Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЕНЕКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Сенека
        Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) [около 4 до н. э., Кордуба (Кордова), — 65 н. э., Рим], римский политический деятель, философ и писатель.
         Был идеологом сенатской оппозиции деспотическим тенденциям первых римских императоров, в 41—49 находился в ссылке. В 49—54 воспитатель будущего императора Нерона, затем один из руководителей римской политики. В 60-е гг. потерял влияние и отстранён от двора, после неудачного заговора Пизона (65) по приказу Нерона покончил жизнь самоубийством. Как философ С. был эклектиком, сочетавшим стоицизм с элементами других учений, утверждавших идеальный образ мудреца, преодолевшего людские страсти, духовно независимого и своим примером учащего людей самосовершенствованию (некоторые мотивы его философии, близкие христианству, породили легенду о знакомстве С. с апостолом Павлом и даже фиктивную их переписку). Как писатель С. был мастером риторического «рубленого», т. н. азианского, стиля (короткие фразы, броские образы, идейные парадоксы, эмоциональный пафос, дробная композиция). Прозаические сочинения С. — 12 небольших трактатов (т. н. «диалоги», точнее — диатрибы, «О провидении», «О гневе», «О спокойствии духа», «О твёрдости мудреца» и др.), 3 больших трактата («О милосердии», «О благодеяниях», «Естественноисторические вопросы») и сборник «Писем к Луцилию» на аналогичные темы. Поэтические сочинения С. — 9 трагедий на мифологические сюжеты («Эдип», «Медея», «Федра», «Агамемнон» и др.), развивающих те же философские мысли о власти рока, гибельности страстей, уходе от мира и пр.; предназначенные для декламации, полные напряжённого риторического пафоса, они впоследствии оказали решающее воздействие на стиль европейской трагедии Ренессанса и классицизма (16—18 вв.). С. приписывается ряд небольших стихотворений («Эпиграммы») и политический памфлет на смерть императора Клавдия в 54 («Отыквление божественного Клавдия») в форме т. н. «менипповой сатиры» (См. Мениппова сатира).
         Соч. в рус. пер.: Избр. письма к Луцилию, пер. П. Краснова, СПБ, 1893; Трагедии, пер. С. Соловьева, М. — Л., 1932.
         Лит.: Марта Б. К., Философы и поэты-моралисты во времена римской империи, М., 1879; Pernice G., Seneca morale, Tortona, 1964; Bourgery A., Seneque-prosateur, P., 1922; Hermann L., Le theatre de Seneque, P., 1924; Lana I., L. Anneo Seneca..., Torino, 1963; Seneca. Ed. by C. D. N. Costa, L. — Boston, [1974].
         М. Л. Гаспаров.
        Сенека.
II
Сенека (самоназвание — тсонодовака — народ большой горы)
        племя северо-американских индейцев, входившее в состав ирокезов (См. Ирокезы). Племенем С. был усыновлен американский учёный Л. Г. Морган.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    СЕНЕКА — имя рим. писателей, отца и сына. 1) С. Анней Старший (ок. 55 до н.э. — ок. 40 н.э.). Рим. писатель из семьи состоят. всадников, отец философа С. В глуб. старости издал труд по риторике, озаглавл. «Образцы, отрывки и оттенки мастерства различных ораторов и риторов» в 11 кн. В этом труде С. приводит примеры речей по поводу придум. суд. казусов (10 книг) и обсуждений, запомнивш. ему с юности во время обуч. риторике. Это произв., дошедшее до нас лишь частично, явл. важным источ. для изуч. приемов красноречия в первые десятилетия Рим. империи. Кроме того, С. написал труд по истории (не сохранился), где описывал события гражд. войны. 2) С. Луций Анней Младший, сын С. Старшего (ок. 4 до н.э. — в 65 н.э.). Рим. гос. деятель, философ и писатель. Начав политич. деятельность, С. стал известен как талантл. оратор. Но в результате придвор. интриги был сослан на Корсику, где наход. с 45 по 48, пока в 49 Агриппина Младшая не призв. его обратно. С. стал воспитат. молод. Нерона, а когда тот вступил на престол (54), С. вместе с префектом преторианцев Бурром руков. всей внеш. и внутр. политикой. Благосклон. императора позволила С. нажить огром. состояние. Убийство Агриппины (59) обостр. отнош. между С. и Нероном. После смерти Бурра (62) С. отходит от политич. деят. По подозр. в том, что он знал о заговоре Г. Кальпурния Пизона, Нерон в 65 вынудил С. поконч. жизнь самоуб. С. был одним из наиболее значит. рим. философов и чрезвыч. плодовитым писателем. Будучи последоват. и осн. представит. философской школы младшей стои, С. склонялся к эклектике и ставил этику (морал. совершенствов. человека) на первый план. Его многочисл. философские соч., выдерж. в стиле диатрины (напр., 20 книг — «Письма на морал. темы»), посвящены вопросам практич. психологии и морали (подавл. аффектов, преодол. страха смерти, похвала воздержанности, нравств. равенство всех людей, утвержд. этич. идеи бога, вера в предопределение). Произв. — «Естественнонаучные вопросы» — в 7 книгах посвящ. метеорологич. явлениям. С. сочинил также 9 трагедий, задум. как драмы для чтения («Эдип», «Медея» и др.). Эти единств. в рим. лит-ре трагедии, полностью дошедшие до нас, написаны в высокопатетич., риторич. стиле. Они оказали большое влияние на европ. драму. Кроме того, С. написал сразу же после смерти имп. Клавдия остроум., хотя и довольно злоб. сатиру на него «Отыквление божественного Клавдия».
Античные писатели
    Сенека, Луций Анней (Философ); Seneca, Lucius Annaeus, ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э., римский философ и трагик. Родился в Кордубе, в богатой семье всадников (эквитов), второй из трех сыновей Сенеки Ритора. В молодом возрасте прибыл в Рим, там получил хорошее грамматическое, риторическое и философское образование (в духе позднего стоицизма). Вероятно, чтобы поправить здоровье, а также для обучения, некоторое время находился в Египте. Возвратился в Рим в 31 или 32 гг. н. э. Еще при Калигуле прославился как блестящий оратор и стилист. В 41 г. н. э., заподозренный в романе с сестрой умершего императора Калигулы Юлией Ливиллой, был приговорен императором Клавдием к изгнанию на Корсику. Там он оставался до 49 г. н. э., когда Агриппина настояла на возвращении С. и доверила ему воспитание своего сына Нерона. После вступления на престол семнадцатилетнего Нерона С. вместе с префектом преториан Афранием Бурром фактически управлял государством на протяжении восьми лет. Но с течением лет положение С. становилось все сложнее, а преступления коронованного воспитанника бросали тень и на его воспитателя, который пытался оправдать перед Сенатом даже матереубийство. После смерти Бурра в 62 г. н. э. С., с разрешения Нерона, удалился от двора. Остаток жизни он провел в своих имениях близ Рима и в Кампании, отдаваясь философии и литературному труду. В 65 г., по подозрению в участии в заговоре Пизона, по приказу императора совершил самоубийство, вскрыв себе вены. С. владел огромным богатством. По-видимому, был дважды женат, от первого брака имел двух детей. Его вторая жена Паулина хотела умереть вместе с мужем. Но по приказу Нерона ей перевязали вены. Взгляды С. сформировались в равной мере под влиянием учения стоиков и собственного житейского опыта. Он не всегда мог соответствовать суровым требованиям своей школы. Собственная слабость заставляла его снисходительно относиться к слабостям других людей. - Сохранившееся в неполном виде литературное наследие С. включало прозаические произведения и поэзию. Большая часть философских сочинений С. имеют форму кинической диатрибы (см. <<Бион из Борисфена>>). Материал излагался в форме замечаний и вопросов фиктивного собеседника. Во всех произведениях С. интересовала прежде всего этика. Собранные в 12 книгах сочинения С. по вопросам этики носят название Диалоги. В них находятся трактаты: О провидении (Ad Lucilium de providentia; 62-63 гг.), О стойкости мудрого (Ad Serenum de constantia sapientis), О гневе (Ad Novatum de ira; после 41 г.) в 3 книгах, О счастливой жизни (Ad Gallionem de vita beata; 58?), Об изучении философии (Ad Serenum de otio; сохранилось не полностью), О спокойствии духа (Ad Serenum de tranquillitate animi), О краткости жизни (Ad Paulinum de brevitate vitae4 ок. 50 г.) и три консоляции: к Марсии, дочери Кремиция Корда, на утрату единственного сына (Ad Marciam de consolatione; 37-41 гг.), к Полибию, влиятельному вольноотпущеннику императора Клавдия, по поводу смерти брата (Ad Polybium de consolatione; 42-44 гг.), к собственной матери во время своего изгнания (Ad Helviam matrem de consolatione; 41-42 гг.). В этих сочинениях С. описывает идеал стоического мудреца; он предостерегает от потакания страстям, особенно гневу, объясняет, в чем состоит подлинное счастье, каково его отношение к богатству, к страданию и т. д., учит наилучшим способом пользоваться жизнью, указывая на важность состояния духа, покоя и, наконец, свободного времени, которое можно посвятить науке и литературному труду. Помимо Диалогов, сохранилось еще несколько произведений С., среди них трактат О благодеяниях (De beneficiis) в 7 книгах, посвященное Эбонию Либералу, имеющее принципиальное значение для истории античной этики. С. утверждает, что взаимные благодеяния составляют основу общественного порядка. Произведение О милосердии (De clementia; 55/56 гг.) в 3 книгах, сохранившихся частично, посвященное Нерону, должно было стать учебником добродетели, <зеркалом> для правителя, основная добродетель которого - милосердие, не имеющее тем не менее ничего общего со снисходительностью или жалостью. В Изысканиях о природе (Naturales quaestiones) в 7 книгах, посвященных Луцилию, С. описал небесные (caelestia) и земные (terrena) явления, а также явления в сфере, лежащей между ними (sublimia). Это не систематическое изложение, возможно даже, что первоначальный порядок книг был изменен. Сам С. не был естествоиспытателем, он излагал знания, почерпнутые у других авторов, в основном, у Посидония. Но он интересовался природой, поскольку считал, что ее познание ведет к нравственному усовершенствованию, позволяя переступить через смерть. Здесь много экскурсов, отступлений и размышлений на этические темы. Сборник Нравственных писем к Луцилию (Epistulae morales ad Lucilium; 62-64 гг.) в 20 книгах включает 124 письма. Эта корреспонденция создавалась, вероятно, с мыслью о публикации. Письма скорее напоминают диатрибы, в них часто поднимаются вопросы, о которых С. писал в других местах. С. напоминает другу о вреде аффектов, о необходимости жить в согласии с природой и работы над собой, о потребности во внутренней гармонии и преодоления страха смерти. Именно мысль о ее неизбежности должна помочь критически оценить блага мира и стать началом подлинной свободы. Счастье - в добродетели. С. советует избрать себе в качестве образца для подражания совершенного человека. Человеческая душа от природы стремится к добру, но на пути к достижению совершенства лежат объективные и субъективные препятствия. Жизнь есть борьба (vivere militare est) с судьбой и собственными изъянами. Письма являются наиболее зрелым и самостоятельным произведением С., плодом многолетних размышлений. Другие прозаические сочинения С. утрачены. С. был также автором единственной сохранившейся менипповой сатиры (см. <<Менипп из Гадары>>, <<Варрон>>) под названием Отыквление божественного Клавдия (Divi Claudii Apocolocyntosis; от гр. kolokynte - тыква, слово, образованное по образцу <апофеоза>; другое название: Сатирический апофеоз). Это произведение - язвительный пасквиль на умершего императора, возможно, литературная месть С. за годы изгнания. С. написал также 9 трагедий, основывающихся на греческих образцах: Безумный Геракл (Hercules furens), Троянки (Troades), Финикиянки (Phoenissae; пьеса сохранилась частично), Медея, Федра, Эдип, Агамемнон, Фиест, Геракл на Эте (Herculus Oetaeus). Под именем С. сохранилась трагедия Октавия, созданная уже после смерти философа. С. черпал сюжеты, в основном, у Еврипида (иногда - у Софокла, реже всего - у Эсхила) или из эллинистических трагедий. В какой степени на творчество С. повлияли римские трагики, установить трудно. Вопреки использованию образцов, С. выказал значительную самостоятельность, особенно в обрисовке характеров и представлении событий. По сравнению с классической греческой трагедией, композиция пьес упрощена. Предваренные прологами, в которых обычно характеризуется главный герой, они делятся на 5 актов, разделенных выходами хора. Песни хора часто отсылают к принципам стоической этики. Сильное влияние на трагедии оказала риторика, отсюда многочисленные речи, отодвигающие действие на задний план, чрезвычайно живописные, а порой излишне детализированные описания духовных и физических страданий, тенденция к созданию грозовой атмосферы. Отличительной чертой драм С. является пафос. Во много раз вернее, чем греческие образцы, описывает С. мотивы поступков своих героев, возможно, чтобы доказать, насколько пагубны аффекты. Он стремился при помощи примеров из мифологии показать необходимость овладения страстями, а также пробудить стремление к достижению внутреннего совершенства и добродетели, которые позволят господствовать над судьбой. Идеалом стоического мудреца в драмах С. является Геракл. В духе стоического гуманизма, автор высказывает множество мыслей о власти и правителе. Присутствуют также аллюзии на современное ему общество. Неясно, были ли драмы С. предназначены для постановки на сцене, или только для чтения. Они стали образцом для ренессансной драмы и для творцов классической европейской трагедии: Шекспира, Корнеля, Расина. С. приписывают авторство 77 эпиграмм. В области языка С. предпочитал редкие слова, но он также придавал новую окраску повсеместно употребляемым словам. Его стиль, так называемую <серебряная латынь>, характеризует поворот от цицероновских периодов к более коротким предложениям, с частыми антитезами и сильной ритмизацией части предложений. Риторические фигуры и тропы часто выступают как в прозаических сочинениях, так и в драмах, столь же часто используется прием примера. Знаменательной чертой С. является многократное повторение одних и тех же мыслей в различной словесной и стилистической форме. У современников творчество С. столкнулось как с признанием, так и с критикой. Его стиль бранил Квинтиллиан, хотя и называл С. <блестящим гонителем пороков> (egregius insectator vitiorum). Потомки почитали С. как моралиста и <мученика философии>. Большое влияние он оказал на христианских авторов. Обилие сентенций в произведениях С. сделало их неисчерпаемым источником цитат.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Сенека
    Луций Анней Сенека родился в Испании, в Кордубе, на рубеже двух исторических эпох. Он имел огромный успех в политической карьере в Риме. Осужденный Нероном к смерти, он покончил жизнь самоубийством в 65 г. н.э., приняв смерть с твердостью и силой духа, достойной стоика. До нас дошли многочисленные его сочинения, среди коих работы под названием "Диалоги", "Нравственные письма к Луцилию" (124 письма в 20 книгах), трагедии, где воплощена его этика: "Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" "Неистовый Геркулес", "Фиест".
    Сенека нередко выглядит приверженцем пантеистической догмы Стои: Бог имманентен миру как Провидение, Он - внутренний Разум, формурующий материю, Он - Природа, Он - Судьба. Где Сенека действительно оригинален, так в ощущении божественного с акцентом на это спиритуальное, и даже - личностное.
    Аналогичная ситуация - в психологии. Сенека подчеркивает дуализм души и тела с акцентами, близкими к платоновскому "Федону". Тело тяготит, оно - тюрьма, цепи, сковывающие душу. Душа как истинно человеческое должна освободиться от тела, чтобы очиститься. Очевидно, это не увязывается с представлением стоиков, что душа - это тело, пневматическая субстанция, тонкое дыхание. Правду говоря, интуитивным образом, Сенеку влечет за пределы стоического материализма, однако, не умея найти новое онтологическое основание, он оставляет свои догадки зависшими в воздухе.
    На основе психологического анализа, где Сенека и вправду мастер, он открывает понятие "совести" (conscientia) как духовной силы и морального фундамента человека, помещая его на первое место с решительностью, до него невиданной, ни в греческой, ни в римской философии. Совесть - это осмысление добра и зла, интуиция первоначальная и незаместимая.
    От совести никто не может убежать, ибо человек - существо, неспособное скрыться в самом себе, не умещающееся в себе. Преступник может уйти от преследования закона, но уйти от неумолимого судьи-ведуна, укусов совести - невозможно.
    Как мы уже видели, Стоя традиционно придерживалась факта, что моральное действие определяется "расположением души", а это последнее трактовалось в духе интеллектуализма всей греческой этики, как то, что рождается в познании, и высоких ступеней которого достигает лишь мудрец. Сенека идет дальше и говорит о волении, voluntas, причем, впервые в истории классики, о волении, отличном от познавательной, самостоятельной способности души. Это открытие Сенеки не обошлось без помощи латинского языка: в самом деле, в греческом языке нет термина, соотносимого адекватным образом с латинским "волюнтас" (воля). Как бы то ни было, но Сенека не сумел теоретически обосновать это открытие.
    Другой момент отличает Сенеку от античной Стои: акцент на понятиях греха и вины, которые лишают чистоты человеческий образ. Человек греховен потому, что иным он не может быть. Такое утверждение Сенеки решительно антитетично древней Стое, которая догматическим образом предписывала мудрецу совершенствование. Но, ежели кто-то безгрешен, - говорит Сенека, - он не человек; и мудрец, оставаясь человеком, грешен.
    Сенека, возможно более других стоиков, решительный противник института рабства и социальных различий. Истинная ценность и истинное благородство зависят не от рождения, но от добродетели, а добродетель доступна всем: она требует человека "в голом виде".
    Благородное происхождение и социальное рабство - игра случая, все и каждый могут найти среди своих предков и рабов, и господ; но, по последнему счету, все люди равны. Единственно оправданный смысл благородства состоит в исгинной духовности, которая завоевывается, но не наследуется, в неустанных усилиях по самоопределению. Вот норма поведения, которую Сенека считает приемлемой: "Обращайся с подчиненными так, как хотелось бы тебе, чтобы поступали с тобой те, которые выше и сильнее тебя". Ясно, что эта максима звучит по-евангельски.
    Что же касается отношений между людьми вообще, Сенека видит для них подлинный фундамент - братство и любовь. "Природа производит нас всех братьями, сделанными из одних и тех же элементов, назначенными к одним и тем же целям. Она вкладывает в нас чувство любви, делая нас общительными, дает жизни закон равенства и справедливости, и согласно ее идеальным законам, нет ничего более низменного, чем обидеть, лучше уж быть обиженным. Она заставляет нас быть готовыми оказывать помощь и делать добро. Сохраним же в сердцах и на устах слова: "Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Будем же всегда помнить, что мы рождены для общества, а наше общество - это что каменный свод, который только потому не падает, что камни, опираясь один на другой, поддерживают друг друга, а они в свою очередь, крепко держат свод".
История философии. Энциклопедия
СЕНЕКА Луций Анней, (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) - древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею "вселенского" града. Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Перед общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием "поведал много, что осталось тайной для потомков". По легенде встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений до нас дошли "Нравственные письма к Луцилию", "О милосердии", "О благодеяниях" и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях ("Медея", "Федра", "Эдип", "Агамемнон" и др.). Философия С. - это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифагореизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенденции к монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который находится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, - телесна. Она есть эманация из высшего Огня. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум - Зевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Философия для С. - не столько система теоретических взглядов, сколько учение о достижении нравственного идеала. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни - в освобождении души от аффектов и вожделений. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. "Человек - предмет для другого человека священный". Страсти и пороки - антисоциальны. Благодеяние, по С., - это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.
В. В. Лобач
История философии. Грицианов
СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4—65) — древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49—54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею ‘вселенского’ града. Поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Перед общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием ‘поведал много, что осталось тайной для потомков’. По легенде встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений до нас дошли ‘Нравственные письма к Луцилию’, ‘О милосердии’, ‘О благодеяниях’ и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях (‘Медея’, ‘Федра’, ‘Эдип’, ‘Агамемнон’ и др.). Философия С. — это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифагореизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенденции к монотеизму. По С., весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который находится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, — телесна. Она есть эманация из высшего Огня. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С., Бог есть Огонь и Тело, высший Разум — Зевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С., на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Философия для С. — не столько система теоретических взглядов, сколько учение о достижении нравственного идеала. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни — в освобождении души от аффектов и вожделений. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. ‘Человек — предмет для другого человека священный’. Страсти и пороки — антисоциальны. Благодеяние, по С., — это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.
Философский словарь
Луций Анней (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — представитель римского стоицизма (Стоики), воспитатель императора Нерона, по приговору к-ро-го покончил жизнь самоубийством. Его труды (“Нравственные письма к Лу-цилию” и др.) дошли до нас в подлинниках. Учение С., отражая конфликт-ность той эпохи, было крайне противоречиво. С. сохранял пантеизм греч. стоиков, рассматривал мир как единое материальное и разумное целое. С. разрабатывал гл. обр. морально-этические проблемы, при правильном решении к-рых, по его словам, достигается спокойствие и невозмутимость духа (Атараксия). Свою в основном индивидуалистическую этику он пытается связать с задачами об-ва и государства. Этика С. оказала большое влияние на выработку христианской идеологии. Энгельс называл С. дядей христианства (Т. 19. С. 307).
Философский энциклопедический словарь
СЕНЕКА (Seneca) Луций Анней (род. ок. 4 до Р. X., Кордова, Испания – ум. 65 после Р. X., Рим) – рим. философ, поэт и государственный деятель; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти; один из крупнейших представителей стоицизма. Он располагал обширными знаниями, умением глубоко проникать в природу и в человека, был прекрасным стилистом. Философия, согласно Сенеке, является нравственно-религиозным руководством в жизни. Исходя из нравственных слабостей человека, Сенека требовал нравственной строгости по отношению к самому себе и разумной, свободной от сострадания снисходительности к ближнему. Высшая добродетель – верность самому себе. Личность и произв. Сенеки способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь Рима, на законодательство, юридические обязанности и государственное управление, даже на христианство было чрезвычайно сильным и продолжительным. Образцом для Сенеки был Посидоний. Философские произв. Сенеки: «О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природу», «О душевном покое», «О досуге», «О счастливой жизни», «О благодарениях», «О провидении», «Нравственные письма к Луцилию»; изданы также «Трагедии», пер. С. Соловьева. М.- Л., 1932.
Философский энциклопедический словарь 2
        Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) [ок. 5 до н. э., Кордуба (Кордова),— 65 н. э., Рим], рим. философ, поэт и гос. деятель. В 49—54 воспитатель будущего имп. Нерона, после его вступления на престол в 54 в течение ряда лет оказывал решающее влияние на управление империей, затем впал в немилость и, обвинённый в участии в заговоре, был вынужден покончить самоубийством.
        Из филос. соч. до нас дошли «Нраветв. письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях» и ряд этич. соч. в форме, приближающейся к филос. диалогу, утешит. послания, «Исследования о природе». Мировоззрение С. отразилось и в написанных им трагедиях. Как и Цицерон, С. был эклектиком; в основе его филос. воззрений лежат идеи греч. стоицизма (сильное влияние Посидония), которые он сочетал с элементами др. направлений. Так, после отстранения от власти С. стал использовать эпикурейские аргументы против участия в гос. делах («О душевном покое», «О досуге») и неоднократно цитировал Эпикура. С влиянием киников связан характерный для С. общий тон его произведений, в котором эмоциональное увещевание, переходящее в проповедь, преобладает над аргументацией. Как и другие рим. стоики, С. рассматривал философию не столько как систему теоретич. взглядов, сколько как учение о достижении нраветв. идеала и счастья в жизни; в стоич. физике (т. е. в натурфилософии) его привлекали прежде всего её пантеистич. аспекты, в которых С. искал опору для душевного равновесия («О счастливой жизни» 15, 5, и др.). В духе стоицизма С. настаивает на телесности всего сущего, но в то же время склоняется к представлению о божестве, наделённом чертами личности (особенно «О благодарениях» VI 23). Стоич. мировой пожар, по С.,— возмездие за накопившееся в мире зло. У С. встречаются крайне редкие в античности утверждения о возможности безграничного прогресса человеч. знания («Исследования о природе» VI 55, и др.). С. пытается преодолеть пропасть, которая в учении стоиков отделяет нраветв. мудреца (появляющегося, по словам С., раз в 500 лет) от безнравств. бе-зумцев, к числу которых относились все прочие люди: С. приписывает ценность деятельным попыткам приближения к идеалу, ведущим к определ. моральному прогрессу; в этом случае он говорил о восхождении души к богу («Письма» 65, 16). С. признавал в принципе равенство всех людей, в том числе и рабов («Письма» 47, и др.), в то же время с презрением относился к производит. труду и даже к творч. деятельности, ориентированной на материальные потребности людей («Письма» 88). Близость идей позднего стоицизма и раннего христианства привела к тому, что в 4 в. в христ. среде была создана апокрифич. переписка С. с апостолом Павлом.
        О провидении, Керчь, 1901; Трагедии, пер. С. Соловьева, М.— Л., 1932; Нраветв. письма к Луцилию, М., 1977.
        Краснов П. Н., Л. А. С. Его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1895; Фаминский В. И., Религ.-нравств. воззрения Л. А. С. (философа) и отношение их к христианству, К., 1906; Holland F. С., Seneca, L., 1920; Munscher K., Senecas Werke, Lpz., 1922; K noch e U., Der Philosoph Seneca, Гг./M., 1933; M endeil C. W., Our Seneca, New Haven—L., 1941; Bovis A. de, La sagesse de Seneque, P., 1948; Trillltzsch W., Senecas Beweisruhrung, B., 1962; Grimal P., Seneque ou la conscience de l'Empire, P., 1978.
Лексикон прописных истин
Писал на золотом пюпитре.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЕНЕКА


будет выглядеть так: Что такое СЕНЕКА