Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Siger de Brabant)
        (около 1235 — около 1282, Орвието), средневековый философ, профессор факультета искусств Парижского университета, один из основателей западно-европейского Аверроизма. В трактатах «О разумной душе», «О вечности мира», «Невозможное», «О необходимости и взаимосвязи причин» и в комментариях к «Физике», «Метафизике» и другим сочинениям Аристотеля сформулировал учение о двойственной истине (См. Двойственная истина); истина рационального знания может приходить в противоречие с истиной религиозной откровения. Признавая существование бога как первопричины, С. Б. отрицал творение «из ничего» и считал, что мир «совечен» богу; бог не свободен в своём отношении к миру, в котором господствуют им же установленные закономерности, воплощённые, в частности, в движении небесных тел. Человеческий дух (интеллект), по С. Б., представляет собой вечную и несотворённую нематериальную субстанцию, индивидуальная же человеческая душа смертна. Взгляды С. Б. и его сторонников были осуждены Ватиканом (в 1270 и 1277), с их опровержением выступили Альберт Великий, Фома Аквинский, Р. Луллий, С. Б. был предан суду инквизиции, вызван к папскому двору, где во время следствия был убит своим секретарём. Взгляды С. Б. оказали влияние на мировоззрение Данте, падуанской школы (См. Падуанская школа) аверроистов, П. Помпонацци, Дж. Пико делла Мирандолы (См. Пико делла Мирандола).
         Соч. в кн.: Mandonnet P., Siger de Brabant, v. 1—2, Louvain, 1908—11; Steenberghen F. van, Siger de Brabant, v. 1—2, Louvain 1931—42.
         Лит.: Шевкина Г. В., Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в., М., 1972; Grabmann М., Der lateinische Averroismus des 13. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung, Munch., 1931; Nardi B., Sigieri di Brabante nel pensiero del rinascimento italiano, Roma, 1945; Palma G., La dottrina sull' unita dell' intelletto in Sigieri di Brabante, Padova, 1955.
         A. Х. Горфункель.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Сигер Брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм
    Намерением Аквината было установить, наконец, автономию разума и философии, и одновременно, соотнести разум с верой, показав, что истины разума не противоречат, напротив, поддерживают истины веры. Кроме того, если мы хотим получить удовлетворительные ответы на наиболее острые экзистенциальные проблемы человека, интеграция веры и разума необходима. Однако этот грандиозный философский проект натолкнулся на множество препятствий, среди которых латинский аверроизм, названный так со времен Ренана. Для Аверроэса философия Аристотеля не нуждается ни в какой интеграции с чем бы то ни было посторонним, каким являются посылки веры. Философия — знание демонстративное, лишь ей доступны истины.
    Начиная с 1260 года, в Париже становится популярным аристотелизм аверроистского типа в лице его представителя Сигера Брабантского (1240—1284), магистра факультета искусств.
    У Сигера мы вновь находим тезис о вечности мира и единстве возможного интеллекта, а также доктрину "двойной истины", согласно которой и контрастные по отношению к вере философские положения равно для нее приемлемые. Там, где Аквинат пытался примирить веру с разумом, напоминая, что нельзя препятствовать рациональному поиску того, что превосходит разум, как нельзя на основе философских аргументов отринуть веру, там Сигер проводит размежевание двух сфер, находя противоречия между ними незаслуживающими внимания. Так, с точки зрения веры, мир создан Богом, и он прейдет, но для философа Сигера материя вечна. Если Бог вечный двигатель, и все сотворенное вытекает из этого начала по необходимости, то неясно, как с этим увязывается библейская доктрина о свободной инициативе Бога. Христианство говорит об индивидуальной душе, личностном начале, Сигер—об одном и равном для всех интеллекте. Коль скоро философия не интересуется Откровением и чудесами, глупо требовать доказательства того, что не имеет никакого основания или причины. С момента провозглашения тезиса о превосходстве веры, казалось бы, можно спокойно шагать по пути двойной истины, пока, впрочем, не обнаружится, что ситуация легко опрокидывается: если все же аристотелевская философия истинна, доступна человеку, то ему так же доступны все ее аргументы против веры. Двойная истина, как и двойная мораль, всегда потенциальные перевертыши, несут в себе механизм образования грубого и агрессивного рационализма.
    В1270 году Эгидий из Лесина направил Альберту Великому письмо с 15 тезисами парижских аверроистов. Альберт ответил опровержением, а архиепископ Парижа Стефан Тампье публично осудил аверроизм. Сигер и его ученик Боэций Дакийский не смирились с решением церкви, усилив работу по распространению своей позиции. В 1277 году Стефан Тампье выдвинул уже 219 пунктов обвинения в ереси. Над головой Сигера завис меч инквизиции. Он обратился с апелляцией к Папе, но не дождался решения, ибо был убит сумасшедшим из придворной прислуги. Это случилось между 1281 и 1284 годами в Орвието, где временно находился папский двор. Среди работ Сигера наиболее известны "De aeternitate mundi' ("О вечности мира", 1271), "De necessitate et contingentia causarum" ("O необходимости и взаимосвязи причин"), "Tractatus de anima intellectiva" ("Трактат о разумной душе", 1273). Аквинат, как и Бонавентура, немало страниц посвятил критике авер-роизма, а Фома в работе "О единстве разума против парижских аверроистов" назвал Аверроэса не комментатором, а могильщиком Аристотеля.
    Среди 219 тезисов архиепископа Тампье были также и томистские тезисы. Опровержение с позиций августинианства и от архиепископа Кентерберийского не заставило себя ждать. Против аверроистов также выступил Роберт Килвордби (оксфордский теолог, а позже кардинал). Против тезиса о субстанциональном и формальном единстве человека они выдвинули августинианское положение о несводимости вегетативной, чувственной и интеллектуальной души к некоему аморфному целому. Архиепископ Иоанн Пеккам в 1284 и 1286 гг. осудил томизм. Таким же защитником неоавгустинианства был францисканец Гийом де ла Map, преподававший в Оксфорде. Перу Гийома принадлежит "Correctorium fratrie Thomae" ("Исправление брата Фомы"). Эти поправки к томизму стали настолько популярными, что во францисканских орденах уже не знакомились с томистскими теориями без комментария Гийома. Другой францисканец, Матвей Акваспарта, позже кардинал и друг Бонифация VIII, вновь напомнил об августинианской теории просветления. Вечные истины не связаны с миром возможного, их основание в Божественных идеях. Вопреки томизму, он находит онтологический аргумент Ансельма неопровержимым. Роджер Map-стон, Ричард Миддлтаун, Генрих Великий, все они были последователями Бонавентуры, защитниками францисканских идеалов и августинианства. В противовес томистскому интеллектуализму, Генрих сделал акцент на воле: любовь превосходит мудрость, воля преследует, будучи двигателем, высшее благо, конечная цель выше интеллекта, ему доступна лишь истина, а истина — одно из благ.
    Среди доминиканцев, выступивших с защитой томистских тезисов, были: глава томистской школы в Париже Герве Неделек, Джованниде Реджина (ок. 1300), Эгидий Римский (1247—1316).
Философский словарь
(ок. 1235 — ок. 1282) — средневековый философ, один из основателей латинского авер-роизма. Преподавал на факультете искусств Парижского ун-та, за свои взгляды дважды был осужден судом инквизиции. Философская основа воззрений С. Б. — аристотелизм, преимущественно в аверроистском истолковании, хотя в ряде пунктов взгляды Авер-роэса и С. Б. существенно различались. Проблему соотношения разума и веры, философии и религии С. Б. решал менее радикально: им была сформулирована теория двойственной истины. (истины философии и теологии могут противоречить друг Другу). Рассматривая проблему отношения бога и мира, С. Б. отрицал творение богом мира из ничего, божественное провидение, разделение бытия на сущность и существование. Бог трактуется как перво-двигатель, первопричина совечного ему материального мира, а творение — как вневременной процесс. С. Б. развивал идею всеобщего детерминизма: божественная деятельность носит характер не свободно волевой, а необходимый (эта т. зр. ведет к деперсонализации бога); не существует свободы воли у человека; процессы и события на Земле детерминированы движением небесных тел (т. е. имеют не внеприродные, божественные, а естественные причины). Эта астрологическая концепция, почерпнутая из араб. философии, дополняется идеей вечного повторения, циклического характера мировых процессов. Исходя из аристотелевского понимания души как формы тела, С. Б. связывал деятельность индивидуальной души с чувственным познанием и утверждал, что она, в отличие от бессмертного человеческого разума, гибнет вместе с телом.
Философский энциклопедический словарь
СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (Siger de Brabant) (ум. 1282, Орэието: убит при папском дворе) – нидерл. схоласт, выдающийся представитель аверроизма в Парижском ун-те в 13 в., в котором он преподавал с 1266. По велению епископа Парижского Стефана Темпье он дважды представал перед судом инквизиции, который осудил его 10 дек. 1270 и 7 марта 1277. Прикрываясь учением о «двойственной истине», Сигер Брабантский защищал независимость философских учений от церковных догм. Он отрицал свободу воли на том основании, что человек и Бог существуют с одинаковой необходимостью, выступал против утверждения о создании мира из ничего, наоборот, мир, как он полагал, является вечным.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Siger de Brabant) (ок. 1235 — ок. 1282, Орвието), ср.-век. философ, один из основателей зап.-европ. аверроизма. Проф. факультета искусств Парижского университета. В трактатах «О разумной душе», «О вечности мира», «О необходимости и взаимосвязи причин» и в комментариях к «Физике», «Метафизике» и др. сочинениям Аристотеля сформулировал учение о двойственной истине: истина рационального знания может приходить в противоречие с истиной религ. откровения. Признавая существование бога как первопричины, С. Б. отрицал творение «из ничего» и считал, что мир «совечен» богу; бог не свободен в своём отношении к миру, в котором господствуют им же установленные закономерности, воплощённые, в частности, в движении небесных тел. Человеч. разум (интеллект), по С. В., представляет собой вечную и несотворённую нематериальную субстанцию, индивидуальная же человеч. душа смертна. Взгляды С. Б. и его сторонников были осуждены церковью (в 1270 и 1277), с их опровержением выступили Альберт Великий, Фома Аквинский, Р. Луллий. С. Б. был предан суду инквизиции, вызван к папскому двору, где во время следствия был убит своим секретарём. Взгляды С. Б. оказали влияние на мировоззрение Данте, падуанской школы аверроистов, Помпонацци, Пико делла Мирандолы.
        М в кв.: Mandonnet Р., Siger de Brabant..., v. l—2, Louvain, 1908—11; SteenberghenF. van, Siger de Brabant, v. 1—2, Louvain, 1931—42.
        Шевкина Г. В., С. Б. и парижские аверроисты 13 в., M., 1972; Быховский Б. Э., С. В., М., 1979; Grabmann M., Der lateinische Averroismus des 13. Jahrhunderts und seine Stellung zur christlichen Weltanschauung, Munch., 1931; P a l m a G., La dottrina sull'unita dejl'intelletto in Sigieri di Brabante, Padova, 1955.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СИГЕР БРАБАНТСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое СИГЕР БРАБАНТСКИЙ