Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СОРЕЛЬ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Сорель (Sorel) Жорж (02.11.1847, Шербур - 30.08.1922, Булонь) - французский социальный мыслитель, теоретик анархо-синдикализма, автор работ по политическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки и др. Большое влияние на Сореля оказали идеи П. Ж. Прудона, Ф. Ницше, А. Бергсона.
К анархо-синдикализму Сорель пришел от первоначальных либеральных воззрений и последующего увлечения марксистскими идеями. В последний период деятельности обратился, хотя и не без колебаний, к некоторым правонационалистским и монархистским течениям. Вместе с тем выступил в поддержку Октябрьской революции в России. Социально-политические концепции Сореля органично вытекают из разделяемых им интуитивистско-волюнтаристских посылок. Он отвергал рационалистическую интерпретацию общества и истории, идею социального прогресса; стихийное, иррациональное движение масс противопоставлял организованной политической борьбе, насилие (как высшее творческое начало истории) - силе (как выражению авторитарной государственности).
Фундаментальным компонентом сознания класса и социальной группы, согласно Сорелю, является миф. Это понятие, играющее важнейшую роль в его концепциях, Сорель трактует весьма широко и неопределенно как объединяющий и побуждающий к действию эмоционально-психологический императив, близкий к религиозному, поскольку он основан не на знании, не на детерминистских схемах, а на вере. В этом, согласно Сорелю, отличие мифа от утопии, которая может быть подвергнута рациональному анализу, критике, опровержению, разложена на составные элементы. Миф же представляет собой неразлвжимую социально-психологическую целостность, в которой выражаются стремления, чувства, интересы, интуитивная убежденность социальной группы. К числу таким образом понимаемых мифов Сорель относил идеи революции и всеобщей забастовки, занимающие центральное место в его воззрениях. Единственной приемлемой формой организации пролетариата Сорель считал профсоюзы, которые рассматривал как прообраз будущих негосударственных общественных форм. Любые формы лидерства, партийной и государственной организации им отвергались. Идеи Сореля - один из источников фашистской идеологии и современного левацкого и неофашистского экстремизма.
Соч.: 1) Размышления о насилии. М., 1907. 2) Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Сорель (Sorel)
        Альбер (13.8.1842, Онфлёр, Нормандия, — 29.6.1906, Париж), французский историк. Член Академии моральных и политических наук (1889), член Французской академии (1894). Работал в министерстве иностранных дел. Ученик И. Тэна, испытавший значительное влияние А. Токвиля (См. Токвиль), С. примыкал в историографии к буржуазно-консервативному направлению. Его исследования посвящены истории дипломатии и международных отношений, основаны на обширном документальном материале и написаны с большим литературным мастерством. В труде «Европа и французская революция» (1885—1911, рус. пер., т. 1—8, 1892—1908) С. дал широкую картину международных отношений конце 18 — начале 19 вв., но он не разграничивал освободительной войны революционной Франции и захватнические войны Директории, Консульства и Империи, идеализировал политику Наполеона I.
         Соч.: Histoire diplomatique de la guerre franco-allemande, t. 1—2, P., 1875; La question d'Orient au XVIII siecle, P., 1878.
II
Сорель (Sorel)
        Жорж (2.11.1847, Шербур, — 30.8.1922, Булонь), французский социальный философ, теоретик Анархо-синдикализма. Окончил Политехническую школу и работал инженером в Перпиньяне; с 1892 занимался литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журнал «Le devenir social», с 1899 сотрудничал в международном социалистическом журнале «Le mouvement socialiste».
         Философские взгляды С. эклектичны и сложились под влиянием А. Лабриолы (См. Лабриола), Ж. Э. Ренана, Ф. Ницше, А. Бергсона. В. И. Ленин критически оценил мировоззрение С., назвав его «известным путаником» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 310). Вначале С. считал себя представителем «новой школы» марксизма. Но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ (включая марксизм), противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе («Размышления о насилии», 1906, рус. пер 1907). Миф, по С., — нечто интуитивно цельное, символически образное, не поддающееся разложению, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение.
         С. отвергал институты буржуазного строя (демократию, мораль, систему образования и др.) и видел спасение европейской цивилизации, переживающей глубокий кризис, в социалистической революции. Однако революцию он рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа, движимого социальными мифами. Согласно С., в основе мифа о революции лежит идея этической ценности насилия, которое является движущей силой истории. Носители социалистических идей, по С., не партии, а профсоюзы (синдикаты).
         Политические взгляды С. непоследовательны и противоречивы. Он критиковал парламентско-реформистский социализм (Ж. Жореса); вместе с тем был близок к различным лево- и праворадикальным группам (в частности, к националистической группе Action francaise). С. приветствовал Октябрьскую революцию 1917, назвав её утренней зарёй новой эры. Однако реакционные идеи, содержащиеся в работах С., оказали большое влияние на формирование итальянского фашизма и немецкого национал-социализма. Возрождение интереса к идеям С. характерно для современных идеологов левых и правых экстремистских групп во Франции, Италии и Латинской Америке.
         Соч.: Le proces de Socrate, P., 1889; La decomposition du Marxisme, P., 1908; Materiaux d'une theorie du proletariat, P., 1919; De l'utilite du pragmatisme, P., 1921; D'Aristote a Marx (L'ancienne et la nouvelle metaphysique), P., 1935; Lettresa Paul Delesalle. 1914—1921, P., 1947; в рус. пер. — Социальные очерки современной экономии, М., 1908; Эволюция социализма, в кн.: Социальное движение в современной Франции, М., 1908.
         Лит.: Малецкий Л., Жорж Сорель, «Коммунистический Интернационал», 1923, № 24, 25; Лабриола А., Исторический материализм и философия (Письма к Сорелю), П.. 1922: Rossignol F., Le penseede G. Sorel, P., 1948; Berding H., Rationalismus und muthos. Geschichtsauffassungund politische Theorie bei G. Sorel, Munch. — W., 1969.
         А. П. Огурцов.
III
Сорель (Sorel)
        Шарль (1602, Париж, — 7.3.1674, там же), французский писатель. Выступил с поэмой «Эпиталамы» (1616), со стихами на случай. Опубликовал прециозные галантные романы: «Любовная история Клеагенора и Дористеи» (1621) и др. Известность С. принесло написанное в стиле испанских плутовских романов 16—17 вв. «Комическое жизнеописание Франсиона» (книги 1—12, 1623—33), положившее начало французскому бытовому роману, пронизанному духом религиозного вольномыслия. В остроумном романе-пародии на пасторальную литературу «Сумасбродный пастух»(1627—28), написанном в подражание «Дон Кихоту» М. Сервантеса, С. отвергает эстетику прециозной литературы. С. — автор «Истории французской монархии» (1632).
         Соч.: CEuvres diverses, P., 1663; в рус. пер. — Правдивое комическое жизнеописание Франсиона, [М. — Л.], 1935.
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 384—91, Reynier G., Le roman realiste au XVII siecle, P., 1914.
         В. С. Лозовецкий.
IV
Сорель (Sorel)
        город на В. Канады, в провинции Квебек. 19,3 тыс. жителей (1971). Порт на р. Св. Лаврентия. Машиностроение (производство судов, ж.-д. вагонов, промышленного оборудования), чёрная металлургия.
Современная Энциклопедия
СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (1847 - 1922), французский философ. Вначале представитель "новой школы" марксизма, затем выступил с учением о мифологическом характере мировосприятия любых социальных групп и восхвалением насилия как движущей силы истории. Социалистическую революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Идеи Сореля оказали влияние на формирование фашизма, на современных идеологов левацких и правых экстремистских групп на Западе.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Сорель (Sorel) Жорж (02.11.1847, Шербур - 30.08.1922, Булонь) - французский социальный мыслитель, теоретик анархо-синдикализма, автор работ по политическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки и др. Большое влияние на Сореля оказали идеи П. Ж. Прудона, Ф. Ницше, А. Бергсона.
К анархо-синдикализму Сорель пришел от первоначальных либеральных воззрений и последующего увлечения марксистскими идеями. В последний период деятельности обратился, хотя и не без колебаний, к некоторым правонационалистским и монархистским течениям. Вместе с тем выступил в поддержку Октябрьской революции в России. Социально-политические концепции Сореля органично вытекают из разделяемых им интуитивистско-волюнтаристских посылок. Он отвергал рационалистическую интерпретацию общества и истории, идею социального прогресса; стихийное, иррациональное движение масс противопоставлял организованной политической борьбе, насилие (как высшее творческое начало истории) - силе (как выражению авторитарной государственности).
Фундаментальным компонентом сознания класса и социальной группы, согласно Сорелю, является миф. Это понятие, играющее важнейшую роль в его концепциях, Сорель трактует весьма широко и неопределенно как объединяющий и побуждающий к действию эмоционально-психологический императив, близкий к религиозному, поскольку он основан не на знании, не на детерминистских схемах, а на вере. В этом, согласно Сорелю, отличие мифа от утопии, которая может быть подвергнута рациональному анализу, критике, опровержению, разложена на составные элементы. Миф же представляет собой неразлвжимую социально-психологическую целостность, в которой выражаются стремления, чувства, интересы, интуитивная убежденность социальной группы. К числу таким образом понимаемых мифов Сорель относил идеи революции и всеобщей забастовки, занимающие центральное место в его воззрениях. Единственной приемлемой формой организации пролетариата Сорель считал профсоюзы, которые рассматривал как прообраз будущих негосударственных общественных форм. Любые формы лидерства, партийной и государственной организации им отвергались. Идеи Сореля - один из источников фашистской идеологии и современного левацкого и неофашистского экстремизма.
Соч.: 1) Размышления о насилии. М., 1907. 2) Введение в изучение современного хозяйства. М., 1908.
Философский энциклопедический словарь
СОРЕЛЬ (Sorel) Жорж (род. 2 нояб. 1847 – ум. 30 авг. 1922) – франц. философ-эклектик, писатель, теоретик анархосиндикализма. Находился под влиянием Джамбаттисты Вико, резко критиковал рациональное познание, научное понимание истории, современную культуру. Затем выступил с учением о мифе как мировосприятии любой социальной группы и восхвалением насилия как движущей силы в истории; революцию рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа. Осн. произв.: «Les illusions du progres», 1908; «Reflexions sur la violence», 1908; «La decomposition du Marxismen, 1908.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СОРЕЛЬ


будет выглядеть так: Что такое СОРЕЛЬ