СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
условный термин, принятый в искусствоведении для обозначения происхождения стилистически близких произведений иконописи (См. Иконопись), созданных местными живописцами русского Севера в 15—18 вв. Вначале С. п. развиваются как наиболее демократическая ветвь новгородской школы (См. Новгородская школа) живописи. С 16 в., наряду с определённым влиянием иконописи московской школы, формируются местные художественные традиции (в т. ч. обонежские, карельские, устюжские и другие «письма»). В 17 в. демократические основы С. п. усилились под влиянием народной росписи по дереву. Для С. п. в целом характерны частое использование апокрифов (См. Апокрифы), наивная наглядность образов, декоративность и простота живописных приёмов.
Лит.: Реформатская М. А., Северные письма. [Древнерусская живопись, М., 1968].
«Положение во гроб». Икона северного письма. 15 в. Третьяковская галерея. Москва.
«Чудо о Флоре и Лавре». 16 в. Икона северных писем. Собрание Н. В. Кузьмина и Т. А. Мавриной. Москва.
|
Современная Энциклопедия |
СЕВЕРНЫЕ ПИСЬМА, группа произведений иконописи, созданных живописцами русского Севера в 15 - 18 вв. Иконам присущи грубоватая простота и наивность образов, скупые живописные приемы. |
|
|