Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СПЕВСИПП

В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    СПЕВСИПП (ок. 409 — 339 до н.э.) — др.-греч. философ-идеалист, племянник и ученик Платона. После смерти Платона (347 до н.э.) — глава (схоларх) основ. Платоном академии. Следуя по пути сближения платонизма с пифагореизмом, С. определяющим началом сущего признал вместо идей математич. числа, к-рые он обособлял от чувств. вещей. Соч. С. до нас не дошли, и о его взглядах известно из произв. Диогена Лаэртского, Секста-Эмпирика, Аристотеля, Цицерона и др.
Античные писатели
    Спевсипп, Speusippos, ок. 407 – 339 гг. до н. э., греческий философ. Племянник Платона и его первый последователь в Академии. Из нескольких десятков произведений С., названия которых нам известны, сохранилось небольшое число мелких фрагментов. В этих сочинениях обсуждались вопросы из разных областей науки того времени. С. углубил обозначенную еще Платоном не склоне его жизни математическую ориентацию Академии, но в то же время он в значительной степени отошел от учения Платона о мирах, увеличив их число. Идеи С. сказались на дальнейшей судьбе платоновского учения. О писательских способностях С. невозможно судить по сохранившимся фрагментам. По-видимому, некоторые его произведения имели форму диалогов, подобно диалогам его учителя.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
    Сказано о Платоне все, что мы смогли собрать по тщательном рассмотрении сведений о нем. Преемником Платона был Спевсипп, сын Евримедонта, афинянин, из дема Мирринунта, сын Потоны, Платоновой сестры. Он возглавлял школу восемь лет, начиная со 108-й олимпиады. Он воздвигнул изваяния Харит в святилище Муз, основанном Платоном в Академии. Платоновых догм он придерживался твердо, но нрав у него был иной – склонный к гневу и падкий на удовольствия4-1. Говорят, например, что от вспыльчивости он однажды бросил свою собачку в колодезь и что ради удовольствий он ездил в Македонию на свадьбу Кассандра4-2.
    Говорят, слушательницами его были и две ученицы Платона – Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта; недаром Дионисий, издеваясь, писал ему: "Мудрости научиться можно даже у аркадской твоей ученицы; только Платон своих питомцев освобождал от платы, а ты их облагаешь так, что берешь и с согласного, и с несогласного"4-3.
    Он первый стал усматривать в науках общие черты и по мере возможности связывать их одну с другой (так пишет Диодор в I книге "Записок"); и он первый обнародовал то, что у Исократа считалось его тайнами (так говорит Кеней); и он первый нашел способ связывать охапки хвороста удобно для переноски4-4.
    Когда тело его уже было поражено бессилием, он послал Ксенократу приглашение прийти и принять от него школу. Говорят, однажды его везли на тележке в Академию, а навстречу попался Диоген. "Здравствуй!" – сказал Спевсипп, но тот ответил: "А ты уж лучше и не здравствуй, чем терпеть такую жизнь!" Наконец, уже стариком он в упадке духа сам покончил свою жизнь. Мы написали о нем так:
        Коли бы верная весть не пришла о кончине Спевсиппа,
        Я бы подобной судьбе не поверил!
        Нет, не Платонова кровь текла в его сердце – иначе
        Мелочь его не свела бы в могилу4-5.
    Плутарх в "Жизнеописании Лисандра и Суллы" говорит, будто умер он от вшивой болезни4-6. Тело у него было расслабленное (как сообщает Тимофей в "Жизнеописаниях"). Говорят, одному человеку, влюбленному в кого-то богатого и безобразного, он сказал: "На что он тебе? Я тебе за десять талантов найду и похуже!"
    Оставил он множество записок и много диалогов, в том числе: "Аристипп Киренский", "О богатстве", "О наслаждении", "О справедливости", "О философии", "О дружбе", "О богах", "Философ", "К Кефалу", "Кефал", "Клиномах, или Лисий", "Гражданин", "О душе", "К Гриллу", ("Аристипп"), "Разбор ремесел", "Диалогические записки", "О ремесле", "О сходном в исследованиях" – десять книг, "Разделения и предположения к сходному", "О родах и видах образцов", "К неподписавшемуся", "Похвальное слово Платону", "Письма" к Диону, Дионисию, Филиппу, "О законодательстве", "Математик", "Мандробол", "Лисий", "Определения", "Распорядок записок" – всего 43475 строк.
    К нему обращает Тимонид свою "Историю", где он расписал деяния Диона (и Биона)4-7. А Фаворин во II книге "Записок" говорит, что Аристотель скупил его книги за три таланта.
    Был и другой Спевсипп, из Александрии, врач Герофиловой школы.
Философский энциклопедический словарь
СПЕВСИПП (род. 395 – ум. 334 до Р. X.) – древнегреч. философ-платоник, преемник Платона в руководстве Академией (348/7-339/8 до Р. X.), упадок которой происходил уже при нем. Писал трактаты и диалоги. Заменил платоновские идеи числами, которые рассматривал как самостоятельные субстанции, отделенные от чувственных явлений, как первые из существующих предметов, рождение которых понимал не буквально, а в качестве мысленного образа. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, Спевсипп, в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Написал 30 соч. Важнейшие из них: «О пифагорейских числах», «Об удовольствии», «О философии»; «О богах», «О душе», «О подобном». Их фрагменты содержатся в: Р. Lang. De Speusippi Academic! Scriptis, 1911.
Философский энциклопедический словарь 2
         (ок. 407 до н. э., Афины,—339, там же), др.-греч. философ-платоник. Сын сестры Платона Потоны, его преемник по руководству Академией. Писал трактаты и диалоги. Важнейшие среди его соч. (30 названий, по Диогену Лаэртию, IV 4—5, к этому следует прибавить трактат «О пифагорейских числах») — «Об удовольствии», «О философии», «О богах», «О душе», «О подобном», «Энкомий Платону». С. заменил платоновские идеи числами, которые понимал как самостоят. субстанции, отделённые от чувств. вещей, но при этом толковал их не как «идеальные числа» Платона, а как математич. числа. Начало (архе) всех чисел — единое, которое С. отличал от блага и бога; числа наряду с др. математич. объектами суть первые из существующих предметов, рождение которых от единого и некоего принципа множественности С. понимал не буквально, но в качестве мысленного образа. Демиурга платоновского «Тимея» С. считал богом и умом (нусом) и отождествлял с декадой. В соч. «О подобном» на материале биологии и ботаники С. проводил логич. различение родовых и видовых признаков. Разграничивая мир чувственный и умопостигаемый, С., в отличие от Платона, признавал знание на основе ощущений. В этике считал благом отсутствие зла. Влияние С., по-видимому, ограничено в основном рамками Древней Академии, хотя оно проявлялось и позднее — в неопифагореизме.
        Фрагменты: Lang P. L. F., De Speusippi Acade-mici scriptis, Fr./M., 1964.
        Merlan Ph., Zur Biographie des Speusippos, «Phuolo-gus», 1959, Bd 103, H. 3/4, S. 198—214; Tarran t H. A. S., Speusippus' ontological classification, «Phronesis», 1974, v. 19, M 2, p. 130—45; D i lion J. M., The middle Platonists, L., 1977, p. 11—22.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СПЕВСИПП


будет выглядеть так: Что такое СПЕВСИПП