Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

САМАРИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Самарин
        Александр Михайлович [1(14).8.1902, с. Саконы, ныне Ардатовского района Горьковской области, — 20.5.1970, Москва], советский металлург, академик АН СССР (1966; член-корреспондент 1946). Член КПСС с 1925. В 1925—29 член Центрального бюро пролетарского студенчества, член президиума и ответственный секретарь этого бюро. По окончании в 1930 металлургического факультета Московской горной академии преподавал в созданном в том же году на базе этого факультета Московском институте стали (профессор с 1938). В 1946—51 заместитель министра высшего образования СССР. С 1955 в Институте металлургии им. А. А. Байкова АН СССР (в 1960—61 и 1967—70 директор). В 1961—66 заместитель председателя Государственного комитета Совета министров СССР по координации научно-исследовательских работ. Основные труды по электрометаллургии стали и ферросплавов, физико-химическим основам металлургических процессов, десульфурации и раскислению стали, применению комплексных раскислителей, проблемам вакуумной металлургии, изучению природы шлаковых расплавов. Награжден орденом Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
         Соч.: Электрометаллургия. Производство стали, М., 1943; Вакуумная металлургия, М., 1958; Обработка жидкой стали в вакууме, М., I960.
         С. И. Венецкий.
        А. М. Самарин.
II
Самарин
        Иван Васильевич [7(19).1.1817, Петербург, — 13(25).8.1885, Москва], русский актёр и педагог. Ученик и последователь М. С. Щепкина. Родился в семье крепостного. В 1837, по окончании Московского театрального училища, зачислен в труппу Малого театра. Наиболее крупная роль раннего периода — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1839). В 40—50-е гг. выступал в мелодрамах и водевилях: Дон Цезарь де Базан («Испанский дворянин» Дюмануара и Деннери), доктор Лемонье («Детский доктор» Буржуа и Деннери) и др. В 1857 исполнил роль Гамлета («Гамлет» Шекспира), выступив в этом спектакле и как режиссёр. Выдающееся создание артиста — Фамусов («Горе от ума» Грибоедова, 1864). В «грибоедовских» ролях наиболее полно проявилась сущность искусства С. Он играл их «... просто, тонко, правдиво, изящно и, главное, совершенно свободно, с исключительным умом...» (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49). Другие роли: Петруччио, Бенедикт («Укрощение строптивой» и «Много шуму из ничего» Шекспира), Муромский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина). С 1862 преподавал в Московском театральном училище. С 1874 (до конца жизни) руководил драматическим классом Московской консерватории. Среди его учеников: Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина. Со студентами оперного класса консерватории осуществил на сцене Малого театра первую постановку оперы «Евгений Онегин» Чайковского (1879). Автор пьес, ставившихся в провинции.
         Лит.: Рогачевский М., Иван Васильевич Самарин, М. — Л., 1948.
        И. В. Самарин в роли Фамусова («Горе от ума» А. С. Грибоедова). Рис. А. П. Ленского.
III
Самарин
        Юрий Федорович [21.4 (3.5).1819, Петербург, — 19(31).3.1876, Берлин], русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Окончил Московский университет (1838); магистерская диссертация «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (1844). В 1844—52 на государственной службе, главным образом в Прибалтике. С 1853 занимался литературно-публицистической деятельностью, работал в городских и сословных организациях. Активно участвовал в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861, был членом редакционных комиссий (См. Редакционные комиссии).
         Вначале был гегельянцем. Под воздействием К. С. Аксакова и А. С. Хомякова в начале 40-х годов С. примкнул к славянофильству. Исходя из православия как особого культурного начала, положенного в основу исторической жизни русского народа, С. развивает мысль о трёх периодах национальной жизни («исключительной национальности», «подражания» и «разумной народности»). Разделяя концепцию «цельного знания» Хомякова, противопоставляя «тирании рассудка» свободу «нравственного вдохновения», С. считал, что только в народе сохраняется «дух в его живой цельности». Повседневная политическая жизнь представляется ему борьбой народного быта с «бездарною, отвлеченною цивилизацией». Политическая доктрина С. основана на признании только двух сил — самодержавия и сельской общины, которые он неразрывно связывал, причём дворянству С. не придавал особого значения как «нелепой среде», которая по «недостатку народного корня» лишена какой-либо творческой силы. Критикуя материализм, С. утверждал, что он «вовсе не вытекает из естественных наук».
         Основные исторические сочинения С. посвящены социально-экономическим и национальным отношениям в Прибалтике, отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов. В записке «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» (1856) С. указывал на крепостное право как на причину социально-экономической отсталости России и, в частности, как на причину неудачи в Крымской войне 1853—56. Из литературно-эстетического наследия С. выделяется статья «О мнениях „Современника“ исторических и литературных» (1847), высказывания о творчестве М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.
         Соч.: Соч., т. 1—10, 12, М., 1877—1911; Переписка с баронессою Э. Ф. Раден 1861—1876, М., 1893; Переписка с А. И. Герценым, «Русь», 1883, № 1—2.
         Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1891, №2; Введенский С. Н., Основные черты философских воззрений Ю. Ф. Самарина, Каз., 1899; Гершензон М. О., Исторические записки, М., 1910; Нольде Б. Э., Ю. Ф. Самарин и его время, Париж, 1926; Ефимова М. Т., Ю. Самарин в его отношении к Лермонтову, в кн.: Пушкинский сборник, Псков, 1968; её же, Ю. Самарин о Гоголе, в кн.: Пушкин и его современники, Псков, 1970; История философии в СССР, т. 2, М.. 1970; Hucke G., J. F. Samarin: seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung, Munch., 1970.
         М. Т. Палиевский.
Современная Энциклопедия
САМАРИН Иван Васильевич (1817 - 85), актер, педагог, драматург. С 1837 в Малом театре; зачислен в труппу на амплуа "первого любовника", игре свойственны благородное изящество, патетичность. Позднее перешел от героико-романтических к характерным возрастным ролям: Чацкий (1839) и Фамусов (1864) - "Горе от ума" А.С. Грибоедова, и др. Со студентами Московской консерватории осуществил на сцене Малого театра первую постановку оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин" (1879).
Ономастикон
Самарин. 1) от города Самара или реки того же названия; 2) от названия длиннополой крестьянской одежды - самара, или самарка; отсюда прозвище человека, ее носящего. (Ф) А вот Самарцев, Самарский именно от Самары.
Русская цивилизация
Юрий Федорович (21.04.1819-19.03.1876), русский общественный деятель, историк, философ и публицист. Из дворян. Окончил Московский университет (1838). Защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (1844). С сер. 1840-х один из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. В 1853 — 56 написал и пустил в обращение в списках записку «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе» — проект отмены крепостного права в России. В 1858 — 59 Самарин — член от правительства в Самарском губернском комитете по устройству быта крестьян. В 1859 — 60 активно работал в Редакционных комиссиях по выработке крестьянской реформы 1861.
Философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве. Ум, опыт, наука — т. е. все отвлеченные рационалистические знания не отражают целостного духа жизни. «Полная и высшая истина, — писал Самарин, — дается не одной способностью логического умозаключения, но уму, чувству, воле вместе, т. е. духу в его живой целостности».
О.П.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
САМАРИН Александр Михайлович (1902-70), металлург, академик АН СССР (1966). Осн. труды по электрометаллургии стали и ферросплавов, теории металлургических процессов, вакуумной металлургии.
2.
САМАРИН Иван Васильевич (1817-1885), актёр, педагог. С 1837 в труппе Малого театра. Начинал в амплуа "первого любовника", с конца 1850-х гг. перешёл от героико-ро-мантического репертуара к характерным ролям. Прославился в ролях Чацкого, Фамусова ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), играл в пьесах У. Шекспира, а также в мелодрамах и водевилях. С 1862 преподавал в Московском театральном училище. С 1874 руководил драматическим классом Московской консерватории.
3.
САМАРИН Юрий Фёдорович (1819-1876), философ, историк, публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор проекта отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861, в 1859-60 член Редакционных комиссий. Один из авторов проекта крестьянской реформы в Царстве Польском (1863-64), а также реформы местного управления в крае. Труды о социально-политических и национальных отношениях в Прибалтике.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Юрий Федорович (1819-1876) - рус. общественный деятель, славянофил, писатель, историк) Парк преданьями состарен. Здесь стоял Наполеон И славянофил Самарин Послужил и погребен. (о бывшем имении Ю. Ф. Самарина в пос. Переделкино) П941 (II,45)
Философский энциклопедический словарь
САМАРИН Юрий Федорович (род. 1819 – ум. 1876) – рус. философ, историк, общественный деятель; называл себя «неисправимым славянофилом». Увлекшись философией Гегеля, стремился примирить ее с учением православной церкви. Воспринял и развил богословские взгляды Хомякова, суть которых сводилась а тому, что восприятие мира внешнего и мира внутреннего – неразложимый и непосредственный факт сознания, который служит основой того и др. Достоверность бытия связана с целым рядом психических процессов, напр. с сознанием личной свободы, на которой покоится нравственный мир. Внешний мир в его сущности непостижим, тем более непостижимо божество, но в сокровенных тайниках личной жизни каждый человек слышит голос этого существа и испытывает его непосредственное действие. Бытие Бога – непреложный факт внутренней жизни. Человек не имеет безусловного знания, но знание о безусловном у него есть. Самарин в полном согласии с Киреевским и Хомяковым утверждает, что «истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. и духу в его живой цельности». Особенно важно для характеристики Самарина его письмо к Герцену, в котором он настаивает на свободе человеческой воли и вскрывает внутреннее противоречие в мышлении Герцена. В письме он пишет: «...т. н. свобода воли, или предполагаемая в человеке возможность (а следовательно, и право) самоопределения, есть не что иное, как устарелое суеверие, как «X», условный знак искомого, и заявление нашей неспособности уловить связь причин и явлений. Из этого простой вывод: если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи ни о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую: сам человек не в силах выйти из-под гнета вещественной необходимости...» Если мечта о свободе не более как продукт того же гнета, то этим оправдывается «всякое принуждение извне, всякий деспотизм,, всякое торжество сильнейшего над слабейшим». Осн. произв.: «Окраины России», 1868-1876; «Иезуиты и их отношения к России», 1868; «Чем нам быть?», 1875; «Собр. соч.» в 10 тт., 18771896, изданные посмертно его братом.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: САМАРИН


будет выглядеть так: Что такое САМАРИН