СУЩЕСТВОВАНИЕ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
[позднелат. ex (s) istentia, от лат. ex (s) isto — существую], в диалектико-материалистической философии синоним бытия (См. Бытие) материи и сознания. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика (см. Реализм, Номинализм) усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творческим волением бога.
Английский Эмпиризм 17—18 вв. (Дж. Локк, Д. Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. которых ниоткуда не выводимо и которые фиксируются в чувственном опыте — источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, И. Г. Фихте, Г. Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С., по существу, трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Г. Лейбница и И. Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеческого разума, в божественном разуме оно снимается. Кант признаёт онтологическое значение С. непознаваемой «вещи в себе» (См. Вещь в себе), которое принципиально невыводимо логически, так как невозможно логически вывести существование ни одного чувственного явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный смысл С. получает у С. Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. С., по Кьеркегору,— единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., то есть от судьбы.
В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в Экзистенциализме (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, Г. Марсель и др.), где оно занимает центральное место. С. (то есть экзистенция; отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансценденцией, то есть выходом человека за собственные пределы. Непостижимая для мышления связь С. с транцендепцией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С. — не просто эмпирический факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеческую жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к так называемым «пограничным ситуациям» (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С.
Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социально-историческое бытие, определяющее положение человека в обществе. См. ст. Бытие и литературу при ней.
П. П. Гайденко.
|
Идеографический словарь |
существование - атрибут объекта (# ситуации).
v квантор существования (матем). | теорема существования (матем).
модальные отношения.
ВОЗМОЖНОСТЬ, некоторый
условие, истинность, правильность, обоснование, содержание
отсутствие
Ў оторванность
см. соответствие (между), параметр, явление, объект, состав, следствие |
Орфографический словарь Лопатина |
существов`ание, существов`ание, -я |
Словарь Ожегова |
СУЩЕСТВОВ’АНИЕ, -я, ср.
1. см. существовать.
2. Жизнь, бытие. Средства к существованию. Влачить нищенское с. Борьба за с. (за то, чтобы выжить). Отравить кому-н. с. (помешать жить, нарушить покой, сделать жизнь несносной). |
Словарь синонимов Абрамова |
см. бытие, жизнь || вести жалкое существование, влачить жалкое существование, кончить земное существование, отравлять существование |
Словарь Ушакова |
СУЩЕСТВОВ’АНИЕ, существования, ср.
1. только ед. Жизнь, бытие. «Великим подспорьем всего его существования, неизменным товарищем и другом была ему его тетка.» А.Тургенев. «Есть много средств сделать человеческое существование постылым.» Салтыков-Щедрин. Покончить (земное) существование (умереть; ·книж. ). Отравить (всё) существование кому-нибудь (помешать кому-нибудь жить или чувствовать себя спокойно, сделать кому-нибудь жизнь несносной). Прекратить существование (перестать существовать, умереть). Жалкое существование. Остаться без средств к существованию.
То, что имеется в наличии, что существует. «Когда я начинал новый труд, я совершенно не помнил о существовании "Записок одного молодого человека".» Герцен. В первый же год своего существования предприятие добилось больших успехов. Прекратить существование (перестать существовать, быть).
2. То же, что существо во 2 ·знач. (·книж. ·редк. ). «Умолкла Ольга Афанасьевна, а за нею умолк и весь дом, словно мгла опустилась на все эти бедные существования.» Салтыков-Щедрин. |
Толковый словарь Ефремовой |
[существование]
1. ср.
1) Наличие, факт бытия кого-л., чего-л.
2) Жизнь, бытие.
3) Бездеятельный, лишенный цели, смысла, духовных интересов образ жизни.
2. ср. устар.
То же, что: существо (2*). |
Философский словарь |
все многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. С. вещей нельзя сводить ни к их внутренней сущности, ни только к их бытию. Ошибочны философские теории, к-рые ставили сущность, основание вещей выше их С., признавая это последнее чем-то низменным, случайным и кратковременным. Но ошибочна также и та теория, к-рая признает С. вещей выше их сущности, рассматривая последнюю либо как совсем не существующую, либо как нечто непостижимое, недоступное для человеческого познания и практики. Правильное воззрение сводится к тому, что ни сущность невозможна без С. (в этом случае получается представление о царстве полной неподвижности, не имеющее ничего общего с реальной жизнью природы и об-ва), ни С. невозможно без сущности (в этом случае фиксируется лишь внешнее, беспокойное, случайное). Только единство С. и сущности, бытия и становления дает возможность понять все существующее. |
Философский энциклопедический словарь |
СУЩЕСТВОВАНИЕ – см. ЭКЗИСТЕНЦИЯ. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
[позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую], в диалектикоматериалистич. философии синоним бытия. В истории философии понятие «С.» употреблялось обычно для обозначения внеш. бытия вещи, которое, в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом. Схоластика усматривала в дуализме сущности и С. коренную раздвоенность природного (сотворённого) универсума, снимаемую лишь в боге: С. вещи не выводимо из её сущности, но детерминировано в конечном счёте творч. волением бога.
Англ. эмпиризм 17—18 вв. (Локк, Юм) признаёт реальность единичных фактов, С. крых ниоткуда невыводимо и которые фиксируются в чувств. опыте— источнике всякого знания. Рационализм нового времени (Декарт, Спиноза, Фихте, Гегель) в своём истолковании С. исходит из учения о тождестве мышления и бытия: С. по существу трактуется здесь как нечто разумное, рациональное. Попыткой примирить обе точки зрения были учения Лейбница и Канта. Лейбниц признаёт два рода истин: вечные истины разума и истины факта; однако различие между первыми и вторыми, согласно Лейбницу, существует только для конечного человеч. разума, в божеств. разуме оно снимается. Кант признаёт онтологич. значение С. непознаваемой «вещи в себе», которое принципиально невыводимо логически, т. к. невозможно логически вывести С. ни одного чувств. явления (ибо рассудок даёт лишь формальную связь, а материал для него поставляет чувственность).
Принципиально новый категориальный смысл С. получает у Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму (в частности, Гегеля) понимание С. как человеч. бытия, которое постигается непосредственно. С., до Кьер-кегору,— единично, личностно, конечно. Конечное С. имеет свою судьбу и обладает историчностью, ибо понятие истории, согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости С., т. е. от судьбы.
В 20 в. кьеркегоровское понятие С. возрождается в экзистенциализме (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Марсель и др.), где оно занимает центр. место. С. (т. е. экзистенция; отсюда сам термин «экзистенциализм») трактуется в экзистенциализме как нечто соотнесённое с трансцен-денцией, т. е. выходом человека за собств. пределы. Непостижимая для мышления связь С. с трансценден-цией, его конечность обнаруживаются, согласно экзистенциализму, в факте самого С. Однако конечность, смертность С.— не просто эмпирич. факт прекращения жизни, а начало, определяющее структуру С., пронизывающее собой всю человеч. жизнь. Отсюда характерный для экзистенциализма интерес к т. н. пограничным ситуациям (страдание, страх, тревога, вина), в которых выявляется природа С.
Выступая против всех форм идеализма, марксистская философия рассматривает С. как объективную реальность многообразных форм материи и как социаль-но-историч. бытие, определяющее положение человека в обществе. |
|
|