Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СМЕРТЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков (См. Белки) и других биополимеров (См. Биополимеры), являющихся основным материальным субстратом жизни (См. Жизнь). В основе современных диалектико-материалистических представлений о С. лежит мысль, высказанная Ф. Энгельсом: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни..., которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так, что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., г. 20, с. 610).
         Иногда выделяют понятие частичной С., т. е. С. группы клеток, части или целого органа (см. Некроз). У одноклеточных организмов — простейших (См. Простейшие) — естественная С. особи проявляется в форме деления, поскольку оно связано с прекращением существования данной особи и возникновением вместо неё двух новых. С. особи обычно сопровождается образованием трупа. В зависимости от причин, обусловливающих наступление С., у высших животных и человека различают: С. естественную (называемую также физиологической), наступающую в результате длительного, последовательно развивающегося угасания основных жизненных отправлений организма (см. Старение), и С. преждевременную (называемую иногда патологической), вызываемую болезненными состояниями организма, поражениями жизненно важных органов (мозга, сердца, лёгких, печени и др.). Преждевременная С. может быть скоропостижной, т. е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (например, при инфаркте). С. насильственная может явиться следствием несчастного случая, самоубийства, убийства.
         С. теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения. Поэтому различают 2 основных этапа С.; т. н. клиническую смерть (См. Клиническая смерть) и следующую за ней т. н. биологическую, или истинную. По истечении периода клинической С., когда ещё возможно полноценное восстановление жизненных функций, наступает биологическая С. — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Все процессы, связанные со С., изучает Танатология.
        
         Лит.: Мечников И. И., Этюды оптимизма, 4 изд., М., 1917; Шмальгаузен И. И., Проблема смерти и бессмертия, М. — Л., 1926; Ильин Н. А., Современная наука о жизни и смерти, Киш., 1955; Лунц А. М., Об эволюции смерти в связи с эволюцией размножения, «Журнал общей биологии», 1961, т. 22, №2; Поликар А., Бесси М., Элементы патологии клетки, пер. с франц., М., 1970.
Современная Энциклопедия
СМЕРТЬ, прекращение жизнедеятельности организма. Различают 2 основных этапа смерти теплокровных животных и человека: клиническую, наступающую после прекращения сердечной деятельности и дыхания (продолжается до 8 мин), и следующую за ней биологическую, или истинную, - необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях. Проблемы смерти изучает танатология.
Русская цивилизация
в сознании человека Святой Руси конец земной, плотской жизни, разлучение души с телом, воскресение, переход к вечной духовной жизни.
Русский человек не боялся смерти. По вере его «человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь». Для Бога мертвых нет. Воскресение человека для будущей вечной жизни неизбежно. «Смерть на живот дана». «Бога прогневишь — и смерти не даст».
Русские пословицы говорят: «Не бойтесь смерти тела, бойтесь смерти духа (т.е. смерти духовной, греха, зла, худа). На смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь! Лучше смерть, чем злая жизнь. От смерти не посторонишься. Страхов много, а смерть одна. Смерть да жена — Богом суждена. Смерти воля дана. Хам пшеницу сеет, Афет власть имеет, смерть всем владеет. Двух смертей не бывать, а одной не миновать. Горя много, а смерть одна. В семье и смерть красна».
В древнерусской книге «Повесть об Акире Премудром» говорится, что «для человека лучше славная смерть, чем постыдная жизнь». «Стыд та же смерть», — проводит эту же мысль народная пословица.
Сегодня — Бог, а завтра — прах (Г.Р. Державин). А мы что такое, люди грешные и худые? Сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забытьи. Другие собранное нами разделят (Владимир Мономах). Чтобы иметь право жить, надобно приобрести готовность умереть (В.О. Ключевский).
Все мысли о смерти нужны для жизни. Если жизнь — благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни. Страх смерти в человеке есть сознание греха. Надо свести жизнь со смертью так, чтобы жизнь имела часть торжественности и непонятности смерти, а смерть — часть простоты и обыденности жизни. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть (Л.Н. Толстой).
О. Платонов
Медицинская энциклопедия
I
прекращение жизнедеятельности организма; закономерная и неизбежная заключительная стадия существования индивидуума. У теплокровных животных и человека связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения. Естественнонаучными аспектами смерти как биологического феномена занимается ряд биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди которых занимают реаниматология, патологическая физиология и патологическая анатомия.
Различают клиническую и биологическую С. Клиническая С. является заключительной стадией умирания (см. <<Терминальные состояния>>), в которой, несмотря на отсутствие дыхания и сердечной деятельности организма, в течение определенного времени еще сохраняется потенциальная возможность восстановления жизненных функций с помощью методов реанимации (<<Реанимация>>). Биологическая, или истинная, С. характеризуется развитием необратимых изменений в органах и тканях, в первую очередь в ц.н.с.; при этом любые реанимационные мероприятия оказываются безуспешными (см. <<Смерть мозга>>).
Насильственная С. (убийство, самоубийство, несчастный случай) наступает вследствие действия различных факторов окружающей среды (механических, физических, химических, термических и др.), ненасильственная — вследствие различных заболеваний, глубокой недоношенности новорожденного, а также в финале физиологического старения (см. <<Смерть в судебно-медицинском отношении>>).
Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ, в частности наличием сознания, и поэтому сознающего свою смертность, С. приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах, эстетических ценностях и т.д.
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла С., связи живых и умерших, существования после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь как этап на пути к загробному существованию и придавали огромное значение сооружению гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и т.д. В культуре многих народов важное место занимали представления, связанные с культом предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после смерти, бессмертием.
Развитие античной философии как формы рационального осмысления (в противоположность мифологическому) наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель, пытаясь помочь преодолеть страх перед С., отстаивали тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, которая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположное: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек не воспринимает С. как таковую и, следовательно, ее не нужно страшиться.
Христианская религия, как и другие мировые религии, провозглашая веру в загробную жизнь (воскрешение), в определенной степени освобождает человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание для моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, воспитывает чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков «Memento mori!» («Помни о смерти!») выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние которой не ослабевает и в современном мире.
В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века, и особенно начиная о эпохи Возрождения, развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о смерти и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т.ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. порой приводил и к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, формированию представлений о вседозволенности и оправданию поведения, основанного на принципе «после нас хоть потоп».
Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания С., отчетливо проявляющиеся в решении вопроса о существовании бога и бессмертии души были детально проанализированы И. Кантом. Он показал противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств существования бога и представлений о бессмертии души, воскрешении, каре за грехи и др. Вместе с тем Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее важное значение будет иметь моральное состояние, в соответствии с которым мы закончим жизнь нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы смерти и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным религиозным подходам, получило широкое распространение в философии 19—20 вв.
В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека. Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании, а следовательно, С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь, с этой точки зрения, бессмысленна. Подобные взгляды характерны для одного из самых модных философских течений 20 в. — экзистенциализма.
В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, о его связи с обществом и человечеством в целом. В контексте этой связи утверждается значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни, но вместе с тем не отрицается острый трагизм личного соприкосновения со С., — трагизм, не устраняемый философией, даже самой оптимистической. Смертность человека, неповторимость его личности налагают на него особую нравственную ответственность, в основе которой лежит не страх перед наказанием за грехи в загробном мире, а прежде всего ответственность перед собственной общественной сущностью. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам, зависит необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других его существования, а следовательно, осмысленности и оправданности его для самого себя.
Осознание конечности, неповторимости бытия каждого человека — источник чувства ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо медику), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает оснований для надежд на преодоление смерти. В этой связи решение проблемы продления человеческой жизни должно рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в которой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль.
Процесс старения человека может быть физиологическим, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма. Но зачастую старение является патологическим в результате влияния разнообразных отрицательных факторов, ускоряющих естественные процессы старения. Поэтому первой и основной является задача ведения к минимуму причин, приводящих к патологическому старению. Эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку достойные условия существования.
Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биологические резервы человека. Необходимость продления жизни представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе высказывание римского философа Сенеки: лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. С этим смыкается закономерность, подмеченная Кантом, что дольше всех живут люди, не заботящиеся о продлении жизни, но ведущие разумный образ жизни, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели, состояние духа человека.
В медицине возник комплекс этических проблем в связи с разработкой методов пересадки жизненно важных органов, и прежде всего сердца (см. <<Трансплантация>> органов и тканей). Интересы реципиента требуют взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления смерти у донора. Интересы потенциального донора противоположны: они требуют максимальных затрат (в т.ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения его к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т.ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную смерть.
Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека должно определять поведение медика у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и уходе, ссылаясь на интересы тех, кому медицинская помощь еще может принести пользу.
Феномен смерти не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляются сущность человека и его перспективы.
Библиогр.: Коган Л.Н. Человек и его судьба, М., 1988; Мечников И.И. Академическое собрание сочинений, т. 11, М., 1956; Неговский В.А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии, Вопр. философии, № 8, с. 64, 1978; Пермяков Н.К. Основы реанимационной патологии, М., 1979; Франкл В. Человек в поисках смысла, пер. с нем., М., 1990; Шмальгаузен И.И. Проблема смерти и бессмертия. М. — Л., 1926.
II
(судебно-медицинские аспекты)
Под смертью понимают необратимое прекращение жизнедеятельности организма. У теплокровных животных и человека оно связано прежде всего с остановкой кровообращения и дыхания, приводящими к гибели клеток вначале в высших отделах центральной нервной системы, а затем и в других органах и тканях организма.
Наступлению смерти, как правило, предшествует агония, характеризующаяся глубоким угасанием функций жизнеобеспечения организма, проявляющимся, прежде всего, снижением артериального давления, угасанием пульса, резким учащением, а затем замедлением дыхания вплоть до полного его прекращения, потерей сознания. Максимально быстрое оказание человеку первой помощи в этой ситуации имеет подчас жизненно важное значение, позволяя предотвратить наступление смерти.
Полное прекращение кровообращения и дыхания свидетельствует о наступлении клинической смерти — обратимого этапа умирания, продолжающегося обычно 6—8 мин, в течение которых при проведении реанимационных мероприятий бывает еще возможно возвращение к жизни (см. <<Реанимация>>). По истечении этого времени клетки коры головного мозга гибнут, что означает переход клинической смерти в смерть биологическую, т. е. необратимую, при которой любые реанимационные мероприятия уже безуспешны.
Реже наступление смерти (даже при сохраняющейся какое-то непродолжительное время сердечной деятельности) бывает обусловлено первичной гибелью клеток головного мозга при непосредственной грубой его травматизации — так называемая мозговая смерть.
В соответствии с медико-юридической классификацией принято различать смерть насильственную, обусловленную воздействием на организм различных факторов внешней среды (механических, физических, химических и т.д.), к которой относят убийство, самоубийство и несчастный случай, и ненасильственную, вызванную заболеванием, глубокой недоношенностью новорожденного и старческой дряхлостью.
Если смерть человека наступила вне лечебного учреждения, то лица, присутствовавшие при этом или первыми обнаружившие труп, обязаны возможно скорее поставить об этом в известность медицинские и правоохранительные органы. Изменение положения и позы трупа, его перемещение, в т. ч. и перевозка тела с места смерти человека домой или в морг до осмотра его медицинским работником и представителем правоохранительных органов, считаются недопустимыми, так как только медицинский работник (врач, в отдельных случаях фельдшер) имеет право удостоверить факт наступления смерти человека. Констатация смерти медицинским работником осуществляется на основании комплекса таких признаков, как отсутствие пульса на крупных артериях, сердечных сокращений по данным аускультации, биоэлектрической активности сердца (по данным электрокардиографии), внешнего дыхания, спонтанных движений, реакции на звуковой и болевой раздражитель, реакции зрачков на свет, а также по так называемым достоверным признакам наступившей смерти — снижению температуры тела ниже +20°, наличию трупных пятен (участков обычно багрово-синюшного, реже красного или коричневого прокрашивания кожи) и мышечного окоченения (своеобразного уплотнения и укорочения скелетных мышц, создающего препятствие для пассивных движений в суставах), некоторым другим признакам. Кроме этого, в задачу медицинского работника входит выявление признаков, позволяющих судить о давности наступления смерти, характере и механизме образования обнаруженных на одежде и трупе повреждений, оказание помощи следователю (дознавателю) в обнаружении и изъятии вещественных доказательств — предметов или материальных следов преступления, которые могут быть источником и средством установления фактических обстоятельств по уголовному или гражданскому делу.
Труп человека вне зависимости от пожеланий родственников умершего, его друзей и знакомых в обязательном порядке подлежит судебно-медицинскому исследованию (экспертизе) во всех случаях насильственной смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), независимо от места и времени ее наступления, при смерти, подозрительной на насильственную, в т. ч. и при внезапной (скоропостижной) или при смерти от неизвестной причины вне лечебного учреждения, при смерти в больнице в течение первых суток пребывания в стационаре, если диагноз заболевания не был установлен, а также при смерти больного в лечебном учреждении, если правоохранительными органами проводится расследование в связи с поступившей жалобой на его неправильное или незаконное лечение, во всех случаях смерти неизвестных лиц и при обнаружении расчлененного трупа или его частей. В прочих случаях при наличии соответствующих показаний может быть произведено патолого-анатомическое исследование (вскрытие) трупа.
В связи с развитием трансплантологии, в частности пересадок жизненно важных органов, возникла проблема максимальной объективизации установления биологической смерти, т.к. с моральной точки зрения ни один больной не может рассматриваться в качестве потенциального «донора» органов и тканей до тех пор, пока не будет констатирована его биологическая смерть. Из моральных же соображений в большинстве стран мира считается противозаконной эйтаназия — умышленное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.
III
(mors; син. смерть биологическая)
необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального существования.
Смерть биологическая — см. <<Смерть>>.
Смерть внезапная (m. subita) — см. Смерть скоропостижная.
Смерть внутриутробная (т. intrauterina) — С. зародыша или плода, наступившая внутри организма матери на любом этапе внутриутробной жизни, в т.ч. в родах.
Смерть естественная (m. naturalis; син. С. физиологическая) — С: в результате естественной возрастной инволюции организма и постепенного прекращения функционирования его тканей, органов и систем.
«Смерть в колыбели» — скоропостижная С. внешне здорового ребенка в возрасте от недели до одного года.
«Смерть под лучом» — С., наступившая во время воздействия на организм ионизирующего излучения в очень большой дозе.
Смерть мозговая — С., наступившая в результате несовместимого с жизнью поражения головного мозга.
Смерть насильственная — С. наступившая в результате воздействия на организм человека механических, физических или химических факторов.
Смерть ненасильственная — С., наступившая в результате недоношенности, болезни или старения.
Смерть скоропостижная (m. subita; син. С. внезапная) — ненасильственная С., неожиданно наступившая на фоне кажущегося здоровья.
Смерть соматическая (m. somatica) — С., наступившая в результате необратимого, несовместимого с жизнью поражения каких-либо органов.
Смерть физиологическая (m. physiologica) — см. Смерть естественная.
Идеографический словарь
^ прекращение существования
^ организм
смерть - прекращение жизни;
естественный конец жизни; завершение жизненного цикла развития организма;
необратимое прекращение функционирования живого организма;
присуща лишь организмам, размножающимся только половым путем
(# произошла тогда - то, по такой - то причине).
умереть - прекратить свою жизнь.
отмереть. омертветь.
вымереть.
истлеть.
мертвый (волос состоит из мертвых ороговевших клеток).
неживой.
v здоровье, смерть человека
Орфографический словарь Лопатина
смерть, смерть, -и, мн. -и, -`ей
Словарь Даля
жен. (мереть), смёртушка, ·*моск., ·*тамб. смерётка, -точка, -тушка, смерёдушка, ·*новг., ·*олон., ·*архан. конец земной жизни, кончина, разлучение души с телом, умирание, состояние отжившего. Смерть человека, конец плотской жизни, воскресение, переход к вечной, к духовной жизни. Человек родится на смерть, а умирает на живот, на жизнь. Смерть животного, конец бытия его, или возвращение жизненных сил его в общий источник, и разложение плоти. Смерть растения, то же, отделение от него растительной силы, или поступление его во власть законов неживой природы. Умереть своею смертью, природною, отжив, одряхлев; внезапною, наглой (·*южн.) смертью, неожиданно и вдруг; болезненой, немощной смертью, от долгой немочи, хвори; насильственой, быть убиту, отравлену и пр. случайной, несчастной, от случая, приключения, напр. утонуть. Легкая смерть, быстрая, спокойная, без страданий; тяжелая, мучительная. Какою смертью он умер как, от чего. Смерть его пришла, час смерти, конец жизни мирской. Не бойтеся смерти тела, бойтеся смерти духа, смерти духовной, греха, зла, худа. На смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь! Лучше смерть, нежели зол живот. От смерти не посторонишься. Смерть на живот дана. Страхов много, а смерть одна. Смерти воля дана. И всяк умрет, как смерть придет. Смерть да жена - Богом суждена. Это вернее смерти. Промеж жизни и смерти. Прежде смерти не умереть (или: не умрешь). Смерть за порогом. Смерть на носу. Смерть на пядень. Хватился монах, когда смерть в головах! Живот смерти не любит. Смерть животы кажет (т. е. имущество). На смерть детей не нарожаешься. Сим молитву дает, Хам пшеницу сеет, Афет власть имеет, смерть всем владеет. Бога прогневишь - и смерти не даст. Не столько смертей, сколько скорбей (или болестей). Не на живот, а насмерть (бьют, обижают и пр.). Смерть рускому солдату свой брат. Двух смертей не бывает, а одной не миновать. Горя много, а смерть одна. В семье и смерть красна. Хорошо бы тебя по смерть посылать. Смерточка моя пришла! Стыд (или позор) та же смерть. Увидать домового - к беде, к смерти.
Смерть олицетворяется под видом человеческого остова, с косою и склянками; суеверные видят ее в разных образах, костяком в саване, костлявым стариком, старухой, оборотнем и пр.
Смерть нареч. очень, сильно, больно, крепко, ужасно, порато. Я смерть пить хочу, я смерть боюсь пчел, смерть люблю раков и пр. Песья смерть, растение Periploca, см. дремка. Овечья смерть, растение Stipa capillata, ковыл, кипер, иголка, шелкова трава; она впивается иглой в тело овцы. Смертный, по естеству, по природе своей подлежащий смерти, невечный, временный; умираюший, отжив век свой, и могущий лишиться жизни; в сем ·знач. более означает: человек. Все люди смертны, всем один земной конец. Смертный плотью, бессмертен духом. Его смертным часом схватило, он при смерти. Смертная ходит, ·*курск. мор; я свою смертную видал, смертный призрак.
Смертоносный, убийственый, смертельный, лишающий жизни, плотской либо духовной, причиняющий смерть. Смертная болезнь. Лежать на смертном одре. Смертная вина, или - преступление, за которое закон казнить смертью, смертною карой, казнью. Смертный страх, боязнь смерти; или испуг, грозящий смертью. Смертный страх, от греховного, жития. Смертный грех, церк. непрощеный, погубляющий душу; всякое прямое и сознательное нарушение заповедей Божьих. Смертная нужда, охота, крайняя, неудержная, непомерная. Охота смертная, да участь горькая, хочется, да неможется. Смертная ненависть.
Он из себя смёртный такой, ·*пск., ·*твер. хилый, худой, щедушный; бледный. Смертность жен. свойство, состояние всего смертного. Смертность общий удел человечества. При смертности от повальных или заразительных болезней, покойника выносят вперед головою, ·*ниж.
Количество умирающих, отношение числа их к населению. Смертность большая, малая и средняя. В больницах смертность бывает от 10 до 30 на сто. Кривая (черта) смертности, начертательное, наглядное изображение состояния смертности в разных местах, или хода ее в различные годы и времена. Смертельный яд, рана, болезнь, безусловно смерть причиняющий, лишающий жизни.
* Смертельно есть хочу, смертельно голоден, смертно, на смерть, до смерти, смерть; ужасно, чрезмерно. Смертельный, смертный враг. Смертельность раны, которую пережить нельзя, смертность. Смертельник, -ница чей, смертельный, непримиримый враг, ненавистник. Смертоносная зараза. Смертоносный удар. - грех. Все мы смертоносцы, нося телесную смерть в себе и нанося духовную смерть другим.
Смертонос, -носец, насекомое Necydalis, ·переводн. Смертоносность чумной заразы. И в то время, в смертоносие, архиепископ Симеон со кресты обходи всего великаго Новагорода, ·летописн. Смертоточивые уста, лукавые и вредные, губительный. Смертоубивство, -убийство, убиение, убийство человека, лишение его жизни. -убийственая рука; - зной, засуха.
Словарь Ожегова
СМЕРТЬ, -и, мн. -и, -ей, жен.
1. Прекращение жизнедеятельности организма. Клиническая с. (короткий период после прекращения дыхания и сердечной деятельности, в к-рый ещё сохраняется жизнеспособность тканей). Биологическая с. (необратимое прекращение биологических процессов в клетках и тканях организма). Насильственная с. (убийство). Скоропостижная с. Погибнуть смертью героя. Быть при смерти (умирать). Смерти в глаза смотреть (смерть близка; высок.). Его (тебя) только за смертью посылать (о том, кто выполняет поручение медленно, с большой задержкой; разг. неод. и шутл.). Своей смертью умереть (умереть естественной смертью). Двум смертям не бывать, а одной не миновать (посл.). Бледен как с. (очень бледен).
2. перен. Конец, полное прекращение какой-н. деятельности. Политическая с. Творческая неудача для него с.
3. в знач. сказ. и нареч. Очень, в высшей степени, очень много, ужас (в 5 знач.) (прост.). Народу с. сколько! Устали с.! С. пить хочется.
• Смерть как (какой) (прост.) то же, что ужас как (какой). Смерть как устал. С. какой голодный.
До смерти (разг.) очень, крайне. Устал до смерти.
прил. смертельный, -ая, -ое и смертный, -ая, -ое (к 1 знач.; устар. и высок.). Смертельный исход болезни. Смертельный случай. Смертный час. На смертном одре (об умирающем).
Словарь синонимов Абрамова
кончина, успение, гибель, конец, казнь. До гроба, до гробовой доски, по гроб, до самой смерти. "Я в чужбине гроб найду". Жук. Дни его уж сочтены, он одной ногой в гробу, он в гроб смотрит, на ладан дышит (он близок к смерти). Прожил в блаженном неведении до конца дней своих... Он до последнего вздоха был в памяти. Болезнь имела роковой исход. См. гибель, очень || быть на волоске (-ску, -сок) от смерти, двум смертям не бывать, одной не миновать, двух смертей не бывать, одной не миновать, до смерти, залечить до смерти, находиться между жизнью и смертью, не на живот, а на смерть, при смерти
Словарь Ушакова
*****
Рылеев. «Двум смертям не бывать, а одной не миновать.» (посл.) «На миру и смерть красна.» (посл.).
перен. Гибель, прекращение, уничтожение (·книж. ). Социализм несет смерть капиталистическому миру.
2. в знач. нареч., только ед., со словом "как" или без него. Очень, в высшей степени, чрезвычайно (·разг. ·фам. ). Смерть как хочется пить.
• Вопрос жизни и смерти - см. жизнь. До смерти (·разг.) - крайне, очень. До смерти спать хочется. Как смерть (бледный) - очень бледный. «Я, как смерть, и тощ, и бледен.» Пушкин. Между жизнью и смертью - см. жизнь. На смерть (или насмерть) - 1) так, что наступает смерть. Убить на смерть. Разбиться на смерть. 2) очень сильно, чрезвычайно (·разг. ). «Боль головушку всю разломила на смерть.» А.Кольцов. «С Курицыным поругался на смерть.» Чехов. Не на жизнь, а на смерть - см. жизнь. Право жизни и смерти - см. жизнь. При смерти - так болен, слаб, что может умереть. Смерть моя! (·разг.) - восклицание, выражающее неприязненное отношение к чему-нибудь. - На басни бы налег. «Ох, басни - смерть моя!» Грибоедов.
Словарь эпитетов
О времени наступления смерти; о ее неизбежности.
Безвременная, беспощадная, близкая, быстротечная, верная, внезапная, грозная, грядущая (устар. поэт.), медленная, моментальная, нежданная, неизбежная, неминуемая, неминучая (простореч), неожиданная, неотвратимая, поздняя, преждевременная, равнодушная, ранняя, роковая, скоропостижная, случайная, скоротечная.
О причине смерти, характере смерти; об оценке смерти.
Бесславная, бесчестная (устар), благостная (устар.), героическая, геройская, глупая, гордая, дивная, естественная, жалкая, жестокая, загадочная, злая, истязательная (устар.), легкая, лютая (разг.), мученическая, мучительная, напрасная, насильственная, нелепая, непонятная, неумная, одинокая, подлецкая (простореч.), позорная, постыдная, почетная, праведная, славная, сладкая, слепая, собачья (простореч.), спокойная, страшная, суровая, счастливая, тихая, трудная, тяжелая, ужасная, хладная (устар.), холодная, черная (нар.-поэт), честная, эффектная. Блаженно-страшная, синяя, угрюмая, ясная.
Толковый словарь Ефремовой
1. ж.
1) Прекращение жизни, гибель и распад организма.
2) перен. Полное прекращение какой-л. деятельности; конец.
2. нареч. разг.-сниж.
Очень сильно, в высшей степени (о чем-л. неприятном, нехорошем для кого-л.).
3. предикатив разг.-сниж.
Оценка количества чего-л. как очень большого, бесчисленного.
Этимологический словарь Крылова
Образовано посредством приставки съ от мьрть – "смерть". Поскольку значение приставки с – "хороший", то буквальное значение слова смерть – "естественная, своя смерть".
Теософский словарь
    СМЕРТЬ, ее Поцелуй. Согласно Каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иепир а Ра, но от поцелуя рта Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба или Дворце Любви. (у.у.у.)
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
СМЕРТЬ - англ. death; нем. Tod. Необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежная заключительная стадия его существования.
Новый философский словарь
в науке - естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления. Уже реконструкция захоронений неандертальцев свидетельствует о наличии у них представлений о неоконченнсти человеческого существования со С. Это представление древних позднее привело к понятию бессмертной бестелесной души. В античной философии была предпринята одна из первых попыток на рациональных основах примирить индивидуальное сознание с неизбежностью собственной С. Эта попытка воплотилась в двух концепциях, предлагавших пути избавления от страха перед С: Сократа - Платона и атомистов - стоиков. "Теория" Сократа - Платона утверждала бессмертие одной из составных человека - души; С. мыслилась как отделение нетленной вечно живущей души от смертного тела. Страх перед С. преодолевается разумом на путях философии, т.к. "человек, который... посвятил жизнь философии, перед С. полон бодрости и надежды обрести за могилой величайшие блага" (Сократ). Учение атомистов - стоиков страх перед С. снимает через признание ее естественным и закономерным фактом жизни, которого не следует страшиться в силу невозможности его прочувствовать: согласно Эпикуру, душа со С. человека распадается на атомы и, следовательно, человеку уже все безразлично, он ничего не чувствует. Стоики наделяют ожидание С. этическими мотивами: надо бояться не С,
а недобродетельной жизни: "кто научился смерти, тот разучился быть рабом" (Сенека). Христианская теология и философия полагали С. следствием грехопадения Адама и Евы. Христианство на основе веры в загробную жизнь и справедливое воздаяние за земные дела предоставляло человеку знание о С. как переходе из земной жизни в жизнь вечную. С. трактовалась как мгновенный акт перерождения, к которому человек должен готовиться всю земную жизнь. С. и воскрешение Христа - победа над первобытным страхом биологической С. Реформация и Возрождение хотя и подвергли ревизии церковное учение о С, но не отняли у человека представлений о личном бессмертии. Философия Нового времени, а позднее и Просвещение выносят проблему С. за рамки теологии, что, не сильно влияет на этические результаты их размышлений о С, хотя и меняется система аргументации. Проблема С. вытесняется на второй план гносеологией и социально-политическими концепциями и присутствует как элемент в рассуждениях о бессмертии души (Декарт, Локк, Гоббс) или атеистических системах (Ламетри, Дидро). Тема С. в 18-19 вв. развивается в различных философских концепциях: у Канта идея бессмертия души выступает как постулат практического разума; в панлогизме Гегеля, в границах которого феномен С. осмысливается в сфере чистой мысли: С. постигается не верой, а разумом; в религиозном экзистенциализме Кьеркегора смысл С. должен быть понят не с помощью рассудка, а в состоянии "страха и трепета", открывающем всю глубину веры в Бога; в "религии Человека" (Конт, Фейербах) акцент ставится на родовом бессмертии человека (как и в марксизме) и вечном разумном прогрессе, в идее "вечного возвращения" (Шопенгауэр, Гартман, Ницше) утверждается бессмысленность и повторяемость жизни и С. как пути этого повторения; для Фрейда С, как и Жизнь, выступает бессознательным импульсом человеческих инстинктов. В 20 в. Хайдеггер представляет С. онтологической характеристикой человеческого бытия: жизнь есть "бы-тие-к-смерти", человек постулируется в мире осознанием собственной смертности. С, будучи всегда "моей" С, выводит человека из анонимности жизни к "собственному" бытию, С. дополняет возможное бытие человека до полного бытия. "Подлинное бытие-к-смерти" порывает с повседневными попытками отвлечься от С. и является основой смыслотворче-ства человека. В отличие от Хайдегера, Камю и Сартр видят в С. не позитивный, утверждающий момент человеческого бытия, а разрушающий смысл и индивидуальность. Маркузе в отношении человека к С. видит проблему идеологической ангажированности отношения в конкретной культуре. Маркузе переводит рассмотрение С. из онтологии в социальную, культурологическую плоскость. Эту традицию развивает Ф. Ариес, выдвигая теорию пяти этапов восприятия С. в западноевропейской культуре: от "прирученной" С. (архаика - 12 в), когда человек считал С. естественной и был готов к встрече с ней, до "перевернутой" С. (20 в.), когда общество стыдится С, скрывает и банализирует ее, отдает в руки врачей и похоронных бюро. Теорию Ариеса дополнял и уточнял М. Вовель. Изменчивое отношение человека к С. легло в основу теории Бодрийара, представляющего историю общества как историю трех этапов "симуляции", т.е. вытеснения, маскировки С. в социальном в зависимости от изменений в законе стоимости. Система, стремящаяся к совершенству, изначально боится С. и пытается, по Бодрийару, закрыться от нее с помощью "симулякров", т.е. определенных видов искусственности, которые должны заслонить принцип "аннулирования", что для системы и есть С. Успехи медицины в 20 в. поставили перед философами проблему определения С. Большинство исследователей исходят из того, что родовым признаком человека является сознание, следовательно. С, - это С. сознания: "С. человеческого существа определяется с того момента, когда умирает сознание" (Л. Шварценберг).
Д.К. Безнюк
Современная западная философия
СМЕРТЬ, - одна из основных тем философского размышления, долгое время остававшаяся прерогативой не столько философии, сколько теологии, выступая в контексте проблематики бессмертия души. Тематизацией С. обозначен водораздел между классической, традиционной и неклассической, современной философией. Обсуждение проблемы С. тесно связано с введением в аппарат философствования таких категорий, как «временность» (темпоральность), «конечность», «событийность», «телесность».
Особая роль в обращении к проблематике С. принадлежит <<Хайдеггеру>>, который отказывается понимать С. как метафизический или биологический момент перехода из одного состояния в другое, рассматривая С. как определяющий фактор самого человеческого бытия. Тем самым феномен С. выводится из теологического или натуралистического плана и помещается в плоскость <<онтологии>>. Субъективность определяется, по Хайдеггеру, не самосознанием, а сознанием смертности, человеческое бытие есть «бытие-к-смерти». Вместе с тем С. есть позитивная, а не негативная характеристика человеческого бытия. С. есть то, что делает человеческое бытие «собственным». С. - всегда «моя» С; через осознание С. как «моей собственной» осуществляется выход за пределы «несобственного», анонимного существования и открывается возможность поворота к бытию, или к смыслу бытия.
В последующей немецкоязычной философии проблема С. разрабатывается в полемике с Хайдеггером. <<Лёвит>>, Д. Штернбергер, П. Л. Ландсберг, а также <<Ясперс>> критикуют хайдеггеровский подход к С. за попытку осмысления субъективности независимо от со-субъективности, совместности с другими (Mitsein).
У <<Камю>> С. выступает не как исходный пункт смыслопорождающей активности человека, а как негация всякого смысла. Отрицает бытийственный статус С. и <<Сартр>>, согласно которому, С. не индивидуализирует человека, а, напротив, обезличивает его, не наделяет его «собственностью», а лишает человеческое существование всякой «собственности» и подлинности. Отношение человеческой личности к С, по Сартру, должно характеризоваться не «страхом», «ужасом», а противостоянием, сопротивлением. Сходные мотивы выражены в концепции <<Адорно>>, который усматривал в философии Хайдеггера и его сторонников «рациональность С.» и противопоставлял ей «рациональность освобождения».
Тенденцию <<Франкфуртской школы>> к переводу проблематики С. из онтологического в социологический и критико-идеологический план закрепляет <<Маркузе>>. Тип восприятия С, возобладавший в европ. философии, есть, по Маркузе, идеологический феномен. За этой «идеологией С.» скрываются вполне определенные отношения <<власти>>: утверждение образа С. как судьбы и вины есть не что иное, как способ легитимации существующих общественных отношений. «Неестественна» и «ужасна» не С, а тот факт, что люди умирают неестественно и ужасно, совсем иначе, чем хотели бы умереть, и с сознанием того, что они жили не так, как могли бы жить. Видение С. сквозь призму мучительной вины становится инструментом власти, средством поддержания «репрессивной культуры».
Историческая вариативность отношения к С, различные типы восприятия С. скрупулезно проанализированы <<Ариесом>>.
У <<Бодрийара>> история человеческой цивилизации предстает как история «вытеснения» С, исключения феномена С. из процесса производства социальности. В основе рассуждений Бодрийара лежит мысль <<Ницше>> о С. как более значимом событии, чем жизнь. Радикализацией ницшевских и хайдеггеровских интуиций отмечены размышления <<Бланшо>>, который избегает противополагания бытия и ничто, жизни и С.
У ряда представителей <<психоанализа>> бессознательное стремление к С. («Танатос») рассматривается как одно из глубинных оснований человеческого поведения наряду с бессознательным стремлением к удовольствию («Эрос»).
B.C. Малахов
A.B. Демичев. Дискурсия смерти: введение в философскую танатологию. СПб., 1997; J. Choron. Der Tod im abendlandischen Denken. Stuttgart, 1967; V. Jankelevich. La mort. P., 1977; J. Schlemmer (Hrsg.). Was ist der Tod? Deskussionsbeitrage. Muchen, 1970.
Философский словарь
необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. С т. зр. диалектического материализма С. — необходимый и существенный момент жизни. Для человека С. выступает не только в качестве природного феномена, но и как явление социальное и нравственное, включенное в сложный контекст общественных отношений. Уже на ранних этапах развития человеческого об-ва формируются социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения тела умершего. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С., связи умерших и живых. Развитие античной философии как формы рационального (в противоположность мифологическому) осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило глубже подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека с фактом С. В христианской религии вера в загробную жизнь (воскрешение) в определенной мере освобождает человека от страха С., замещая его страхом перед карой за совершенные при жизни грехи. Девиз философов-стоиков memento mori (лат. — помни о смерти) использовался христианской этикой, влияние к-рой не ослабевает и в совр. мире, как призыв к покорности и терпению. В основе марксистско-ленин-ского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, его связи с об-вом и человечеством в целом. Особенно важно диалектическое понимание единства и борьбы противоположностей родового и индивидуального в человеческом существовании. Полное преодоление идей обреченности и отчаяния перед лицом С., характерных для мн. направлений совр. немарксистской философии (а вместе с тем и безответственности человека), возможно лишь на основе подлинно гуманистического диалектике-материалистического мировоззрения, к-рое включает в свое содержание как научное понимание С., так и духовно развитую ее оценку. Такое мировоззрение исходит не только из неповторимости человеческой жизни и личности, их самостоятельной ценности, но и из сознания дальнейшей независимости от воли людей совершенных ими поступков, продолжающих свое существование в результатах и последствиях человеческих'дел и выводящих содержание и смысл жизни человека за ее чисто физиологические, природные пределы.
Философский энциклопедический словарь
СМЕРТЬ – естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также христианство) рассматривали жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» – теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас уже нет (Эпикур). Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так • уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти. Теология рассматривает смерть как расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение. Все попытки придать надежную основу вере в бессмертие человека с самого начала обречены на неудачу и имеют своей целью избавить Я от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что Я объявляет о неприступной зоне, в которой оно есть Бог (Рильке). В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает как бытие, идущее к смерти, т.е., по сути дела, оно является страхом. Человеческое существование пребывает в страхе перед ничто, возможной невозможностью его существования. Смерть – возможность бытия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием (так считает и Рильке). Личное существование является поэтому прелюдией смерти. «Предшествующее свободное становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно появившихся возможностях, освобождает т. о., что фактическую возможность, которая предполагает неизбежную возможность смерти, оно понимает и избирает прежде всего лично. Заглядывание вперед раскрывает существованию – как предельной возможности – его цель и, т. о., уничтожает всякую возможность опереться на уже достигнутое существование» (М. Heidegger. Sein und Zeit, 1949). Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую целостность. Сартр отвергает такую точку зрения, называя ее «романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае – пережить ее и себя самих. Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем» («L'Etre et le neant», 1943, A. 621, 631).
Философский энциклопедический словарь 2
        естеств. конец всякого живого существа.Человек, в отличие от всех др. живых существ. сознаёт свою смертность; с т. зр. осознания смысла С. как завершающего момента человеч. жизни С. и рассматривалась философией.
        Отношение к С. во многом определяет формы религ. культов, что особенно заметно при рассмотрении культур древнего мира. Напр., для древних египтян земное существование человека выступает как подготовка к загробному бытию — отсюда важный для всего строя егип. жизни культ мёртвых, построение и украшение гробниц, необычайно развитое искусство бальзамирования и т. д. Характерен также культ предков: древние японцы, напр., верили в то, что человек после С. продолжает существовать в своих живущих потомках и только при отсутствии таковых умирает окончательно. По мере ослабления родств. и общинных связей С. всё более переживается не столько как С. предка, сколько как собств. С., и культ предков держится уже не на непосредств. живом чувстве, а скорее на традиции. Однако даже в новое время возникали попытки преодолеть трагизм С. с помощью возрождённого культа предков (ср., напр., идею воскрешения мёртвых отцов средствами науки у ?. ?. Фёдорова).
        В большинстве древних культур отношение к С. носит эпич. характер (важное исключение составляет аккадский эпос о Гильгамеше); иное, трагич. отношение к С. возникает позднее и характерно для новых религий — буддизма в Индии, зороастризма в Иране, иудаизма (особенно у др.-евр. пророков), даосизма в Китае, религ.-филос. движения в Греции 7—4 вв. до н. э. Эти духовные явления свидетельствовали об обострившемся чувстве личного бытия. В античности одной из попыток преодолеть страх С. и дать ей разумное истолкование было учение Сократа, который, согласно Платону, считал, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью» («Федон» 64 а). Платон развил осн. тезис Сократа, но которому С. есть отделение души от тела, освобождение её из «темницы», где она пребывала в своей земной жизни. Это представление о С. как освобождении «божественной, бессмертной, умопостигаемой, единообразной, неразложимой, постоянной и неизменной в самой себе...» души от «...человеческого, смертного, непостижимого для ума, многообразного, разложимого и тленного, непостоянного и неверного самому себе...» тела («Федон» 80 Ь) восходит к орфикам и пифагореизму. Учение Сократа, Платона и Аристотеля о бессмертии души смягчает трагизм С., впоследствии оно, хотя и в преобразованной форме, воспринимается христианством и на мн. века становится определяющей традицией в европ. духовной жизни. Другое понимание С. складывается в философии стоицизма и особенно Эпикура. Цель их размышлений та же, что и у Сократа: освободить человека от страха С. Стоики указывают на всеобщность и естественность С., Эпикур приводит простой довод: С. для человека реально не существует, он с нею «не встречается», а потому ему нечего её страшиться. Несмотря на то, что по своему содержанию сократов-ско-платоновское и эпикуровское учения противоположны, их объединяет специфически греч. рационализм в самом подходе к факту С.: опору для человека в час С. греч. философия ищет или в вечности (учение о бессмертии души и её переселении), или же в сознании роковой неизбежности самого круговорота бытия, его неотменимости.
        В этом отношении противоположность греч. переживанию факта С. представляет др.евр. мировоззрение, нашедшее выражение в ветхозаветной литературе. С одной стороны, здесь в характерном для древних культур духе отношение к С. не является чем-то трагическим и С. воспринимается как естеств. завершение пути. Но поскольку человек понимается здесь не как природное, а как сверхприродное существо, ведущее диалог с богом, постольку появляется и новое отношение к С.: последнюю рассматривают как кару, постигшую человека за грехи, совершённые его предком — Адамом. С. как естеств. конец живого существа для этого мировоззрения есть нечто в высшей степени бессмысленное, и эта бессмысленность преодолевается верой в то, что «для бога всё возможно», в том числе и вторжение в природный порядок и ход вещей (вера в конец света, в приход мессии). В христианстве появляется острое переживание собств. личного бытия, а потому драматич. переживание конца этого бытия; одним из гл. мотивов христианства становится вера в спасение — в преодоление С. богочеловеком Христом, через которого становится возможным спасение всего рода человеческого.
        В новое время возобновился диалог между имманен-тизмом (пантеизмом) и трансцендентизмом, характерным гл. обр. для протестантского мышления (Лютер, Кант, Кьеркегор). Пантеистич. мировоззрение, уходящее своими корнями в эллинистич. философию, в неоплатонизм (Бруно), воскресило характерный для греков рационализм в решении проблемы С. Пантеистич. традиция, идущая через Спинозу, Гёте и Гегеля, отрицает трансцендентность бога и вместе с ней — онтоло-гич. смысл С. как перехода из имманентного в трансцендентный мир, а тем самым онтологич. смысл личности как моста между сверхприродным и природным мирами. Отсюда характерное для пантеизма перемещение центра тяжести с воли и веры на разум и понимание — именно в этом пункте пантеизм непосредственно смыкается с Просвещением. По словам Спинозы, «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни» (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 576).
        В 18—19 вв. развитый пантеистич. философией принцип имманентизма с его перенесением смыслового центра на посюсторонний мир трансформировался Просвещением в идею прогресса, развитую в двух вариантах — позитивистском (Конт, Спенсер) и идеалистическом (Фихте, Гегель). Кризис идеи прогресса привёл к возрождению антич. принципа «вечного возвращения» — у Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера. Это направление, с самого начала отправлявшееся от позитивистских предпосылок, тяготело к «дионисийству» с его культом эроса и С., выступавшей в конечном счёте как завершающий момент вакхич. восторга и окончат. слияния с тёмной праосновой бытия. Ницшеанское мироощущение воспроизводится впоследствии — в разных вариантах — Шпенглером, Ортегой-и-Гасетом, Сартром, Камю и др. Другая ветвь позитивистского направления развивается фрейдизмом, в основе которого лежит та же интуиция внутр. связи эроса и С.
        Противоположное этому направление представлено диалектической теологией (Барт, Бультман, Тиллих), рус. и нем. вариантами экзистенциализма (Шестов, Бердяев, ранний Хайдеггер, Ясперс), а также Марселем, Бубером и др. Опираясь на Кьеркегора, представители этого направления пытаются вернуться к раннему христианству (а Шестов и Бубер к Ветхому завету) с его трансцендентизмом, позволявшим человеку переживать свою С. как религ. таинство соединения несоединимого — трансцендентного (божественного) и имманентного (человеческого). Хотя С. и выступает как нечто абсурдное для человека, руководящегося разумом «мира сего», но это не абсурд Камю: он возникает не от бессмысленности бытия, а от трансцендентности и сокрытости его смысла от человека.
        В марксистской философии конечность индивида рассматривается как диалектич. момент существования человечества, восходящего в своём поступат. развитии к более совершенным обществ. формам выявления «сущностных сил» человека. «Смерть, — писал К. Маркс, — кажется жестокой победой рода над определенным индивидом и как будто противоречит их единству; но определенный индивид есть лишь некое определенное родовое существо и как таковое смертен» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 42, с. 119). Для марксистской философии трагизм С. снимается именно тем, что индивид как носитель всеобщего остаётся жить в роде. Само стремление связать бытие личности с миром трансцендентного, с богом, марксистская философия объясняет как раз отрывом личности от общественного целого, к которому она принадлежала до того, и к попыткам заменить реальный общественно-родовой смысл её бытия смыслом иллюзорным. Марксизмленинизм — философия оптимистическая: человек и после С. остаётся жить в результатах своего творчества,— в этом марксизм и видит его дей-ствит. бессмертие.
        Совр. экзистенциализм. Критич. очерки, М., 1966; Jоlivet R., Le Probleme de la mort chez M. Heidegger et J.-P. Sartre, [P., 1950]; Morin E., L'homme et la mort dans l'histoire, [P.], 1951; Pfannmuller G., Tod, Jenseits und Unsterblichkeit in der Religion, Literatur und Philosophie der Griechen und Romer, Munch.—Basel, 1953; Rahner K., ur Theologie des Todes, Freiburg—Basel — W., 19592; Feifel H. (ed.), The meaning of death, N. У., 1959; Сhoron J., Death and Western thought, N. Y., 1963; JankelevitchV., La mort, P., 1967.
        П. П. Гайденко.
Большой юридический словарь
одно из центральных понятий судебной медицины; представляет собой ступенчатый процесс, простирающийся от жизни до биологической С. (необратимого прекращения жизнедеятельности организма). В настоящее время медицина признает С. человека момент необратимой гибели головного мозга. Соответственно заключение о смерти дается на основе констатации этого факта (Закон РФ “О трансплантации органов и (или) тканей человека” от 22 декабря 1992 г.). С. - один из актов гражданского состояния.
Рус. арго (Елистратов)
СМЕРТЬ, -и, ж.
1. Некрасивая женщина.
Ишь ты, на какой смерти женился, некрофил.
2. Что-л. неприятное, отталкивающее.
Я в такой смерти не пойду (о некрасивой одежде).
3. в зн. межд. Выражает любую эмоцию.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
СМЕРТЬ, прекращение жизнедеятельности. По традиции в медицине смерть считается наступившей при прекращении биения сердца. Однако современные методы реанимации и поддержания жизни позволяют иногда вернуть к жизни даже людей, у которых сердце остановилось, причем только у меньшей части таких пациентов жизненный потенциал оказывается действительно исчерпанным, и искусственное поддержание дыхания и сердцебиения возможны лишь на короткое время. В этом контексте о наступлении смерти говорят, когда становится ясно, что мозг прекратил регулировать жизненно важные функции.
Словарь пословиц Даля
См. ЖИЗНЬ - СМЕРТЬ
См. УБИЙСТВО - СМЕРТЬ
Энциклопедия афоризмов

см.также САМОУБИЙСТВО
Смерть: мир за вычетом тебя.
•Стефан Наперский
Смерть - это зачерненная сторона зеркала, без которой мы бы ничего не увидели.
•Сол Беллоу
Смерть: полное затмение солнца и земли.
•Янина Ипохорская
Смерть - неприятная формальность, зато принимаются все кандидаты.
•Поль Клодель
Смерть - это поза умершего человека.
•Станислав Ежи Лец
Умереть - значит присоединиться к большинству.
•Перефразированный Петроний
Каждый умирает в одиночку.
•Ханс Фаллада
Умереть легко, когда ты совершенно здоров. Прекрасным весенним утром, в саду, в приятном и бодром расположении духа, - как просто было бы лечь на траву и отойти в мир иной!
•Марк Резерфорд
Пришла смерть и говорит: «На выход. Без вещей!»
•Леонид Крайнов-Рытов
В моей смерти прошу винить мою жизнь.
•Геннадий Малкин
Совесть умирающих клевещет на прожитую ими жизнь.
•Люк де Вовенарг
Самые смелые и самые разумные люди - это те, которые под любыми благовидными предлогами стараются не думать о смерти.
•Франсуа Ларошфуко
Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых.
•Эпикур
Каждый боится смерти, но никто не боится быть мертвым.
•Роналд Арбатнотт Нокс
Умереть сегодня - страшно, а когда-нибудь - ничего.
•В. Даль. «Пословицы русского народа»
Завтра никогда не наступает; длится вечное сегодня.
Не будущее замкнется смертью, а длящееся настоящее. Не завтра будет смерть, а когда-нибудь сегодня.
•Григорий Ландау
Нас не будет. Впрочем, это уже было.
•Аркадий Давидович
Я не боюсь умереть. Я просто не хочу при этом присутствовать.
•Вуди Аллен
Смерть для того поставлена в конце жизни, чтобы удобнее к ней приготовляться.
•Козьма Прутков
Смерть превращает жизнь в судьбу.
•Андре Моруа
Жизнь и смерть ходят рядом, но ничего не знают друг о друге.
•Эмиль Кроткий
Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.
•Франсуа Ларошфуко
Если бы мы могли помыслить смерть во всей ее полноте, мы бы умерли в ту же минуту.
•Дени де Ружмон
Всех ожидает одна и та же ночь.
•Гораций
Смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти.
•Сенека
Никто не умирает не в свой срок. Своего времени ты не потеряешь: ведь что ты оставляешь после себя, то не твое.
•Сенека
Вещи кажутся чудовищно долговечными, когда умирают люди.
•Джойс Килмер
Все можно пережить, кроме смерти.
•Оскар Уайльд
Везет человеку, которому удается уйти из этого мира живым.
•Уильям Клод Филдс
Уходя на тот свет, не забудь выключить этот.
•Виктор Коваль
Привыкнуть можно только к смерти других.
•Станислав Ежи Лец
Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?
•Конфуций
Говорить о смерти со знанием дела могут только покойники.
•Лешек Кумор
Что такое смерть, не знают даже мертвые.
•Рамон Гомес де ла Серна
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СМЕРТЬ


будет выглядеть так: Что такое СМЕРТЬ