Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТАМАЙО-И-БАУС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Tamayo у Baus)
        Мануэль (15.9.1829, Мадрид, — 20.6.1898, там же), испанский драматург. Член Испанской академии языка (с 1858). Выступил с романтическими историческими драмами «Жанна д'Арк» (1847, вольная обработка «Орлеанской девы» Ф. Шиллера), «5 августа» (1849), «Виргиния» (1853). Принципы реалистической драмы Т.-и-Б. изложил в речи «Об истине как источнике красоты в драматической литературе» (1859). Опубликовал реалистическую психологическую драму на исторический сюжет «Сумасшествие от любви» (1855, рус. пер. 1875), пьесы о современных нравах «Снежный ком» (1856), «Дело чести» (1863), психологическую пьесу из времён У. Шекспира «Новая драма» (1867, рус. пер. 1919) и др. В комедии «Порядочные люди» (1870) Т.-и-Б. с консервативных позиций подверг критике буржуазную действительность.
         Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid,1898-1900.
         Лит.: Sicars у Salvado N., D. Manuel Tamayo у Baus. Estudio critico-biografico, Barselona, 1906; Sainz de Robles F. C., El teatro espanol. Histora у antologia, v. 7, Madrid, 1943; Flynn G., Manuel Tamayo у Baus, N. Y., [1973] (лит.).
         З. И. Плавскин.
Литературная энциклопедия
Мануэль [Manuel Tamayo y Baus, 1829—1898] — испанский драматург. В 1859 — академик; 1874 — секретарь Испанской академии, 1884 — директор национальной библиотеки. После вольных переделок шиллеровских «Орлеанской девы» и «Коварства и любви» (La doncella de Orleans, 1847, Juana de Arco, 1852) он пишет классическую трагедию «Virginia» [1853]. Вдохновленный примером А. Дюма-старшего Т.-и-Б. обрабатывал сюжеты из национальной истории и добивался успеха постановками «Знатной женщины» (La rica hembra, 1854) и «Сумасшествия от любви» (Locura de amor, 1855). В период напряженной борьбы консерваторов с либералами (революциия 1854) Т.-и-Б. связывает свою судьбу с феодально-церковными кругами, несмотря на теоретические симпатии к позициям французской реалистической школы [академич. речь: «О правде как эстетическом источнике драматической литературы» (De la verdad como fuente de belleza en la literatura dramatica, 1858)]. В конкретной сценической практике Т.-и-Б. опускается значительно ниже своего нового образца
178 (Э. Ожье), трактуя мелкие и малотипичные для испанской современности проблемы: ср. его пьесы о хищных кокетках (Lo positivo, 1862), о дуэлях (Lances de honor, 1863), светских авантюристах (Los hombres de bien, 1870). В 1867 появляется его лучшая пьеса «Новая драма, или бедный Иорик» (Un drama nuevo, 1867) из жизни английских актеров XVI в. После 1870 Т.-и-Б., в результате ожесточенных нападок демократической критики, должен был навсегда отказаться от театральной деятельности. Библиография: I. Сумасшествие от любви, Драма в 5 актах, перев. В. Родиславского и О. Новицкого, М., 1875; то же, «Русский вестник», 1874, № 12; то же, изд. Рассохиной, 1889; Новая драма (Бедный Иорик), перев. П. О. Морозова, М. — П. 1939; Obras completas 4 vls, Madrid, 1898—1900. II. Морозов П. О., М. Тамайо-и-Баус, П. — М., 1919 (предисл. к перев. «Новой драмы», см. выше); Tannenberg B., de, Un dramaturge espagnol; Tamayo y Baus, P., 1898; Его же, T.-y-B. (Merc. de France, t. XXVII); Cotarelo y Mori E., Estudios de historia literaria de Espana, Madrid, 1901; p. 363—403; Sicars y Salvado N., Don M. Tamayo y Baus estudio criticobiogrcfico, Barcelona — Madrid, 1906, Cejador y Franca J., Historia de la lengua y literatura castellana, t. VIII, Madrid, 1918; Hurtado J. y Falencia A. G., Historia dela literatura espanola, 3 ed., Madrid, 1932. Б. Кржевский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТАМАЙО-И-БАУС


будет выглядеть так: Что такое ТАМАЙО-И-БАУС