Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СВАДЬБА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        обряды, сопровождающие заключение Брака. На ранних стадиях общественного развития — в период материнско-родового строя оно представляло собой несложную церемонию. С. как обрядовое оформление брака получила особое развитие в период Патриархата, когда прочно утвердились единобрачие (см. Моногамия) и поселение супругов в доме мужа (Патрилокальный брак). Основной момент цикла свадебных обрядов у всех народов — переход (чаще всего — переезд) невесты из дома родителей в дом жениха, т. е. драматизированное изображение перехода женщины в новую семью, новый род. Этот акт, как правило, сопровождается обменом подарками, праздничным пиром, увеселениями и т. д. В С. участвуют родственники жениха и невесты и особые обрядовые лица (например, сваты, дружки). Содержание этих обрядов различно. Часто инсценируются насильственный увоз невесты женихом и его друзьями, сопротивление невесты и её родни и т. д., что отражает тот период в истории брака, когда утверждался новый (по сравнению с предшествующим временем) порядок патрилокального поселения и подчинения женщины власти мужа и его родни. В период распада патриархального строя, когда за женщину, которую рассматривали как рабочую силу, требовали платы (Вено у некоторых европейских народов, Калым у монгольских и тюркских народов и пр.), в свадебных обрядах появились инсценировки «продажи» невесты, а вместе с тем возникли «смотрины» — обряд осмотра «покупаемой» женщины. Многие свадебные обряды связаны с религиозными представлениями, имеют магический смысл, призваны защищать молодых от «злых духов», «порчи» и т. д. У многих народов, например, Кавказа, горного Таджикистана, Горно-Бадахшанской АО и других мест, где в дореволюционное время существовало религиозное почитание огня и очага (покровителя дома), переход женщины из одной семьи в другую сопровождался прощанием невесты с очагом родительского дома и посвящением её домашнему очагу мужа. Зерно, мука, хмель, орехи и т. п., которыми на С. славянских, кавказских и многих других народов осыпают молодых, символизируют изобилие, благополучие и т. д. Вместе с развитым обрядовым циклом возникли и обрядовые костюмы невесты, жениха и других участников С.
         Для каждого народа на определённой ступени его развития характерен традиционный устойчивый комплекс свадебных обрядов, сочетающийся со всеми видами народного искусства (театрализованные действия, музыка, пение, танцы, игры). Развитые религиозные культы обычно включают в свадебный комплекс религиозный обряд венчания, не вытесняющий при этом народной обрядности, первоначальный смысл которой зачастую забывается, переходит в традицию.
         В социалистическом обществе заключение брака освобождается как от церковных, так и в значительной мере от отживших старинных обрядов, связанных с религией и суеверием, и становится праздником, отмечающим возникновение новой социалистической семьи. В СССР в 1960—70-е гг. особое развитие получила традиция торжественной регистрации брака во Дворцах бракосочетаний или в Залах торжественной регистрации браков.
         Лит.: Кагаров Е., Состав и происхождение свадебной обрядности, в кн.: Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 8, Л., 1929; Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР, Л., 1926; Никольский Н. М., Происхождение и история белорусской свадебной обрядности, Минск, 1956.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    СВАДЬБА — в Греции заключ. брака сопровожд. празднич. торжествами, связанными с рядом религ. обычаев. Для С. выбирался благоприят. день, большей частью зимой. Новобрач. готовились к С., принося очистит. жертву. Невеста должна была принять свадеб. ванну. Подготовка к С. начин. со встречи в доме родителей невесты со свадеб. трапезой, где невеста снимала вуаль и получ. подарки. Вечером молодую торжеств. вводили в дом мужа, происх. встреча в доме мужа, вступл. в брач. покои, перед к-рыми в честь молодых пели эпиталамии — свадебные песни. С. предшеств. заключ. брач. договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней сущест. множ. росписей на вазах, изображ. отдельные моменты свадеб. церемоний (в т.ч. подготовку свадеб. ванны, украшений, подарков невесте в день С.). Свадеб. обычаи в Риме неск. отлич. от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприят. для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств. шествие в дом мужа. Для патрициев существ. также дополнит. церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обруч. появл. лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич., особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязыв. определ. образом. Лицо и волосы покрывал. оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты (женщина к-рая один раз могла быть замужем и выполн. функ-ции посланца Юноны), соед. правые руки новобрачных. Далее следовало принош. объед. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровожд. вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточ. и отчасти неприст. стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспок. демонов. Затем следовало свадеб. пиршество с музыкой и пением свадеб. песен (эпиталамии, гименеи). После свадеб. ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к к-рой родственники и гости приносили подарки.
Русская цивилизация
торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX — н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода, в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей.
Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный цикл) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети), без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица «Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. — Т. Л.) до основания разрушает» явно повторяет текст из православного чина венчания: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов» (Требник). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: «Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благословеньице» (лишь детям отвечала «Спаси, Христос, на добром словечке») (Калужская губ.).
Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., «благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом».
Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить «Бог благословит».
По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи («заручины», «рукобитье», «запоины», «образованье») отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.
Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: «Ай у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? — Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у Господа Бога доли и счастья великого» (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: «Не прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения». На что родители отвечали: «Бог благословит Божее творить»; «Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью».
Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.
Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая «подстерегала» жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были «закреплены» именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по сообщению известного этнографа-исследователя Н. П. Гринковой, крестная мать невесты-сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому «венчальные батька и матка».
Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего «рода» в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом.
По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней («поклониться праху предков») входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам — «родителям». Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.
Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых «смотрельщиков», «глядельщиков», которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали «как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых». Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.
Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте. — Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот «изображал собой Ангела, посланного с небес».
Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: «Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать». На это следовал ответ: «Бог благословит». Обращение «мир крещеный», «мир православный» — характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения.
На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. «Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко»; «Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцам». В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: «Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди», при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее.
Обращалась и к любимому святому русских — Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан — так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их «неразрывной цепью». В обращении к «святым кузнецам» звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.
Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы «Достойно есть»). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту. Например, считалось, что от порчи надежно защищала молитва «Да воскреснет Бог».
Ее читал от «лихова глаза» дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал «сторож» над поясом, которым подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было помочь «совершению удачной свадьбы».
Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты — порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу — иконой. Девушку благословляли «женской» иконой, обычно образом Богоматери, жениха — «мужской», обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., «обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях».
Благословение иконой — не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения — в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый «свешник»; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал «иконник» с образом.
Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями «сгонною Богородицей»: «Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке»; «Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке». В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная.
После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции — религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX — н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского крестьянства XIX — н. XX в., мы не можем разделять «народные», то есть родившиеся в разное время в народной среде, и «христианские», то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого разделения не существовало в самой крестьянской культуре.
При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых — постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы — прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами. Необычность этой прически — ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос «по-бабьи» и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались «молодыми».
В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару «вечно-навечно». Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.
Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, — боязнь порчи жениха и невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно — с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом.
Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем «честно-похвальном девичестве». Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю «дивью красоту» — ленту к иконе Божьей Матери: «Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена». Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех — осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы — «дивью красоту» в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи «недостойной», все-таки положит ленту в Евангелие («от людей неловко»), то наверняка будет несчастлива.
Т.A. Лucmoвa
Орфографический словарь Лопатина
св`адьба, св`адьба, -ы, р. мн. -деб
Словарь Ожегова
СВ’АДЬБА, -ы, род. мн. деб, жен. Брачный обряд. Справить или (устар. и прост.) сыграть свадьбу. До свадьбы заживёт (говорится в утешение тому, кто ушибся, кому больно; разг. шутл.). На Маланьину свадьбу наготовить (очень много, так, что всего не съесть; прост.).
• Серебряная свадьба двадцатипятилетие супружеской жизни.
Золотая свадьба пятидесятилетие супружеской жизни.
Бриллиантовая свадьба семидесятипятилетие супружеской жизни.
уменьш.-ласк. свадебка, -и, род. мн. -бок, жен.
прил. свадебный, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. брак || до свадьбы заживет
Словарь Ушакова
СВ’АДЬБА, свадьбы, род. мн. свадеб, ·жен. Брачный обряд.
Празднество по случаю вступления в брак. «Со свадьбы под вечер он шел немного пьяный.» Пушкин. Справлять свадьбу. Играть свадьбу (·обл. ).
собир. Люди, присутствующие на празднестве заключения брака (·обл. ). Свадьба едет.
• До свадьбы заживет (·разг.) - шутливое утешение тому, кто ушибся, порезался. На Маланьину свадьбу (напечь, нажарить, настряпать и т.п.; ·прост.) - очень много, так много, что всего не съесть.
Толковый словарь Ефремовой
[свадьба]
ж.
1) Брачный обряд, а также торжество по случаю вступления в брак.
2) разг. Участники брачного обряда, брачного торжества.
Этимологический словарь Крылова
Восходит к той же основе, что и <<сват>>.
Воровской жаргон
1) суд;
2) смена фамилии, клички
Рус. арго (Елистратов)
см.:
Поссать и не перднуть — всё равно что свадьба без песни
Словарь пословиц Даля

Девка после сговора на улицу, ни в церковь не ходит.
Пошла смывать девьи гульбы, прохладушки (предсвадебная баня).
На мыльце, белильце, на шелковом веничке, малиновом паре (благодарность за баню).
Перед молодыми разметают дорогу голиком, идучи задом.
При встрече молодых у ворот раскладывают огонь (от порчи).
Мохнатый (Косматый) зверь на богатый двор; молодым князьям да богато жить (благословение молодых родителями жениха).
Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай (приглашают гостей).
С молодецким выездом (поезжане поздравляют друг друга).
Здравствуйте, князь со княгиней, бояре, сваты, дружки и все честные поезжане!
Дай бог вам любовь да совет (новобрачным).
Поздравляем тебя, тысяцкий, с большим боярином, дружкою, поддружьем, со всем честным поездом, с молодым князем, со княгинею (привет каждого свадебного гостя за столом, а сам тысяцкий пьет первый и никого не поздравляет).
Как голубь без голубки гнезда не вьет, так новобрачный князь без княгини на место не садится (дружка жениху).
Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато (сажая молодых за стол на шубу).
За столом молодые не слонятся к стене: лукавый расстроит.
Примите девичью красоту (говорит сваха родителям невесты, подавая им на тарелке косоплетку ее).
И рада бы отбивалась, да не в те когти попалась.
Она не пропала, а на руки попала (говорит дружка).
Ряженое яство суженому гостю.
Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой (т. е. больше; приговаривают на свадебном пиру, когда вынимают каравай).
Повар, повар батюшка, повариха матушка, встань на куньи лапки, на собольи пятки и пр. (приговаривает дружка).
Девицы, девицы, красны певицы, пирожны мастерицы, горшечны пагубницы, дочери отецки, сестры молодецки, тканье-прялье шелковицы (свадебное воззвание).
Тащится, несется сахарное яство на золотом блюде, перед князя молодого, перед тысяцкого, перед сваху княжую, перед большого боярина, перед весь княжий полк (говорят при перемене кушанья за столом).
Гусь с уткой идет: большой боярин вина несет.
Гусь из печи не лезет (говорит стряпуха, а дружка потчует ее вином и стреляет из ружья в печь, и тогда подают гуся. Астраханская губерния.
Блинки изрежь, ножа не погни, блинов не помни, маслица не пожми (это говор. и на смотринах, где мать невесты подает жениху блины и тупой нож, он же, втыкая нож в потолок, режет блины своим острым ножом. Нижегородская губерния.).
Все приедено, все перекушано: большие бояре глазами вертят, того же хотят (дружка).
Сваха над головою молодых ломает пирог.
Пришло лизало, что все яства подлизало (говорит дружка, когда подают жареный язык последним, и все встают, не касаясь языка. Пермская губерния).
После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
Обогреть постель молодых. Выкупить постель (постель обогревается одною из родственниц невесты, а молодой должен выкупить ее).
Молодая раздевает и разувает молодого (в одном сапоге плетка, а в другом деньги).
Золото с золотом свивалось, жемчужинка с другою скаталась (дружка о молодых).
Со вечера бел заюшка по приволью скачет, со полуночи на блюде лежит (о невесте).
Конь под ними полтораста рублев, убор на коне в пятьсот рублев, молодец-то сидит, и цены ему нет (о молодом).
Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном (при потчевании на свадьбе).
Белы руки с подносом, резвы ноги с подходом, голова с поклоном, язык с приговором, каблучки с поворотом.
Две ноги подходят, две руки подносят, одна голова кланяется.
Четыре ноги подходят, четыре руки подносят (молодые).
Быть на свадьбе, да не быть пьяну - грешно.
Пей, чтобы курочки велись, а пирожки не разчинивались,
Хлеб-соль не попустит врага сотворить зла.
Горько вино, не пьется (или: кисло, и молодые должны подсластить, поцеловаться).
Кто над молодыми не ломается (тот же обычай).
Просят вас князь со княгиней рюмкой винца да стаканчиком пивца: рюмочку примите, а молодых наделите (подарки).
Кланяются бельецом-рукодельицем, малое примайте, большому срок давайте: не годится в ручки, так хоть на онучки.
Малое примите, большого на нас не ищите.
Осеребрить невестино блюдо (отдарить деньгами за дары).
Класть в чарку (за поднос вина).
Сыр-каравай примите, золоту гривну положите.
Пей-ка, попей-ка, на дне копейка, а выпьешь до дна - и грош найдешь.
Сыр да каравай принимай, а наших молодых не оставляй.
На шильце, на мыльце, на кривое веретенце (сбирают для молодых).
На ложку, на плошку, на палку, на мялку, на горшечны покрышки.
Не дом копить, а козла купить, воду возить.
Носи девиц, носи молодцов (приветствие свах молодой при заплетении косы; первое от ее свахи, второе от свахи жениховой. Пермская губерния).
Поучить молодую подметать пол (она метет, а гости сорят для испытания терпения ее).
Мети, мети, а сор на улицу не выкидывай (свекор и свекровь говорят невесте).
Отгонять девичью негу (дружка стегает кнутом вкресть по воротам).
Не шубу секу, молодуй науку дают (дружка бьет кнутом по шубе).
Шуба ты, шуба, не делай ты шуму; ты, шуба, избу мети, copy на улицу не носи.
Сад загорожен, и зверь сбережен (говорит дружка родителям молодой по исправной свадьбе).
Матери молодой поднесли худой стакан (с дырой или течью).
На старую сваху хомут надели.
Венцом грех прикрыть.
Как наденут венец, так всему конец.
Была под венцом, и дело с концом.
В крапивно заговенье сват свата угощай (последнее воскресенье перед петровками).
Ехать на блинки (первое посещение молодыми тещи).
В прощеный день зять у тещи гостит.
Медовый месяц (первый по супружестве).
Обновлять новоженов (волочить их на масленице по снегу).
Чтоб молодой не бил жены своей, не бить клюкой головешку в бане (на молодых).
Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал (женихов поезд не впускается в избу невесты, доколе не разгадают всех предложенных подругами загадок. Псковская губерния).
Кунами ли богаты, ногами ли (т. е. силою) доступны до нашего дитяти? (Вопрос родственников невесты на стук тысяцкого у ворот; ответ: "И кунами и ногами".)
На загадки идешь аль на золоту казну (т. е.откупаешься)?
Пожалуйте мне невесту, уступите место! (Дружка.)
Невесту срядите, вперед посадите, а нам ворота отворите.
С добрыми речьми милости просим (говорят родители невесты дружке).
Сват, не сват, а добрый человек (слова отца невесты, впускающего жениха с поездом).
Коли рады гостям, так встретите и за воротами (ответ свахи, которую просят на двор).
Обменялись свахи пряником и пивом.
Что говорено, то и привезено (дружка привез невесте одежу).
Купите четыре угла, дайте четыре рубля, пятый на середку (говорит сваха, привезшая приданое).
У меня место не ковшевое, а столбовое (ответ свахи жениху, который говорит: "Ковшик прими, а местечно опростай").
Торгую не лисицами, не куницами, не атласом, не бархатом, а торгую девичьей красотой (слова продавца невесты за столом).
Куницу, лисицу, золотую гривну на стакан вина (просят за выкуп невесты).
Пей-ка, попей-ка, на дне-то копейка, а еще попьешь, и грош найдешь (дружка выкупает невесту).
На дружке шапчонка после дядюшки Парфенка; на дружке штанишки после дяди Микишки, на дружке кафтанишка с банного помелишка (девки поют дружке за похищение у них подруги, невесты).
Как в лесу тетери все чухари, так наши поезжане все дураки (женихову поезду).
Невежа был, квашню раскрыл.
Просим набело умыться, хорошо снарядиться, в белые белила, в красные румяна (просят убирать невесту).
Дай бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить (пожелание невесте).
Расплетайся, трубчата коса, рассыпайтесь, русы волосы!
Друженька разлученька, свахонька косоряжка.
Расчесывая невесте косу, вплетают по пеньковой пряди (для счастья. Тверская губерния).
Правую половину косы заплетает жених, левую сваха (Коломна).
Расчесали буйну голову, заплели русу косу.
Стала двухвосткой (коса). Под повойник ушла, запряталась.
Жениху и невесте под венец втыкают булавки против сердца, а за пазуху кладут ртути (от порчи).
Под венец молодые от уроков опоясываются лыком (или сеткой, вязаным в узлах поясом).
Жениха под венец опоясывают вязаным кушаком (узлы охраняют от порчи).
Стручок гороху положить в сани жениху и невесте, и лошади с места не сдвинуть.
Народ крещеный (православный), благословите нашего князя с княгиней по кресту и венцу (дружка говор. всем гостям).
Благословите под злат венец стать, закон принять, чуден крест целовать!
Собрать, срядить есть кому, благословить некому (о сироте).
Умели поить-кормить, умейте снарядить, за стол посадить.
Умели чадо свое вспоить, вскормить, умейте в люди выводить (говор. дружка о невесте).
Родимый мой батюшка, прошу ни злата, ни серебра, а прошу твоего родительского благословения (невеста родителю).
Не прошу ни тканого, ни браного, а материнского благословения.
Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб-соль.
Не в рабы, а в помощницы (благословляя, говорит отец дочери).
Вот тебе одонье ржи, а другое сама наживи (отец дочери).
Что наткалось, напрялось, то и в приданое досталось.
Спасибо на негушке, на красном платьице (дочь отцу).
Просим поберечь детище наше, а чего не знает, поучить (отец невесты родителям жениха).
У меня была умна, а ты, как хошь, для себя учи (жениху).
Пой, корми, одевай да на работу посылай (жениху).
Жених весел, всему браку радость.
Молодые до венца не едят. До венца тощи, после солощи.
Жениху ложка наопако (т. е. он не ест перед венцом, садясь, однако же, за стол).
Свадебный поезд выезжает нечетом.
Под венец по оврагам и рытвинам не ездят.
Снег и дождь на свадебный поезд - богато жить.
Дождь на молодых - счастье.
Вихорь с пылью встречу поезду не к добру; дождичек - к богатству.
Красный день свадьбы - жить красно, да бедно.
Метель на свадебный поезд - все богатство выдует.
Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной.
Монах (Монахиня) на свадьбе зловещ для молодых.
Чернец и черница всякую свадьбу портят.
Поезжане отдают дорогою всякому равный поклон, даже нищему, чтобы кто не испортил (это на севере нередко дружки с буйством разгоняют встречных, до драки).
Мне беременеть, тебе прихоти носить (говорит невеста, грызя зубами церковный замок, при входе к венцу. Смоленская губерния).
Под венцом невеста крестится покрытой рукой (чтобы жить богато).
Под венчальное подножие деньги бросить - молодые богаты будут.
Обручальное кольцо под венцом уронить - не к доброму житью.
Под венцом свеча тухнет - скорая смерть.
Кто под венцом свечу выше держит, за тем большина.
Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе.
Подвенчальную свечу берегут, а зажигают ее для помощи при первых родах.
С кого из молодых венец спадет, тому вдовствовать.
Сваха раздирает девичью повязку, когда молодых обводят вокруг налоя.
Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес).
Родители жениха встречают молодых в тулупах наизнанку.
Молодых, при встрече из церкви, осыпают хлебом и хмелем.
Энциклопедия афоризмов

см.также БРАК, ЗАМУЖЕСТВО, ЖЕНИТЬБА
Продажа женщин разрешена только перед алтарем.
•Хенрик Каден
Свадьба - это конец начала и начало конца.
•Юзеф Булатович
В свадебной церемонии участвуют два кольца: одно надевают на палец невесты, другое продевают в нос жениха.
•Роберт Орбен
Нет слухов, которые возникали бы так легко и распространялись бы так быстро, как слухи относительно свадеб.
•Дэвид Юм
Музыка свадебного шествия всегда напоминает мне военный марш перед битвой.
•Генрих Гейне
Снова чья-то капитуляция - играют свадебный марш.
•Януш Рось
Белый цвет олицетворяет радость. На свадьбах женщины одеты в белое, мужчины - в черное.
•Джон Аулер
Мужчина чувствует себя на семь лет старше на другой день после свадьбы.
•Фрэнсис Бэкон
Есть ли жизнь после свадьбы?
•Максим Звонарев
Продолжительность брака обратно пропорциональна расходам на свадьбу.
•«Закон Томса»
Все свадьбы похожи друг на друга, но все разводы интересны по-своему.
•Уилл Роджерс
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СВАДЬБА


будет выглядеть так: Что такое СВАДЬБА