Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТАЦИТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Публий () Корнелий (Publius Cornelius Tacitus) (около 58 — после 117), римский писатель-историк. Принадлежал к новой, вышедшей из провинций знати, на которую опирались императоры династии Флавиев. Автор соч.: «Агрикола» (написано в 97—98) — жизнеописание типичного представителя новой служилой знати, тестя Т. полководца Агриколы; «Германия» (98) — очерк общественного устройства, религии и быта германских племён; «Диалог об ораторах» (между 102 и 107) — посвящен выяснению причин упадка политического красноречия в эпоху Флавиев, а также двух больших исторических произведений — «История» и «Анналы», с которыми связана мировая слава Т. «История» (около 105—111) освещает жизнь Рима и, отчасти, империи 69—96; состояла, вероятно, из 14 книг, до нас дошли 1—4-я и начало 5-й, посвященные событиям 69— 70. «Анналы» (над ними Т. работал до самой смерти) охватывают период 14—68; остались неоконченными, из 16 книг сохранились полностью 1—4-я и 12—15-я, книги 7—10-я до нас не дошли совсем. В своих соч. Т. пытался осмыслить пережитую им эпоху, которая характеризовалась закономерной сменой изжившего себя республиканского строя императорской формой правления, находившейся в начальной стадии развития, когда ни новый, представляющий провинции господствующий слой рабовладельческого общества, ни соответствующие ей государственные институты и мораль ещё не сложились. Остро ощущая эту особенность эпохи, Т. осуждает сенатскую оппозицию новому строю, а тем более попытки сопротивления ему со стороны народных масс, но одновременно воспринимает разрушение императорами традиционных форм государственной организации и политической жизни, по крайней мере в самом Риме, как ликвидацию наличных общественных и нравственных норм, как деспотический произвол. Образы императоров в его соч. как бы двоятся: императоры выступают в его изображении не только как прогрессивные деятели, утверждающие величие империи, но и как кровавые тираны, которые, опираясь на грубую военную силу, на доносчиков и трусливых магистратов, губят лучших людей государства. Диалектическое понимание истории в её противоречиях составляет самую ценную черту Т. как историка.
         Соч. в рус. пер.: Летопись, ч. 1—2, пер. Кронеберга, М., 1858. Сочинения, т. 1—2, М.— Л., 1969; P. Cornelii Taciti libri que supersunt. Ed. E. Koestermann, Bd 1—2, Lipsiae, 1961—62.
         Лит.: Модестов В. И., Тацит и его сочинения, СПБ, 1864; Гаспаров М. Л., Новая литература о Таците и Светонии (рецензия), «Вестник древней истории», 1964, № 2; Boissier G., Tacite, P., 1903; KIingner F., Tacitus, «Die Antike», 1932, Bd 8, H. 3; Walker B., The Annals of Tacitus, Manchester, 1950; Syme R., Tacitus, v. I—2, Oxf., 1958; Paratore E., Tacito,2ed., Roma, 1962; Borszak St., P. Cornelius Tacitus, Stuttg., 1968.
         Г. С. Кнабе.
Мультимедийная энциклопедия
КОРНЕЛИЙ (Cornelius Tacitus) (ок. 55 - ок. 117 н.э.), один из величайших историков Древнего Рима. Родился, по-видимому, в южной Галлии в знатной семье. Получил образование, обыкновенное для человека, намеревавшегося посвятить себя государственной службе. Неизвестно, какое личное имя, Публий или Гай, носил Тацит. Первое назначение он получил при Веспасиане. Впоследствии был квестором, претором (в 88, когда его ввели в комиссию чиновников, отвечавших за проведение Столетних игр в память основания города) и в 97 - консулом. Вероятно, управлял какой-то небольшой провинцией в 89-93, а в 112-113 занимал более ответственный пост проконсула провинции Азия. В пору зрелости Тацит считался одним из виднейших римских юристов. В молодости Тацит склонялся к новомодной пышной риторике, но даже тогда делал это с определенными оговорками. Вероятно, в возрасте 26 лет написал произведение, именуемое теперь Диалогом об ораторах (Dialogus de oratoribus). Это цицероновский по форме драматизированный трактат, в котором несколько ведущих юристов эпохи Веспасиана обсуждают перемены в риторическом стиле и судебной процедуре, произошедшие со времен Цицерона. Вскоре после создания Диалога, при Домициане, начался период цензуры и репрессий. Тацит уже был женат (с 78) на дочери Юлия Агриколы, который в течение семи лет управлял Британией, пока (в 83) не был отозван Домицианом. В 98, когда Нерва и Траян положили конец домициановским репрессиям, Тацит опубликовал биографию Агриколы. Тацит полагал, что Домициан несправедливо обошелся с его тестем, и эта уверенность в сочетании с возмущением в связи с подавлением свободы слова и действий сената вылились у Тацита в пламенное негодование в отношении императора и имперского строя. Жизнеописание Юлия Агриколы (De vita Iulii Agricolae) соответствует традиционному жанру хвалебной биографии, однако в привычные рамки непринужденно вплетено описание географии народов Британии и истории покорения острова римлянами. Эти эпизоды, очевидно, введены с тем, чтобы прославить не блиставшего на римском политическом горизонте Агриколу и для придания тексту колорита, но сегодня они превратились в бесценный источник сведений по ранней истории Британии. В том же 98 Тацит опубликовал еще один небольшой трактат, О происхождении германцев и местоположении Германии (De origine, moribus ac situ Germanorum) - описание земель, народов и обычаев Германии. Хотя этот трактат не столь полон горечи и иронии, как Агрикола, он представляет значительный интерес не только благодаря содержащимся в нем ценным сведениям, но и как образец нового стиля Тацита. В период с 98 по 116 Тацит занимался созданием двух своих основных произведений, Истории (Historiae) и Анналов (Annalium ab excessu divi Augusti). Первый труд охватывает события от смерти Нерона до воцарения Нервы, второй описывал эпоху от смерти Августа до смерти Нерона. Вместе они складывались в единую историю с 14 по 96 н.э. Годы молчания при Домициане Тацит использовал для собирания материалов. Три столетия спустя св. Иероним цитировал оба сочинения как единое произведение в 30 книгах. Из 14 книг Истории, которая появилась первой, уцелели лишь четыре первых и часть пятой. В них содержится яркое описание большой гражданской войны 68- 69 н.э. и начало осады Иерусалима Титом. Из Анналов, предположительно состоявших из 16 книг, мы имеем почти полностью большую часть первых шести и в относительной сохранности - книги с 11 по 14. Книги содержат описание правления Тиберия, части правления Клавдия и большей части правления Нерона. Именно созданная Тацитом история 1 в. в значительной мере определила традиционные представления о первых римских императорах, в особенности о Тиберии и Нероне. ЛИТЕРАТУРА Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. М., 1993
Современная Энциклопедия
ТАЦИТ (Tacitus) (около 58 - около 117), римский историк. Главные труды посвящены истории Рима в 14 - 68 ("Анналы") и в 69 - 96 ("История" в 14 книгах, из которых дошли до нашего времени 1 - 4-я и начало 5-й), а также общественному устройству и быту германцев (очерк "Германия").
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ТАЦИТ, Публий (?) Корнелий (ок. 56 — ок. 117) — рим. историк. Род., вероятно, в Галлии в семье прокуратора, был включен Веспасианом в сенатское сословие; занимал ряд гос. должностей: претор (88), консул (97), проконсул Азии (112/113). С 80-х гг. — член почетной жреч. коллегии квиндецимвиров и с этого же времени приобрел известность как оратор. Произв. Т.: «Агрикола» (97 — 98) — жизнеопис. тестя Т. — полководца Агриколы; «Германия» (98) — очерк обществ. устройства, религии и быта герм. племен; «Диалог об ораторах» (между 102 и 106), посвящ. выяснению причин упадка политич. красноречия в эпоху Флавиев, и два больших ист. произв.: «История» и «Анналы», с к-рыми связана мировая слава Т. «История» (ок. 105 — 111) освещ. жизнь Рима и всей империи 69 — 96 и состояла скорее всего из 14 кн., из к-рых дошли до нас 1 — 4-я и нач. 5-й, рассказыв. о событиях 69 и об установл. власти Веспасиана; «Анналы» (над ними Т. работал до самой смерти) посвящ. событиям 14 — 68. Соч. осталось неоконч., более или менее полностью сохран. кн. 1 — 4-я и 12 — 16-я, в отрывках — 5-я, 6-я и 11-я.
Античные писатели
    Тацит, Публий Корнелий; Tacitus, Publius Cornelius, ок. 55 – ок. 120 гг. н. э., величайший римский историк. Происходил, по-видимому, из Галлии. Его учителем риторики был Квинтиллиан. Позднее он учился у ораторов Марка Апера и Юлия Секунда, которым Т. отвел роль спорящих в Диалоге об ораторах. Плиний Младший свидетельствует, что Т. уже в юности был хорошим оратором. Переживания детских лет, такие как пожар Рима при Нероне (64 г.), выступления императора в роли актера, возрождение города, первые дни после освобождения от власти Нерона, год трех цезарей (69 г.): Гальбы, Отона и Вителлия, пожар Капитола — эхом отзываются в произведениях римского историка. В период большей свободы слова при Веспасиане (69–79 гг.) и Тита (79–81 гг.), Т. выступал публично и получил известность как адвокат. В 77 г. он женился на дочери консула Агриколы, который завоевал Британию и стал ее наместником (77–84 гг.). В качестве homo novus он первым в своем роду занял высокие должности и вошел в Сенат. В 91–92 гг. стал квестором, а в 88 г. — претором и членом коллегии жрецов. Последние годы тиранического правления Домициана оставили болезненный след на историческом творчестве Т. Писатель вздохнул свободно лишь в правление Нервы (96–98 гг.), при котором в 97 г. стал консулом. В том же году он проводил прощальной речью Виргиния Руфа, победителя Виндекса. Остались свидетельства еще об одной речи, которую Т. произнес в 100 г. на процессе против Мария Приска по поводу злоупотреблений в провинции Африка. Но Т. окончательно порвал с риторикой и занялся историографией. С 98 г. при Траяне (98–117 гг.) он начал публиковать свои произведения. Должность проконсула провинции Азия (ок. 112/113 г.) еще раз оторвала его от последнего исторического труда, который он закончил примерно в 117 г. Т. умер в царствование императора Адриана (117–138 гг.). — Среди мелких произведений Т. можно назвать Диалог об ораторах (Dialogus de oratoribus; ок. 98 г. н.э.). Примерно на 43 году жизни Т. порвал с професиией оратора, поскольку убедился, что красноречие в период Империи клонится к упадку и не имеет шансов развиваться дальше. Поэтому он посвятил себя историографии, но изложил причины упадка ораторского искусства в Диалоге об ораторах. С точки зрения истории, Т. признал этот упадок совершившимся фактом, который невозможно отменить. Свое мнение он изложил в форме диалога. В качестве причин упадка он назвал: безнравственность молодежи, беспечность родителей, недостаток образования в области грамматики, права, философии, пустячную тематику речей, декламаторский стиль, забвение старой традиции. К тому же повлияла смена политических условий: уменьшение влияния народа на политику и упадок судебной практики вытеснили свободу слова и прекратили развитие риторики. Образцом для Т. был Цицерон, от которого он унаследовал многие мысли, а также стиль и язык, которые отличают Диалог от всех других произведений Т. Поскольку Диалог вышел анонимно, а стиль и язык напоминали Цицерона, некоторые ученые хотели приписать авторство этого произведения Квинтиллиану, Светонию или Плинию Младшему. Диалог оценивается как один из наиболее ценных памятников римской литературы. Почти одновременно с диалогом появилась на свет Жизнеописание Юлия Агриколы (De vita et moribus Iulii Agricolae; 98 г.). После прощания с риторикой в Диалоге, Т. утверждал в Жизнеописании, что он намерен написать историю минувшего рабства и нынешней свободы. Он начал биографию, которую назвал <доказательством сыновней привязанности>, ибо он почтил в ней память и заслуги своего тестя Юлия Агриколы, умершего в 93 г. Автор не придерживается строго рамок биографии, он обогащает ее географическими и этнографическими вставками. После описания страны, ее населения и исторического очерка истории покорения Британии, Т. набрасывает образ своего тестя, который прославился там как способный наместник и вождь, завоевав расположение даже жителей покоренного края. В 84 г. Домициан отозвал Агриколу в Рим, где он пал жертвой немилости императора. Т. закончил биографию хвалой умершему, которая должна была увековечить память о нем. Источником для произведения стали воспоминания самого Агриколы и его отчеты из Британии. В этой биографии, вторгающейся уже в область истории, Т. отступил от стиля Цицерона. Он взял за образец Саллюстия, у которого заимствовал композицию произведения, способ характеристики героев, лаконичную манеру выражения и речевые обороты. Здесь также видно влияние стиля Сенеки Философа. О местонахождении и происхождении германцев (De origine et situ Germanorum; 98 г.) было первой самостоятельной этнографической монографией о жизни чужих племен в истории латинской литературы. В общем очерке (разд. 1-27) Т. обозначил границы страны германцев, упомянул об их происхождении, а также описал их общественную и частную жизнь. Во следующей части разд. 28–46) Т. охарактеризовал отдельные народы. В оценке германцев Т. довольно объективен. Он перечисляет их недостатки, но указывает и положительные черты. Сравнивая римлян с германцами, Т. приписал последним достоинства, которых не хватало римлянам. Однако некоторые полагали, что произведение это должно было указать манерным римлянам образец для подражания, рассказать об энергии германских племен, которые стали угрозой Риму. Другие же считали это произведение чисто политическим, поскольку оно появилось в тот самый год, когда Траян поехал в Колоний, чтобы урегулировать отношения с германцами. Но представляется наиболее правдоподобным, что Т. скорее руководило желание написать отдельную монографию о германцах. В качестве источников Т. использовал произведение греческого историка Посидония, а из латинских авторов: Цезаря, Саллюстия, Ливия, Веллия Патеркула, а в особенности – произведение Плиния Старшего Германская война. Современную ему Германию Т. мог знать по сообщениям купцов и воинов. Это произведение Т. является чрезвычайно ценным источником для изучения Центральной Европы в античную эпоху. Т. описывал не только германцев, но и другие народы, населяющие те края. Главными историческими трудами Т. являются История и Анналы. История (Historiae) появилась в период между 104 и 109 гг. Произведение состоит из 14 книг, которые охватывают время 69–96 гг., то есть правление императоров Гальбы, Отона, Вителлия, а из династии Флавиев — Веспасиана (69–79 гг.), Тита (79–81 гг.) и Домициана (91–96 гг.). Т. описал период, в который жил он сам. Сохранились книги I–IV и часть кн. V, посвященные 69–70 гг. После начла правления Веспасиана не хватает описания правления Тита и Домициана. Анналы (Annales или Ab excessu divi Augusti) Т. писал при Траяне, со 109 по 116 гг. Возможно, они состояли из 16 книг, которые охватывали период 14–68 гг., то есть правление императоров из династии Юлиев-Клавдиев: Тиберия (14–37 гг.), Калигулы (37–41 гг.), Клавдия (41–54 гг.), Нерона (54–68 гг.). Сохранились книги I–IV, часть V и VI, XI без начала, XVI без конца. Из них мы узнаем о правлении Тиберия, последнем периоде правления Клавдия и о правлении Нерона без последних двух лет. Не хватает сведений о правлении Калигулы, Клавдия (от начала до 47 г.) и Нерона в 64–68 гг. Оценивая предшествующую историографию, Т. находит, что знаменитые историки весьма красноречиво рассказали, а значит — и увековечили былые победы и неудачи римского народа. С момента битвы при Акции (31 г. до н. э.), когда власть оказалась в одних руках, правду начали фальсифицировать, ибо одни писатели льстили власть имущим, другие же их ненавидели. Т. старается, как он сам говорит, писать <без гнева и пристрастия> (sine ira et studio). Невозможно отрицать его точности в изложении фактов, но он все же приводил собственную трактовку и не всегда был объективен. Т. писал с явной морализаторской тенденцией. Мерой человека для него является добродетель (virtus), отсутствие которой он считал вырождением и упадком. Задачу Анналов он определил так: <Я считаю важнейшей обязанностью Анналов сохранить память о проявлениях добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве> (Анналы, III, 65; в пер. Г.С. Кнабе). В изложении истории Т. не принимал во внимание всю империю, но ограничился историей города-государства. Об Италии, провинциях и людях, делавших там политику Т. говорит мимоходом. Зато он выдвинул на первый план фигуры императоров и придворных. В оценке их деяний историк оказался также хорошим психологом. Однако вследствие личных переживаний, особенно при Домициане, подозрительности и пессимизма, предпочитал подчеркивать их проступки. Риторику Т. применял очень сдержанно, но прибегал к ней в потрясающих зрителя описаниях, рассчитанных на эффект. Вопрос об источниках Т. довольно запутан. В Истории он ссылается на Плиния Старшего и записки Мессалы. В Анналах цитирует Плиния Старшего, Фабия Рустика, записки Юлии Агриппины Младшей, Домиция Корбулона, протоколы Сената и римские хроники. Вначале Т. писал под влиянием стиля Саллюстия и на этой основе развил собственный оригинальный стиль, который отличают сдержанность, суровость и лаконичность манеры выражения. Читатель должен понять больше, чем написано. В синтаксисе, в подборе выражений Т. избегает всего привычного. Он употребляет поэтические слова и обороты. Произведения Т. были забыты в античности и в средние века. В IV. в. к ним обращается Аммиан Марцеллин. Только в IX в. Рудольф Фулдский демонстрирует знакомство с некоторыми произведениями Т. В XVI в. Т. заинтересовались в Италии, в XVIII в. во Франции его критикует Вольтер, а позднее Наполеон I. В Германии к нему обращался Т. Моммзен.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТАЦИТ


будет выглядеть так: Что такое ТАЦИТ