САКРАЛИЗАЦИЯ |
Медицинская энциклопедия |
(sacralisatio; анат. sacralis крестцовый)
аномалия развития: уподобление V поясничного позвонка по форме I крестцовому, сопровождающееся их частичным или полным срастанием. |
Орфографический словарь Лопатина |
сакрализ`ация, сакрализ`ация, -и |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum - священный) - англ. sacralization; нем. Sakralisierung. Наделение предметов, вещей, явлений, людей "священным" содержанием; подчинение полит, и обществ, институтов, соц. и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(от лат. sacrum — священное), наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и обществ. институтов, социальной и науч. мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религ. влиянию. В основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного светскому, мирскому. С. в теологии означает подчинение богу. Символом этого выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате которой обыденная мирская процедура приобретает трансцендентный, божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как производного от бога существуют и расширительные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюркгейму, идея священного выражает естественно-природную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (коллективистскую) сущность, края противостоит светскому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог Р. Отто определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного и усматривает в нём определяющую черту религии, её подлинный корень.
На различных историч. этапах степень распространения и характер С. неодинаковы. С. свойственна первобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма начинается, а при капитализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации (секуляризации) различных сторон человеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии религ. организации и теологи, с одной стороны, пытаются «священное», «святое» максимально отделить, противопоставить земному, а с другой — стремятся расширить своё влияние за счёт включения в сферу сакрального явлений и представлений, характерных для совр. социальной действительности. При социализме секуляризация и становление общества массового атеизма ведёт к постепенному вытеснению влияния религии из обществ. и личной жизни человека.
см. к ст. Религия. |
|
|