СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ |
Орфографический словарь Лопатина |
созерц`ательность, созерц`ательность, -и |
Словарь Ушакова |
СОЗЕРЦ’АТЕЛЬНОСТЬ, созерцательности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к созерцательный. Созерцательность ума. |
Толковый словарь Ефремовой |
[созерцательность]
1. ж.
Пассивное восприятие познаваемой действительности без активного воздействия на нее (в философии).
2. ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: созерцательный (1). |
Философский словарь |
осн. недостаток домарксовского материализма в области теории познания, состоящий в том, что познание рассматривалось как пассивный процесс восприятия, созерцания внешнего мира. При этом объективный мир и человеческая деятельность односторонне противопоставлялись. Действительность рассматривалась только как объект, а не субъективно, т. е. не в зависимости от деятельности субъекта, не в преобразованном общественной практикой виде. Да и саму практику домарксовские материалисты понимали только как индивидуальную деятельность, направленную на удовлетворение личных потребностей. Понимание практики как деятельности, создающей и самого человека, и мир, в к-ром он живет, было им недоступно. На самом деле в процессе познания человек имеет дело не столько с природой как таковой, сколько с “очеловеченным” миром, т. е. так или иначе вовлеченным в процесс производства, и именно практическое преобразование мира открывает человеку его закономерности. Поэтому познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с практическим преобразованием мира. Для С. характерно также понимание субъекта познания как абстрактного индивида (“гносеологическая робинзонада”), рассматриваемого только как природное существо, все познавательные способности к-рого сформированы биологически. С. в теории познания неминуемо ведет к- метафизике и делает невозможным полное опровержение идеализма. Марксизм исходит из необходимости преодоления С. и тем самым ориентируется на качественно новое понимание задач в гносеологии. |
|
|