Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СУНДУКЯН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Габриэл Мкртичевич [29.6(11.7.).1825, Тбилиси, — 16(29).3.1912, там же], армянский писатель, драматург. Один из зачинателей критического реализма в армянской литературе. Окончил в 1850 восточное отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В 1850 возвратился в Тбилиси и работал переводчиком при канцелярии наместника Кавказа, затем начальником хозяйственного отдела Кавказского управления дорог. Литературно-общественную деятельность начал в 60-е гг. С. — один из организаторов армянского театра, с которым тесно связана вся его литературная деятельность. Первая пьеса «Ночное чихание — к добру» поставлена в 1863 (изд. 1866). За ней следовали: «Переполох» («Хатабала», 1866, изд. 1881), «Оскан Петрович на том свете» (1866, изд. 1899), «Прочие, или Новый Диоген» (1869, изд. 1907), «Ещё одна жертва» (1870, изд. 1894), «Пэпо» (1871, изд. 1876), «Разорённый очаг» (1873, изд. 1883), «Супруги» (1888, изд. 1893) и др. В последние годы жизни С. создал пьесы «Любовь и свобода» (изд. 1910) и «Завещание» (1912), лишённые, однако, реалистичной силы его лучших произведений; в них писатель пытался разрешить социальные и этические конфликты в русле нравственного примиренчества. Его пьесы ознаменовали целый период в истории армянской драматургии. С. отображал современную ему жизнь, утверждая победу реализма. Он вывел жанр комедии из рамок бытового водевиля и поднял его до уровня социальных обобщений. С. показал процесс обуржуазивания армянского общества, обострение социальных противоречий. Реализм и демократизм С. нашли яркое выражение в пьесе «Пэпо», где создан образ героя из народа. В прозе С. наиболее значительна повесть «Варенькин вечер» (1877), где показана трагедия простого человека в условиях буржуазного быта. «Беседы Амала» и «Беседы Адида», написанные в жанре публицистического фельетона, обличают несправедливость и эксплуатацию. Пьесы С. переведены на многие языки мира. Имя С. присвоено Армянскому драматическому театру (Ереван).
         Соч.: В рус. пер.— Избранное. [Вступ. ст. С. Арутюняна], М., 1953.
         Лит.: Абов Г., Габриэл Сундукян, Ер., 1956.
         С. Саринян.
        Г. М. Сундукян.
Литературная энциклопедия
Габриэл [1825—1912] — крупнейший армянский драматург, основоположник армянской реалистической драматургии, создатель национального восточно-армянского театра. Р. в Тбилиси в богатой купеческой семье. В 1850 окончил Петербургский ун-т со степенью кандидата восточных языков и получил назначение на должность переводчика в канцелярию кавказского наместника. Всю жизнь состоял на государственной службе, дослужившись до генеральского чина. Вступление С. на лит-ое поприще почти совпало с моментом зарождения восточноармянского (русско-армянского) театра и явилось могучим стимулом к его укреплению и росту. Ни псевдоисторические, романтико-националистические трагедии Кариняна и других, ни забавные водевили М. Патканяна, Пухикяна, Э. Тер-Григоряна не могли стать основой для роста и расцвета армянского театра. С. упорно работал над созданием новой драматургии, систематически изучая и осваивая драматургическое наследие и театральное искусство восточных и западных народов. В 1863 он выступил с одноактной комедией — «Чихнуть на ночь — к добру». Хотя по содержанию она мало отличалась от десятков комедий и водевилей, наводнявших в ту пору армянскую сцену, но в ней уже давали себя чувствовать подлинное драматургическое мастерство и большая театральная культура. Через три года вышла в свет двухактная комедия «Скандал», впоследствии переработанная
115 автором в большую четырехактную пьесу, а вслед за тем «Оскан Петрович на том свете» и «Еще одна жертва». В 1870 С. опубликовал лучшее свое произведение — комедию (как назвал ее автор) — по сути социальную драму «Пэпо». Это произведение выдвинуло С. в ряды крупнейших мастеров драматургии. После «Пэпо» С. написал еще ряд пьес: «Разрушенный очаг», «Супруги», «Любовь и свобода» и др. Темы для своих комедий С. черпал преимущественно из хорошо знакомой ему и тщательно изученной им жизни тбилисского армянского купечества, причем писал исключительно на родном тбилисском диалекте, значительно отличавшемся от лит-ого армянского языка. Но было бы неверно считать С. только бытописателем тбилисского армянского купечества, писателем «местным», «краевым», как это делали буржуазные историки армянской лит-ры и их последователи из троцкистско-авербаховского лагеря. С. — подлинно национальный драматург. «Темное царство» армянской торговой буржуазии составляет основной объект художественного изображения у С., и он по праву носит имя «армянского Островского». С огромным мастерством С. изображал быт и нравы армянской буржуазии, изобличая ее хищническую «мораль», эксплоататорскую психологию, алчность, стяжательство, лицемерие, ложь и обман, сатирически обнажая угнетательские черты буржуазно-капиталистического строя с его чиновничеством, духовенством, судом и полицией. С. показывал буржуазно-семейные отношения, с характерным для них лицемерием, насилием, порабощением женщины. «Темному царству» хищничества и эксплоатации, преступности и разврата С. противопоставил светлый мир труда, окружив его ореолом подлинной человечности. С. не был ни социалистом, ни революционным демократом. Он не понимал настоящих причин социальной несправедливости, не понимал подлинной сущности классового общества и не знал путей к освобождению, но зорким взглядом подлинного художника он проник глубоко в изображаемую действительность; он нарисовал потрясающую картину социальных конфликтов и борьбы трудящихся масс за свое освобождение. Комедия «Пэпо», переведенная на грузинский, азербайджанский и русский (трижды) языки, экранизированная Арменкино, стала достоянием трудящихся всего СССР. Пламенные речи Пэпо, его гневный протест против хищников и эксплоататоров находили и находят горячий отклик в сердцах трудящихся. Имена героев пьесы, не говоря уже о Пэпо, стали нарицательными среди народов Закавказья. Этот исключительный успех, беспримерный в истории армянской драматургии, объясняется не только захватывающим сюжетом пьесы и огромным драматургическим мастерством автора, яркостью и четкостью образов, но гл. обр. художественно мотивированной глубокой симпатией автора к эксплоатируемым и угнетаемым и особенно к Пэпо с его непоколебимой волей к борьбе, с его непреклонностью и непримиримостью. Пэпо — монументальный образ, в котором С. удалось
116 полноценно воплотить свою любовь к трудящимся, осознавшим свои права на свободную жизнь и поднявшим гневный голос протеста против угнетения и угнетателей. Библиография: I. На армянск. яз.: Хатабала, Тифлис, 1904; Оскан Петрович на том свете, Тифлис, 1899, 1906; Супруги, Тифлис, 1893, 1896, 1905; Разрушенный очаг, Тифлис, 1905; И так далее; Новый Диоген, Тифлис, 1907; Любовь и свобода, Тифлис, 1910; Беседы Амала, Тифлис, 1912; Пэпо, Ереван, Гиз, 1933; Собр. соч., т. I, Ереван, 1934. На русск. яз.: Пэпо, Перев. В. Тэряна, «Сборник армянской литературы», под ред. М. Горького, изд. «Парус», П., 1916. С. Г.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СУНДУКЯН


будет выглядеть так: Что такое СУНДУКЯН