Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        часть внерабочего времени (См. Внерабочее время) (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С. в. определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.
         В жизни современного общества явление С. в. отличается исключительной сложностью, отражает существенные характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистических странах наряду с положительной тенденцией увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга «массовой культурой» (См. Массовая культура), явлениями антикультуры (алкоголизм, преступность и т. п.), др. занятиями, свойственными идеалам «потребительского общества». Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух основных функциях С. в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетического и т. п.) и физического развития человека, приобретающей всё большее значение. Именно её имея в виду, К. Маркс говорил, что время «... остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простор для свободной деятельности и развития. Время — это простор для развития способностей...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 264). Как социально-историческая категория С. в. характеризуется тремя основными параметрами: объёмом (величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т. е. от общей величины внерабочего времени. Социалистическое общество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе с тем на современном этапе развития объём С. в. в значительной степени определяется временем, затрачиваемым на некоторые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому главными путями увеличения объёма С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов городского и промышленного строительства, расселения и т. д.
         В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре С. в. обычно выделяют неодинаковое (до нескольких десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком в С. в. деятельности с точки зрения её влияния на развитие человеческой личности, можно получить ряд наиболее широких категорий, образующих структуру С. в. Это — активная творческая (в т. ч. общественная) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т. п.) и публично-зрелищный (посещение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физического занятия (спорт и т. п.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (например, злоупотребление алкоголем). Т. о., при одном и том же объёме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Главные пути совершенствования структуры С. в. в условиях социализма — увеличение объёма С. в., создание мощной материально-технической базы досуга, повышение эффективности организаторской и идеологической работы с трудящимися и т. п.
         Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С. в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответствующего целям коммунистического строительства, — длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономической, политической, духовной жизни общества, в частности с более широким привлечением трудящихся к политическому творчеству, управлению социальными процессами, с расцветом общей культуры масс и т. п. См. также Досуг.
        
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 117; Струмилин С. Г., Рабочий день и коммунизм, М., 1959; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1964; его же, Проблемы рабочего и внерабочего времени, М., 1972; Грушин Б. А., Свободное время. Актуальные проблемы, М., 1967; Гордон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972; Орлов Г. П., Свободное время как социологическая категория, Свердловск, 1973; Anderson N., Work and leisure, L., 1961; De Grazia S., Of time, work and leisure, N. Y., 1962; Duinazedier J., Vers une civilisation du loisir, P., 1967; его же, Sociologie empirique du loisir, P., 1974.
         Б. А. Грушин.
Идеографический словарь
^ время
^ незанятый
свободное время. свободная минута.
времяпрепровождение - занятие, выбираемое по своему усмотрению; дело в свободное время.
проводить время как.
коротать (# вечер за беседой).
коротать [скоротать] время [досуг].
сумерничать.
досуг - свободное от труда время, используемое по своему усмотрению.
на досуге.
v любитель, компания
см. личная свобода
Философский словарь
(досуг) — часть внерабочего времени, к-рая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление сила также на физическое и духовное развитие человека. С. в. охватывает учебу и самообразование, приобщение к культуре (чтение, посещение театра, музея, кино и т. п.), общественно-политическую активность, научно-техническое любительское творчество, художественно-эстетическую самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам и др., но может содержать также пассивный отдых (“ничегонеделание”) и даже антикультурные занятия. Социальная ценность С. в. в конкретно-исторической обстановке определенного общественного строя определяется его величиной (объемом), структурой и содержанием. По величине С. в. за последние десятилетия возросло в несколько раз, и ныне в развитых странах мира вопрос стоит о дальнейшем его росте за счет сокращения не столько рабочего времени, сколько времени, затрачиваемого на разные бытовые нужды (дорога, домашний труд, воспитание детей и т. п.). В структуре и содержании С. в. решающую роль играет соотношение “возвышенных” и “низменных” занятий. Маркс считал С. в. осн. “пространством” развития индивида, мерилом богатства коммунистического об-ва (Т. 46. Ч. II. С. 217). Известно, что увеличение С. в. сопровождается негативными социальными явлениями, в связи с чем ряд зап. социологов критически относятся к перспективам “об-ва досуга”. Социалистическая идея исходит из того, что ставит своей целью повышение уровня культурно-бытового обеспечения С. в. в интересах всестороннего развития человека.
Философский энциклопедический словарь 2
        часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы С. в. определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнит. труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.
        В жизни совр. общества явление С. в. отличается большой сложностью, отражает существ. характеристики того или иного типа общества, наполняется различным, подчас весьма противоречивым, содержанием. В развитых капиталистич. странах наряду с положит. тенденцией увеличения С. в. неизменно присутствуют негативные тенденции заполнения сферы досуга явлениями антикультуры (наркомания, преступность и т. п.), т. н. «массовой культурой» и др. занятиями, свойственными «потребительскому обществу». Применительно к условиям социализма можно говорить прежде всего о двух осн. функциях С. в.: функции восстановления сил человека, поглощаемых сферой труда и иных непреложных занятий, и функции духовного (идейного, культурного, эстетич. и т. п.) и физич. развития человека, приобретающей всё большее значение. Именно её имея в виду, К. Маркс говорил, что время «...остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего открывается простер для свободной деятельности и развития. Время — это ? p о с т о p для развития способностей...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 26, ч. 3, с. 264).
        Как социально-историч. категория С. в. характеризуется тремя осн. параметрами: объёмом (величиной), структурой и содержанием. Величина С. в. зависит в первую очередь от продолжительности времени труда, характерной для того или иного общества, т. е. от общей величины внерабочего времени. Социалистич. общество последовательно стремится сократить величину рабочего дня. Вместе с тем на совр. этапе развития объём С. в. в значит. степени определяется временем, затрачиваемым на некоторые непреложные затраты в рамках внерабочего времени, в первую очередь на бытовые нужды и транспорт. Поэтому гл. путями увеличения объёма С. в. являются развитие и совершенствование служб быта, внедрение в практику более рациональных принципов гор. и пром. стр-ва, расселения и т. д.
        В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре С. в. обычно выделяют неодинаковое (до неск. десятков) количество элементов. Приняв за основание классификации характер осуществляемой человеком в С. в. деятельности с т. зр. её влияния на развитие человеч. личности, можно получить ряд наиболее широких составных частей, образующих структуру С. в. Это — активная творч. (в том числе обществ.) деятельность; учёба, самообразование; культурное (духовное) потребление, имеющее индивидуальный (чтение газет, книг и т. п.) и публичнозрелищный (посещение кино, театров, музеев и т. д.) характер; физич. занятия (спорт и т. п.); любительские занятия типа хобби; занятия, игры с детьми; товарищеские встречи, общение с др. людьми; пассивный отдых; затраты времени, совпадающие с явлениями антикультуры (напр., злоупотребление алкоголем). Т. о., при одном и том же объёме С. в. его структура может быть более или менее прогрессивной. Гл. пути совершенствования структуры С. в. в условиях социализма - увеличение объёма С. в., создание мощной материально-технической базы досуга, повышение эффективности организаторской и идеологической работы с трудящимися и т. д.
        Конкретные занятия человека и их качество в рамках той или иной деятельности в С. в. составляют его содержание. Обеспечение содержания С. в., соответствующего целям коммунистич. строительства,— длительный процесс, связанный с дальнейшим изменением положения личности в сфере экономич., политич., духовной жизни общества, в частности — с более широким привлечением трудящихся к политич. творчеству, управлению социальными процессами, с расцветом общей культуры масс и т. п.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Государство и революция, ПСС, т. 33; Стpумилин С. Г., Рабочий день и коммунизм, М., 1959; Пруденский Г. А., Время и труд, М., 1964; его же, Проблемы рабочего и внерабочего времени, М., 1972; Грушин Б. А., С. в. Актуальные проблемы, М., 1967; Гордон Л. А., Клопов Э. В., Человек после работы, М., 1972; Орлов Г. П., С. в. как социологич. категория, Свердловск, 1973; Гордон Л. А., Клопов Э. В., Оникои Л. А., Черты социалистич. образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра, М., 1977.
        Б. А. Грушин.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ


будет выглядеть так: Что такое СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ