СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Sebastiano del Piombo; собственно Лучани; Luciani)
(около 1485, Венеция, — 21.6.1547, Рим), итальянский живописец. Учился у Джованни Беллини. Ранние произведения С. д. П., созданные под влиянием Джорджоне и Тициана, проникнуты просветлённо-лирическим настроением. Переехав в 1511 в Рим, С. д. П. сблизился с Рафаэлем (См. Рафаэль); его работы становятся более строгими и уравновешенными, сохраняя «венецианскую» звучность колорита [фрески в вилле Фарнезина, 1511; портрет римлянки (т. н. «Доротея»), около 1515, Картинная галерея, Берлин-Далем]. Со 2-й половины 1510-х гг. произведения С. д. П. под воздействием Микеланджело обретают подчёркнуто драматическую окраску («Воскрешение Лазаря», 1519, Национальная галерея, Лондон). Работы С. д. П., созданные в период контрреформации (См. Контрреформация), отличаются мрачной суровостью образного строя, свидетельствующей о кризисе художественных принципов Высокого Возрождения (См. Высокое Возрождение) («Несение креста», 1537, Эрмитаж, Ленинград).
Лит.: Pallucchini R., Sebastian Viniziano, [Mil.], 1944.
Себастьяно дель Пьомбо. Фрагмент алтарной композиции «Св. Иоанн Златоуст на троне со святыми». 1508—10. Церковь Сан-Джованни Кризостомо. Венеция.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Sebastiano del Piombo; Sebastiano Luciani)
(ок. 1485-1547), Себастьяно Лучиани, итальянский живописец Высокого
Возрождения. Родился в Венеции. Занимал пост хранителя печати (piombo) в
папской Канцелярии.
Себастьяно учился сначала у Джованни Беллини, а затем у Джорджоне. В 1511
он приехал в Рим, где вместе с Рафаэлем и его учениками участвовал в
украшении фресками виллы Фарнезина по заказу сиенского банкира Агостино
Киджи. В 1515 Себастьяно познакомился с Микеланджело и стал его учеником и
помощником. С этого времени он начинает подражать стилю Микеланджело,
который в его поздних работах приобретает все больше маньеристических
черт. Кисти Себастьяно дель Пьомбо принадлежит множество портретов. Среди
его картин на религиозные сюжеты Воскрешение Лазаря (1517-1519, Лондон,
Национальная галерея) и Мученичество св. Агаты (1520, Флоренция, палаццо
Питти). В своей живописи ему удалось сочетать богатство венецианского
колорита со скульптурностью и монументальностью форм, присущих
произведениям мастеров римской школы. |
|
|