Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЩЕПКИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Щепкин
        Вячеслав Николаевич [25.5(6.6).1863, Тимонино (Никольское), ныне Московская обл., — 2.12.1920, Москва], русский учёный-славист, языковед, палеограф и историк древнерусского искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1913). Внук актёра М. С. Щепкина. Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Окончил Московский университет (1885). Профессор Московского университета (с 1907) и Высших женских курсов (с 1906). С 1887 работал в Историческом музее (См. Исторический музей) в Москве, где создал систему научных каталогов Отдела рукописей и книг старой печати. Магистерская диссертация Щ. («Рассуждение о языке Саввиной книги», 1898—99) — капитальное исследование фонетики старославянского языка. Докторская диссертация («Болонская псалтырь», 1906) содержит исследование фонетики и морфологии среднеболгарского памятника, а также ценный материал для изучения древнеболгарских говоров. Автор книг «Введение в славяноведение» (1914), «Учебника русской палеографии» (1918), исследований Новгородской школы иконописи и др.
         Лит.: Бернштейн С. Б., Вячеслав Николаевич Щепкин, М., 1955 (лит.).
         С. Б. Бернштейн.
II
Щепкин
        Евгений Николаевич [13(25).5.1860, Москва, — 12.11.1920, Одесса], русский историк, педагог и обществ. деятель. Внук актёра М. С. Щепкина. Окончил Московский университет (1883) и был оставлен при кафедре всеобщей истории; с 1892 приват-доцент. С 1898 профессор Новороссийского университета (Одесса). Участник либерального движения начала 20 в.; член 1-й Государственной думы от кадетской фракции. За подписание Выборгского воззвания (См. Выборгское воззвание) в 1906 уволен со службы; преподавал в частных учебных заведениях Одессы. В период реакции порвал с кадетами. После Февральской революции 1917 вернулся в Новороссийский университет, примыкал к партии боротьбистов (См. Боротьбисты). С 1919 член Коммунистической партии. Ш. занимался дипломатической и военной историей эпохи Семилетней войны, выяснением личности Лжедмитрия I, русско-варяжскими отношениями, вопросами феодализма в Западной Европе, был автором ряда учебных пособий.
         Лит.: Памяти Евгения Николаевича Щепкина, Од., 1927.
III
Щепкин
        Михаил Семенович [6(17).11.1788, с. Красное Обоянского у., ныне Белгородской обл., — 11(23).8.1863, Ялта], русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 поступил в Судженское малонародное училище, где в 1800 впервые выступил в школьном спектакле (Розмарин — «Вздорщица» Сумарокова). В 1801—03 играл в домашнем театре Волькенштейнов (одновременно исполнял обязанности официанта). Профессиональную сценическую деятельность начал в 1805 в курской труппе Барсовых. В 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна (лучшую на юге России), завоевав вскоре положение первого комического актёра. В 1822 по проведённой подписке был выкуплен не волю. На провинциальной сцене Щ. исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх. Его игра отличалась ярким темпераментом, юмором, жизненной правдой. Уже в этот период Щ. проявил огромную наблюдательность, удивительную работоспособность, серьёзно изучал теорию и практику сценического искусства. В 1823 Щ. был принят в труппу Московского театра (с 1824 — Малый театр). Формированию общественных и художественных взглядов Щ. способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко и др.). Щ. был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность Щ. приобрела в 30—40-е гг. Осуществив глубокий переворот в сценического искусстве, он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского реализма. Щ. утверждал важную гражданскую миссию актёра, сочетал в своём творчестве нравственно-просветительского и критико-обличительной функции. Противник зависимости от случайного вдохновения, он стремился найти объективные законы искусства актёра, разработал метод сценического творчества, основанный на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая на необходимость всестороннего осмысления исполнителем творческих задач, подчинения всего творческого процесса «общей идее», Щ. говорил, что актёр должен не копировать, а вникать в «душу роли», влезать «... так сказать, в кожу действующего лица...» («Записки. Письма...», 1952, с. 250). Свои лучшие образы артист создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию типических характеров, отражающих суть целой общественной и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы «Горе от ума» Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова (1831, отрывки; 1832, полностью). Лишив Фамусова барской респектабельности, Щ. показал его как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим всё новое. Глубокой жизненной достоверности достиг Щ. в роли Городничего («Ревизор» Гоголя, 1836), поднявшись в ней до большого сатирического обобщения, обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя — «Женитьба» (Подколёсин и Кочкарёв), «Игроки» (Утешительный), «Тяжба» (Бурдюков); Пушкина — «Скупой рыцарь» (Барон).
         Др. сторона творчества Щ. связана с воплощением образов людей из народа. В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка-Полтавка» Котляревского), Шельменко («Шельменко-денщик» Квитко-Основьяненко), передав народный характер, национальное своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал Щ. в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого матроса. «Торжество его искусства,— писал Белинский, — состоит... в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...» (Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). С психологической глубиной, трогательностью играл Щ. роли Мошкина и Кузовкина («Холостяк» и «Нахлебник» Тургенева). Одна из лучших ролей Щ. последнего периода — Муромский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1855). Выступал также в пьесах А. Н. Островского (Любим Торцов — «Бедность не порок» и др.), Мольера (Гарпагон—«Скупой»), Шекспира (Полоний — «Гамлет») и др.
         Законченную систему взглядов на актёрское творчество Щ. выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Традиции сценического реализма, заложенные Щ., сыграли большую роль в практике Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щ. и проповедовавшиеся им этические принципы послужили основой реалистической системы актёрского творчества, созданной К. С. Станиславским (см. Станиславского система).
        
         Лит.: М. С. Щепкин. Записки. Письма.— Современники о Щепкине, М., 1952; Алперс Б. В., Михаил Семенович Щепкин (17881863), М., 1943; Клинчин А. П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; Гриц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М., 1966].
         Ю. А. Дмитриев.
        М. С. Щепкин.
        М. С. Щепкин и Н. В. Репина в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье.
Ономастикон
Этимология ясна: «худой как щепка», говорим мы и сейчас. (Ф). Шепочка - ласкательная форма прозвища Щепка.
Русская цивилизация
Михаил Семенович (16.11.1788-11.08.1863), выдающийся русский актер, основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного. С 1800 участвовал в любительских спектаклях. С 1801 обучался в Курском губернском училище, в 1805 с успехом выступал в местном театре и стал профессиональным актером. В 1816 входил в харьковскую труппу, а в 1818 основал с группой ведущих актеров «вольный театр» в Полтаве, после закрытия которого, в 1822, переехал в Тулу. В 1822 Щепкин получил вольную от своего барина.
В сентябре 1822 Щепкин дебютировал в Москве, а в марте 1823 зачислен в труппу Московского (с 1824 Малого) театра. Находился в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, С. Т. Аксаковым, В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Г. Шевченко, которые оказали огромное влияние на формирование его эстетических и художественных позиций. Щепкин был участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Н.В. Сухово-Кобылина. В конце жизни его репертуар пополнился пьесами Тургенева, Островского, Сухово-Кобылина, а также зарубежных классиков (Мольера, Шекспира). Щепкин часто выступал в Петербурге (в Александрийском театре), много гастролировал в провинции. Автор ценных воспоминаний.
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
ЩЕПКИН Михаил Семёнович (1788-1863), актёр. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительское значение театра, разрабатывал принципы искусства перевоплощения. Друг А. И. Герцена, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, Т. Г. Шевченко. Во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Создал лучшие роли в произведениях сатирической направленности (Фамусов - "Горе от ума" А. С. Грибоедова, Городничий - "Ревизор" Гоголя), а также образы "униженных и оскорблённых" (Муромский - "Свадьба Кречинского" А. С. Сухово-Кобылина, Кузовкин - "Нахлебник" И. С. Тургенева).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЩЕПКИН


будет выглядеть так: Что такое ЩЕПКИН