|
|
|
|
|
СЮИТА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(франц. suite, буквально — ряд, последовательность)
одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. В отличие от сонаты (См. Соната) и симфонии (См. Симфония), С. свойственны большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности. Прообразом С. явилось характерное уже для 16 в. сопоставление медленного (Павана) и быстрого (Гальярда) танцев. Классический тип старинной танцевальной С. сложился в творчестве И. Я. Фробергера в середине 17 в. Она состоит из 4 танцев — умеренно быстрой аллеманды, быстрой куранты, медленной сарабанды и стремительной жиги, помимо которых в С. 17—18 вв. включались менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез, нетанцевальные пьесы — прелюдия, увертюра, ария, рондо и др., а также «дубли» (вариации на один из танцев). Все части писались, как правило, в одной тональности и предназначались для лютни, клавесина, оркестра и др. Термин «С. » к таким соч. ранее всего стали применять французские лютневые композиторы в конце 17 в.; наряду с этим группы танцев в Англии назывались «lessons» (Г. Пёрселл), в Италии — «balletto» или (позднее) «sonata da camera» (А. Корелли), в Германии — «Partie» (И. Кунау) или «Partita» (И. С. Бах), во Франции — «ordre» (Ф. Купсрен). Высокие образцы классической С. создали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Во 2-й половине 18 в., в эпоху венского классицизма, С. уступает ведущее положение сонате и симфонии, продолжая существовать в виде кассаций (См. Кассация), серенад (См. Серенада) и Дивертисментов (В. А. Моцарт). В 19—20 вв. создаются главным образом оркестровые С. нетанцевального склада, иногда включающие отдельные части в танцевальных ритмах (Ф. Лахнер, П. И. Чайковский). Нередко такие С. бывают программными («Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова). Часто они составляются из музыки к театральным постановкам, операм, балетам («Пер Гюнт» Грига, балетные сюиты Чайковского, С. С. Прокофьева), фильмам. Пишутся и С., связанные с народными танцевальными традициями (А. Дворжак, Б. Барток). Особые разновидности — вокальная и хоровая С.
Термин «С.» обозначает также музыкально-хореографическую композицию из нескольких танцев.
Лит.: Попова Т., Сюита, М., 1963; Nef К,, Geschichte der Sinfonie und Suite, Lpz., 1921; Blume F., Studien zur Vor-geschichte der Orchestersuite im 15. und 16. Jahrhundert, Lpz., 1925.
И. Э. Манукян.
|
Мультимедийная энциклопедия |
музыкальная композиция, чаще всего инструментальная; состоит из нескольких
лаконичных и контрастирующих между собой пьес. Первоначально термин
относился к циклу стилизованных танцев; позже стал обозначать также
собрание фрагментов из оперы, балета или произведения другого масштабного
жанра и даже собрание самостоятельных пьес, часто имеющих программную
основу.
Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи
Ренессанса парное сочетание танцев - медленного, важного (например,
павана) и более оживленного (например, гальярда). Позже такой цикл стал
четырехчастным. Немецкий композитор Иоганн Якоб Фробергер (1616-1667)
создал модель инструментальной танцевальной сюиты: аллеманда в умеренном
темпе и двудольном размере - изысканная куранта - жига - размеренная
сарабанда.
Сюита как жанр развивалась под влиянием оперы и балета. В ней появились
новые танцы и песенные части в духе арии; возникли сюиты, состоящие из
оркестровых фрагментов музыкально-театральных произведений. Важным
элементом сюиты стала французская увертюра - вступительная часть,
состоящая из медленного торжественного начала и быстрого фугированного
заключения. В некоторых случаях термин "увертюра" замещал термин "сюита" в
заголовках произведений; другими синонимами стали термины "ордр"
("порядок") у Ф.Куперена и "партита" у И.С.Баха.
В середине 1700-х годов сюита слилась с сонатой, и сам термин перестал
употребляться, хотя структура сюиты продолжала жить в таких жанрах, как
серенада, дивертисмент и другие. Обозначение "сюита" стало вновь
появляться в конце 19 в., часто подразумевая, как и раньше, собрание
инструментальных фрагментов из оперы (сюита из Кармен Ж.Бизе), из балета
(сюита из Щелкунчика П. И. Чайковского), из музыки к драматической пьесе
(сюита Пер Гюнт из музыки Э. Грига к драме Ибсена). Некоторые композиторы
сочиняли самостоятельные программные сюиты - среди них, например,
Шехеразада Н.А.Римского-Корсакова по восточным сказкам.
ЛИТЕРАТУРА
Попова Т. В. Сюита. М., 1963 |
Современная Энциклопедия |
СЮИТА (французское suite, буквально - последование, ряд), 1) разновидность циклических форм; ее части основаны на танцевальных и песенных жанрах, а их количество, порядок и характер относительно свободны. Сюиты разного вида существуют с 16 в., в том числе под названием партита, серенада, дивертисмент. 2) Ряд пьес из музыки к балету, драматическому спектаклю, кинофильму. 3) Музыкально-хореографическая композиция из нескольких характерных танцев (также дивертисмент). |
Орфографический словарь Лопатина |
сю`ита, сю`ита, -ы |
Словарь Ожегова |
СЮ’ИТА, -ы, жен. Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла. Восточная с.
прил. сюитный, -ая, -ое. С. цикл. |
Словарь Ушакова |
СЮ’ИТА, сюиты, ·жен. (·франц. suite) (муз.). Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла; ·первонач. произведение, состоящее из отдельных самостоятельных частей, обычно танцевального характера. Сюита Баха. Сюита из оперы "Снегурочка". |
Толковый словарь Ефремовой |
[сюита]
ж.
1)
а) Музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединенных общим художественным замыслом или программой.
б) Музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т.п.
2) Композиция из нескольких танцев, объединенных общей темой (в балете). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: СЮИТА
будет выглядеть так: Что такое СЮИТА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|