Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СУРИКОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Суриков
        Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, — 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869—75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, С. стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875, обе — в Третьяковской галерее). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901—03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников (См. Союз русских художников). С. страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883; см. илл.), «Боярыня Морозова» (1887; все — в Третьяковской галерее). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфоническое созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. С большим мастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному народным творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монументальных по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; он добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произведениях общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологическую характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символическое звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей; см. илл.) мысль С. «две стихии встречаются» раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах («Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). В годы реакции С., верный демократическим традициям, работал (1909—10) над картиной «Степан Разин» (начата в 1903; Русский музей). С. также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту (См. Московский художественный институт), в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани).
         Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.С., Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг., М., 1963.
        В. И. Суриков. «Меншиков в Берёзове». 1883. Третьяковская галерея, Москва.
        В. И. Суриков. Автопортрет. 1913. Третьяковская галерея. Москва.
        В. И. Суриков. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Русский музей. Ленинград.
        Суриков В. И. «Переход Суворова через Альпы». 1899. Русский музей. Ленинград.
        Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни». 1881. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.
        Суриков В. И. «Взятие снежного городка». 1891. Русский музей. Ленинград.
        Суриков В. И. «Степан Разин». 1903—07, 1909—10. Русский музей. Ленинград.
        Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.
        Суриков В. И. «Покорение Сибири Ермаком». 1895. Фрагмент. Русский музей. Ленинград.
        Суриков В. И. «Боярыня Морозова». 1887. Фрагмент. Третьяковская галерея. Москва.
        Суриков В. И. «Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской. 1891. Третьяковская галерея. Москва.
II
Суриков
        Иван Захарович [25.3(6.4). 1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии, — 24.4(6.5).1880, Москва], русский поэт. Родился в семье крепостного крестьянина. Жил в бедности, торгуя в Москве с 1849 с отцом, а затем в собственной мелочной лавке. Самостоятельно научился грамоте и стихотворству. В 1862 познакомился с А. Н. Плещеевым, который помог развитию его таланта. Начал печататься в 1864. С. выпустил три сборника стихов (4871, 1875 и 1877). Основные темы его поэзии — тяжёлое положение деревенской и городской бедноты. Лирика С., отличающаяся простотой и мелодичностью, развивалась от бытовых зарисовок к темам социального протеста: «Труженик», «Трудящемуся брату» и др. В произведениях из русской истории выражены бунтарские настроения: поэмы «Казнь Стеньки Разина», «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова). Многие стихи С. посвящены русской природе и детям. Творчество С. связано с демократическими традициями русской литературы, с фольклором. Некоторые его стихи стали популярными народными песнями: «Рябина» («Что стоишь качаясь...»), «В степи» (в народной обработке — «Степь да степь кругом») и др. По инициативе С. был подготовлен коллективный сборник «Рассвет» (1872), положивший начало существованию Суриковского литературно-музыкального кружка (См. Суриковский литературно-музыкальный кружок).
        
         Соч.: И. З. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М.— Л., 1966; Стихотворения. [Послесл. В. М. Сидельникова], М., 1974.
         Лит.: Лосев П., Песни поэта. И. З. Суриков. [Вступ. ст. Н. Рыленкова], Ярославль, 1966.
         И. А. Щуров.
Современная Энциклопедия
СУРИКОВ Василий Иванович (1848 - 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народные массы, выделяя вместе с тем яркие, сильные личности. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Березове", 1883; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита.
Ономастикон
Прозвище Сурок, по степному зверьку, было не редким. Кое-где сурка называют сур (от тюркского). К основе сур мог добавляться уменьшительный суффикс -ик, отсюда и фамилия Суриков. (Ф)
Русская цивилизация
1. Василий Иванович (12.01.1848-6.03.1916), русский художник, действительный член Петербургской АН (с 1893). Происходил из сибирских казаков. Учился в Петербургской Академии художеств (1869 — 75), в 1877 Суриков поселился в Москве и в 1881 вступил в Товарищество передвижных выставок, член Союза русских художников.
Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. Первое его значительное полотно — «Утро стрелецкой казни» (1881) — сразу привлекло внимание художественной общественности и принесло известность. В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними) обобщенно-типизированные и в то же время наделенные яркими, индивидуальными характерами образы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины «Меншиков в Березове» (1883) — изображение всесильного временщика Петра I в опале, и «Боярыня Морозова» (1887) — монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с «никонианством», героизм и фанатичность главного персонажа — Морозовой.
В 1890-е начался новый этап зрелого творчества Сурикова. Широтой и полифоничностыо композиции, яркостью и насыщенностью колорита отличаются его работы «Взятие снежного городка» (1891) — эпизод народной игры на Масленичной неделе, «Покорение Сибири Ермаком» (1895) — противоборство двух народных стихий; драматизм момента и мужество русского солдата отражены в картине «Переход Суворова через Альпы» (1899). Сурикову принадлежит серия портретов и акварелей.
В.А. Федоров
2. Иван Захарович (25.03.1841-24.04.1880), русский поэт. Родился в д. Новоселово Ярославской губ., в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве.
Весной 1849 Суриков вместе с матерью переехал к отцу. Мальчик много читал, но родители всячески препятствовали его книжным увлечениям. Во 2-й пол. 50-х Суриков уже писал стихи, которые не дошли до нас: поэт их уничтожил.
К н. 1860-х относится первое выступление Сурикова в печати. А. Н. Плещеев помог молодому поэту напечатать стихи в журнале «Развлечение». В эти же годы произведения Сурикова появляются в «Воскресном досуге», «Иллюстрированной газете». В сер. 60-х Суриков уходит от отца и работает переписчиком бумаг, наборщиком. Безденежье и неудачи тяжело отразились на его здоровье и заставили вернуться к отцу и приняться за торговлю. В 1871 выходит первый сборник его стихотворений. В сер. 70-х Суриков избирается членом Общества любителей российской словесности.
В поэзии Сурикова, наследовавшей традиции Кольцова, Никитина и Некрасова, отразились чувства и настроения городской бедноты и крестьян-тружеников. Многие стихотворения его по-настоящему лиричны и музыкальны. На его стихи писали музыку П. И. Чайковский, Ц. Кюи, А. Т. Гречанинов. Суриков по праву занимает заметное место среди поэтов некрасовской школы.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
СУРИКОВ Александр Александрович (род. 1940), глава администрации Алтайского края с 1996.
2.
СУРИКОВ Василий Иванович (1848-1916), живописец, передвижник. В монументальных полотнах, посвящённых переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, гл. героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных чувств. Глубокие по пониманию противоречий исторического процесса произведения Сурикова ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Меншиков в Берёзове", 1883; "Боярыня Морозова", 1887; "Покорение Сибири Ермаком", 1895) отличаются широтой и полифоничностью композиции, яркостью и насыщенностью колорита.
В.И. Суриков
3.
СУРИКОВ Иван Захарович (1841-1880), русский поэт. Осн. темы лирики - жизнь крестьянства, городской бедноты, тяжёлое положение женщины, картины природы. Многие его стихи стали народными песнями: "Рябина" ("Что шумишь, качаясь..."), "В степи" (в народной обработке "Степь да степь кругом...") и др.
Литературная энциклопедия
Иван Захарович [1841—1880] — поэт. Р. в деревне Новоселовке, Угличского уезда, Ярославской губ. Отец С. был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет С. был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. С. помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, С. начал писать стихи. В 1862 С. познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение С. В 1864 С. после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, С. пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту», «На могиле матери», «Шум и гам в кабаке». После примирения с отцом С. вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов С., и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.).
119 Стремясь объединить поэтов-самоучек, С. совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов С. В 1875 С. был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжелые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели С. к туберкулезу. В стихах С. показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, — таковы характерные образы С. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи С. были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит С. в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжелою тоской», — повторяет он в другом. С. чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. С. считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на С. носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. С. дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и «Казнь Стеньки Разина». Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлеченный характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намеков, позволяющих перекинуть мост от далекого прошлого к революционным событиям 70-х гг. Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений С. выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной
120 городской бедноты. Популярность произведений С. сказалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников («Эх, ты, доля, моя доля», «Сиротою я росла», «Толокно», «Казнь Разина» и др.). Библиография: I. Стихотворения И. З. Сурикова (Полное собрание с портретом автора и биографич. очерком Н. А. Соловьева-Несмелова), 4 изд., М., 1884; И. З. Суриков, Его жизнь и песни. Сост. И. Белоусовым, М., 1923; Песни, былины, лирика, письма к самородкам-писателям, М., 1927. II. Марков В. Навстречу (Очерки и стихотворения), СПБ, 1878 [см. гл. Новейшая поэзия]; Н-в Н., И. З. Суриков, «Живописное обозрение», СПБ, 1900, № 19 от 7 мая; Козырев М. А., Воспоминания об И. З. Сурикове, «Историч. вестник», 1903, сентябрь; Яцимирский А. И., Из жизни народного певца, «Образование», 1905, № 4; Его же, И. З. Суриков (1841—1880) в семье своих литературных преемников (по неиздан. материалам), «Русская старина», 1905, апрель; Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы (1848—1908), 7 изд., СПБ, 1909; Суриков И. З., в кн.: Русский биографич. словарь, том Суворова — Ткачев, СПБ, 1912; Брусянин В., Поэты-крестьяне Суриков и Дрожжин, 3 изд., М., 1915; Иванов А., Поэт печали, «Ежемесячный журнал», 1916, № 5; Золотарев С., Писатели-ярославцы [вып. I], Ярославль, 1920; Кубиков И., И. Суриков и Ф. Решетников, «Дело», 1916, № 3; И. З. Суриков, «Лит. учеба», 1936, № 4. И. К.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СУРИКОВ


будет выглядеть так: Что такое СУРИКОВ