Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СИНТЕЗ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление)
        соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему (См. Система)), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «С.» противопоставляется Анализу, с которым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством другого. В современной науке термин «С.» применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под С. понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к античной геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, например, Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетическими суждениями» (см. Логическая семантика).
         Анализ и С. лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в различных технических реализациях используются в программах ЭВМ, искусственных самоорганизующихся систем и т. д. физиологической основой поведения человека является аналитикосинтетическая деятельность головного мозга. С. как мыслительная операция производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации (См. Интериоризация)) предметных синтетических действий в психической операции С. исследуются в психологии (Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).
         С. как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятия основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области (на основе Соответствия принципа), как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (например, С. корпускулярных и волновых представлений в современной физике), в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному (См. Восхождение от абстрактного к конкретному) как способ построения теоретические знания о сложных, развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом объекте есть С., единство его многообразных абстрактных определений.
         Для современной науки характерны не только процессы С. внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрики и др.), а также между основными сферами научно-технического знания — естествознания, общественных и технических наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (например, кибернетика), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой диалектический материализм исходит из многообразия форм научно-технического знания, объединяемых в процессе познания на основе С. методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т, 18, 29; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, «Вопросы философии», 1958, № 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса, М., 1960; Кедров Б. М., Классификация наук, т. 1—2, М., 1961—65; Горексий Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектической логики, М., 1966; Синтез современного научного знания, М., 1973; Bunge M., Scientific research, v. 1—2, В., 1967.
         В. Н. Садовский.
Современная Энциклопедия
СИНТЕЗ (от греческого synthesis - соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). Синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).
Медицинская энциклопедия
(греч. synthesis соединение)
в психологии — психический процесс объединения отображаемых предметов и явлений в единое целое; совместно с анализом обеспечивает формирование понятий и мышление.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (греч. — соединение, сочетание, составление)
        соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.
        Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как “диалог культур”, “общение культур” (В. Библер), “концерт культур” (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д.
        Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между “своим” и “чужим”.
        Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.
        В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно “подвижные”, переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика символизма и т.д.
        Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.
        С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении “высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности” (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.
        Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит, средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.
        В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.
 
Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. №4.
 
Н.Д. Ирза
Идеографический словарь
^ образование (чего)
^ система
<--> анализ
синтез - образование системы путем слияния, соединения компонентов.
синтезировать. синтетический.
Орфографический словарь Лопатина
с`интез, с`интез, -а
Словарь Ожегова
С’ИНТЕЗ [тэ ], -а, муж.
1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.
2. Получение сложных химических соединений из более простых (спец.). С. органических веществ.
3. Единство, неразрывная целостность частей. С. традиции и новаторства.
прил. синтетический, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
С’ИНТЕЗ [тэ], синтеза, мн. нет, ·муж. (·греч. synthesis - соединение).
1. Метод исследования - установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн., филос.). Синтез явлений.
Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (научн.). Правильный синтез.
2. Высшая ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос.). От тезиса через антитезис к синтезу.
3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (·хим. ). Синтез органических веществ.
Толковый словарь Ефремовой
[синтез]
м.
1)
а) Метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во взаимодействии их частей.
б) Обобщение, сведение в единое целое.
2) перен. Органическое сочетание различных компонентов в едином целом.
3) Получение сложного химического вещества путем соединения более простых веществ или элементов.
Большой психологический словарь
(от греч. synthesis — соединение, сочетание) — соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «С.» противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством др.
Анализ и С. лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах — в основе поведения высших животных. С., как мыслительная операция, производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей.
Краткий психологический словарь
(от греч. synthesisсоединение, сочетание, составление) — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс пpaктичecкoгo или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания. С. неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. С. как свойственная людям мыслительная операция, равно как и анализ, исторически формируется в процессе их материально-преобразующей деятельности.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление.
Категория.
Познавательный процесс.
Специфика.
Соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.
Словарь практического психолога
— мыслительная операция — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания.
Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Как свойственные людям мыслительные операции, синтез и анализ исторически формируются в ходе их материально-преобразующей деятельности.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
СИНТЕЗ (от греч. synthesis - соединение) - англ. synthesis; нем. Synthese. 1. Соединение, сочетание различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), осуществляемое как в практической деятельности, так и в процессе познания. С. противоположен анализу. 2. Метод научного исследования к.-л. предмета, явления, состоящий в познании его как целого, в единстве и взаимосвязи его частей, в процессе научного познания. С. связан с анализом. 3. В философии Гегеля - высшая ступень развития, разрешающая противоречия предшествующих ступеней. см. ТРИАДА. 4. В психологии - мыслительная операция, состоящая в объединении отображаемых предметов в единое целое; совместно с анализом обеспечивает формирование понятий и процесс мышления. см. АНАЛИЗ.
Философский энциклопедический словарь
СИНТЕЗ (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. СНИМАТЬ). Противоположное понятие – анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат, а «созидательный синтез». О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. ГЕГЕЛЬ, ДИАЛЕКТИКА. Кант осн. действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от греч. — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин «С.» применяется также в некоторых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают процесс рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную информацию об объектах.
        В своём самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоорганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. С. как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии.
        С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определ. аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате конкретное знание об исследуемом, объекте есть С., единство его многообразных абстрактных определений.
        Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрии и др.), а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания — естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегра-тивных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой диалектич. материализм исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на осно-ве С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., ПСС, т. 18, 29; Mамардашвили М. К., Процессы анализа и С., «ВФ», 1958, № 2; Гоpский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966; С. совр. науч. знания, М., 1973; Швыpев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978; Bunge M., Scientific research, v. 1—2, Hdlb.— N. ?., 1967; Hintikka J., R es U., The method of analysis, Dordrecht — Boston, 1974.
Экономический словарь краткий
метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СИНТЕЗ


будет выглядеть так: Что такое СИНТЕЗ