Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

САНТАЯНА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Santayana)
        Джордж (16.12.1863, Мадрид, — 26.9.1952, Рим), американский философ-идеалист, писатель (автор популярного романа «Последний пуританин», 1935). Испанец по происхождению, С. в 1872—1912 жил в США. В 1907—12 профессор Гарвардского университета. Будучи одним из главных представителей критического реализма (См. Критический реализм), С. интерпретировал его в духе платонизма. С позиций критического реализма С. разделяет бытие на две сферы — феноменов сознания и материальных объектов. Свидетельством существования внешнего мира, по мысли С., служит убеждение в его объективной реальности, так называемая «животная вера». Вместе с тем абсолютно достоверными С. считает только «данные опыта», феномены сознания. По мысли С., придерживающегося позиции скептицизма, знание внешнего мира всегда субъективно истолковано и символично, а единственной формой миропонимания является миф.
         В сочинении «Царство бытия» (т. 1—4, 1927—40), претендуя на сочетание реализма с идеализмом, С. создаёт систему бытия, заключающую в себе четыре сферы — независимые и не связанные между собой «реальности»: «Царство сущности», «Царство материи», «Царство истины» и «Царство духа». Центральный пункт системы С. — концепция идеальных сущностей, развиваемая в русле идей Э. Гуссерля (См. Гуссерль) и А. Уайтхеда. Сущности, придающие качественную определённость бытию, — это всевозможные идеальные качества, духовные образования. Материя в системе С. выступает как нечто иллюзорное, как бессодержательное и бескачественное начало. В своём этическом учении С. разрабатывал концепцию «эстетической морали». Для социальных воззрений С. характерно растворение общественных явлений в природных, биологизм, сочетающийся с «морально-эстетическим» подходом к явлениям социальной жизни. В политической жизни был противником демократии, сторонником господства «элиты».
         Соч.: Interpretations of poetry and religion, N. Y., 1900; Scepticism and animal faith, L., 1923; The background of my life, N. Y., 1944; Dominations and powers, N. Y., 1951: The life of reason, v. 1—5, N. Y., 1962.
         Лит.: Ендовицкий В. Д., Критика философии американского критического реализма, М., 1968; Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974, гл. 6; The philosophy of G. Santayana, Evanston — Chi., 1940; Butler R., The mind of Santayana, Chi., 1955; Munson T. N., The essential wisdom of G. Santayana, N. Y. — L., 1962.
Современная Энциклопедия
САНТАЯНА (Santayana) Джордж (1863 - 1952), американский философ и писатель. По происхождению испанец. В 1872 - 1912 жил в США. Создал учение о "царстве бытия", в центре которого - концепция "идеальных сущностей". Наиболее важными ценностями признавал поэзию и религию ("великолепная ошибка" - миф, выражающий внутреннюю мечту человека). Роман "Последний пуританин" (1935).
Новый философский словарь
(Santayana)
Джордж (1863-1952) - один из ведущих представителей американского критического реализма, признанный классик философии США, известный писатель и публицист. Испанец по происхождению. Мировоззрение С. формировалось под влиянием идей Джемса, Р.У. Эмерсона, Дж. Ройса, Дьюи. Он выделял в особый ряд имена Платона, Сократа, Декарта и Канта. В творчестве можно условно выделить два периода. В течение первого (1890-1920) С. занимался писательской деятельностью, издавал романы, создавал эстетические концепции. Наиболее известны следующие его работы: "Интерпретация поэзии и религии" (1900), "Жизнь разума" (1905-1906), "Три философских поэта: Лукреций, Данте и Гете" (1910). В рамках этого периода творчества была создана так называемая первичная гносеологическая схема, которая предусматривала постановку традиционных теоретико-познавательных проблем. В их решении С. тяготел к иррационалистической позиции, делая акцент на психо-эмоциональном факторе восприятия. Интуиция, поэтическое мировосприятие, религиозное сознание были предметами его научного анализа. Второй период творчества С. охватывает 1920-1950. Следует отметить следующие работы этого этапа: "Скептицизм и животная вера" (1923), "Царства бытия" (1942). Основное внимание С. сосредоточил на поиске универсального метода, пригодного для конструкции принципиально новой философской системы. Таким методом стал принцип тотального сомнения или, другими словами, "солипсизм настоящего момента". Суть своей позиции С. объяснял как своеобразную трансформацию обычного скепсиса в глобальное отрицание всего, что окружает человека, а также является отражением его мыслей и чувств. С. пришел к выводу, что знание не может быть основано на достоверных фактах, процесс познания не имеет выхода на рациональное осмысление своих результатов, логическая интерпретация должна быть вытеснена принятием определенных данных на веру (достижением позитивной убежденности). Единственно возможным способом взаимодействия с окружающим миром, по мнению С, является "животная вера" человека. Именно эта концепция является ключевой в его философской системе В ней нет места традиционным способам духовной и интеллектуальной адаптации личности. Обращение к "животной вере" - непреложный закон жизни, проявление безысходной судьбы. Обоснование и определение С. веры подчинено задаче показать ее жизненную необходимость. Поскольку человеческая жизнь не всегда нуждается в осмыслении, и большинство людей довольствуется биологическим функционированием, единственное, что необходимо всем, - вера в определенные установления, которые носят скорее примитивно-бытовой характер и не являются теоретическими постулатами. Вера носит "животный" характер и именно по этой причине наиболее соответствует "темной" природе человека. "Животная вера" возникает как ответная реакция на воздействие окружающих предметов. Расположение или раздражение в ответ на раздражитель и есть "животная вера". Личность человека, таким образом, оказывается надежно защищенной от разнообразных жизненных коллизий: "веруйте, полагаясь на собственные чувства и интуицию". Каждый обретает уверенность и действует в соответствии с собственными представлениями, не корректируя способы поведения с общепринятыми нормами. "Животная вера" становится чем-то вроде знания-веры; "животная вера, воссоздающая в символах... объекты, действительно дает то, что я называю знанием," - пишет С. - Это "знание" "приспосабливает человека к жизни, помогает оценить ее значение. Вместе с этим под верой нельзя понимать нечто умозрительное, ее ценность принадлежит физическому миру". Одной из последних работ мыслителя стала книга "Господство и власть" (1951), в которой была представлена его социологическая концепция, органично впитавшая идею "животной веры", и ставящая своей целью "научить всех людей быть счастливыми".
Е.О. Попелъская
Современная западная философия
САНТАЯНА, (Santayana) Джордж (1863-1952) - амер. философ. Род. в Испании, в детстве с семьей переехал в США, где прожил около сорока лет. С 1920 жил в Риме. Изучал философию в Гарварде, где его учителями, а затем коллегами по работе были <<Джеймс>> и Дж. Ройс,С. разработал обширную метафизическую систему, он автор многочисленных работ по эстетике, культуре и литературе, блестящий стилист. Будучи апологетом «аристократии духа», С. рассматривал поэзию, религию, искусство как высшие формы человеческой деятельности и противопоставлял их науке как чисто технической системе символов, имеющей операциональное значение. Задачу философии видел не в теоретическом объяснении мира, а в выработке моральной и эстетической позиции, своего рода «нецерковной религии». В гносеологии С. придерживался <<критического реализма>> в форме противопоставления идеальных сущностей и природного существования. Убеждение человека в реальности вещей он связывал с биологической «животной верой», в то время как бытие сущностей - с данностью в опыте интуиции. Истина трактуется им как биологическое приспособление с помощью сущностей (рабочих символов) для ориентации в среде.
В сочинении «Царства бытия» (The Realms of Being. V. 1-4. N.Y., 1927-1940) он называет «царства» аспектами морального опыта, однако фактически рисует картину мира, в которой пытается совместить платоновский идеализм с <<натурализмом>>. Основополагающей реальностью в этой системе является «царство сущности», или бесконечный каталог всех возможных непространственных, вневременных, несубстанциальных идеальных качеств. С. называл себя материалистом на том основании, что признавал существование материальной субстанции - «царства материи». Однако характеристики материи определяются у него сущностями. Реализованные в существовании сущности помещаются им в «царство истины», являющееся сегментом «царства духа», которое, в свою очередь, определяется С. как некое космическое горение, проявляющееся в субъективной человеческой психике и делающее возможным интуицию сущностей. Его работа «Господство и власть» (Dominations and Power. N.Y., 1951) представляет собой консервативную рефлексию относительно социального и политического устройства мира.
The Sense of Beauty. N.Y., 1896; The Life of Reason. N.Y., 1905-06; Scepticism and Animal Faith. N.Y., 1923; Dialogues in Limbo. N.Y., 1926; Platonism and the Spiritual Life. N.Y., 1927; Persons and Places. V. 1-3. N.Y., 1944-1953.
Философский словарь
Джордж (1863 — 1952) — амер. философ, писатель, сторонник критического реализма, в рамках к-рого он построил учение о четырех “царствах” — материи, сущности, истины и духа. Признавая объективное существование материального мира, считал доступным познанию лишь сущности, т. е. действительные или возможные качества вещей, выступающие в познании как знаки объектов. В понимании сущностей С. близок к Платону и Гуссерлю. С. рассматривал сознание как эпифеномен: познание не отражение действительности, но “более или менее значимая поэзия”. В эстетике определял прекрасное как “объективированное удовольствие”. В этике сторонник “эскапизма” (англ. escape — избегать) : счастье следует искать в освобождении (бегстве) духа от плоти, мира и познания. В социологии (“Господство и власть”, 1951) С. объяснял развитие об-ва инстинктами самосохранения, стремления к материальным благам и др. В политическом учении С. — антидемократ, сторонник власти “элиты”. Отвергая богословские догмы, С. признавал религию как “поэзию общественного поведения”. Осн. соч.: “Жизнь разума” (5 тт., 1905 — 06), “Царства бытия” (4 тт., 1927 — 40).
Философский энциклопедический словарь
САНТАЯНА (Santayana) Джордж (род. 16 дек. 1863, Мадрид – ум. 26 сент. 1952, Рим) – амер. философ-писатель, профессор Гарвардского ун-та США (1907 – 1912), а затем – частный педагог и писатель. Его философия, обращающаяся к эстетическим проблемам и примыкающая к философии У. Джемса и Джосайи Ройса, колеблется между механистическим и идеалистическим (платонизирующим) мировоззрением. «Ценность мышления идеальна, не каузальна, т.е. она является не инструментом действия, а опытом, превращающимся, образно говоря, в арену». Создал учение о -»царстве бытия», в центр которого поместил концепцию «идеальных сущностей». Осн. произв.: «The life of reason», 5 vol., 1905-1912; «Platonism and spiritual life», 1927; «The realm of essence», 1929; «The realm of matter», 1930; «The realm of truth», 1938; «The realm of spirit», 1940; «The realm of being», 1945; «Atoms of thought», 1950; «Dominations and powers», 1951. Обе книги воспоминаний – «The background of my life» и «The middle span» (1945) – появились в 1950. Популярен его роман «The last puritan» (1939), в котором он описывает невозможность буржуазного развития после первой мировой войны.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Santayana) Джордж (16.12.1863, Мадрид,—26.9.1952, Рим), амер. философидеалист, писатель. По происхождению испанец. В 1872—1912 жил в США. Будучи одним из гл. представителей критич. реализма, С. интерпретировал его в духе платонизма. С позиций критич. реализма С. разделяет бытие на две сферы — феномены сознания и материальные объекты. Свидетельством существования внеш. мира, по мысли С., служит убеждение в его объективной реальности, т. н. животная вера. Вместе с тем абсолютно достоверными С. считает только «данные опыта», феномены сознания. По мысли С., придерживающегося позиции скептицизма, знание внеш. мира всегда субъективно истолковано и символично, а единств. формой миропонимания является миф.
        В соч. «Царства бытия» («Realms of being», v. l—4, 1927—40), претендуя на сочетание реализма с идеализмом, С. создаёт систему бытия, заключающую в себе четыре сферы — независимые и не связанные между собой «реальности»: «царство сущности», «царство материи», «царство истины» и «царство духа». Центр. пункт системы С.— концепция идеальных сущностей, развиваемая в русле идей Гуссерля и Уайтхеда. Сущности, придающие качеств. определённость бытию,— это всевозможные идеальные качества, духовные образования. Материя в системе С. выступает как нечто иллюзорное, как бессодержательное и бескачественное начало. В своём этич. учении С. разрабатывал концепцию «эстетич. морали». Для социальных воззрений С. характерно растворение обществ. явлений в природных, биологизм, сочетающийся с «морально-эстетич.» подходом к явлениям социальной жизни. В политич. жизни был противником демократии, сторонником господства «элиты».
        The works of G. Santayana, v. 1 — 15, N. Y., 1936—40; Persons and places, v. 1—3, N. Y., 1944 — 53.
        Юлина H. С., Философия Дж. С. и амер. «реализм», в сб.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Eндовицкий В. Д., Критика философии амер. критич. реализма, М., 1968; Богомолов А. С., Бурж. философия США XX в., М., 1974, гл. 6; Луканов Д. М., Дж. С. и экзистенциализм, «ВФ», 1981, № 7; The philosophy of G. Santayana, ed. by P. A. Schupp, Eyanston — du., 1940; Butler R., The mind of Santayana, Chi., 1955; Munson T. N., The essential wisdom of G. Santayana, N. Y.— L., 1962; Sprigge T. L. S., Santayana. An examination of his philosophy, L.— Boston, [1974].
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: САНТАЯНА


будет выглядеть так: Что такое САНТАЯНА