Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЦЕНАРИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(итал. scenario, от лат. scaena — сцена)
        1) сюжетная схема, по которой создаётся спектакль в театре импровизации (См. Импровизация). Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нём определены главные моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера и др. С. характерен для различных видов народного театра (Мим, Ателлана, Фарс, Комедия дель арте, ярмарочный театр), развивавшихся на основе устного народного творчества. С появлением драмы (См. Драма) уступил место писаному тексту. 2) В кинематографии литературное произведение, предназначенное для воплощения на экране с помощью выразительных средств киноискусства. Развиваясь как литературная форма, С. использует принципы художественной прозы, поэзии и драматургии (см. также Кинодраматургия). Помимо литературного С., имеется режиссёрский, или постановочный, С. — детальный творческий план постановки фильма, содержащий точную разбивку на Кадры с указанием Планов, музыкального и изобразительного решения и др.; режиссёрский С. в значительной степени определяет жанр, ритм, стиль и атмосферу будущего кинопроизведения. 3) В балете подробное изложение сюжета с описанием всех танцевальных номеров и мимических сцен, а также основа для сочинения композитором музыки и создания балетмейстером спектакля. 4) В опере драматургический план Либретто.
Орфографический словарь Лопатина
сцен`арий, сцен`арий, -я
Словарь Ожегова
СЦЕН’АРИЙ, -я, муж.
1. Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. Игровой, документальный с. С. кинокомедии. Оперный, балетный, пантомимический с. (либретто). Отступление от сценария во время съёмок.
2. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (спец.).
3. Заранее подготовленный детальный план проведения какого-н. зрелища, вообще (перен.) осуществления чего-н. С. спортивного праздника. Не по сценарию (перен.: не так, как было задумано, не так, как должно было быть; ирон.).
• Режиссёрский сценарий режиссёрское описание, содержащее интонационно-жестовую и пространственную детализацию текста пьесы.
прил. сценарный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). С. факультет.
Словарь Ушакова
СЦЕН’АРИЙ, сценария, ·муж.
1. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (театр.).
2. План драматического произведения, театральной пьесы (театр.).
3. Содержание кинофильма с подробным описанием действия и указаниями по оформлению.
Толковый словарь Ефремовой
[сценарий]
м.
1) Литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма.
2) Детальный план, сюжетная схема пьесы, оперы, балета.
3) Список действующих лиц пьесы с указанием времени и порядка их выхода на сцену.
4) Заранее подготовленный план проведения какого-л. мероприятия.
Этимологический словарь Крылова
Заимствование из итальянского, где scenario восходит к латинскому scaenarium – "имеющий отношение к сцене", образованному от scaena – "сцена".
Литературная энциклопедия
[scenario] — первоначально краткое изложение событий, свершающихся по ходу действия в спектакле. Понятием С. драматургия обязана Commedia dell?arte. Устанавливая основные сюжетные
131 узлы комедии и указывая состав действующих масок и те темы, к-рые должны были быть этими масками разыграны, С. предоставлял полную свободу действия актерам, обязанным заполнить сюжетную схему речью и действиями изображаемых персонажей. Помимо изложения содержания действий (в сценарии обычно было 3 действия), С. содержал в себе указания на вставные номера — так наз. lazzi. В С. же указывались места, в к-рых «любовники» произносили свои стихотворные монологи (concetti); в С. более позднего времени иногда приводились тексты этих монологов и песен; тут же отмечались сцены потасовок, обычно завершающие действие. К С. прилагался список необходимых по ходу спектакля вещей — такой перечень встречается уже в сборнике сценариев Фламинио Скала. К началу XVII в., к тому времени, когда наиболее искусные труппы Commedia dell?arte все чаще и чаще начали приглашаться во дворцы королей и вельмож, С. начинают издаваться в виде сборников, первый из к-рых (сборник Flaminio Scala) появился в 1611. Он состоял из 50 сценариев, 40 из них были комедиями, а остальные феериями, среди к-рых упоминалась и одна трагедия. Вслед за этим начали появляться чуть ли не каждый год все новые и новые сборники. Их полный список, содержащий несколько сотен сценариев, можно найти в книге английского ученого K. M. Lea «Italian popular comedy, a study in the Commedia dell?arte 1560—1620, Oxford, 1934». Важнейшими сборниками сценариев были сборники Locotelli (179 сценариев) [1618—1622], Corsini (10 сценариев), Bartoli (22 сценария, изд. 1880). Имеется сборник итальянских сценариев и на русском языке: «Итальянские комедии и интермедии, представленные при дворе императрицы Анны Иоанновны в 1733—1735», изданы в 1917. В подражание итальянским С. появляются сценарии и французские (особенно большое количество), испанские, английские и русские: «Шутовская комедия» (в названном сборнике). Дальнейшее развитие С. определяется историей Commedia dell?arte в целом, ее сдачей позиций лит-ой драме. С. принужден был уступить место писанному тексту. Роль реформатора С. «Comedie Italienne» выпала на долю французского драматурга Мариво, написавшего в 1720 комедию «Арлекин, облагороженный любовью». Еще «более радикальным реформатором С. Commedia dell?arte был Гольдони. В своих комедиях он, не порывая полностью с импровизационным театром, превращал традиционные С. в писанные пьесы. Социально-дидактическая задача, к-рую ставил перед собою театр Гольдони, не могла быть осуществленной при системе С. Тут необходим был твердый текст, утверждающий определенную систему социальных и этических идей. С. должен был исчезнуть совершенно. И, несмотря на попытки К. Гоцци возродить некоторые вольности импровизационного театра, С. погиб под напором лит-ой комедии.
132 На очень короткий срок С. снова возрождается в период увлечения эстетического театра жанром Commedia dell?arte. Но это искусственное воскрешение С. никакого серьезного значения, даже для буржуазного театра начала XX в., не получило. Термин С. из области театра перешел в кино. Строение С. для кино характеризуется двумя моментами, отличающими его от старого театрального С., — включением технических указаний для съемки и монтажа («крупным планом», «наплыв» и т. п.) и включением пояснительных текстов для зрителя. В целом кино-С. представляет своеобразное повествовательное целое, где технические указания позволяют подчеркнуть значение той или иной сцены, а соотношения пояснительного текста и следующей за ним сцены дают широкий простор воображению. Отсюда — попытки некоторых авторов перенести кино-С. в лит-ру как особую форму повествования (напр. «Доногоо-Тонка, или чудеса науки», русск. пер., Гиз, П., 1922 — Ж. Ромена); к этому же роду лит-ры относятся и кино-С., написанные беллетристами и предназначенные также и для чтения (напр. «Строгий юноша» Ю. Олеши). Г. Б.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЦЕНАРИЙ


будет выглядеть так: Что такое СЦЕНАРИЙ