Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СААДИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Саади
        ас-Саади, Са'ди Абдаррахман ибн Абдаллах ибн Имран ибн Амир (1596, Томбукту, — 1656, там же), африканский историк, автор хроники «Тарих ас-Судан» («История Судана») на арабском языке. Хроника С. содержит богатый материал по истории государства Сонгай (См. Сонгаи) в 15—16 вв., а также других государств в долине Среднего Нигера с 1591 по 1656. Значительное место занимают сведения по истории мусульманской культуры в Томбукту и Дженне. Хроника открыта немецким путешественником Г. Бартом во время его пребывания в Томбукту в 1853—54.
         Соч.: Tarikh es-Soudan. Texte arabe et trad. francaise, ed. et trad. par О. Houdas [T. 1—2], P., 1898—1900, 2 ed., P., 1964.
II
Саади (псевдоним; настоящее имя — Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин)
        (между 1203—10, Шираз, — 9.12.1292, там же), персидский писатель и мыслитель. Происходил из небогатой духовной семьи. В середине 20-х гг. 13 в. учился в высшей духовной академии «Низамия» в Багдаде. В 30-х гг. посетил Мекку, более 20 лет странствовал в одежде дервиша по всему мусульманскому миру. В Дамаске написал поэму «Бустан» (авторское название «Саади-наме», 1257) и, вернувшись в Шираз, преподнёс её местному правителю Абу Бекру ибн Сааду (1226—60). Ему же посвящен и «Гулистан» (1258). С. вёл полуотшельническую жизнь духовного наставника, «старца», в скромном подворье на окраине Шираза.
         Известны две редакции собрания сочинений С. Одна выполнена в 1334 неким Али Бисутуном, который внёс якобы второстепенные изменения в ранее существовавшую редакцию. Эта так называемая Бисутуновская редакция воспроизводится в большинстве списков, литографированных изданий, а также в лучшем научном издании доктора Форуги (Иран, 1941). Другая редакция представлена в четырёх списках начала 14 в. и значительно отличается от первой. Поскольку эти списки ещё не привлекались для подготовки изданий сочинений С., ни одно из них не может считаться критическим. В собрание сочинений входят: Предисловие (крайне риторическое и бессодержательное), не принадлежащее перу С.; «Пять меджлисов» — прозаические, пересыпанные стихами «послания»-поучения в религиозно-философском духе, «наставления царям», ответы па некоторые сложные нравственно-богословские вопросы; «Гулистан»; «Бустан»; арабские и персидские касыды (См. Касыда); элегии; макаронические стихи (см. Макароническая поэзия) любовно-лирического и моралистического содержания; «Тарджибанд» — цикл 113 22 любовных газелей (См. Газели), соединённых рефреном; четыре сборника газелей; «Книга Сахиба» — сборник стихов хвалебного, лирического, нравоучительного содержания; четыре раздела, включающие малые лирические формы, — рубай (См. Рубаи), кит'а, фрагменты. В состав собрания входил также порнографический раздел, в подлинности которого некоторые исследователи сомневаются.
         Расцвет поэтической деятельности С. падает на годы монгольского владычества. В отличие от современных ему поэтов — панегиристов и мистиков, С. обратил слово к широким кругам народа. Основу его литературных проповедей составили светлые идеи человечности. Он поведал их людям в музыкальных и ясных песнях-газелях, раскрывших целый мир простых человеческих радостей и печалей, а также в острых, смелых и смешных притчах-рассказах «Гулистана» и отчасти «Бустана». Огромны были и слава С., и влияние его на развитие литературы. Но если славу величайшего лирика С. делит с Хафизом, то он не знает себе равных в художественной проповеди активного, демократического гуманизма.
         Соч.: Куллият-е Са'ди-йе Ширази аз ру-йе нусхейе ки дженабе ага-йе Мухаммад Али Форуги тасхих намудаанд, Тегеран, 1320, с. г. х. (1941); Мунтахаби куллиёт. [Тартибдихандагон И. Ализода, А. Дехоти], Сталинабад, 1956; в рус. пер. — Избранное, Сталинабад, 1954; Гулистан. [Критич. текст. пер., предисл. и прим. Р. М. Алиева], М., 1959; Бустан. Лирика, М., 1962; Са'ди-наме (Бустан). [Подготовка науч. текста и посл. Р. Алиева], Тегеран, 1968.
         Лит.: Брагинский И., 12 миниатюр, М,, 1966; Сами Али, Шенасайн-е Са'ди дар Орупа, «Хонар ва мардом», 1967, № 61—62.
         А. Н. Болдырев.
        Саади. «Гулистан». Персидская миниатюра 16 в.
Мультимедийная энциклопедия
(Saadi) (между 1203-1210 - 1292), персидский поэт. Полное имя - Мушрифаддин ибн Муслихаддин Абдулла. В течение почти тридцати лет, с 1226 по 1255, он путешествовал по всем странам ислама, от Индии до Марокко, какое-то время был пленником крестоносцев в Триполи. Плодовитый автор, творивший на арабском и персидском, Саади знаменит главным образом двумя небольшими книгами, написанными в 1257 и 1258. Авторство третьей, Панднаме (Книга наставлений), сомнительно. Первая книга, Бустан (Плодовый сад), является сборником стихотворений на этические темы; вторая, Гулистан (Розовый сад), разделена на восемь глав, каждая из которых представляет один из аспектов житейской мудрости. В отличие от броской выразительности других персидских поэтов, с их склонностью либо к мистицизму и отказу от мирского, либо к скептицизму и гедонизму, миросозерцание Саади, отразившееся в его творчестве, укрощено здравым смыслом: он проповедует меру во всем, признавая ценность земных благ, коими следует наслаждаться именно потому, что они преходящи, и с глубоким сочувствием относясь к ближним. Эти особенности, наряду с общечеловеческим характером его творений (следствие страннического опыта, на который он часто ссылается), а также изящество стиля объясняют необычайную популярность Бустана и Гулистана на Востоке и их огромное влияние на тюркскую и индийскую литературу. Саади стал первым персидским поэтом, которого еще в 17 в. узнали на Западе. ЛИТЕРАТУРА Алиев Р. Саади и его "Гулистан". М., 1958 Кулматов Н.А. Этические взгляды Саади. Душанбе, 1968 Саади. Избранное. Ташкент, 1978
Современная Энциклопедия
СААДИ (настоящее имя Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах) (между 1203 и 1210 - 1292), персидский писатель и мыслитель. Свыше 20 лет странствовал в одежде дервиша. В лирике, посланиях-поучениях, притчах поднимал сложные философские, этические и религиозные вопросы. Всемирно известны его газели, этико-дидактическая поэма "Бустан" (1256 - 57) и книга притчей в прозе и стихах "Гулистан" (1258).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(псевдоним Муслихаддина Абу Мухаммеда Абдаллаха ибн Мушрифаддина (ок. 1203-1292); перс. писатель и мыслитель) Ты сказала, что Саади Целовал лишь только в грудь. Подожди ты, бога ради, Обучусь когда-нибудь! Ес924 (III,13); Чтоб не припасть к гвоздикам. Лугом пройдешь, как садом. Шепот ли, шорох иль шелест - Нежность, как песни Саади. Вмиг отразится во взгляде Месяца желтая прелесть, Нежность, как песни Саади. Ес925 (III,18); Есть у меня - сказал, так в ладони! - Для девочек лани, для мальчиков кони, Плоды Соломона и розы Саади, Для мальчиков - войны, для девочек - свадьбы, Весь мир - нараспев И ласка для всех. Цв925 (III,101)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СААДИ


будет выглядеть так: Что такое СААДИ