эти и подобные им словосочетания маркируют знаковое и, следовательно, смысловое присутствие мира здешнего в нездешнем состоянии и являются не метафорами, а квалификацией инородности). Ранние филос. трактовки Т. связаны с характеристиками повседневной, а не запредельной жизни (от “пещеры Платона” до соловьевского мнения о том, что подлинности этого мира — “только тени... от незримого очами”). В этом акценте Т. стала аргументом в борьбе за ценность трансцендентной реальности (монады, эйдосы, идеи; “духовные деятели” Н. Лосского; “мэон” Н. Минского; ментальные субстраты мистиков; астро-тела антропософов). Т. человека — предмет особой охоты для героев демонич. мира. Черт и бес лишены лица и Т.; последняя является для них формой алиби среди людей и “телесной” легитимизации. Т. для безличной твари (нежити) есть знак личности. Отнятие Т. у человека делает черта хозяином его жизни. Т. используется как маска живого на мертвом. Похищение или торговля Т. по условиям договора с нечистой силой приравнены к купле-продаже души. Душа есть светлая Т. бессмертия; Т. телесная есть неотменяемая память о смерти. Христианство персонифицирует эти векторы судьбы в сторожевых контрагентах всякого человека: ангел белый и ангел черный. Их борьбе за “теневой” приоритет лит-ра придала приключенч. характер (Шамиссо, Шварц). Т. удваивает предмет в реальном пространстве и в завременном существовании; отсюда — тема двойничества: от египет. “ка” (прижизненного двойника человека) и культа близнецов в архаич. культурах до образов расщепленной личности в прозе последних двух веков (“Двойник” Достоевского). Т. как самостоят, существо наделена в мифологии амбивалентными свойствами: Т. на свету неуязвима, ее нельзя убить, подвергнуть порче или прогнать (она есть как бы оглядка предмета или существа на самого себя), но смертная Т. Аида, искусившаяся обратным воплощением в прежнее тело, возвращается в обитель ночи, если нарушено условие, поставленное ее проводнику: не оглядываться на нее в лабиринте выхода. Так вернулась Т. Эвридики в мифе об Орфее, коль скоро, по одному из толкований, попытка вернуть ее к бытию “была самочинным насилием бытия земного над областью трансцендентного” (П. Флоренский). Общим местом стали сравнения быстротечности человеч. жизни с мельканием Т. (у Тютчева: “Вот наша жизнь <...> — Не светлый дым, блестящий при луне, а эта тень, бегущая от дыма...”). Эстетика Т. знает театр Т. и искусство силуэта, вырезанного или закрашенного. Живопись осваивает Т. с открытием прямой перспективы; обратная перспектива фрески и иконы не знает Т. Чист от Т. мир сакральной образности, которая строит свою картину мира в параметрах физики иного и в ангельском пространстве света Фаворского. Т. в живописи эволюционизирует от полупрозрачных абрисов Боттичелли (“Три грации”) до утяжеленно-соматич. проработки цветной Т. в опытах импрессионистов. Поэтика Т. работает и на мимикрию реализма: чем абсурднее на полотнах Дали или в супрематич. композициях Малевича изображенные ими сюрреалистич. существа и вещи, тем рельефнее их присутствие свидетельствует тщательно выписанная фактура Т. Виртуозная философия Т. разработана в Др. Китае: инь акцентируется как затененность, что повлияло на эстетику и опыт раннего си-нема в России (С.М. Эйзенштейн). Совр. эстетика Т. недалеко ушла от геометрии плоскостного мира и пытается создать синэстезию Т. (А. Вознесенский) и особую метафорику Т. смыслов, сложно пересекающихся в стиховом пространстве контекста (см. теневую графику в конструкциях постмодерна).
 
Лит.: Минский Н.М. Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929; Дзюнъичироо Танизаки. Похвала Тени / / Восточное обозрение. Б.м., 1939, № 1; Вознесенский А.А. Тень звука. М., 1970; Каган Ю.М. По поводу слова “umbra” — “тень” // Античность и современность. М., 1972; МейерА.А. Философские сочинения. Париж, 1982; Эйзенштейн С.М. Неравнодушная природа // Эйзенштейн С.М. Собр.соч. М., 1964. Т. 3; Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994; Лосский Н.0. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.
 
К. Г. Исупов
Идеографический словарь
^ отображение
^ фигура, посредством, луч света
тень - проекция контура фигуры на поверхность при освещении прямыми лучами.
полутень.
отбрасывать тень. бросать тень. падает тень. тень легла.
затенить. притенить.
застить.
тенистый (# аллея). теневой (# сторона).
бестеневой (# лампа).
в тени (прятаться #. скрыться #).
в тень (уйти #).
v затмение, терминатор.
см. экран
Орфографический словарь Лопатина
тень, тень, -и, предл. в тен`и, мн. -и, -`ей
Словарь Даля
жен. сень, стень, затинь, застень, ·*южн., ·*зап. холодок; отсутствие прямого, лучистого света, особ. солнечного, перенятого каким-либо предметом, который застеняет, застит, омрачает. На солнце жарко, пойдем в тень, под тень. Тише тени прошел да чох одолел! Он тени (духу) его боится. Он сам своей тени боится. Девушка, что тень: ты за нею, она от тебя: ты от нее, она за тобой. Мету-мету, не вымету, несу-несу, не вынесу: как пора придет, сама уйдет (тень)
Темное пятно, с очерком предмета, от которого тень падает; зазащенное место. Тень дерева, тень дома, человека. Полуденная тень самая короткая. Солнечные часы указывают тенью стрелки.
Тень, в живописи: затинок, оттенок, более темная краска, в подражанье теням природным. Тени шерстей, шелков, разные оттенки одной краски, цвета темные, светлые, яркие, подбор цветов.
Душа умершего, человек бесплотный, в поверьях, рассказах, видениях или явлениях, приведенье. Тень его явилась мне. Теневой, к тени относящийся. Теневые места картины. теневой шелк, подобранный под тень. Теневой рисунок, с оттенкою, ·противоп. очерк. Тенистый, обильный тенью. Тенистое дерево, сильно, широко затеняющее; -место, хорошо и густо затененное. Тенник, местечко в затине, в тени. Все нежные растенья стоят в теннике. /
Затин, щиток на свечу, на лампу. Тенить, от(за)тенять, класть тени; темнить, застить. -ся, затеняться.
Словарь Ожегова
ТЕНЬ, -и, в тени, мн. -и, -ей и -ей, жен.
1. Место, защищённое от попадания прямых солнечных лучей. Температура +20° в тени. Сидеть в тени. Держаться в тени (также перен.: скромно, не стараясь подчёркивать свою роль в каком-н. деле). Спрятаться (уйти) в т. (также перен.: в сторонку, стараясь быть незаметным, не обращать на себя внимание).
2. Тёмное отражение на чём-н. от предмета, освещенного с противоположной стороны. Дерево отбрасывает т. Этот человек его т. (перен.: неотступно следует за ним). Театр теней (действия теней, получаемых от плоских кукол, движущихся между источником света и экраном).
3. Неотчётливое очертание фигуры, силуэт (во 2 знач.). В саду мелькнула неясная т.
4. перен., чего. Отражение в движениях лица какого-н. внутреннего состояния, волнения. Пробежала т. неудовольствия. Промелькнула т. сомнения.
5. перен., чего. Призрак, воспроизведение чего-н. (книжн.). Тени прошлого. Встали тени былого.
6. перен., чего. Малейший признак, малейшая доля чего-н. Нет и тени сомнения.
7. перен. Подозрение в чём-н. Бросить т. на чьё-н. доброе имя.
8. мн. (род. ей). Оттеняющие косметические краски для лица, век.
9. Затемнённое, оттенённое место на рисунке, картине, изображении. Класть тени.
• Тень наводить, наводить тень на ясный день (разг.) намеренно вносить неясность в дело, стараясь сбить с толку.
Только (одна) тень осталась от кого (разг.) очень исхудал.
прил. теневой, -ая, -ое (к 1, 2, 8 и 9 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
см. малость, призрак || бросать тень, наводить тень, царство теней
Словарь Ушакова
ТЕНЬ, тени, в тени, мн. тени, теней и (·устар.) теней, ·жен.
1. только ед. Темное пространство, отгороженное, застланное чем-нибудь от источника света, куда не проникают лучи света. «Под навесом в черной тени жевали лошади.» А.Н.Толстой. «Пешеход, отирая пот с лица, искал тени.» Гончаров.
2. перен., только ед. Незаметное, невидное, тихое, укромное место, положение. «Не так ли я в былые годы провел в бездействии, в тени мои счастливейшие дни.» Пушкин. «Стих, притаился в тени барин, прослышав свободу.» Некрасов. Держаться в тени.
3. Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света. Чем выше Солнце, тем короче тени от деревьев. Солнце заходит, длинные тени ложатся на землю. «И сосен по дороге тени уже в одну слилися тень.» Тютчев. «Настала ночь, покрылись тенью Тавриды сладостной поля.» Пушкин. «Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.» А.Блок. «По тени узнал я ворону как раз.» Некрасов. Высокая стена дает (или отбрасывает) длинную тень. На его лицо падала тень от абажура. «Там нежила меня теней прохлада.» Пушкин. «(Солнце) наводило на дальний бугор света и теней недвижный узор.» Некрасов.
Изображение такого темного отсвета в живописи. Класть тени. Распределение света и тени на картине.
4. перен. Отражение какого-нибудь внутреннего состояния в движении лица, глаз и т.п. По лицу его пробежала тень неудовольствия.
5. *****
6. перен., только ед. Малейшая доля, малейший признак чего-нибудь (·книж. ). У меня нет ни тени сомнения в моей правоте. Другое дело, если б его возражения имели хотя бы тень убедительности.
7. Призрак, привидение, дух умершего (·первонач. в суеверных представлениях, затем - ·поэт. ). Загробная тень. «Лишь по ночам, склонясь к долинам, ведя векам грядущим счет, тень Данта с профилем орлиным о Новой жизни мне поет.» А.Блок. «И много милых теней восстает.» Жуковский. «Еще доныне тень Назона дунайских ищет берегов.» Пушкин. «Она скиталась по дому, как тень, неслышными шагами.» А.Тургенев. «Бледна, как тень, с утра одета, Татьяна ждет.» Пушкин.
8. Неясное очертание человеческой фигуры, силуэт. «В окнах везде светились огни, мелькали тени.» Гончаров. «Друг беззащитный, больной и бездомный, вдруг предо мной промелькнет твоя тень!» Некрасов. «Увидели две тени, проходившие в просвете между деревьями.» Л.Толстой.
9. перен., только ед. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-нибудь добропорядочности, что-нибудь, порочащее репутацию. Тень падает на кого-нибудь. Бросить, набросить, кинуть тень на кого-нибудь. Тень ложится на кого-нибудь.
• Наводить тень (·разг.) - перен. затуманивать дело, намеренно *****
Словарь эпитетов
1. Темное отражение на чем-либо предмета, освещенного с противоположной стороны.
О величине, форме, густоте, цвете.
Ажурная, бледная, большая, волнистая, вытянутая, гигантская, глубокая, голубая, громадная, густая, густо-синяя, длинная, дымная, жидкая, жидко-зеленоватая, заостренная, зеленая, золотая, зубчатая, исполинская, короткая, кружевная, крупная, кудрявая, куцая (разг.), лапчатая, легкая, лиловая, мертвенно-синяя, молочно-голубая, мутная, мягкая, неопределенная, нечеткая, неясная, огромная, плотная, полупрозрачная, причудливая, продолговатая, прозрачная, размытая, расплывчатая, растянутая, редкая, резкая, светлая, свинцовая, седая, серая, сетчатая, сизая, синяя, сквозная, слабая, слитная, смутная, странная, темная, темно-мглистая, темно-серая, темно-синяя, тонкая, тусклая, угловатая, удлиненная, узорчатая, черная, четкая, широкая, ясная.
О подвижности тени; о ее психологическом восприятии.
Беглая, бегущая, бесшумная, боязливая, вкрадчивая, дрожащая, зыбкая, летучая, мелькающая, мрачная, мягкая, неуловимая, пляшущая, ползучая, робкая, скользящая, строгая, таинственная, трепетная, трепещущая, угрюмая, унылая, шаткая. Душная.
2. Место, заслоненное чем-либо от солнца; затененное пространство.
Блаженная, большая, глубокая, густая, дубравная, жидкая, мирная (устар. поэт.), мрачная, обильная, огромная, отрадная, приятная, прозрачная, прохладная, свежая, свежительная (устар.), сладостная, сплошная, хладная (устар.), холодная, хранительная (устар.), широкая. Тощая, уютная.
3. Неясное, трудно различимое в темноте очертание кого-, чего-либо; призрак, привидение.
Безгласная, безмолвная, бесформенная, бледная, волшебная, грозная, густая, диковинная, дьявольская, жуткая, загадочная, зловещая, мерцающая, молчаливая, мрачная, немая, необычная, непонятная, нервная, неясная, полупрозрачная, прозрачная, слабая, смешная, смутная, странная, страшная, таинственная, тихая, туманная, тусклая, угрюмая, ужасная, уродливая, фантастическая, черная, чертовская (разг.), чудовищная.
Толковый словарь Ефремовой
1. ж.
1)
а) Темное пространство, заставленное, отгороженное чем-л., куда не проникают лучи света.
б) перен. Тихое, укромное, незаметное, невидимое место.
2)
а) Темное отражение, падающее на окружающую поверхность от той стороны предмета, которая не обращена к источнику света.
б) Изображение такого отсвета в живописи.
3) перен. Отражение какого-л. внутреннего состояния человека на его лице, в его глазах.
4)
а) перен. След, отпечаток, пережиток чего-л.
б) Чей-л. образ, рисующийся в воображении.
5) перен. Слабый намек на что-л.
6) перен. Неотчетливое очертание фигуры человека; силуэт.
7) перен. Подозрение, вызывающее сомнение в чьей-л. добропорядочности.
2. ж. разг.
1) Тот, кто постоянно бывает с кем-л., всюду следует за ним.
2) перен. Бледный, исхудавший, изможденный человек.
Воровской жаргон
лицо, следящее за преступниками
Рус. арго (Елистратов)
ТЕНЬ, -и, ж. (или тень отца гамлета).
1. Худой, истощенный человек.
2. Праздношатающийся, бездельник.
Шляются тут тени всякие.
Чего ты тут шляешься, тень отца Гамлета?
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ТЕНЬ, область, заслоненная от источника света и потому являющаяся относительно темной. Размеры тени зависят от расстояния между источником света и заслоняющим объектом. Когда источник света распространяется на большой участок, контуры тени расплывчаты; когда источник света частично виден, то возникает область полутени, лежащая по краям более темной области полной тени.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТЕНЬ


будет выглядеть так: Что такое ТЕНЬ