Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СТРУГАЦКИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико-математический факультет ЛГУ (1955). Печатаются с 1957. Уже первые научно-фантастические рассказы и повести С. («Страна багровых туч», 1959, и др.) отмечены вниманием к внутреннему миру героев, «реалистичностью» деталей, юмором. Разрабатывая преимущественно жанр социально-философской фантастики (цикл новелл «Возвращение», 1962; повести «Попытка к бегству», 1962; «Далёкая Радуга», 1964; «Хищные вещи века», 1965; «Обитаемый остров», 1971), который в творчестве С. нередко приобретает черты сатирического гротеска («Второе нашествие марсиан», 1967, и др.), авторы отстаивают гуманистический идеал прогресса во имя человека, предостерегают против бездуховного «благоденствия», выступают против любых форм порабощения, размышляют о роли личности в обществе, об ответственности перед будущим. Некоторые произведения С. (повесть «Улитка на склоне», 1966—68) вызвали критику и споры в печати. Произведения С. переведены на иностранные языки.
         Соч.: Трудно быть богом. Понедельник начинается в субботу. [Послесл. В. Ревича], М., 1966; Пикник на обочине, «Аврора»,1972, № 7—10: Парень из преисподней, там же, 1974, № 11—12; Полдень, XXII век. Малыш. Повести. [2 изд.], Л., 1975.
         Лит.: Ефремов И., Миллиарды граней будущего, «Комсомольская правда»,1966, 28 янв.; Лебедев А., Реалистическая фантастика и фантастическая реальность, «Новый мир», 1968, № 11; Шек А., О своеобразии научной фантастики А. и Б. Стругацких, «Труды Самаркандского университета», в. 200, 1972.
         А. Г. Громова.
Энциклопедия Отечеcтво
СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально-философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе: повести "Трудно быть богом" (1964), "Понедельник начинается в субботу" (1965), "Пикник на обочине" (1972), "За миллиард лет до конца света" (1976-77), "Хромая судьба" (1986) и др.; сборник "Неназначенные встречи" (1980), роман "Град обречённых " (1988-89).
Новый философский словарь
Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (р. 1933) - российские писатели. Братья. А.Н. - японист, Б.Н. - звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960-1980-х жанре "научной фантастики". Тираж книг С. в СССР к концу 1980-х превысил один миллион, а количество зарубежных изданий превзошло 300. Основные произведения: "Извне" (1958), "Страна багровых туч" (1959), "Путь на Амальтею" (1960), "Стажеры" (1962), "Полдень, XXII век" (1962), "Попытка к бегству" (1962), "Далекая Радуга" (1963), "Трудно быть богом" (1964), "Хищные вещи века" (1965), "Понедельник начинается в субботу" (1965), "Сказка о Тройке" (1968- сильно сокращенная версия, 1987), "Улитка на склоне" (1966, 1968), "Второе нашествие марсиан: записки здравомыслящего" (1967), "Отель "У Погибшего Альпиниста" (1970), "Обитаемый остров" (написан в 1968), "Пикник на обочине" (1972), "Парень из преисподней" (1974), "За миллиард лет до конца света" (1976), "Повесть о дружбе и недружбе" (1980), "Град обреченный" (1988, 1989), "Хромая судьба" (1986, 1987), "Жук в муравейнике" (написан в 1979), "Волны гасят ветер" (написан в 1984), "Отягощенные злом" (1988), "Жиды города Питера или невеселые беседы при свечах" (1990) и др. Большинство сюжетов книг С. было посвящено проблематике не столько установления контакта с внеземными гумано-идными сообществами, сколько рассмотрению вопроса о допустимости и оправданности вмешательства либо невмешательства в естественную эволюцию цивилизаций любых типов. С. не только жестко обозначили всю неоднозначность возможных последствий подобных социальных экспериментов, но и особо отметили те сложнейшие и трагичные общественно-нравственные коллизии, которые неизбежно сопряжены с деятельностью исполнителей этих процедур - "прогрессоров". Убежденность С. в пагубности конформизма, а также редуцирования духовности к стандартизированному потреблению препарированных властью идей дополнялась ими акценти-рованно деидеологизированными размышлениями о характере природно-социальных закономерностей, их нелинейности и асимметричности, о неправомерности их объяснения посредством одной концептуальной описательной схемы. Особую значимость имеют предположения С. о потенциальном облике социальной структуры цивилизаций, оказавшихся в состоянии управлять не только направленностью, но и темпами собственных изменений. Обозначая такой тип социума самыми разнообразными рабочими определениями, С. не только высказали ряд предположений о принципиальной невозможности их существования вне контекста перманентной геополитической и "геокосмической" агрессивной экспансии, но и постулировали необходимость создания в их рамках сопряженных механизмов социального контроля, неумолимых в своем принципиальном имморализме и негуманизме. С. сформулировали идею о возможности существования "действительного" (в гегелевском смысле) общества будущего (мир "Островной империи") исключительно как совокупности ряда концентрически выстроенных, самодостаточных и замкнутых общественных страт, включающих в себя людей одного социального типа. Распределение индивидов (каждый из которых в любом качестве остается полноправным и уважаемым гражданином всего социума в целом) по иерархии этих слоев осуществляется принципиально безличными и предельно жесткими управленческими структурами. Диапазон базовых типов личности, репрезентирующих полный спектр каст общества в целом, варьируется от прирожденных, подлинных преступников, палачей, убийц, садистов (периферийный слой - слой, "контактирующий" с внешним миром) - до высоконравственных, дружелюбных интеллектуалов и "аристократов духа", образующих "мини-социум", где оказался наконец в состоянии восторжествовать гуманизм во всех его проявлениях. Данная модель может трактоваться как своеобычное полемическое преодоление и творческая переработка предшествующей политолого-социологической традиции (как коммунистического, так и либерального толка). Статус данной прогностической социально-философской схемы С. в современной культуре потенциально сопоставим с платоновской моделью государства в культуре традиционной. Творчество С. сыграло заметную роль в формировании массового инакомыслия в среде интеллигенции СССР 1970-1980-х.
А.А. Грицанов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СТРУГАЦКИЕ


будет выглядеть так: Что такое СТРУГАЦКИЕ