|
|
|
|
|
СИМВОЛ ВЕРЫ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(«Символ веры»)
краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых церковь предписывает каждому христианину. Согласно церковной традиции, «С. в.» составлен апостолами (См. Апостолы), на самом деле «С. в.» — более позднего происхождения: он был сформулирован на Никейском вселенском соборе (См. Вселенские соборы) 325 и переработан между 362 и 374 (т. н. никео-константинопольский «С. в.»). Отдельные христианские течения (монофиситы, несториане и др.) выдвигали свои «С. в.». К середине 7 в. западно-христианская церковь (прежде всего в Испании) сделала к никео-константинопольскому «С. в.» добавление — filioque (см. в ст. Католицизм). Это добавление, отвергнутое византийской церковью, послужило одним из оснований разделения церквей (См. Разделение церквей) (размежевались православная и католическая церкви).
|
Мультимедийная энциклопедия |
в христианстве, краткая и авторитетная формула вероисповедания. Во 2-3 вв.
символы веры составлялись как изложения вероисповедания, произносимые
новообращенными при крещении (т.н. крещальные символы). Общая для них
тринитарная формула постепенно расширялась и дополнялась с целью исключить
догматические отклонения и отделить истинных христиан от еретиков. На
Западе широко употреблялся Апостольский символ веры, чье авторство
приписывалось апостолам, хотя в своем нынешнем виде он был составлен не
ранее 6 в. Никейский символ веры, принятый Никейским собором (325) и
уточненный на Константинопольском соборе (381), употребляется как на
Востоке, так и на Западе (в последнем случае - с добавлением филиокве).
Афанасьевский символ веры, приписываемый Афанасию Александрийскому (ок.
296-373), но в действительности датируемый 5 или 6 в., имеет сравнительно
узкое употребление. Более пространные изложения основ вероучения,
именуемые "исповеданиями", составлялись с 16 в. в дополнение к символам
веры и в качестве вероучительных стандартов для христианских деноминаций
Нового времени.
См. также
<<АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ>>;
<<АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ>>;
<<НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Современная Энциклопедия |
СИМВОЛ ВЕРЫ, в христианской церкви текст, выражающий основные догматы веры. Иногда называется Credo (латинское - "верую"), по его начальному слову. В православии и католичестве принят так называемый Никейский символ веры, сформулированный 1-м (325) Никейским и дополненный 2-м (381) Константинопольским вселенскими соборами. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
«СИМВОЛ ВЕРЫ» — краткое излож. христ. догматов, безусловное признание к-рых церковь считает обязат. для кажд. христианина. Христ. традиция, сохран. церк. историком 4 — 5 вв. Руфином, приписывает составл. «С. в.» апостолам. Общепризн. «С. в.» был сформулир. в борьбе против арианства на Никейском вселенском соборе 325, а затем перераб. между 362 и 374. |
Орфографический словарь Лопатина |
С`имвол в`еры, С`имвол в`еры (священный текст у христиан) |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
СИМВОЛ ВЕРЫ - англ. the Belief; нем. Glaubessymbol. 1. Краткое изложение основных догматов того или иного религиозного вероучения. 2. Краткая формулировка основы к.-л. учения, основных убеждений к.-л. лица и т. д. |
Новый философский словарь |
(слав. эквивалент лат. credo)
(1) официально зафиксированная система основополагающих догматов вероучения. Выступает, с одной стороны предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой - фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к последней исходную аксиоматическую систему. Дидактические толкования СВ. служат основой катехизисов и катехических поучений (исповеданий веры). Будучи лаконичной и архитектонически завершенной системой, СВ. может воспроизводиться в процедуре богослужения как в качестве индивидуальной молитвы, так и исполнения хором (например, "Верую" в контексте христианской литургии). В истории каждой конфессии могут быть выделены периоды семантического становления и официального кон-ституирования СВ., а также- как правило- его последующие эволюционные трансформации. Так, общехристианский (Апостольский) СВ., первое упоминание о котором относится к концу 4 в. исходно - местный крещальный СВ. Римской церкви) состоит из 12 элементов ("членов"), создание каждого из которых связывается с именем одного из апостолов. Традиция такого истолкования заложена патристикой, в частности Руфином и Амвросием Медиоланским. Идея непосредственного апостольского авторства СВ. подвергнута критике Лоренцой Валлой и Эразмом Роттердамским и не считается канонической в классической теологии, однако содержание Апостольского СВ. трактуется как "апостольская керигма" (греч. kerigma - возвещение). В содержание керигмы входят тезисы о троичности Бога, "богочело-веческой природе" Иисуса Христа, искуплении грехов (1-8), о роли крещения и церкви в спасении и достижении "вечной жизни" (8-12). Утвержден с последовательно расширительной редакцией I (Никейским, 321) и II (Константинопольским, 381) Вселенскими Соборами (Никео-Цареградский СВ.). Константинопольским Вселенским Собором было принято также специальное постановление о "неизменности и неприкосновенности" догматов СВ. Однако, последующими Соборами в христианское вероучение все же были привнесены некоторые изменения (о двойственном богочеловеческом естестве Христа - 1У Вселенский Собор, о двух волях Христа - У1, об иконопочитании - УИ). Православный СВ. существует в настоящее время в редакции, оформившейся после УН Вселенского Собора; эта же редакция вошла во всеобщее употребление и в западно-христианской церкви после литургической реформы Карла Великого; однако католический СВ. претерпел и дальнейшие трансформации: включение в него формулы филиокве, тезис о чистилище, о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной, о непогрешимости папы и некоторые другие. Тридентский Собор (1545-1563) признал Апостольский СВ. со всеми внесенными добавлениями основой катехического обучения. Известен также СВ. Св. Афанасия (Quinqunque), включающий в себя более 40 членов и центрирующий внимание на подробном толковании Троицы (упоминается в источниках, начиная с 7 в.; широкое распространение получает в эпоху Каролингов; с 13 в. в рамках схоластики получает равное интерпретационное значение с Апостольским и Никео-цареградским СВ.) Протестантизм в силу снятия акцента с организационно-церковного аспекта религии не оформляется как фиксированная система догматов и базируется лишь на Библии ("Священное писание"), отвергая "богодухновенность" СВ. и патристики ("Священное Предание"). Это обстоятельство инспирирует оформление в рамках протестантизма мощной традиции истолкования Библии, породившей огромный массив герменевтической литературы (от работ Шлейермахера до этических и эстетических программ трактовки библейских сюжетов (либеральная теология), символической программы и программы демифологизации Библии (диалектическая теология), стратегий реинтерпретации и экзистенциализации библейских текстов (диалектическая теология, во многом изоморфная в этом плане католическому аджорнаменто). Исходная догматика как СВ. иудаизма оформляется после проведенных царем Иосией реформ (622 до н.э.) и выражена в Танахе, которому содержательно соответствует Ветхий Завет христианства; была трансформирована в течение как талмудического и раввинистического (предложенная Моисеем бей Маймоном - "Маймонидом" - замкнутая система из 13 догматов), так и - особенно - реформического этапа своего развития: переосмысление вечности, пришествия мессии, всеве-дущности Бога и т.п. СВ. мусульманства конституируется в рамках схоластического калама (арабский термин, означающий богословие и так же восходящий к идее письма как и русск. "Священное писание"). Восприняв некоторые исходные идеи, возникшие в 8 в. в контексте монотеизма мутази-литов, СВ. ислама окончательно оформился в редакции Аша-ри (конец 9 - начало 10 в.); содержит основополагающий догмат о единстве Аллаха (112 сура Корана), о предопределении, о сотворенности (и, соответственно, конце) мира, о несотворенности Корана, Божьем посланничестве и пророческой миссии Мухаммеда, о страшном суде и др. В индуизме в качестве догматов приняты святость Вед, кармическое перевоплощение душ и др.
М.А. Можейко |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: СИМВОЛ ВЕРЫ
будет выглядеть так: Что такое СИМВОЛ ВЕРЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|