Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        китайская императорская династия (618—907), основанная Ли Юанем (См. Ли Юань). В царствование его сына Ли Ши-миня (См. Ли Ши-минь)страна была объединена (628) после окончательного подавления крестьянских восстаний и сепаратистских феодальных сил, укреплена центральная власть, усовершенствована военная организация (так называемая система фубин). При первых императорах династии получила развитие система государственных конкурсных экзаменов, способствовавшая созданию лично преданного правящей династии учёного сословия феодального класса, из которого рекрутировались кадры бюрократии и служилого дворянства (см. Шэньши). В это же время получило развитие надельное землепользование под названием «системы равных полей», что позволило упорядочить налогообложение в пользу центральной императорской власти. Обострившаяся внутренняя борьба феодальных группировок привела в конце правления императора Ли Чжи (650—683) к дворцовому перевороту и захвату власти его женой У Цзэ-тянь, единолично управлявшей страной в 684— 705. До середины 8 в. династия проводила агрессивную внешнюю политику, сопровождавшуюся войнами и захватами территорий соседних народов. В дальнейшем империя Т. получила отпор со стороны государств Наньчжао, Туфань (Тибет) и Уйгурского ханства. С середины 8 в. власть династии ослабела в связи с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) и мятежом одного из них — Ань Лу-шаня (См. Ань Лу-шань). Окончательно господство династии было подорвано восстанием крестьян под руководством Хуан Чао и его последователей (см. Крестьянская война 874-901) и борьбой между различными группировками господствующего класса. Последнего императора династии Ли Чжу (904—907) сверг военачальник Чжу Вэнь, в прошлом один из руководителей крестьянских повстанцев, изменивший Хуан Чао и перешедший на сторону династии Т.
         Л. И. Думан.
II
        Владимир Германович (1865—1936), русский советский этнограф, писатель; см. Богораз В. Г.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    I.     ТАН — индо-скифская династия правителей древнейш. госуд. на терр. Камбоджи — Фунани в сер. 4 — 5 вв. Основателем и ее единств. извест. нам представит. был Тьен-чу Чан-тан («индиец Чандана»), очевидно выходец из правящ. рода Кушанского царства. О нем известно лишь, что он отправил в 357 посольство к кит. императору. Не исключено, что кушаны в Фунани появ. в связи с завоев. долины Ганга Самудрагуптой (ок. 330 — 380).     II.     ТАН — кит. императорская династия 618 — 907. Ее основатель — крупный шаньсийский феодал, воен. губернатор при династии Суй-Ли Юань. Сыну его Ли Ши-миню удалось завершить объед. всей страны после успеш. войны с военно-феод. кликами. Первая пол. царствов. династий Т., до сер. 8 в. ознаменов. укрепл. цент. власти, расшир. терр. и ростом могущества империи. В теч. 7 в. был проведен ряд войн с кочевыми племенами (тюрками, тангутами и пр.), с Кореей, после чего на терр. совр. Синьцзяна, Монголии, Кореи и Сев. Вьетнама были посланы кит. наместники, и эти страны стали на время вассалами Китая. С Тибетом были установл. тесные отнош. В 708 были провед. реформы (извест. под назв. реформ министра Ян Яня), к-рые узакон. частную земел. собств. крупных помещиков.     С сер. 8 в. в связи с усилением местных феодалов — воен. губернаторов, стала ослабевать цент. власть и расти феод. междоусобицы, ярким выражением чего был вспыхн. в 755 мятеж Ань Лу-шаня. Конец царствов. династии Т. хар-ризуется вторж. на терр. Китая кочевых народов, в особенности киданей. Усиление феод. эксплуатации и резкое ухудш. экономич. положения нар. масс при Т. привели к крестьян. войне (874 — 884), возгл. Ван Сянь-чжи, Хуан Чао и др. Феодалы, подавившие восстание крестьян, свергли в 907 династию Т. и основали на терр. Китая неск. царств.
Литературная энциклопедия
Н. А. [псевдоним Владимира Германовича Богораза (1865—1936)] — писатель, ученый этнограф. Р. в семье учителя. С 1881 входил в народовольческие кружки. С 1885 примкнул к народовольческой группе. Участвовал в работе тайных типографий. Печатался в «Народной воле», неоднократно подвергался арестам; в 1889 был сослан на 10 лет в Средне-Колымск. В ссылке Т. стал заниматься этнографией. Около трех лет [1895—
182 1897] кочевал среди чукчей. С 1896 начал лит-ую деятельность, печатая очерки, рассказы и стихи. Позднее сотрудничал в легальном марксистском журн. «Начало», а затем и в зарубежной с.-д. «Жизни». Первая книга прозы — «Чукотские рассказы» — появилась в 1899, а в 1900 — первая книга стихов («Стихотворения»). В 1899 уехал за границу. В 1905 Т. — один из организаторов Крестьянского союза, в 1906 — член трудовой группы в Гос. думе. В это время Т. написал ряд очерков и публицистических произведений народническо-пропагандистского характера. В годы первой революции Т. сотрудничал в газете большевистской военной организации «Казарма», помещая ряд ставших популярными в те годы стихотворений («Предсмертная песня», «Царские гости», «Цусима» и т. д.). В годы реакции элементы либерализма, имевшиеся в произведениях Т. 90-х и начала 900-х гг., стали доминирующими. В это время Т. сотрудничал не только в либерально-народническом «Русском богатстве», но и в органе либералов «Вестник Европы» и вступил в партию народных социалистов. После Великой Октябрьской социалистической революции Т. в своих публицистических статьях, печатавшихся в журналах «Россия» и «Новая Россия», выступал как типичный сменовеховец. В годы 1925—1926 Т. пережил решительный кризис и, хотя с запозданием, все же принял пролетарскую революцию. Крупный этнограф и антирелигиозник, член-корреспондент Академии наук, проф. Ин-та народов Севера и ряда ленинградских вузов, Т. вел обширную исследовательскую и педагогическую работу. Беллетристическую деятельность Т. возобновил в 1928. Лит-ая продукция Т. представляет наибольший интерес в первом десятилетии его творчества. Его лирика, несмотря на эпигонско-народнический характер, играла революционизирующую агитационную роль благодаря ее ведущему мотиву — призыву к борьбе, общему оптимистическому тону. В своих очерках и рассказах Т. по преимуществу этнограф, не только по материалу («Чукотские рассказы», историко-этнографические романы «Жертвы дракона», «Восемь племен» и др.), но и по методу письма: Т. силен в описаниях быта, социально-бытовых зарисовках, человек же у него обычно психологически не раскрывается, а дается в плане народнического натурализма. Произведения Т. советского периода также этнографичны. Роман «Союз молодых» [1928] построен на сочетании этнографического материала — предреволюционного быта и экономики Колымского края — с романтической интригой, связанной с темой отцеубийства. В романе «Воскресшее племя» [1933] Т. показывает возрождение к жизни племени юкагиров (Сибирь), обреченных в условиях царской России на вымирание. Построенный на научно собранных фактах, актуальный по теме, роман написан с излишней детализацией, с натуралистическими подробностями. Т. известен также как лингвист. Им проделана громадная работа по изучению луораветланского
183 (чукотского) языка: составлена грамматика, опубликованы фольклорные тексты, издан словарь. Кроме того им были собраны и опубликованы тексты на нымыланском (корякском) и ительменском (камчадальском) языках. Т. издал также очерк грамматики юитского (эскимосского) языка; кроме того, он занимался изучением эвенкского (ламутского) языка, материалы по к-рому опубликовал в виде грамматического очерка с приложением текста и словаря. Библиография: I. Стихотворения, изд. С. Дороватовского и А. Чарушникова, СПБ, 1900; изд. Н. Глаголева, СПБ, [1906]; изд. «Просвещение», СПБ, 1910; Собрание сочинений, изд. «Просвещение», тт. I—XII, СПБ, 1910—1911; Собрание сочинений, изд. «Земля и фабрика», тт. I—IV, М. — Л., 1928—1929; Союз молодых (Роман из северной жизни), Гиз, М. — Л., 1928; изд. ЗиФ, М. — Л., 1930; Северная охота, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Колымские рассказы, ГИХЛ, М. — Л., 1931; USA (Люди и нравы Америки), изд. «Федерация», М., 1932; Воскресшее племя. Роман, Гослитиздат, М., 1935. Труды Т. по языку и фольклору: Образцы материалов по изучению чукотского языка и фольклора, «Известия Акад. наук», т. 10, № 3, СПБ, 1899; Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, изд. Акад. наук, СПБ, 1900; Областной словарь колымского русского наречия, изд. Акад. наук, СПБ, 1901; Материалы для изучения языка азиатских эскимосов, «Живая старина», кн. 70/71, Пб., 1909; Материалы по ламутскому языку, в кн.: Тунгусский сборник, I, изд. Акад. наук СССР, Л., 1931; Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь, Государст. учебно-педагогич. изд-во, М. — Л., 1937; Publications of the Jesup North Pacific Expedition, Leiden — N. Y., 1904, 1910; The Chukchee, vol. 7; Chukchee Mythology, vol. 8, part I; Chukchee — Hanbook of American Indian Languages, p. 2, Washington, 1922 (Bull. 40 of American Ethnology, Smithsonian Institute); The Escimo of Siberia (тексты с переводом); Publications of the Jesup North Pacific Expedition, vol. 8, part 3, Leiden — N. Y., 1913. А. Д.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТАН


будет выглядеть так: Что такое ТАН