Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЕМЬЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        основанная на Браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.
         Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономического базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относительной самостоятельностью.
         Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье (См. Кровнородственная семья), в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную (см. Эндогамия) и экзогамную (см. Экзогамия) разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить даже существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
         На всех этих ступенях развития С. основной формой трудовой и бытовой общности людей был Род, имевший в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств и прежде всего характера разделения труда между мужчинами и женщинами матриархальную или патриархальную организацию.
         В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов.
         «Чем больше, — писал Ф. Энгельс, —... унаследованные издревле отношения между полами утрачивали свой наивный первобытный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными; тем настойчивее должны были женщины добиваться, как избавления, права на целомудрие, на временный или постоянный брак лишь с одним мужчиной» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 56). Однако главной причиной возникновения моногамии (См. Моногамия) была потребность в сохранении, приумножении и передаче по наследству частной собственности. Первая историческая форма моногамной С. — патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщин, происшедшему в результате уменьшения их экономической роли и сосредоточения богатства в руках собственников — мужчин. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщин. Перед мужчинами же развитие рабства и других форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европейская патриархальная С. включала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в том числе наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Ф. Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производственным объединением и обычно была многочисленной. В классическом виде она существовала на первых этапах рабовладельческой формации, но различные её модификации сохранились у многих народов и при феодализме. С ростом рабовладельческого производства оно постепенно обособлялось от домашнего хозяйства. В то же время развитие свободного ремесла (См. Ремесло) и Колоната способствовало становлению у соответствующих групп населения чисто моногамной формы С. Вместе с тем устранение многоженства сопровождалось ростом проституции и адюльтера.
         С переходом к феодализму «... моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когда-либо знала классическая древность» (Энгельс Ф., там же, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. Владычество мужчин было освящено, покорность и жертвенность женщин возведены в сан высших добродетелей. На «экономическом каркасе» брака появился «трогательно-сентиментальный покров». Господствующий класс, освобожденный от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась основой брачно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем — мужчиной и порабощенной женщиной» было дополнено не менее острым конфликтом между экономическими целями собственнической моногамии и избирательностью полового влечения, которая наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви (См. Любовь). Капиталистическая индустриализация разрушила — по крайней мере в городах — характерную для феодализма связь между жизнью С. и производством, а из всех экономических функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта; в С., связанных с капиталистической частной собственностью, экономическая функция сводится к деятельности по накоплению капитала. В связи с этим при капитализме отпала необходимость в больших «неразделённых» С. и их патриархальной структуре. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархический и авторитарный характер.
         Женщины получили широкий доступ к работе на промышленных предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономическую самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в буржуазных государствах дискриминацию в оплате женского труда. Под влиянием революционной борьбы пролетариата женщинам во многих странах были предоставлены гражданские права, в том числе право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономического института всё больше превращался в морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Однако самая важная часть вклада мужчин падает на более периферийные виды хозяйственной деятельности С., тогда как женщины, независимо от того, работают они на производстве или нет, несут на своих плечах основное бремя домашнего труда. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутренней жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля общественного мнения (в результате урбанизации), а также экономических, правовых и религиозных уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.
         В капиталистическом обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, «реконструкция» на основе промышленного и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая — для паразитических слоев. Частнособственнические отношения при капитализме способствуют распространённости браков по экономической выгоде, по расчёту. Экономические, политические и моральные противоречия капитализма стимулируют также отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутренних, семейных, проблемах принимает форму её «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутрисемейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов. Так, в США в 1890 один развод приходился на 16 браков, в 1900 — на 13, в 1911 — на 11, в 1920 — на 6, в 1940 — на 5, в 70-х гг. на 3,5—4 брака. Увеличивается и количество неофициальных разводов — «дезертирств» (главным образом мужчин).
         В результате социалистических преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и национальных предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть общественных учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистического типа С.
         Марксизм-ленинизм отвергает буржуазные и анархистские утверждения, будто обобществление средств производства в социалистическом и коммунистическом обществе должно обязательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммунистическим идеалом отношений между полами является... гражданский брак с любовью... « (Ленин В. И., Соч., 5 изд., т. 49, с. 56).
         Социалистическая С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в СССР заключается не по экономическому расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главной общественной функцией С. при социализме становится обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей (см. Семейное воспитание). Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистических преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, государством, повышается социальная активность С. Вместе с тем определённое число С. в условиях социализма не свободно от феодально-религиозных, мещанских и других пережитков. Это обусловливает ещё сравнительно высокий процент разводов в социалистическом обществе. В СССР в 1960 было 1,3 развода на 1000 чел., в 1965—1,6, в 1970—2,6, в 1973 — 2,8.
         В развитом социалистическом обществе в связи с возрастанием роли морального фактора в общественной жизни увеличивается и социальная роль С. Происходит дальнейшее обогащение семейных отношений. Нормы нравственности и законодательство в условиях социализма направлены на укрепление С., утверждение принципов социалистического общежития. В будущем обществе значительно сократится хозяйственно-бытовая функция С. Регистрация брака утратит юридический характер и превратится в чисто моральный и эстетический акт. Но можно предвидеть, что деятельность С., направленная на обеспечение личного счастья людей и воспитание молодого поколения, ещё более расширится.
         Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 48; его же, [Письмо] от 4(17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития семьи и собственности, СПБ, 1895; Гроссе Э., Формы семьи и формы хозяйства, пер. с нем., М., 1898; Морган Л., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; Вольфсон С. Я., Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; Штернберг Л., Семья и род у народов Северо-Восточной Азии, М., 1939; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., т. 1—2, М., 1939; Косвен М. О., Семейная община и патронимия, М., 1963; Харчев А. Г., Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования, М., 1964; Юркевич Н. Г., Советская семья, Минск, 1970; Ворожейкин Е. М., Семейные правоотношения в СССР, М., 1972; Дарский Л. Е., Формирование семьи, М., 1972; Аннотированная библиография работ по проблемам семьи в СССР (1957—1971), в. 1—2, М., 1972; Семья как объект философского и социологического исследования, Л., 1974; Семёнов Ю. Ц., Происхождение брака и семьи, М., 1974; Bachofen J. J., Das Mutterrecht, 2 Aufl., Basel, 1897; Mac Lennan J., Primitive marriage, Edin., 1865; Maine Н. S., Dissertations on Early law and custom, L., 1883; Westermarck Е., The history of human marriage, L., 1894; Weber М., Ehefrau und Mutter in der Rechtsentwicklung, Tubingen, 1907; Nimkoff М. F., Marriage and the family, Boston, 1947; Parsons Т., Bales R. F., Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Famille et habitation, v. 1—2, P., 1959—60; Piotrowski I., Praca zawodowa kobiety a rodzina, Warsz., 1963; BeII N. W., Vogel Е. F., A modern introduction to the family, Toronto, 1961; Coode W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family, ed. Н. Т. Christensen, Chi., 1964; Sussman М. B., Sourcebook in marriage and the family, 3 ed., N. Y., 1968; Family development in three generation, Camb. (Mass.), 1970; Families incrisis, ed. P. Glasser, L. Glasser, N. Y., 1970; Sex, career and family, L., [1971]; Bell R., Marriage and family interaction, 3 ed., Homewood (III.), 1971; Aldous J., Hill R., International bibliography of research in marriage and the family, 1900—64, Minneapolis, 1967; Mogey J., Sociology of marriage and family behavior, 1957—1968, «Current sociology», 1969, v. 17, № 1—3.
         А. Г. Харчев.
Современная Энциклопедия
СЕМЬЯ, основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы семьи: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная (смотри Моногамия, Полигамия). Большинство современных семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).
Русская цивилизация
группа людей, связанная браком или кровным родством, ведущая общее хозяйство, осуществляющая взаимопомощь и взаимоподдержку. «Семья, — писал И.А. Ильин, — первичная ячейка общества, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совместным движениям сердца; и подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения — родине и государству».
В понятиях Святой Руси семья — первое место, где человек должен научиться делать добро. Русский народный идеал — добрая жена и крепкая дружная семья. На эту тему существует множество пословиц: «Не ищи красоты, ищи доброты»; «Добрая жена — веселье, а худая — злое зелье»; «Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи!»; «Не бери жену богатую, бери непочатую!»; «Не с богатством жить, с человеком»; «Дай Бог совет и любовь!»; «Жить-поживать да добра наживать»; «Своя семейка — свой простор»; «Семейная каша погуще кипит»; «В своей семье и каша гуще»; «Семейный горшок всегда кипит»; «Доброю женой и муж честен»; «Добрую жену взять — ни скуки, ни горя не знать»; «С доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне»; «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад»; «Живут рука в руку, душа в душу» — говорится о дружных супругах.
О. Платонов
Идеографический словарь
^ родственники
^ связанный (как), посредством, быт
семья - малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта;
группа близких родственников живущих вместе; вид социальной общности, форма
организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях;
отношения в семье отличаются интимностью, доверительностью, эмоциональной
привязанностью (создать #. завести #).
семейный союз.
семейный очаг. | семейный.
семьянин.
семейственность. семейственный.
семейная жизнь. супружеская жизнь.
домочадцы (устар).
жить одним домом с кем.
созданы друг для друга.
жить душа в душу.
под башмаком [под каблуком] быть [находиться].
держать под башмаком [под каблуком. под каблучком].
попасть [попадать] под башмак.
держаться за юбку.
отбиться [отбиваться] от дома.
соломенный вдовец. соломенная вдова.
годовщины свадеб: ситцевая (1 год), деревянная (5), медная (7), розовая (10), стеклянная (15), фарфоровая (20), серебряная (25), жемчужная (30), полотняная (35), рубиновая (40), золотая (50), благодарственная (70), алмазная (диамантовая, бриллиантовая, коронная - 75).
поговорки: жена без мужа - вдовы хуже.
куда иголка, туда и нитка.
жениться не напасть, да как бы, женившись, не пропасть.
женится - переменится.
см. близкие отношения, сообщество, мужчина, и, женщина
обитать, вместе, коллектив
Орфографический словарь Лопатина
семь`я, семь`я, -`и, мн. с`емьи, сем`ей, с`емьям
Словарь Ожегова
СЕМЬ’Я, -и, мн. семьи, -мей, семьям, жен.
1. Группа живущих вместе близких родственников. Многодетная с. Глава семьи. Член семьи. В семье трое детей.
2. перен. Объединение людей, сплочённых общими интересами (высок.). Дружная школьная с. Студенческая с.
3. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей, а также обособленная группа нек-рых животных, растений или грибов одного вида. С. медведей. С. бобров. Пчелиная с. (группа из рабочих пчёл, матки и трутней). С. берёз. С. груздей.
• Семья языков в языкознании: группа родственных языков.
уменьш. семейка, -и, жен. (к 1 и 3 знач.).
прил. семейный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
см. семейство
Словарь Ушакова
СЕМЬ’Я, семьи, вин. семью и (·прост.) семью, мн. семьи, семей, семьям, ·жен.
1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская семья. «У нас была хорошая, непьющая семья.» Некрасов. «Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в семью не включат.» Грибоедов. «И вот ввели в семью чужую.» Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. «В семье не без урода.» (посл.).
перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная семья увеличилась.
Словарь эпитетов
Группа живущих вместе родственников.
О составе, степени состоятельности семьи, об отношении членов семьи к работе, хозяйству и т. п.
Бедная, бездетная, беззаботная, бережливая, беспечная, большая, деловая, деловитая, домовитая, зажиточная, захудалая, значительная, интеллектуальная, ленивая, маленькая, малоимущая, малосостоятельная, многодетная, многочисленная, небольшая, нищая, праздная, работящая, рачительная, сибаритская, состоятельная, трудовая, трудолюбивая, труженическая, тунеядная (устар.), хлопотливая, хозяйственная.
О характере внутрисемейных отношений, об отношении к окружающим, соседям и т. п.; о моральной оценке.
Безалаберная, безупречная, беспутная, благополучная, благоприличная, благопристойная, благоразумная, вздорная, горемычная, гостеприимная, грешная, добропорядочная, драчливая, дружная, жадная, заботливая, замкнутая, затворническая, здоровая, интеллигентная, конфликтная, крепкая, культурная, ладная (разг.), любезная, мещанская, мирная, наглая, неблагополучная, неинтеллигентная, неприветливая, неприятная, непутевая, нескладная, несчастная, обывательская, открытая, праведная, приветливая, радушная, распутная, скандальная, склочная (разг.), скромная, спаянная, сплоченная, степенная, строгая, сумасбродная, счастливая, трудная, хлебосольная, целомудренная, честная, шумная. Городская, дворянская, крестьянская, кровнородственная, купеческая, моногамная, патриархальная, старообрядческая, студенческая и т. п.
Толковый словарь Ефремовой
[семья]
ж.
1)
а) Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.
б) перен. Группа, организация людей, спаянных дружбой и объединенных общими интересами.
2) перен. Род, поколение.
3)
а) Группа животных, птиц, состоящая из самца, одной или нескольких самок и детенышей.
б) Общество пчел, состоящее из рабочих пчел, матки и трутней.
в) Группа растений одного вида, растущих рядом (часто имеющих общий корень, грибницу).
4) перен. Совокупность однородных, подобных один другому предметов, явлений.
5) перен. Группа родственных языков, объединенных общностью происхождения.
Этимологический словарь Крылова
Образовано от съмь – "работник, домочадец".
Народы и религии мира

термин этнографии
СЕМЬЯ, минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношениях (напр., неформализованных половых) и существующее во всех человеческих обществах.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
СЕМЬЯ - англ. family; нем. Familie. 1. Соц. институт, характеризующийся определенными соц. нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, родителями и детьми. Основные функции семьи: воспроизводство населения и социализация. 2. Малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены к-рой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Новый философский словарь
основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей. Возникает С. для обеспечения личного счастья и благополучия человека и выполняет важнейшую роль в воспроизводстве жизни, социализации индивида, его органической связи с обществом. Исторические типы С: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях); парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины); большая (община во главе с предводителем) или малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу); нуклеарная (супружеская пара с детьми, не состоящими в браках). Последняя, ныне наиболее распространенная, именуется простой С. Если же некоторые из детей, проживающих с родителями, состоят в браке, образуется расширенная или сложная С, связанная двумя-тремя поколениями родственников и свояков. Родство - кровная связь, существующая между людьми, происходящими друг от друга или от одного общего предка (родственники). Прямые нисходящие ветви родства: отец - сын - внук и т.д.; прямые восходящие: внук - отец - дед. Родство между братьями и сестрами - боковое. Различают родственников первой степени (мать - дочь, отец - сын) и второй (внучка - бабушка). Свойство - отношение между супругом и родственниками супруги (и наоборот), а также отношения между родственниками супружеской пары. В зависимости от наличия ядра (супружеской четы) С. бывает полной и неполной (С. матери-одиночки или иных родственников). С. в миниатюре отражает всю совокупность человеческих связей и отношений, как материальных, так и духовных. Первые обусловлены социально-биологическими (сексуально-эмоциональными, детородными), экономическими и хозяйственно-бытовыми потребностями людей; вторые - нравственно-эстетическими, психологическими, религиозными и др. потребностями личности. В зависимости от статуса в иерархии родственных и свойственных связей, образуются ролевые отношения членов С: мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, дедушки (бабушки) и внуков, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя), тети (дяди) и племянников и т.д. Ролевые отношения с момента возникновения С. и до настоящего времени претерпели большие изменения. Первоначально главенство принадлежало женщине, по которой и определялся род. Затем пришло господство мужчины - мужа и отца, единоличного собственника и хозяина. Дети беспрекословно подчинялись родителям. Развитие индустриально-промышленного производства, научно-техническая революция привели к тому, что женщины и все взрослые члены С. стали активно участвовать в общественном труде, на равных условиях вести домашнее хозяйство, распределять доходы от предпринимательской деятельности. Для современной С. характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в брач-но-семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, регулирующих права и обязанности супругов, родителей и детей. Совокупность кровно-родственных, ролевых, материально-имущественных, духовно-нравственных, религиозных, правовых, межэтнических и др. отношений определяет структуру С. - авторитарную или демократическую. Система взаимодействия С. и общества, с одной стороны, и С. и личности - с другой, определяет социальные функции С, важнейшими из которых на всем пути развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная. В настоящее время возрастает роль и функция организации досуга членов С. Домашняя и семейная среда стала рассматриваться не только как важнейшее условие формирования личности, но и снятия психологических стрессов, нервного напряжения человека (концепция С. как "психологического убежища"). Поскольку каждая С. - саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, конфликты. В целом характер конфликтов зависит от масштаба семейных интересов, а способы их разрешения - от общей культуры людей. Функции, структура С, ролевое поведение членов С. составляют сущность последней.
С.Д. Лаптенок
Философский словарь
вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Жизнь С. характеризуется различными материальными (биологическими, хозяйственными) и духовными (нравственными, правовыми, психологическими, эстетическими) процессами. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизводстве самого человека, в продлении человеческого рода. С. — категория историческая. Ее типы, формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом, а также уровнем культурного развития об-ва. В свою очередь С. также воздействует на жизнь об-ва (деторождение, социализация детей и подростков, труд в домашнем хозяйстве, влияние на физическое, духовное и нравственно-эстетическое развитие своих членов). В вопросе о происхождении семьи есть две т. зр. Большинство специалистов продолжают считать, что в начале первобытнообщинного строя господствовали беспорядочные половые отношения. На смену им пришел групповой брак, вытесненный позже парным браком, к-рый и стал основой сначала большой материнской, а затем большой отцовской семьи-общины соответственно материнскому роду (матриархат) и отцовскому роду (патриархат). Нек-рые новые исследования привели ряд ученых к выводу об изначальности парной С., существовавшей на базе женского и мужского рода (матриархат, патриархат), ведшей материнский и отцовский счет родства. Установление моногамии сопровождалось порабощением женщины мужчиной. Она постепенно превращалась в собственность, в рабу своего мужа-хозяина. Гл. целью С. становится накопление богатства и передача его законным наследникам. Социальный прогресс, реализация идеи гуманизма открывают простор для достижения равенства женщины с мужчиной во всех областях общественной жизни, в т.ч. и в С. Любовь, долг, взаимное уважение, забота о воспитании детей, забота взрослых детей о родителях — важные нравственные принципы С. в социалистическом об-ве. В ходе перестройки и обновления социалистического об-ва семейные отношения совершенствуются, возрастает роль С. в об-ве.
Философский энциклопедический словарь 2
        основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственнопсихологич. отношений. Как социальное явление С. изменяется вслед за развитием экономич. базиса общества; в то же время прогресс форм С. обладает относит. самостоятельностью.
        Применяя понятие С. к первобытному обществу, Ф. Энгельс обозначал им круг лиц, между которыми были разрешены половые отношения. В указанном смысле можно говорить о кровнородственной семье, в которой брачные отношения имеют лишь одно ограничение — принадлежность к разным поколениям, о групповой семье, которая возникла в результате запрещения половых связей не только между родителями и детьми, но и между братьями и сестрами и имела эндогамную и экзогамную разновидности, наконец, о парной семье, которая предполагала брачные отношения лишь одного мужчины с одной женщиной, но эти отношения были ещё непрочными и легко расторжимыми. Можно предположить существование дислокальной парной семьи, когда каждый из супругов жил в своей родовой группе.
        На всех этих ступенях развития С. осн. формой трудовой и бытовой общности людей был род, имевший матриархальную или патриархальную организацию.
        В качестве устойчивого социального объединения С. возникла в эпоху позднего неолита с разложением родового строя и появлением частной собственности, прибавочного продукта и классов. Первая историч. форма моногамной С.— патриархальная С., управляемая отцом, стала возможной благодаря закрепощению женщины, происшедшему в результате уменьшения её экономич. роли и сосредоточения богатства в руках собственника — мужяины. Патриархальная С. была строго моногамной лишь для женщины. Перед мужчиной же развитие рабства и др. форм зависимости и господства открыло новые возможности многоженства (наложничество рабынь, гетеризм, проституция). В странах Востока многоженство было возведено в ранг законной формы брака, но даже европ. патриархальная С. вклюяала в себя как родственников, потомков одного отца с их жёнами и детьми, так и домашних рабов, в т. я. наложниц (лат. слово familia означает совокупность принадлежащих одному человеку рабов); поэтому Энгельс определяет её как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией. Патриархальная С. являлась одновременно производств. объединением и обычно была многочисленной. В классич. виде она существовала на первых этапах рабовладельч. формации, но различные её модификации сохранились у мн. народов и при феодализме.
        С переходом к феодализму «...моногамия, развившаяся на развалинах римского мира в процессе смешения народов, облекла владычество мужчин в более мягкие формы и дала женщинам, по крайней мере с внешней стороны, более почетное и свободное положение, чем когдалибо знала классическая древность» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 72). Распространение мировых религий, прежде всего христианства, усилило идеологические узы, скреплявшие С. На «экономическом каркасе» брака появился «трогательно-сентиментальный покров». Господствующий класс, освобождённый от экономических забот, достиг такой стадии духовного и нравственного развития, при которой могли появиться «рыцарское отношение к женщине» и «рыцарская любовь». Но поскольку частная собственность оставалась основой браяно-семейных отношений, эти ценности возникли не в браке, а вне его, как его антиподы. Противоречие в С. между «поработителем — мужчиной и порабощённой женщиной» было дополнено не менее острым конфликтом между экономич. целями собственнич. моногамии и избирательностью полового влечения, края наиболее сильно проявляет себя в чувстве любви. Ка-питалистич. индустриализация разрушила — по крайней мере в городах — характерную для феодализма связь между жизнью С. и производством, а из всех экономич. функций оставила у многих С. лишь функцию организации быта. Большинство С. стало состоять лишь из супругов и их детей (нуклеарная семья), а семейные отношения приобрели менее иерархич. и авторитарный характер. Женщины получили широкий доступ к работе на пром. предприятиях и в сфере услуг. Это в несравненно большей, чем при феодализме, степени обеспечило экономич. самостоятельность женщин и их независимость от мужчин, даже несмотря на сохраняющуюся в бурж. государствах дискриминацию в оплате жен. труда. Под влиянием революц. борьбы пролетариата женщинам во мн. странах были предоставлены гражд. права, в том числе право на развод. Среди классов и социальных групп, непосредственно не связанных с частной собственностью, брак из экономич. института всё больше превращался в моральноправовой союз мужчины и женщины, основанный на любви и личном выборе. Произошло известное перераспределение обязанностей мужа и жены в С. в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей. Развитие системы бытового обслуживания, досуга, детских учреждений позволило С. полностью или частично освободиться от ряда прежних обязанностей (т. н. редукция функций С.). С. всё больше сосредоточивалась на своей внутр. жизни, возрастала роль внутрисемейных отношений в обеспечении её стабильности и прочности. Ослабление контроля обществ. мнения (в результате урбанизации), а также экономич., правовых и религ. уз, скреплявших прежнюю С., резко увеличило «нагрузку» на моральные узы.
        В капиталистич. обществе действуют две противоречивые тенденции изменения С.: её обновление, «реконструкция» на основе пром. и культурного прогресса и дезорганизация. Первая из этих тенденций наиболее характерна для трудовых семей, вторая — для пара-зитич. слоев. Экономич., политич. и моральные противоречия капитализма стимулируют отчуждение С. от общества. Закономерное сосредоточение С. на внутр., семейных проблемах принимает форму её «самоизоляции». В то же время возрастают возможности внутри-семейных коллизий и уменьшаются шансы их урегулирования без ущерба для единства С. Всё это ведёт к неустойчивости С., росту числа разводов.
        В результате социалистич. преобразований семейные отношения освобождаются от социальных установлений старого общества (собственнического права, влияния церкви, классовых, сословных и нац. предрассудков и т. д.). Уничтожаются все формы дискриминации женщин и одновременно систематически расширяется сеть обществ. учреждений, призванных помогать С. в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Рост благосостояния и культуры населения ведёт к формированию социалистич. типа С.
        Марксизм-ленинизм отвергает бурж. и анархистские утверждения, будто обобществление средств производства в социалистич. и коммунистич. обществе должно обязательно сопровождаться «обобществлением» женщин и детей, разрушением С. В действительности коммуниетич. идеалом отношений между полами является «...гражданский брак с любовью...» (Ленин В. И., ПСС, т. 49, с. 56). Социалистич. С. отличается от собственнической С. по мотивам брака и характеру внутрисемейных отношений. Подавляющее большинство браков в социалистич. обществе заключается не по экономич. расчёту или родительскому принуждению, а по личному выбору будущих супругов. В связи с этим внутрисемейная организация характеризуется при социализме гораздо большими, чем в любом другом обществе, равноправием супругов и сплочённостью семейной группы. Всё большее выражение получает тенденция к дроблению больших С. и раздельному жительству старшего и младшего поколений. Главными обществ. функциями С. при социализме становятся обеспечение потребностей мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве и воспитание детей. Функция накопления частной собственности отмирает уже в ходе социалистич. преобразований, а хозяйственно-бытовая функция осуществляется не как цель, а как условие семейной жизни. Существенно изменяется и характер взаимоотношений между С. и обществом, государством, повышается социальная активность С. Вместе с тем определ. число С. и в условиях социализма не свободно от феод.-религ., мещанских и др. пережитков. На прочность С., рождаемость и семейное воспитание негативное влияние оказали порождённые 2-й мировой войной дсмографич. диспропорция, разрушение жилищного фонда, экономич. трудности.
        Возрастание в условиях зрелого социализма роли С. как фактора, упорядочивающего воспроизводство населения и обеспечивающего первичную социализацию детей обусловило активизацию теоретич. и практич. работы, направленной на укрепление брачносемейных отношений. В 1968—70 были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик и новые союзно-респ. кодексы о браке и семье. Конституция СССР устанавливает, что С. находится под защитой государства. Забота о воспитании детей является одной из осн. конституционных обязанностей сов. граждан. В стране создаётся служба С., включающая подготовку молодёжи к семейной жизни, организацию помощи одиноким людям, желающим вступить в брак, систему консультаций по вопросам планирования материнства, психологии супружеских отношений, ухода за детьми и их воспитания.
        Вопреки прогнозам некоторых бурж. теоретиков, предсказывающих замену уже в недалёком будущем С. «свободным сожительством», марксизм-ленинизм исходит из того, что в ходе строительства коммунизма С. будет развиваться и совершенствоваться.
        Энгельс Ф., Происхождение С., частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21; Ленин В. И., [Письмо] Инессе Арманд 23 мая (5 июня) 1914, ПСС, т. 48; его же, [Письмо] от 4 (17) янв. 1915 г., там же, т. 49; Ковалевский М., Очерк происхождения и развития С. и собственности, СПБ, 1895; Морган Л. Г., Первобытное общество, пер. с англ., М., 1900; Xарчев А. Г., Брак и С. в СССР, М., 19792; Юркевич Н. Г., Сов. С., Минск, 1970; Xарчев А. Г., Голод С. И., Проф. работа женщин и С., М., 1971; Дарский Л. Е., Формирование С., М., 1972; Семенов Ю. И., Происхождение брака и С., М., 1974; Чуйко Л. В., Браки и разводы, М., 1975; Васильева Э. К., С. и ее функции, М., 1975; Герасимова И. А. Структура С., М., 1976; Изменение положения женщины и С., М., 1977; Демографич. проблемы С., М., 1978; Xарчев А. Г. Мацковский М. С., Совр. С. и ее проблемы, ?., 1978; Сысенко В. А., Устойчивость брака, М., 1981; Аннотированная библиография работ по проблемам С. в СССР (1957—1971) в. 1—2, М., 1972; Сооde W. J., World revolution and family patterns, Chi., 1963; Handbook of marriage and the family ed. H. T. Christensen, Chi., 1964; A modern introduction to the family, ed. N. Bell and E. Vogel, rev. ed., ?. ?., 1968· Sussman М. В., Sourcebook in marriage and the family' N.Y., 19683; Hill R., Die Familie der Gegenwart. Ein interkultureller Vergleich, Munch., 1977; Chombart de Lauwe P.-H., La vie quotidienne des families ouvrieres, P., 1977s; Contemporary theories about the family. Research-based theories, ed W. R. Burr (e. a.), V. 1, N. Y.—L., 1979.
        А. Г. Xapчeв.
Большой юридический словарь
термин, широко использующийся в законодательстве, но имеющий социологический, а не правовой характер. В разных отраслях права (семейном, гражданском, трудовом) в него вкладывается разный смысл. В теории семейного права С. (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей в С.
Воровской жаргон
группа осужденных, питающихся вместе
Лексикон прописных истин
Отзываться о ней почтительно.
Словарь пословиц Даля
СЕМЬЯ - РОДНЯ
В своей семье всяк (отец, дядя) сам большой.
На своем пепелище и курица бьет.
И в Польше нет хозяина больше.
Тишь да гладь, да божья благодать.
Тишь да крышь, мир да благодать божья.
Где мир да лад, там и божья благодать.
На что и клад, коли в семье лад.
Советно жить - время коротать.
Любовь да совет - так и нуждочки (и горя) нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Приведи, господи, со своим жить, с чужим не расстаться (говор., принимая влазня, зятя в дом).
За совет - и в пост мясоед. В своей семье какой расчет.
Ссора в своей семье до первого взгляда.
Что за счеты, что нам считаться? Свои, сочтемся.
Родными (Своими) считается, а с женою в разводе живет.
Чужих нет, а своих мало. Чужие не идут, а свои не поддаются.
Родных много, а пообедать не у кого (или: а голова одинока).
Родня до полдня, а пообедать негде.
Больше баб в семье, больше греха.
Кому от чужих, а нам от своих.
В семье не без урода, а на урода все не в угоду.
Родным не ссуда, а только остуда.
Без раздела (в хозяйстве) спорее, да много греха на душу примешь.
Есть родня, есть и возня. С родней не без хлопот.
Когда не вижу своих, так тошно по них; а увижу своих, да много худых, так лучше б без них.
Вместе тошно, а розно скучно.
Был свой, а стал чужой (от рук отбился).
Деревенская родня, как зубная боль (докучает).
Зубная болезнь - девичья сухота да деревенская родня.
Сватьев - не оберешься, свояков - не огребешься, а женского кумовства - до Москвы не перевешаешь.
Хоть наследства и не делить, а все надо своими счесться.
А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатный козел тещиной курице как пришелся?
Десятая вода на киселе. Семая водина на квасине. С боку припека.
Ни ношено, ни рожено, не знай откуда (приемыш, подкидыш и пр.).
Не грело, не горело, да вдруг осветило.
Я тебе сват, да ты-то мне кто?
Чирий и в боку сидит, да не родня.
За лихого дядьку - хоть матку отдай, все не родня.
Сидор Карпу родной терех.
Он нашему слесарю (слесарше) троюродный кузнец.
Есть и братья у меня, да не свои, чужие.
Как родня? Да на одно солнышко глядим.
Ближняя родня: на одном солнышке онучи сушили.
На одной онучке сушены. Из одной землицы испечены.
Это барской (генеральской) курицы племянник.
Твоя бабушка моего дедушку за нос водила (на вопрос: как родня?).
Твоя бабушка моего дедушку из Красного Села за нос вела.
На его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел да руки погрел.
Родня: наши собаки из одного корыта лакали.
Его собаки овсянку ели, а наши на них через тын глядели.
Ваша-то Катерина да нашей Орине двоюродная Прасковья.
Кумовство да свойство - ближнее родство.
В поезжанах был, так свой.
Погостил у подзастрешной родни.
Родня середь дня (т. е. в обед), а как солнце зайдет - ее и черт не найдет.
Много ль родни? - Кум да прикумок, ручной деверь да два пустосвата.
Всякий мирянин своему брату семьянин.
Русский человек без родни не живет.
Духовное родство пуще плотского.
Зевок пополам - быть в родне (с тем, с кем зевнулось).
Ай да сват! И согрешивши свят. Хоть и сват, да горбат.
И добрый сват - собаке брат.
Не всяк тому рад, что приехал в гости сват.
Тот мне и сват, кто мне рад.
Сват, не сват, был бы добрый человек (был бы таков).
Сват, не сват, а в горох не лезь (а денежки не родня)!
У свата по свате не болит голова (т. е. не слишком ближнее родство и дружба).
И сват свату друг, да не вдруг.
Поколе пьем вместе, так и сваты, а напились - и разошлись.
Два брата на медведя, а два свата (свояка) на кисель.
Сват на коне, а рассват на свинье.
Зятнин брат теще сват.
Что честнее (почетнее) посаженые отец да мать, то свадьба счастливее!
От дяди ни пяди (от кумы никуды).
Не учил отец, а дядя не выучит.
У тороватого дяди денег нет, а богатый скуп.
Пошел бы охотой в племянники к богатому дяде.
Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.
Охнет (Охает) дядя, на тетку глядя.
Где тетка, там и сваха. Наша тетка и сама лебедка.
Тетка Варвара - широкие карманы.
Варвара мне - тетка, а правда - сестра.
Добрая кума прибавит ума. Кума да кум наставят на ум.
Кумушка любая - бабка суженая.
При куме не жить, а и без кума не быть.
Об куме не жить, а и без кума не жить.
При доброй године и кумовья побратимы.
Четыре двора, а в каждом дворе кум да кума.
В кумовьях не быть - и пива не пить.
Не быть у кума - не пить и пива.
Не бить кума - не пить и пива. Кума не бить, так и пива не пить (на мировой).
Кума к куме - хоть в решете, да приплывет.
Челом куме! - Сядь. - Почто пришла? - Да так.
Здорово, кума! - В рынке была. - Никак ты, кумушка, глуха? - Купила курицу да петуха. - Прощай, кума! - Пять алтын дала.
Прошла кума в три села - не ночевать голубушке дома.
Зашел к куме да и засел, как в тюрьме.
Кум к куме с мылом, а кума к куму с пряником (обычай в прощеный день).
С бранчивой (сварливой) кумой не напрощаешься.
Шла кума пеша - куму легче. Кума с возу, куму легче.
Кум не кум, а в горох не лезь (а животы не кумовья).
Кумиться - кумитесь, да не подеритесь!
Городские кумы спесивы.
Что знает кум, знает и кумова жена, а по ней и вся деревня.
Ладно, кума, лишь бы правда была! Кума живет догадлива.
Кума, кума, да знала бы про себя! Кума, сойди с ума: купи вина!
Кума свела с ума. Сошла кума с ума, да и меня свела.
Кума не мила - и гостинцы постылы.
Знаться (Водиться) с кумою - расстаться с женою.
Кумушка-кума, окрести мое дитя, да и не знай мого двора!
Лучше кума, нежели жена (пусть дурит).
В лихом свекре правды нет. Журлива, что свекровь.
Свекор - гроза, а свекровь выест глаза.
Кукушка соловушку журит (свекровь сноху).
Свекровь на печи, что собака на цепи.
У лихой свекрови и сзади глаза. Невестке на отместку.
Блудливая свекровь и невестке не верит.
Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка - щиток, кулак - молоток (т. е. заступается).
Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Бабушка неможет, дедушка семь лет костей не гложет.
Дедушка свечка, лучиночка с печки (высох).
Бабушка у бражки, дед на печи. Бабушка на печь, а дед по дрова.
Рассыпался б дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.
Подрались дедушка с бабушкой, и семеро внуков не разберут по что.
Молчи: дедушка с бабушкой на зиму печь межуют.
Сиротинушка наш дедушка: ни отца, ни матери.
Бабушке - один только дедушка не внук.
Съела бабушка зубы, а остались язык да губы.
Не стучи: сидит дед на печи.
Корми деда на печи: и сам будешь там.
Про то дедушка не ведает, где внучек обедает.
Дедушка не знал, что внучек корову украл; дедушка спал, а внук и кожу снял.
Дедушка сед, а смерти на него нет.
Любовь братская - союз христианский.
Братская любовь пуще (лучше) каменных стен.
Один брат, один свет милый. Живут, как брат с сестрой.
Муж жену любит здоровую, а брат сестру богатую.
Фадя-то дядя, а Кондрат мне брат.
Брат брату - головой в уплату. Брат брату сосед.
Хотя мне брат, только я ему не рад.
Хорош брат - сестру продал, хороша и сестра - от брата ушла (от свадебного обычая).
Сестра при брате не вотчинница (не наследница).
Брат брату не плательщик; брат за брата не плательщик.
Брат брату складник, отец сыну сосед.
Отец сына умнее - радость, а брат брата - зависть.
Сын отца умнее - радость, а брат брата умнее - зависть.
Сын отца глупее - жалость; сын отца умнее - радость; а брат брата умнее - зависть.
Брат - брат, сват - сват, а денежки не родня.
Не смейся, братец, чужим сестрицам: своя в девицах.
Брат он мой, а ум (т. е. воля) у него свой.
Не верь брату родному, верь глазу своему кривому!
Брат так брат, а не брат - так отдай мой крест (т. е. крестовый брат, побратим; они меняются тельными крестами. Девки называют себя кумами, крестовыми сестрами).
Брат на брата - пуще супостата (т. е. если враждуют).
Брат с братом на медведя ходят.
Два брата на медведя, два свата - кисель.
Чуж-чуженин, а стал семьянин (зять).
Одно дитя роженое (дочь), другое суженое (зять).
У тещи-света для зятя приспето.
Зять да сват у тещи - первые гости.
Зять на двор - пирог на стол.
Пожалуйста, зятек, съешь пирожок!
Для зятя и дверь пола (настежь).
Теща зятю голову маслит (от обычая свадеб., где молодые едут к теще на яичницу).
У тещи для зятя и ступа доит (т. е. доится).
Думала теща, пятерым не съесть; а зять-то сел, да за присест и съел.
На зятьев не напасешься, что на яму.
Наливай на гущу, зять будет (говор. тесть).
Был у тещи, да рад утекши.
Зятек едет - на похмелье зовет.
Не для зятя-собаки, для милого дитяти (гов. тесть).
Ныне зять подмаз съел, а завтра и всю сковороду.
Кошку бьют, а невестке наветки дают (а невестка гляди да казнись).
Свекровь кошку бьет, а невестке наветки дает.
Первая зазнобушка - свекор да свекровушка; другая зазнобушка - деверь да золовушка.
Свекор кропотлив, свекровь журлива, деверь пересмешник, золовка смутлива, ладушко (муж) ревнив.
Свекор журлив, свекровь хлопотница, золовка смутьянка, деверь насмешник.
Свекор драчлив, свекровь ворчлива, деверья журливы, невестки мутливы.
Свекор говорит: нам медведицу ведут; свекровь говорит: людоядицу ведут; деверья говорят: нам неткаху ведут; золовки говорят: нам непряху ведут.
Это свёкрова гроза; это свекровина гроза; это мужнина гроза (говорит свекровь, ударяя невестку слегка плеткой, на другое утро брака).
Свекор батюшка - застоюшка, свекровь матушка - заборонушка (говорит сноха, льстя).
Сношенка у свекра - госпоженка.
Сноху привели и трубу на крышу поставили (завершили).
Смалчивай, невестка, - сарафан куплю (говор. сношник).
Сноха свекрови - битая полоса.
Деверь невестке - обычный друг.
Деверья впереди, что борзые кобели; свекровь на печи, что сука на цепи.
Богоданны сестрицы - крапива жгучая.
Золовки-колотовки, побей головки. Золовка хитра на уловки.
Золовка - зловка; золовка - колотовка; золовка - мутовка.
Мы не в лиху сноху: что бог подаст, то и людям (слова золовок).
Я не в большую сноху, не упрям (говорит деверь).
Нет нужды невестке, что деверь не ел: хоть ешь, хоть сохни, хоть так издохни (хоть жри, не жри, хоть так умри).
Все в семье спят, а невестке молоть велят.
Невестушка, полно молоть! Отдохни, потолки (говорит свекровь).
Пусть бы невестка и дура, только бы огонь пораньше дула.
Села невестка прясть: берегите, деверья, глаз (от веретена).
Два свояка, а промеж их собака. Свояки до дележа братья.
Свояк свояку подарил мертвую собаку; что ж, свояк, собака твоя не лает? - Оттого, свояк, что тебя крепко знает.
Попрекает свояк свояку: кто первый задумал жениться.
Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит.
Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
Тепло, тепло, да не лето; добра, добра, да не мать родна.
Своя матка бья не пробьет, а чужая гладя прогладит.
Мать высоко замахивается, да не больно бьет; мачеха низко замахивается, да больно бьет.
Достаток - мать, убожество - мачеха.
Родной, да матери не одной.
Двои дети водить - одним досадить (т. е. от двух матерей).
Жить было в совете, да разные дети.
Таланное дитя, мачехино (т. е. в сравнении с пасынками).
В лесу медведь, а в дому мачеха.
Из дому гонит мачеха, а из лесу медведь.
Чешет, что мачеха пасынка. Больно, что мачехино чесанье.
Так чешет (гладит) мать, а этак мачеха (по и против шерсти).
Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а порой и сыворотке рад.
Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье щи выхлебать.
Спохватилась мачеха пасынка, когда уже лед прошел (т. е. когда все унесло, что под лед попало).
Мамка не матка. Мать - кормилица, а кормилица не мать.
Горько живется от мачехи пасынку, а не сладко и мачехе от пасынка.
Дочернины дети милее своих.
Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит.
Где бабка ни бери, а внука корми!
Кого дедушка любит, тому и косточки в руки.
У кого есть дед, у того и обед.
Не жалей тещина добра - колупай масло шилом!
Теща пышна, а против зятя не вышла. У тещи карманы тощи.
Ни в сыворотке сметаны, ни в зяте племени.
С сыном бранись, на печь ложись; а с зятем бранись, за скобу берись (т. е. уходи; о тесте).
У наших зятей много затей.
Тесть, как ни вертись, а за зятька поплатись!
На хлеб едока, на печь лежня, а на себя нарядчика (о зяте).
Бери зятя в дом, неси бога вон! Зять в дом - и иконы вон.
Тесть за зятя давал рубль, а после давал и полтора, чтоб свели со двора.
Прими зятя в дом, а сам убирайся вон!
Было бы кому до смерти поить, кормить да глаза прикрыть.
Нет черта в доме - прими зятя!
Не зять бы был, не чертом бы (не собакой) и слыл.
Звал на честь, а посадил на печь (тестя).
Как у тещи зять в гостях - за семь верст заезжают; как у свояка свояк в гостях - за семь верст объезжают (брань).
Не зять бы был, кабы на сырной тещу не навестил.
Бедному зятю и тесть не рад. У тестя в руках не приданое.
Что мне тесть, коли нечего есть. Что мне тесть, коли собинка есть.
В копнах не сено (т. е. погниет), в долгу не деньги, а у тестя не приданое.
Зять по дочке помилеет, а сын по невестке опостылеет.
Шурин по зяте не наследник.
Зять любит взять, тесть любит честь, а шурин глаза щурит.
Зять да шурин - черт их судит.
Сынок - свой горбок; зятек - покупной щеголек; теща хлопочет, тесть кропочет.
Кабы не выронил пера, не знал бы и двора (т. е. не будь дочери, не бывал бы у зятя).
Две матери, две дочери да бабушка со внучкой, а их всего трое (мать, дочь и внучка).
Шли муж с женою, брат с сестрой да кум с кумой; нашли полтора хлеба, разделили по полухлебу (их всего трое).
Шли теща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой да дочь с отцом (всего четверо).
У меня молодца четыре отца, пятый батюшка (бог, царь, духовник, крестный, родитель).
Шуринов племянник как зятю родня? (Сын.)
Сын отца моего, а мне не брат (я сам).
Его мать моей матери одним-одна дочь (он ей сын).
Он тебе отец и дед, ты мне сын и брат, я тебе мать и сестра (Лотова дочь, сыну).
Сын - дед самому себе (сорокалетняя женщина вышла за двадцатилетнего мужчину, отец которого женился на дочери первой: рожденный от первой четы сын - дед самому себе),
Здравствуйте, братцы, жены моей дети; скажите вашему отцу и моему отцу, что жены его муж приехал (отец женился на невестке, а без вести пропавший сын воротился).
Энциклопедия афоризмов

см.также БРАК, РОДСТВЕННИКИ
Счастье - это когда у тебя есть большая, дружная, заботливая, любящая семья в другом городе.
•Джордж Берне
Семья - это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы.
•Этьен Рей
Трудно кормить одновременно свою семью и свое правительство.
•Неизвестный американец
Ничто так не разделяет людей, как общее жилье.
•Збигнев Холодюк
Ужиться можно с кем угодно, если живешь порознь.
•Михаил Задорнов
Уважай право на свою личную жизнь.
•Лешек Кумор
Как бы почтительно ни относилась к вам женская половина вашей семьи, как бы ни ценила она ваши достоинства и авторитет, втайне она всегда смотрит на вас как на осла и питает к вам нечто вроде жалости.
•Генри Луис Менкен
Семья - такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи одновременно.
•Адриан Декурсель
Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью.
•Жюль Ренар
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЕМЬЯ


будет выглядеть так: Что такое СЕМЬЯ