Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СОРОКИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Сорокин
        Геннадий Михайлович [р. 10(23).2.1910, Чистополь Татарской АССР], советский экономист, член-корреспондент АН СССР (1962). Член КПСС с 1939. В 1931 окончил экономический факультет Казанского университета. В 1933—1940 на научной и педагогической работе в Москве: в 1940—57 в Госплане СССР. В 1961—69 директор института экономики мировой системы социализма. С 1969 старший научный сотрудник, а с 1972 заведующий отделом социалистического воспроизводства института экономики АН СССР.
         Основные труды по вопросам народно-хозяйственного планирования, экономическим проблемам мировой системы социализма и экономического сотрудничества стран СЭВ. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
         Соч.: Планирование народного хозяйства СССР. Вопросы теории и организации, М., 1961; Некоторые проблемы международного социалистического разделения труда, «Вопросы экономики», 1962, № 7; Октябрь и мировая система социализма, М., 1967; Проблемы экономической интеграции стран — членов СЭВ, М., 1970 (соавтор).
         В. В. Орешкин.
II
Сорокин
        Иван Лукич [4(16).12.1884, станица Петропавловская, ныне Курганинского района Краснодарского края, — 1.11.1918, Ставрополь], авантюрист, примкнувший к борьбе за Советскую власть на Северном Кавказе, левый эсер. Родился в семье кубанского казака-середняка. Участник 1-й мировой войны 1914—18, с 1915 офицер. В начале 1918 организовал казачий революционный отряд, действовавший против белогвардейцев. 3 августа 1918 был назначен главкомом войск Северного Кавказа, с 3 октября командующий 11-й армией. Стремился к неограниченной власти, производил незаконные аресты и расстрелы и стал противопоставлять себя руководству Северо-Кавказской советской республики. При попытке ЦИК и РВС республики пресечь авантюристические действия С. он 21 октября поднял мятеж и расстрелял в Пятигорске многих руководителей республики. Срочно созванный 2-й съезд Советов Северного Кавказа 27 октября объявил С. вне закона. 30 октября он был арестован в Ставрополе и убит за измену одним из командиров до суда.
III
Сорокин
        Леонид Васильевич [31.7(12.8).1886, Борисоглебск, ныне Воронежской области, — 24.9.1954, Москва], советский астроном-гравиметрист. Окончил Московский университет (1911), с 1921 работал там же. С 1932 профессор Московского университета, в 1942—52 — Московского нефтяного института. Один из первых в СССР применил гравиметрические методы к разведке нефтяных месторождений, предложил некоторые способы интерпретации аномалий силы тяжести, произвёл гравиметрических съёмки на морях. С. создал облегчённый маятниковый прибор и усовершенствовал оптический счётчик, разработал аппаратуру для ускоренных определений силы тяжести. Участвовал в разработке гравиметров. Государственная премия СССР (1951).
         Соч.: Гравиметрия и гравиметрическая разведка, 3 изд., М. — Л., 1953; Курс геофизических методов разведки нефтяных месторождений, М, — Л., 1950 (совм. с др.).
IV
Сорокин (Sorokin)
        Питирим Александрович (21.1.1889, Турья, СССР, — 10.2.1968, Уинчестер, штат Массачусетс, США), русско-американский социолог. Окончил Петербургский университет. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь Л. Ф. Керенского и главный редактор газеты «Воля народа» (1917). С 1919 профессор Петроградского университета. С 1922 а эмиграции. С 1923 в США, в 1930 принял американское гражданство. В 1930—64 профессор, а затем заслуженный профессор Гарвардского университета, где организовал и возглавлял факультет социологии. С. рассматривал историческую действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистической концепции С. — идея о приоритете сверхорганической системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс, по С., есть флуктуация типов культур, каждый из которых есть специфическая целостность и имеет в основе несколько главных философских посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) — в нём преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) — здесь господствует интуитивный метод познания. Тип культуры определяется господствующим мировоззрением, выраженным в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис современного буржуазного общества С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры. С. — один из родоначальников буржуазных теорий социальной мобильности (См. Социальная мобильность) и социальной стратификации (См. Социальная стратификация).
        
         Соч.: Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1911; Л. Н. Толстой как философ, М., 1914; Проблема социального равенства, П., 1917; Система социологии, т. 1—2, П., 1920; The sociology of revolution, Phil. — L., 1925; Social mobility, N. Y. — L., 1927, новое изд. — Social and cultural mobility, Glencoe, 1959; Social and cultural dynamics, [3 ed.], v. 1—4, N. Y., 1962; Society, culture and personality, N. Y., 1947: Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Sociological theories of today, N. Y., 1966.
         Лит.: Ленин В. И., Ценные признания Питирима Сорокина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37; его же. О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Голосенко И. А., Философия истории П. Сорокина, «Новая и новейшая история», 1966, № 4; Loomis С. P., Loomis L. К., Modern social theories, N. Y., 1965; Cowell F. R.. Values in human society. The contributions of P. A. Sorokin to sociology, Boston, 1970.
         И. А. Голосенко.
Ономастикон
• Отчество сорокин, т.е. "сын Сороки" от нередкого русского нецерковного мужского имени Сорока. (О частоте русских имен от наименования птиц - см. СОКОЛОВ.) Фамилия Сорокин принадлежит к сотне самых частых русских фамилий. • см. СОРОКА
Энциклопедия Отечеcтво
1.
СОРОКИН Александр Иванович (род. 1924), гидрограф-океанолог, контрадмирал-инженер (1981), член-корреспондент РАН (1979). Осн. труды по теории гидрографического исследования океана и морской картографии. Государственная премия СССР (1986).
2.
СОРОКИН Иван Лукич (1884-1918), участник Гражданской войны. С начала 1918 командовал красным казачьим отрядом, летом - Ростовским боевым участком, затем -группой войск. В августе - сентябре 1918 главнокомандующий советскими войсками на Северном Кавказе, затем командующий 11-й армией. В октябре 1918 выступил с оружием против советской власти. 2-й Чрезвычайный съезд Советов Северного Кавказа объявил Сорокина вне закона, он был арестован в Ставрополе, заключён в тюрьму и убит без суда одним из красных командиров.
3.
СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968), социолог. С 1904 в партии эсеров, в 1917 личный секретарь А. Ф. Керенского, главный редактор газеты "Воля народа". С 1918 преподавал в Петроградском университете; был арестован (дважды), приговорён к расстрелу. В 1922 выслан из России. С 1923 в США, профессор в Миннесоте (1924) и Гарварде (1929-59), президент Американской социологической ассоциации (1964). Рассматривал исторический процесс как циклическую смену типов культуры, в основе которых лежит определённая система ценностей (смыслов). Осн. сочинения: "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914); "Система социологии" (т. 1-2, 1920); "Социальная и культурная мобильность" (1927, 1959); "Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений" (т. 1-4, 1930-37); "Россия и США" (1944); "Основные черты русской нации в 20 столетии" (1967).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        Питирим Александрович (1889-1968) - социолог и культуролог. С детства работал маляром, декоратором и золотых дел мастером, занимаясь поновлением церквей в селах и городах вологод. севера. Окончив школу, учительскую семинарию и сдав экстерном гимназич. курс, С. получает возможность учиться в унте. В 1916 он оканчивает Петербург, ун-т, получив звание магистра уголовного права. С 1906 С. принимает активное участие в полит, жизни России, а к 1916 становится одним из идеол. лидеров партии эсеров. В июле-ноябре 1917 С. — помощник премьер-министра, А.Ф.Керенского. После победы большевиков его заключают в Петропавловскую крепость, затем он вновь подвергается аресту. В 1922 С. выслан из России и с 1923 живет в США. Научная работа в ун-тах Иллинойса, Висконсина и Гарварда (где С. основывает социол. факультет) приносит ему мировую известность. Венцом научной деятельности С. явилось избрание его а 1964 президентом Амер. социол. ассоциации.
        Из числа разрабатывавшихся С. теорий наибольшей известностью пользуется его учение о социокультурной динамике. Подобно Шпенглеру, Тойнби, Крёберу, П.Лигети, Ф.Чемберсу, С. создал интегрированную теорию повторяющихся фаз в жизни большинства культурных суперсистем. На сорокинский вариант учения о социокультурной динамике оказали сильнейшее воздействие концепция Дж. Вико с чередующимися эпохами божественности, героизма, человечности (“Основания новой науки об общей природе наций”) и теория трех стадий О.Конта, со сменяющими друг друга теологич., метафизич., позитивной фазами (“Система позитивной политики...”). Укажем также на значит, сходство динамики культурных фаз С. с древнеинд. циклич. представлениями о закономерной смене мировых периодов (юг). Вполне вероятно, что на представления С. о волнообразной динамике культуры повлияла и теория его друга Н.Д.Кондратьева, описавшего волны больших циклов конъюнктуры.
        Основой культурологич. концепции С. являются об-во и культура, рассматриваемые им как единый феномен. Сквозь эту призму он предлагает рассматривать все аспекты человеч. деятельности. С. полагал, что социокультурное взаимодействие представляет собой своеобр. матрицу, любая ячейка к-рой является одновременно и определяющей, и определяемой. Поэтому значение каждого индивида может быть понято лишь в контексте этой матрицы, содержащей всю полноту информации о социокультурных явлениях и их отношениях. Т.о., с т.зр. С., существует жесткая взаимосвязь между элементами неразрывной триады — личностью, об-вом и культурой. При этом личность выступает как субъект взаимодействия; об-во как совокупность индивидов, с его социокультурными отношениями и процессами; культура как совокупность значений, ценностей, норм, и совокупность ее носителей, к-рые объективируют, социализируют и раскрывают значения.
        С. утверждал, что любая теория, концентрирующаяся на одном из этих аспектов при исследовании социо-культурного пространства, является неадекватной. В качестве примера он указывал на интегративность зап. об-ва, попытка объяснить к-рое, используя лишь один “первичный фактор”, обречена на неудачу. По мнению С., экономика, вопреки теории Маркса, не может быть базисом. Метаморфозы зап. об-ва свидетельствуют, что изменения претерпела вся социокультурная система. Изменения в одном классе интегрированной системы приводят к одновременным или отложенным изменениям в другом классе. Но это говорит не о первичности к.-л. фактора, а о постоянной трансформации всей системы в целом.
        Экон., полит, и любые др. флуктуации бесцельны. Не существует никакой устойчивой тенденции в развитии об-ва от монархии к республике или смены правления меньшинства большинством. С. оценивает эти процессы как “шараханье истории”. В качестве примера отсутствия вектора прогресса он указывает на возвышение и падение разл. гос-в (Египта, Афин, Спарты, Англии, Германии, Франции, России и др.). Постоянные взлеты и падения разл. культур показывают, что невозможно познать суть социокультурных процессов, опираясь на принципы материалистич. детерминизма. С. полагает, что в истории “есть некая трансцендентальная цель и невидимые пути приближения к ней”. Но они никем не установлены, и поэтому теория бесцельных флуктуаций представляется ему вполне корректной.
        Однако если частные проблемы социокультурного развития не поддаются в предложенной С. парадигме надежному причинному истолкованию, то глобальные процессы объясняются им, на большом фактич. материале, убедительно и остроумно. Правда, невзирая на скептич. отношение С. к биосоциологии, его собств. анализ основывается все же на двойств, природе человека. Он считает, что, люди — существа мыслящие и чувствующие. Поэтому они периодически испытывают необходимость в удовлетворении то витальных, то идеальных потребностей. С. не уподобляет об-во ни человеку, ни даже сумме индивидов. Описывая динамич. процессы социокультурной системы как состояние непрерывного перехода из идеальной (идеациональной) фазы в чувственную и наоборот, он показывает коренные отличия интегративного об-ва от отд. индивида. Принципиальное различие заключается, в частности, в том, что переход об-ва из одной фазы в др. чреват внутр. потрясениями и жесточайшими конфликтами. Все войны и социальные катастрофы 20 в. С. объясняет как закономерное следствие перехода зап. культуры (играющей в наст. время доминирующую роль на планете) из чувственной фазы, достигшей в 19 в. пика своего развития, к идеациональной фазе, ориентированной на сверхчувств, царство Бога.
        Согласно теории С., время перехода отмечается культурной поляризацией об-ва. Часть людей “ментально и морально дезинтегрируется”. Поэтому в такие эпохи на первый план выступает необходимость сплочения сил “позитивного полюса” для решения задачи альтруистич. трансформации человечества. Ибо лишь при условии сохранения системы ценностей, основанных на “чувстве нравств. долга и Царства Божия, рац. средства, возможно, помогут разрешить многие практич. проблемы культурного и социального возрождения”.
        Грядущая идеациональная эпоха, по мнению С., приведет к конвергенции рус. и амер. моделей культур “в некий промежуточный тип, соединяющий черты демократии и тоталитаризма”. Эта фаза будет также отмечена “возрождением великих культур Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира”.
 
Соч.: Человек. Цивилизация. Об-во. М., 1992; Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992; Социологические теории современности. М., 1992; Система социологии. Т. 1-2. М., 1993; Общедоступный учебник социологии. Ст. разных лет. М., 1994; Гл. тенденции нашего времени. М., 1993; Social and Cultural Dynamics. V. 1-4. N.Y., 1937-41; Man and Society in Calamity. N.Y., 1942.
 
Лит.: Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар, 1991; Он же. Социология Питирима Сорокина: рус. период деятельности. Самара, 1992; Канев С.Н. Путь Питирима Сорокина. Сыктывкар, 1991; Колева Д. Сорокин — культурологични идеи. София, 1993; Социальная теория и современность. Вып. 8: П. Сорокин “Человек, цивилизация, общество”. М., 1993; История социологии в Зап. Европе и США. М., 1993; Кукушкина Е.И. Рус. социология. XIX-нач. XX в. М., 1993.
 
А. В. Шабага
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(персонаж стих.) Петр Иванович Сорокин / в страсти - / холоден, как лед. / Все / ему / чужды пороки: / и не курит / и не пьет. Ирон. М928 (345)
Философский энциклопедический словарь 2
        (Sorokin) Питирим Александрович (21.1. 1889, Жешарт, ныне Коми АССР,—10.2.1968, Уинчестер, шт. Массачусетс, США), русско-амер. социолог. Лидер правого крыла партии эсеров. После Февральской революции 1917 секретарь А. Ф. Керенского и гл. ред. газ. «Воля народа» (1917). С 1920 проф. Петроградского университета. С 1922 в эмиграции. С 1923 в США. С. рассматривал историч. действительность как иерархию в разной мере интегрированных культурных и социальных систем. В основе идеалистич. концепции С.— идея о приоритете сверхорганич. системы ценностей, значений, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Историч. процесс, по С., есть циклич. флуктуация типов культур, каждый из которых — специфич. целостность и имеет в основе неск. главных филос. посылок (представление о природе реальности, методах её познания). С. выделяет три осн. типа культуры: чувственный (sensate) — в нём преобладает непосредств. чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) — здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре обществ. отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате кризисов, войн, революций. Кризис совр. «чувственной» культуры С. связывал с развитием материализма и науки и выход из него видел в будущей победе религ. «идеалистич.» культуры. С,— один из родоначальников бурж, теорий социальной мобильности и социальной стратификации.
        Преступление и кара, подвиг и награда, СПБ, 1914; Проблема социального равенства, П., 1917; Система социологии, т. 1—2, П., 1920; The sociology of revolution, Phil,—L., 1925; Social mobility, N. Y.— L., 1927, новое изд.— Social and cultural mobility, Glencoe, 1959; Society, culture and personality, N. Y.— L., [1947]; Fads and foibles in modern sociology and related sciences, Chi., 1956; Social and cultural dynamics, v. l—4, N. Y., 1962; Sociological theories of today, N. Y.—L., 1966.
        Ленин В. И., Ценные признания Питирима С., ПСС, т. 37; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45; Голосенко И. А., Философия истории П. С., «Новая и новейшая история», 1966, N« 4; Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. социологии первой половины 20 в., М., 1979; Allen P. J. (ed.), P. A. Sorokin in review, Durham, 1963; Соwell F. R., Values in human society. The contributions of P. A. Sorokin in sociology, Boston, 1970.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СОРОКИН


будет выглядеть так: Что такое СОРОКИН