Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от Теле... и слова видение)
        область науки, техники и культуры, связанная с передачей зрительной информации (подвижных изображений) на расстояние радиоэлектронными средствами; собственно способ такой передачи. Наряду с Радиовещанием Т. — одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, научно-познавательной, учебной) и одно из основных средств связи, используемое в научных, организационных, технических и др. прикладных целях (например, в системах диспетчеризации (См. Диспетчеризация) и контроля в промышленности и на транспорте, в космических и ядерных исследованиях, в военном деле и т. д.).
         Основные принципы телевидения и их техническая реализация. Конечным (приёмным) звеном телевизионной передачи служит человеческий Глаз, поэтому телевизионные системы строятся с учётом особенностей зрения (См. Зрение). Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы — рельефными, расположенными в объёме некоторого пространства, а события — в динамике, движении: следовательно, идеальная телевизионная система должна обеспечивать возможность воспроизводить эти свойства материального мира. В современном Т. задачи передачи движения и цвета успешно решены (и технически, и практически). На стадии испытаний находятся телевизионные системы, способные воспроизводить рельефность предметов и глубину пространства (см. Стереоскопическое телевидение).
         Для телевизионной перначи изображений необходимо осуществить 3 процесса: преобразование света, испускаемого объектом передачи или отражаемого им, в электрические сигналы; передачу электрических сигналов по каналам связи (См. Канал связи) и их приём; обратное преобразование электрических сигналов в световые импульсы, воссоздающие оптическое изображение объекта. Принципиальная основа для реализации этих процессов была заложена в трудах У. Смита (США), открывшего (1873) внутренний фотоэффект (См. Фотоэффект внутренний), А. Г. Столетова, установившего (1888) основные закономерности внешнего фотоэффекта; А. С. Попова — изобретателя радиосвязи (См. Радиосвязь) (1895); Б. Л. Розинга, разработавшего (1907) систему «катодной телескопии» (при которой для воспроизведения изображений использовалась электроннолучевая трубка) и осуществившего (1911) первую в мире телевизионную передачу (в лабораторных условиях) по такой системе. Однако чтобы довести Т. до стадии практического применения, необходимо было решить множество др. сложных вопросов.
         Рассматривая предметы непосредственно, можно различать очень мелкие детали (в соответствии с разрешающей способностью глаза). Поэтому формально можно считать оптическое изображение, проецируемое на сетчатку глаза, состоящим из m разрешимых деталей (элементов). Каждый такой элемент можно охарактеризовать яркостью В, цветностью (так называемым цветовым тоном и чистотой цвета р) и геометрическим местом (координатами х, у), то есть описать многомерной функцией fi (B, , р, х, у); всё изображение описывается функцией
         0118189980.tif .
        Это справедливо и для Т., где оптическое изображение объекта передачи проецируется (оптической системой) на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки (См. Передающая телевизионная трубка); число m в этом случае определяется разрешающей способностью трубки и размерами телевизионного Кадра. Практически число m ограничивается техническими возможностями системы и её назначением и, например в вещательном Т. СССР, составляет около 500 тысяч элементов (в 1 кадре).
         Если координаты х и у каждого элемента известны, для воспроизведения состояния элемента требуется передача трёх его параметров В, и р, для чего необходимы три канала связи, а для воспроизведения всего изображения — 3 m каналов (в случае стереотелевидения число каналов ещё удваивается, так как требуется передача изображений отдельно для левого и правого глаза). Отсюда очевидно, что одновременная передача всех элементов изображения практически невозможна. Поэтому в Т. принят принцип последовательной передачи изображений (поочерёдно — элемент за элементом), предложенный португальским учёным А. ди Пайва (1878) и независимо от него П. И. Бахметьевым (188Э). Возможность такой передачи основывается на свойстве человеческого зрения воспринимать пульсирующий свет как непрерывный, если частота пульсаций превышает критическую, которая зависит от яркости источника и составляет несколько десятков пульсаций в сек. Процесс последовательного преобразования элементов изображения в электрические сигналы при передаче и обратный процесс при приёме носят название развёртки (См. Развёртка оптическая) изображения (см. также Телевизионная развёртка). Эти процессы анализа и синтеза изображения должны совершаться синхронно и синфазно.
         Закон развёртки определяется назначением телевизионной системы. Так, например, в современной телевизионной вещательной системе принята линейно-строчная развёртка, при которой образующийся кадр изображения имеет горизонтально-строчную структуру. Для поддержания синфазности развёрток в конце каждой строки и кадра передаются синхронизирующие импульсы. Тем самым Телевизионная станция управляет развёртками всех Телевизоров в зоне своего действия. Одно из первых устройств для передачи элементов изображения, основанное на применении вращающегося диска с отверстиями, было предложено П. Нипковым (1884). Диск Нипкова применялся в ранних, ещё несовершенных механических системах Т. Техническая реализация процессов преобразования и восстановления оптического изображения в современное Т. осуществляется главным образом вакуумными электроннолучевыми трубками. Практическое освоение электронных систем Т., основанное на использовании таких приборов, относится к концу 20-х — 30-м гг. 20 в. и связано с именами В. К. Зворыкина и Ф. Фарнсуорта (США), К. Свинтона (Великобритания), В. П. Грабовского, С. И. Катаева, А. П. Константинова, Б. Л. Розинга, П. В. Тимофеева, П. В. Шмакова (СССР), а также многих др. изобретателей. Среди передающих трубок наиболее распространены Видиконы (с внутренним фотоэффектом) и Суперортиконы (с внешним фотоэффектом), среди приёмных — различные Кинескопы.
         Исторически Т. развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения. В черно-белом Т. (см. рис.) яркостный сигнал (Видеосигнал) на выходе передающей трубки подвергается усилению и преобразованию (см. Телевизионный сигнал). Каналом связи служит радиоканал или кабельный канал (см. Телевизионная передающая сеть). В приёмном устройстве принятые сигналы преобразуются в однолучевом кинескопе, экран которого покрыт люминофором белого свечения.
         В цветном телевидении (См. Цветное телевидение), кроме яркостной составляющей, передаётся и информация о цветности каждого элемента. Поскольку всё многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически из трёх основных — красного, зелёного и синего, взятых в определённых пропорциях, то Телевизионная передающая камера содержит не одну, а три трубки — для создания яркостного сигнала и сигналов основных цветов. Все эти сигналы при передаче (на телецентре) подвергаются кодированию, а при приёме (в телевизионном приёмнике) — декодированию. Цветной кинескоп — трехлучевой, с мозаичным (образованным люминофорами красного, зелёного и синего свечения) экраном.
         Классификацию систем Т. производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку — черно-белые (монохромные), цветные, стереомонохромные и стереоцветные; по форме представления сигналов (видеоинформации) — аналоговые и дискретные (цифровые); по частотному спектру канала связи — широкополосные (с полосой пропускания (См. Полоса пропускания), равной полосе вещательного канала или больше её) и узкополосные (с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь, подразделяться по частным признакам, например по способу развёртки изображений или по очерёдности передачи той или иной информации.
         За годы практического использования Т. прочно вошло в жизнь людей. Наибольшее распространение оно получило как телевизионное вещание. Телевизионную аппаратуру применяют при решении разнообразнейших задач в науке, медицине, в различных отраслях народного хозяйства (см. Промышленное телевидение, Подводное телевидение, Проекционное телевидение, Замкнутая телевизионная система). В 1962 появилось (в СССР) космическое Т. (см. Космовидение), средства которого действенно используются в экспериментах по изучению и освоению космоса. В ближний космос запускаются искусственные спутники Земли и орбитальные станции, требующие телевизионного обслуживания. Т. сделало доступной изучению невидимую с Земли сторону Луны (См. Луна). Проведён уникальный эксперимент по управлению автоматическими космическими станциями «Луноход-1» и «Луноход-2» на расстоянии около 400 тысяч км (см. Лунный самоходный аппарат) при помощи телевизионной аппаратуры. Сделаны фототелевизионные снимки Луны и ряда планет — Меркурия, Венеры, Марса и Юпитера. Яркий пример использования Т. в космосе — космический полёт по программе ЭПАС (июль 1975), потребовавший организации сложной телевизионной связи между двумя континентами и с космическими кораблями. Потребность в Т. в свою очередь вызывает необходимость совершенствования Т., использования его новых качеств.
         Перспективы развития Т. связаны с внедрением в практику Т. кассетного кино (См. Кассетное кино), стереоскопического Т., с разработкой систем стереоцветного Т. и многоракурсного Т. (допускающего боковой обзор воспроизводимого объёмного изображения), с использованием в Т. методов голографии (См. Голография).
         Лит.: Лазарев П. П., Очерки истории русской науки, М.—Л., 1950: Справочник по телевизионной технике, пер. с англ., т. 1—2, М.—Л., 1962; Телевидение, под ред. П. В. Шмакова. 3 изд., М., 1970; Шумихин Ю. А., Телевидение в науке и технике, М., 1970; Телевизионная техника, М., 1971; Казиник М. Л., Макеев Г. М., Сафрошин Н. А., Основы телевидения, 3 изд., М., 1973; Брацлавец П. Ф., Росселевич И. А., Хромов Л. И., Космическое телевидение. 2 изд., М., 1973; Самойлов В. Ф., Хромой Б. П., Телевидение, М., 1975; Новаковский С. В., Цветное телевидение, М., 1975.
         П. В. Шмаков.
         Телевизионное вещание — одно из массовых средств информации и пропаганды, воспитания, просвещения, организации досуга населения. В СССР и др. социалистических странах Т. освещает деятельность коммунистических и рабочих партий, государственных органов, участие трудящихся в коммунистическом и социалистическом строительстве, раскрывает особенности социалистического образа жизни, служит формированию общественного мнения, идейному, нравственному и эстетическому воспитанию масс, ведёт пропаганду миролюбивой внешней политики. Советское Т. как действенное средство коммунистического воспитания трудящихся занимает важное место в системе идеологической работы КПСС, является всенародной трибуной, с которой выступают передовые рабочие и колхозники, специалисты народного хозяйства, государственные и партийные работники, учёные, деятели литературы, искусства и др.
         В СССР телевизионным вещанием охвачена территория, на которой проживает большинство населения страны. Через международные телевизионные системы программы советского Т. принимаются в социалистических странах и многих др. государствах.
         В СССР опыты по передаче изображения на расстояние начались в первые годы Советской власти. Большое значение перспективам развития и практического применения Т. придавал В. И. Ленин. Получив 18 апреля 1921 сообщение о создании в Нижегородской радиолаборатории прибора, позволяющего «видеть на экране подвижное изображение», Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора и информировать о результатах дальнейших опытов. В 1930 в лаборатории Т. Всесоюзного электротехнического института под руководством П. В. Шмакова была разработана механическая система, дававшая изображение с разложением на 30 строк.
         С 1 октября 1931 малострочные телепередачи неподвижных изображений стали регулярными; начались передачи механического Т. в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 осуществлена первая передача движущегося изображения (телекино), в 1934 — со звуковым сопровождением.
         В начале 30-х гг. при Московском радиотрансляционном узле был создан специальный творческий сектор Т. Среди первых опытных передач малострочного Т. значительное место занимали общественно-политические, специальные кинофильмы для Т. (о праздновании 1 Мая, 15-летия Октябрьской революции 1917, пуске Днепрогэса и др.). В передачах участвовали М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе, Н. В. Крыленко, Н. А. Семашко; А. Г. Стаханов, В. П. Чкалов, С. С. Прокофьев, И. М. Москвин, В. И. Качалов и др.; показывались специальные мультфильмы, отрывки из пьес, концерты. В 1936 проведено 300 телепередач общим объёмом около 200 ч.
         Качественно новый этап в развитии Т. наступил в конце 30-х гг. с переходом от малострочного механического Т. к электронному. Экспериментальные передачи электронного Т. осуществлены в 1938 телецентрами Москвы и Ленинграда. С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания. Основное содержание составляли художественные программы: кинофильмы, концерты, театральные спектакли. В 1938 по Ленинградскому телевидению были показаны первый телеспектакль и первая тематическая передача (о 20-летии ВЛКСМ).
         Регулярное электронное Т. в Москве и Ленинграде началось в 1939. 10 марта 1939 в Москве был показан по телевидению фильм об открытии 18-го съезда ВКП (б) (снятый по заказу Т. «Союзкинохроникой»). В ноябре 1939 состоялась первая крупная общественно-политическая передача (о 20-летии 1-й Конной армии).
         С переходом на электронную систему намного улучшилось качество изображения, расширились творческие возможности Т., появились условия для создания массового телевещания.
         По телевидению стали показывать кинофильмы, концерты, театральные спектакли и телеспектакли. В 1940 поступили в продажу электронные телевизоры 17—Т—1 (с небольшим экраном, но чётким изображением). В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Т. в СССР, как и в др. странах, не функционировало. Первая послевоенная передача проведена 7 мая 1945; 15 декабря 1945 Московский телецентр первым в Европе возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю); в 1947 начал работать Ленинградский телецентр. В 1949 закончилась реконструкция Московского телецентра (передачи со стандартом чёткости 625 строк). С конца 40-х гг. налажено массовое производство телевизоров «Москвич Т-1», «Ленинград Т-2», «КВН-49». С конца 1946 стали регулярно передавать художественные и хроникальные кинофильмы. В 1948 введено в эксплуатацию внестудийное вещание; первая внестудийная передача — трансляция футбольного матча — проведена в 1949. Использование внестудийной техники значительно расширило возможности Т. В 1951 создана Центральная студия Т., позволившая осуществлять ежедневное телевещание в Москве, расширить объём документальных, общественно-политических, публицистических передач. В 1954 на Центральной студии Т. созданы редакции (отделы) пропаганды, промышленности, сельского хозяйства, науки, спорта. Ведущей формой документального вещания стали репортажи с заводов, строек, из совхозов, колхозов и т. д. В 1954 в Москве проведены первые экспериментальные передачи цветного Т. В феврале 1956 началось вещание по 2-й программе центральной студии Т., советское Т. стало многопрограммным. 1 мая 1956 впервые проведена прямая трансляция парада и праздничной демонстрации на Красной площади в Москве. Широко освещался по Т. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957). Стали регулярными информационные передачи о жизни страны и событиях за рубежом, показ снятых на плёнку театр. спектаклей (первый — фильм-спектакль Малого театра «Правда хорошо, а счастье лучше», 1951). В 1957 образован Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. К концу 50-х гг. Т. стало общесоюзным. В 1960 действовало 103 студии Т. и ретранслятора, среднесуточный объём вещания — 276,5 ч.
         С 1961 СССР — член международной организации Интервидение.
         В 1962 передачей репортажа с борта космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» положено начало космическому Т. В 1965 организована 3-я учебная программа Центрального Т., осуществлен обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком (при помощи искусственного спутника «Молния-1»). В 1966 проведена первая передача цветной телепрограммы из Парижа в Москву, с 1967 передачи цветного Т. стали регулярными.
         В 60-е гг. сложилась система информационно-публицистического телевещания: ежедневные выпуски «Телевизионных новостей» (с 1960), программа «Время» (с 1968), цикловые тематические передачи. В 1961 на киностудии «Мосфильм» создано творческое объединение «Телефильм». В 1965 показан первый многосерийный художественный телефильм «Вызываем огонь на себя». С 1966 регулярно проводятся всесоюзные фестивали телефильмов (первый — в Киеве). Дальнейшему развитию Т. способствовал ввод в строй Телевизионного технического центра (См. Телевизионный технический центр) им. 50-летия Октября в Москве (1967—70). Значительное достижение кинодокументалистики — многосерийный документальный телефильм «Летопись полувека», посвященный 50-летию Октябрьской революции 1917. Творческие возможности телевидения широко использованы при подготовке циклов «В. И. Ленин. Хроника жизни и деятельности» (около 40 художественных и документальных кино- и телефильмов), «По Ленинским местам» (1969—70) и др.
         КПСС и Советское правительство уделяют постоянное внимание развитию Т., росту его материально-технической базы, повышению идейного и художественного уровня вещания, роли его в деле формирования коммунистического мировоззрения, в идеологической борьбе с миром капитализма, в воспитании у советских людей нового, коммунистического отношения к труду. В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» (январь 1960) отмечена возрастающая роль Т. в идеологической работе партии, в политическом и культурном воспитании масс, названы конкретные мероприятия по дальнейшему совершенствованию телевещания. Важная роль Т. в системе воспитательной работы партии, государства и общественных организаций подчёркнута в Программе КПСС.
         В 1970 Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
         В систему советского Т. входят Центральное, республиканское и местное (краевое, областное) телевещание. Центральное Т. ведёт вещание по 6 программам, две из которых предназначены для отдалённых районов страны, 1-я программа — основная общесоюзная информационная, общественно-политическая, художественная и познавательная. Среднесуточный объём вещания 13 ч. Включает передачи, освещающие важнейшие события политической, экономической, культурной жизни СССР и за рубежом, трансляции праздничных и торжественных собраний, демонстраций, митингов трудящихся, правительств. встреч и др. крупных политических мероприятий, репортажи из космоса. Основные передачи: выпуски «Новостей», программа «Время», передачи «Ленинский университет миллионов», «Дневник соцсоревнования», «Сельский час», «Подвиг», «Служу Советскому Союзу», «Наука сегодня», «Слово учёному», «Человек и закон», «Советский Союз глазами зарубежных гостей». Регулярно передаются выступления политических обозревателей; международные проблемы освещаются также в передачах «Содружество», «Международная панорама» и др. Популярны познавательные циклы «Клуб кинопутешествий», «В мире животных», «Очевидное — невероятное», «Человек. Земля. Вселенная», «Здоровье», «Кинопанорама»; передачи «Беседы о литературе» и др. Т. ведёт пропаганду различных форм музыкального искусства, проводит фестивали советской песни; совместно с творческими союзами организует авторские вечера композиторов. Значительное место в программе занимают теле- и кинофильмы, трансляции театральных и телеспектаклей, концерты мастеров искусств, выступления самодеятельных коллективов, эстрадные и юмористические передачи — «13 стульев», «Голубой огонёк» и др.; передачи для детей — «Встречи со знатными людьми», «Костёр», «Будильник», спектакли, мультфильмы; для молодёжи — «Испытай себя» и др.; трансляции спортивных соревнований. С учётом поясного времени готовится дубль 1-й программы — программа «Восток» для Узбекской ССР, Таджикской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР, ряда областей Казахской ССР и Урала (передаётся посредством наземных линий связи; среднесуточный объём 13 ч). Программа «Орбита» формируется из передач 1-й программы и передаётся по космической системе связи в районы Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, в ряд областей Казахстана и Средней Азии. Среднесуточный объём 19 ч. 2-я программа — информационно-публицистическая и художественная, принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6 ч. Включает также передачи о тружениках Москвы и Московской области, 3-я программа — учебная и научно-популярная, состоит из передач для школьников, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, студентов, специалистов народного хозяйства. Принимается в ряде областей Европейской части СССР. Среднесуточный объём 6,2 ч. Передачи для учащихся (по литературе, географии, истории, основам советского законодательства, физике и др. предметам) предназначены для использования на уроке и для индивидуального просмотра. Ведутся занятия для студентов-заочников (по философии, истории КПСС, научному коммунизму, математике и др.). В программе для системы повышения квалификации специалистов народного хозяйства циклы по вопросам экономики, научной организации труда и управления производством; специальные передачи для учителей, врачей, а также для самостоятельно изучающих иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) и готовящихся к поступлению в вуз. В программе участвуют сотрудники АН СССР, академий союзных республик и отраслевых академий, преподаватели ведущих вузов, общественные деятели, писатели, мастера искусств, педагоги, специалисты производства, 4-я программа — художественная. Среднесуточный объём 3,5 ч (в основном — повтор художественных передач 1-й программы).
         Республиканское и местное (краевое, областное) телевещание ведут (1975) 130 программных телецентров (78 в РСФСР, 52 в др. союзных республиках), общий среднесуточный объём свыше 2000 ч. Программы создаются в основном на местном материале, координируются по тематике и структуре с программами Центрального Т., дополняя их. Во всех союзных и автономных республиках наряду с программами Центрального Т. есть программы, включающие передачи на родном языке. Регулярно готовятся передачи о жизни республик, краев и областей для Центрального Т. В столицах союзных республик и 10 крупных городах (Ленинграде, Волгограде, Свердловске, Новосибирске, Горьком, Саратове, Челябинске, Петрозаводске, Владивостоке, Перми) ведётся телевещание по двум и более программам. В Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване, Баку, Таллине, Вильнюсе, Риге регулярно транслируются передачи цветного Т. Средний объём 200 ч в неделю. Приёмо-передающая сеть Т. насчитывает свыше 1800 ретрансляторов, свыше 70 тысяч км радиорелейных линий, около 70 приёмных станций космической системы связи «Орбита». В зоне уверенного приёма передач на каждые 100 семей в среднем приходится 98 телевизоров. Всего у населения насчитывается (1975) 60 млн. телевизоров, в том числе свыше 1 млн. цветных.
         Подготовку и выпуск телевизионных программ Центрального Т. осуществляют его Главные вещательные редакции, Главная дирекция программ и Телевизионный технический центр им. 50-летия Октября; производство телефильмов — творческие объединения студий Т. (ведущее — «Экран» Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию) и крупнейшие киностудии (по заказу Т.). Почта Центрального Т. в 1975 составила около 2 млн. писем.
         За рубежом регулярные телепередачи начались в 1936 в Великобритании и Германии, в 1941 в США. Массовое распространение в Европе Т. получило в 50-е гг., в развивающихся странах — в 60-е гг.
         Распределение телевизоров по отдельным районам мира (1974): Западная Европа — 88,5 млн. штук (население 398,4 млн. чел.), Восточная Европа (включая СССР) — 63,5 млн. (355,7 млн. чел.), Ближний Восток (включая Северную Африку) — 3,5 млн. (158,9 млн. чел.), Азия (включая Японию) — 30,3 млн. (2 млрд. чел.), Австралия — 4,2 млн. (21,7 млн. чел.), Северная Америка (включая США) — 106,3 млн. (231 млн. чел.), Латинская Америка — 18,2 млн. (282,1 млн. чел.).
         В др. социалистических странах Т. является государственным. В целом им охвачено всё население, например в ПНР на 1 января 1975 насчитывалось 6,1 млн. телевизоров, ГДР — 4,8 млн., ЧССР — 3,8 млн., СФРЮ — 2,7 млн., ВНР — 2,2 млн., СРР — 1,9 млн., НРБ — 1,4 млн., на Кубе — 0,6 млн., в МНР — 0,003 млн. Т. двухпрограммное, цветные передачи демонстрируются ежедневно. Еженедельный объём вещания составляет; ПНР — 170, Куба — 130, ГДР — 120 СРР — 104, ЧССР — 100, ВНР — 95 НРБ и СФРЮ — 70, МНР — 30 ч. Сотрудничество между телеорганизациями социалистических стран (обмен передачами, совместное производство, координация планов и др.) осуществляется как на двусторонней основе, так и в рамках Интервидения.
         В развитых капиталистических странах существует как государственное, так и коммерческое Т. Ведущие телеорганизации (включая коммерческие): Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) — в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) — в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) — в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) — в Японии; АРД (Arbeitsgemeinschaft der offentlich-rechtlichen Rundfunkanstalten der Bun-desrepublik Deutschland), ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) — в ФРГ. T, работает по двум и более программам. Еженедельная продолжительность передач при многопрограммном Т. составляет в среднем 150—200 ч в сутки. Т. используется в интересах правящих монополистических кругов для пропаганды буржуазной идеологии. Коммерческое Т. (существующее на доходы от рекламы и организационно оформленное как ряд акционерных предприятий) наиболее развито в США, Японии, Великобритании, Канаде. В США существует свыше 700 коммерческих телестанций, большая часть которых на правах филиалов входит в одну из трёх общенациональных программ (или сетей) — Си-Би-Эс, Эн-Би-Си, Эй-Би-Си. Основные жанры коммерческого Т. — комедии, детективы, вестерны, эстрадные шоу; нередки на телеэкране низкопробные развлечения, сцены насилия и жестокости; значительное место отводится рекламе. В 1975 в США действовало несколько тысяч кабельных систем («платные программы»), которые обслуживали до 10 млн. абонентов. В программе популярные серии телепередач, кинофильмы и спортивные соревнования. В 70-е гг. кабельное Т. начало развиваться и в европейских странах.
         В развивающихся странах Т., как правило, является государственным. Как массовое средство информации, просвещения и развлечения Т. уступает радиовещанию. Большое значение придаётся учебно-образовательной функции национального Т. Телепередачи идут в основном по одной программе в вечернее время. Практикуются коллективные просмотры в клубах (из-за недостатка телевизоров).
         Техническими, программными и юридическими аспектами Т. в плане многостороннего международного сотрудничества занимаются всемирные и региональные организации и союзы. Распределение волн находится в ведении Международного союза электросвязи (См. Международный союз электросвязи). Международный обмен телепрограммами осуществляется через Интервидение, Евровидение; Азиатский союз радиовещания (основан в 1964); Африканский союз радио- и телеорганизаций (1962); Межамериканскую радиовещательную ассоциацию (1946); Арабский союз электросвязи (1958). Обмен телепередачами с помощью спутников идёт через «Интерспутник» (1971, международная система космической связи социалистических стран) и «Интелсат» (1964, объединяет США, страны Европы и некоторые др. страны).
         Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 52; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 7 (1955—1959), 8 изд., М., 1971; Вопросы идеологической работы. Сб. важнейших решений КПСС (1954-1961), М., 1962; Сб. важнейших решений КПСС (1965-1973), 2 изд., М., 1973; О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Ильин Р. Н., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Юровский А. Я., Телевидение — поиски и решения, М., 1975; Саппак В. С., Телевидение и мы, М., 1963; Кравченко Л. П., Тайны голубого экрана, М., 1974; Девис Д., Азбука телевидения, пер. с англ., М., 1962.
         С. Г. Лапин.
         0220067076.tif
        Обобщённая структурная схема телевизионной системы.
Современная Энциклопедия
ТЕЛЕВИДЕНИЕ (от теле... и слова "видение"), область науки, техники, культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов, передаваемых по проводам (кабельное телевидение). Принцип телевидения состоит в последовательном преобразовании во времени элементов изображения в электрические сигналы (анализ изображения), передаче этих сигналов по каналам связи в пункт приема и обратном их преобразовании в видимое изображение (синтез изображения). Зарождение телевидения относится к началу 20 в. Однако практическое освоение телевидения началось в начале 1930-х гг. после изобретения передающей телевизионной трубки и кинескопа. Исторически телевидение развивалось начиная с передачи только яркостной характеристики каждого элемента изображения (черно-белое телевидение). К началу 50-х гг. в США, России и затем в других странах были разработаны системы цветного телевидения электронного типа. В современных стандартных системах цветного телевидения (например, СЕКАМ, ПАЛ), совместимых с черно-белыми, передаются одновременно 2 вида сигналов: сигнал яркости, несущий информацию о яркости передаваемой сцены; сигнал цветности (образован двумя так называемыми цветоразностными сигналами), несущий информацию о ее цвете. В России телевизионное вещание осуществляется в диапазоне метровых (12 телевизионных каналов) и дециметровых (свыше 40 телевизионных каналов) волн; телевизионные программы практически полностью передаются в цветном изображении. В конце 80-х гг. разработаны системы телевидения высокой четкости (свыше 1000 строк вместо обычных 625); ведутся разработки систем цифрового телевидения, в которых передаваемый телевизионный сигнал представляет собой последовательность кодовых (цифровых) комбинаций электрических импульсов.
Русская цивилизация
передача зрительной информации на расстояние радиоэлектронными средствами; основоположником телевидения является русский ученый В.К. Зворыкин, создавший в 1931 в США передающую трубку (иконоскоп), сделавшую возможным развитие электронных телевизионных систем.
Орфографический словарь Лопатина
телев`идение, телев`идение, -я
Словарь Ожегова
ТЕЛЕВ’ИДЕНИЕ, -я, ср.
1. Передача на расстояние и приём на экран средствами радиоэлектроники изображений движущихся и неподвижных объектов и звукового сопровождения. Вещательное т. Промышленное т. (применяемое в технических, научных, информационных, организационных целях). Чёрно-белое т. Цветное т.
2. Область науки и техники, связанная с такой передачей и приёмом.
3. Учреждения, осуществляющие такие вещательные передачи. Работать на телевидении.
прил. телевизионный, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ТЕЛЕВ’ИДЕНИЕ, телевидения, мн. нет, ср. (неол. тех.). Видение на расстоянии при помощи электрических методов связи по проводам или по радио. см. теле....
Толковый словарь Ефремовой
[телевидение]
ср.
1) Передача на расстояние и прием на экран средствами радиоэлектроники изображений объектов - движущихся и неподвижных - и звукового сопровождения.
2) Раздел науки и техники, связанный с такой передачей и приемом.
3) Система устройств для передачи и приема таких изображений и звукового сопровождения.
4) Учреждения с техническим оборудованием для телевизионного вещания, осуществляющие такую передачу и прием.
Этимологический словарь Крылова
Заимствовано в XX в. из английского. Английское television ("телевидение") почти без изменений перешло в прилагательное телевизионный, тогда как в слове телевидение второй элемент (видение) был скалькирован.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ТЕЛЕВИДЕНИЕ (от греч. tele - вдаль, далеко и лат. video - смотрю, вижу) - англ. television; нем. Fersehen. Передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электр. сигналов, распространяющихся по каналу связи; одно из средств массовой информации.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью РАДИОВОЛН или по КАБЕЛЮ. Телевизионная камера преобразует световые лучи (идущие от объекта) в электрические сигналы. Основа большинства телекамер - ортикон, передающая телевизионная трубка. Световые лучи фокусируются на тонких пластинках фотоэлектрического материала, которые испускают ЭЛЕКТРОНЫ пропорционально количеству света, попадающего на них. За этими пластинами - положительно заряженная мишень, которая испускает добавочные электроны. Величина положительного заряда мишени пропорциональна количеству света в исходной картине. За ортиконом находится электронная пушка, испускающая пучок лучей, который сканирует мишень. Пучок лучей отклоняется и попадает обратно в пушку, где собирается умножителем, который усиливает их интенсивность. Интенсивность пучка зависит от величины положительного заряда мишени, и таким образом первоначальная картина преобразуется в ряд электрических сигналов. Они усиливаются и передаются как радиоволны СВЕРХВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ (СВЧ) или УЛЬТРАВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ (УВЧ). Как правило, телевизионный канал имеет ПОЛОСУ ЧАСТОТ 5 МГц. В ПРИЕМНИКЕ (телевизоре) последовательность действий воспроизводится в обратном порядке по отношению к камере. При приеме (получении) сигналы усиливаются и вновь превращаются в КАТОДНО-ЛУЧЕВОЙ ТРУБКЕ (кинескопе) в световые волны. При цветной телепередаче камера содержит три синхронизированных ортикона, по одному для трех основных цветов - красного, синего и зеленого. Кинескоп приемника имеет три электронные пушки, а передняя поверхность его (экран) покрыта мозаикой из мелких фосфоресцирующих точек, сгруппированных по три, причем каждая излучает только красный, синий или зеленый свет, когда на нее попадает луч. Эти основные цвета сливаются на поверхности экрана и образуют исходное переданное изображение. см. также РАДИО.
Энциклопедия афоризмов

см.также ЖУРНАЛИСТИКА, МАССОВАЯ КУЛЬТУРА
Телевидение - это когда люди, которым нечего делать, смотрят на людей, которые ничего не умеют делать.
•Фред Аллен
Телевидение служит доказательством того, что люди готовы смотреть все что угодно, лишь бы не смотреть друг на друга.
•Энн Ландерс
Телевидение интереснее, чем люди. Иначе в углах наших комнат стояли бы люди, а не телевизоры.
•Алан Корен
Даже самая яркая женщина проигрывает в сравнении с телевизором.
•Геннадий Малкин
ТВ - самое длинное любительское представление в истории.
•Роберт Карсон
Телевидение - это устройство, которое дает вам возможность ничего не делать, когда вам нечего делать.
•Автор неизветен
Телевидение - великолепная штука; оно позволяет смотреть зрелища, которые не стоят того, чтобы
идти их смотреть.
•«Пшекруй»
Телевидение - настоящее чудо: теперь человеку нужно проснуться, чтобы лечь спать.
•Автор неизветен
Телевидение - это богатство бедных, привилегия непривилегированных, элитарный клуб для людей из
толпы.
•Ли Ловингер
Телевидение - это демократия в ее самом неприглядном виде.
•Падди Чаевски
Телевидение в его нынешней форме есть опиум для
американского народа.
•Ричард Никсон
Телевидение сотворено по вашему образу и подобию.
•Петр Шулькин
Телевидение приблизило к нам вплотную мир, который заслоняет от нас телевизор.
•Хенрик Ягодзиньский
Кинескопы телевизоров - презервативы реальности.
•Дитер Хильдебрандт
Современные средства информации хороши тем, что дают нам возможность ворчать в глобальном масштабе.
•Лоренс Питер
Телевизор может заменить лишь телевизор с еще
большим экраном.
•Аркадий Давидович
Воспитывать - значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
•Маршалл Маклюэн
Неверно, будто телевидение отучает людей думать; оно просто фокусирует их безмыслие.
•Малколм Маггеридж
Согласно последним научным данным, чем выше уровень интеллекта, тем меньше человек смотрит ТВ. По-моему, все наоборот: чем больше смотришь ТВ, тем ниже уровень твоего интеллекта.
•Роберт Орбен
Редактор о телесценарии: «Нам не нужно, чтобы это было хорошо. Нам нужно, чтобы это было в четверг».
•Деннис Норден
Телевидение существует для того, чтобы выступать по нему, а не для того, чтобы его смотреть.
•Ноуэл Ковард
Никогда не упускай случая заняться сексом или выступить по ТВ.
•Гор Видал
Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них.
•Жорж Элгози
Самый серьезный изъян телевизора в том, что у него нет второй страницы.
•Арт Бухвальд
Насилие на телеэкране и на газетной полосе - вещи разные. Газеты сообщают о насилии, телевидение его производит.
•Автор неизветен
Я не смотрю телевизор, потому что он губительно влияет на искусство разговаривать о себе.
•Стивен Фрай
У меня нет телевизора, но я не интеллигент.
•Неизвестный француз
Телевидение делает нас образованнее. При виде включенного телевизора я ухожу в соседнюю комнату и принимаюсь за чтение.
•Граучо Маркс
Я ненавижу телевидение. Я ненавижу его так же, как земляные орешки. Попробуй остановись, когда грызешь земляные орешки.
•Орсон Уэллс
После телевидения можно уже управлять чем угодно, даже государством.
•Сергей Благоволин, генеральный директор ОРТ
Телевещание слишком важная вещь, чтобы доверять ее телевещателям.
•Антони Бенн
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТЕЛЕВИДЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ТЕЛЕВИДЕНИЕ