Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        литература тамилов (См. Тамилы). Её истоки восходят к началу 1-го тысячелетия: поэтические сборники «Восемь антологий» и «Десять песен», в которых описаны сельская и городская жизнь древних тамилов, странствия поэтов, доблести царей; особое место занимает любовная лирика. Литературные нормы древней поэзии, близкой фольклору, закреплены в самом раннем грамматическом трактате в стихах «Толькаппиям». К середине 1-го тысячелетия относятся сборники афористической поэзии «Тирукурал» и «Наладияр». Влияние Буддизма и Джайнизма заметно в поэмах 2-й половине 1-го тысячелетия: «Повесть о браслете», «Жемчужный поясок», «Валаябади», «Кундалакеши» (две последние сохранили в отрывках), «Волшебный самоцвет Дживаки».
         Поэма «Рамаяна» Камбана (10—11 вв.) и др. переложения, в которых использованы образы тамильскою мифологии, отходят от простого подражания и начинают изображать национальную жизнь Оттаккуттан (12 в.) и Пухаженди (13—14 вв.) развивали светскую придворную поэзию. Распространение получил искусственный выспренний стиль поэзии и прозы, для которого характерно сочетание элементов тамильского языка и санскрита. Выделение в индуизме течений — шиваизм и вишнуизм породило обширную литературу бхакти, берущую начало в 7—8 вв.: антология «4000 священных гимнов», почитающихся и ныне вишнуитами наравне с ведами (См. Веды), 12 «Священных сборников», большая часть которых собрана около 11 в. Намби Андаром Намби, стихи Самбандара (7 в.), поэтов 8 в. Аппара и Сундарара, сборник стихов «Священное речение» Маникка-вашагара (9 в.) и «Перияпуранам» Секкилара (12 в.). Позднее выделяются религиозные поэты Арунагири (15 в.), Шивапрахасар (17 в.), Тайюманавар (18 в.) и др.
         В 19 в. происходит значительный подъём тамильской культуры. Распространяются просветительские идеи, усиливается интерес к национальной культуре и литературе. В 1831 появились первый тамильский журнал «Тамил патрика», в 1880 первая газета «Свадеса-миттиран». Началось обновление традиционной поэзии. Проза, зародившаяся в 17—18 вв., утверждается как самостоятельный род литературы в 19 в. Один из её зачинателей — С. Веданаягам Пиллаи (1826—89), автор первого тамильского романа «История Пратапа Мудалияра» (1879). Выделяются также романисты Б. Раджам Айяр (1872— 1898), А. Мадавия (1874—1926). Развитие рассказа первоначально связано с переводами и адаптациями произведений западноевропейских новеллистов. С оригинальными рассказами выступили С. Айер (1881—1925), Мадавия, выражавшие антиколониальные тенденции. В основе ранних прозаических произведений — просветительский реализм. В поэзии начала 20 в. выдающееся место принадлежит Суппирамании Баради (1882—1921), в стихах которого прозвучали патриотические, антиколониальные, антифеодальные мотивы; одним из первых в Индии он приветствовал Октябрьскую социалистическую революцию («Новая Россия», 1918).
         В Т. л. 20 в. большую роль играют литературно-художественные журналы «Ананда вихадан» (с 1924), «Калаимахаль» (с 1931) и «Кальки» (с 1941). Прозаик Кальки (1899—1954) упрочил жанр исторического («Любимый сын Кавери», 1947—48) и социального романа («Шум волн», 1953). Известностью пользуются социально-бытовые романы Р. А. Махадевана (1913— 1957), романы 50—60-х гг. «Кусок угля» и др. М. Варадараджана (1912—73), повесть «Сердце женщины» (1952), роман «Дом соседа» С. Тирипурасундари (р. 1921), психологический роман «Взволнованное сердце» (1953) Ахилана (р. 1923), а также творчество Ч. Рагунадана (р. 1923) — переводчика произведений М. Горького, Д. Джеякандана (р. 1934) — автора повестей и рассказов, романа «Разное время, разные люди» (1973). Заметный вклад в развитие новеллы внесли Пуду-мейппиттан (1906—48), К. В. Джаганнадан (р. 1906), Н. Пиччамуртти (р. 1901), Т. Джанакираман (р. 1921), Г. Ажахирисами (р. 1923).
         Развивается тамильская драматургия, испытывающая влияние Г. Ибсена и А. П. Чехова. Трактовка характеров становится более реалистичной, психологически точной. Радио содействует упрочению одноактной драмы (Б. С. Рамайя) др. В Дели, Бомбее и Калькутте существуют ассоциации тамильских писателей, издающие литературно-художественную периодику. С 1941 функционирует Тамильская ассоциация Коломбо. Т. л. оказала влияние на развитие литературы др. народов Индии. (1930).
         Лит.: Смирнова И., Краткий очерк развития тамильской литературы (до конца XIX в.), в кн.: Литературы Индии, М., 1958; Vaiyapuri PillaiS., History of Tamil language and literature, Madras, 1956; Meena kshisundaran Т. P., A history of Tamil literature, Annamalainagar, 1965; Kailasapathy К., Tamil heroic poetry, Oxf., 1968.
         В. А. Макаренко.
Литературная энциклопедия
является наиболее древней и богатой из всех южноиндийских лит-р. Подобно другим индийским лит-рам, Т. л. страдает отсутствием точной хронологии. Местная традиция возводит начальный период своей лит-ры к началу первого тысячелетия до н. э., но европейская наука относит начало лит-ой традиции на тамильском языке к первым векам н. э. В древней Т. л. особенно высокого развития достигла поэзия в форме нравоучительных и философских афоризмов, касающихся самых разнообразных областей человеческой жизни. Наиболее блестящим собранием такого рода афоризмов является «Курал» [II—III вв. н. э.] (Kural), приписываемый Тируваллувану (Tiruvalluvan), поэту-ткачу, родом парии. Более вероятно, что «Курал» — произведение коллективного творчества многих поэтов из народной среды, из низших каст. «Курал» состоит из 1330 строф и разделяется на три части, каждая из них посвящена одной из трех основных в индийской философии целей человеческой жизни: 1) служению всеобщему благу (dharma), 2) накоплению земных благ (artha) и 3) жизненным наслаждениям (kama). «Курал» оказал огромное влияние на развитие всей последующей лит-ой традиции. Афоризмы «Курала» возвышаются над сектантской философией и моралью, чем в значительной мере объясняется широчайшая популярность «Курала». По своему характеру к «Куралу» приближается «Наладияр» (Naladiyar), к-рый, по мнению некоторых авторов, древнее «Курала». «Наладияр» есть сборник из 400 строф, представляющих моралистические афоризмы. В отличие от «Курала» «Наладияр» имеет ярко выраженный джаинский характер. Традиция художественных афоризмов продолжается на тамильском языке вплоть до наших дней. Она оказала большое влияние на развитие соответствующей санскритской формы поэзии. Из ранних собраний наиболее известными являются
179 два произведения: «Аттисуди» (Attisudi) и «Конрейвейндан» (Konreiveyndan) поэтессы Аувей (Auvei), к-рую тамильская традиция считает сестрой Тируваллувана. Из более поздних собраний заслуживает упоминания собрание «Верриверкей» (Verriverkei), приписываемое царю Валлабха Дева (Vallabha Deva, XVI в. н. э.), и собрание афоризмов на философские темы Таюманавана (XVIII в., Tayumanavan). Тамильская лирика достигла наиболее высокого развития в VIII—IX вв., когда были созданы классические произведения этого вида поэзии — «Тирувашакам» (Tiruvasakam), «Маника Вашагар» (Man?ika-Vasagar) и «Тиварам» (Tivaram); собрание гимнов поэта Самбандхана (Sambandhan) и двух других авторов. Гимны обоих этих авторов посвящены Шиве. Наряду с брахманской аристократической шиваитской лирикой к этому же периоду относится вишнуитская лирика поэтов — городских ремесленников. Наиболее важным и блестящим собранием гимнов, посвященных Вишну, является Вайшнава-Прабандха (Vaisnava Prabandha). Из 4000 гимнов вишнуитских поэтов большая часть принадлежит поэту Тирумангаи (Tirumangai, VIII в. н. э.). Из других авторов заслуживает упоминания поэтесса Андал (Andal). Из последующих многочисленных материалов вишнуитской лирики совершенством формы и глубиной содержания выдается собрание Налайира Прабандха (Nalayira Prabandha, XI в.). Значительная часть вишнуитской лирики, особенно гимны, посвященные Кришне, проникнуты ярко выраженным эротизмом. Важнейшим эпическим произведеним Т. л. является «Синдамани» (ок. XVI в., Sindaman?i) или «Чинтамани» (Cintaman?i). Поэма написана неизвестным поэтом-джайном и изображает подвиги царя Дживака (Jivak), к-рый после долгих поисков земного счастья отрекается от мира и делается аскетом. Другая поэма «Суламани» (Sulamani) является довольно слабым подражанием первой. Помимо оригинальных поэм на тамильском языке существуют переводы и переделки древнеиндийских эпопей. Наиболее известной является «Рамаяна», классическое произведение Кампана (ок. 1100, Kampan). По существу Кампан дает не перевод, а самостоятельную поэму высокохудожественного значения на тему санскритской «Рамаяны». Значительно позже была переведена «Махабхарата,» часть к-рой пересказана Виллипутуром, XVI в. (Villiputur), а другая — Наллапиллай, XVIII в. (Nallapillai). К XVIII в. относится и поэма «Тембавани» (Tembawani), написанная не тамилом, а иезуитским миссионером, итальянцем И. К. Бески (1680—1746, I. C. Beschi) и разрабатывающая евангельские темы в стиле индийского мифа о Кришне. Период упрочения английского господства в Индии (XVIII в. — нач. XIX в.) и бесконечные войны приводят к упадку Т. л., к-рая лишь постепенно и с большим трудом завоевывает общественное внимание. Эта новая Т. л. находится под сильнейшим влиянием английской лит-ры. Весь XIX и нач. XX в. ушли на усвоение европейских лит-ых форм и создание нового
180 стиля, соответствующего новой, светской тематике. Этот период характеризуется преимущественно переводами и переработкой важнейших произведений английской лит-ры. Библиография: I. Pope G. U., The Poets of the Tamiland, Asiatic Quarterly Review, vol. VII, 1899; Calldwell R., Tamil popular Poetry. Indian Antiquary, I., 1872; Baumgartner A., Geschichte der Weltliteratur, Bd. II, Freiburg, 1897. А. Б.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


будет выглядеть так: Что такое ТАМИЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА