|
|
|
|
|
СВЯТАЯ ВОДА |
Мультимедийная энциклопедия |
освященная вода для литургического или частного употребления.
Ритуальное использование воды, являющейся естественным символом
очищения и духовной чистоты, было характерно для многих
языческих культов, а окропление жертвы водой предписывалось
Моисеевым законом. Употребление освященной воды в христианстве
восходит ко 2 в. Первоначально она использовалась для
окроплений во время воскресной литургии, а позднее - едва ли не
во всех обрядах освящения; в католических церквах ее наливают в
плоские сосуды, помещенные при входе в церковь; кроме того,
верующие используют ее дома. Наряду с обыкновенной святой
водой, Католическая церковь освящает крещальную воду,
пасхальную воду и особую "григорианскую" воду (в ее состав
входят соль, пепел и вино), употребляемую для освящения храмов.
См. также <<САКРАМЕНТАЛИИ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
СВЯТАЯ ВОДА — в Греции воду, использов. для тушения жертв. огня и собранную после этого в таз, считали свящ. С. в. употребл. при омовении рук перед культовыми церемон. Между людьми, берущими С. в. из одной и той же чаши, возникает обязанность взаимной помощи. На Др. Востоке представл. о том, что перед вступл. в храм необход. посредством омовения приобр. культовую чистоту, было еще более древ., чем в Греции и Италии. Вост. ритуалы, прежде всего вавилонский, еврейский и егип., предусматр. омовение, однако недостаток воды приводил к замене реальн. омовения символич. в виде кропления. В эллинистич. Египте раздача С. в. производ. жрецами за плату и была механизир. Человек, входивший в храм и желавший омыть руки, должен был опустить монету в щель автомата для подачи С. в. В кодексе имеется чертеж, сконструир. Героном Александрийским, автомата для подачи С. в. В этом автомате запорное устройство открыв. под действием тяжести брош. сверху монеты, позволяя вылиться неск. каплям воды. |
Теософский словарь |
Один из древнейших обрядов, практиковавшихся в Египте, и оттуда - в языческом Риме. Он сопровождал ритуал хлеба и вина. "Египетский жрец кропил святой водой равно на изображения своих богов и на верующих. Ее и разливали и разбрызгивали. Была найдена кисточка, которой, как полагают, пользовались для этой цели, как и в наши дни." (Бонвик, "Egyptian Belief".) Что касается хлебов, то "лепешки Изиды ... возлагались на алтарь. Глиддон пишет, что они "по форме были идентичны с освященной лепешкой римской и восточной Церквей". Мелвилл уверяет, что "египтяне ставили на этом святом хлебе крест Св. Андрея". Хлеб Присутствия преломлялся жрецами перед раздачей народу, и по поверью становился плотью и кровью Божества. Это чудо творилось рукою жреца, совершавшего богослужение, который освящал пищу. ...Руже сообщает, что "приношения хлебов имели следы от пальцев, знак их освящения". (Ibid., с. 418.) (См. также "Хлеб и Вино".) |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: СВЯТАЯ ВОДА
будет выглядеть так: Что такое СВЯТАЯ ВОДА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|