Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЖЕВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Владимир Васильевич [р. 23.7.1919, с. Воронцово-Александровское, ныне г. Зеленокумск Ставропольского края], советский учёный в области горного дела, член-корреспондент АН СССР (1966). Член КПСС с 1943. Окончил Московский горный институт (1941). С 1949 преподаёт в Московском горном институте (с 1958 профессор, с 1962 ректор). По инициативе Р. разработаны и внедрены новые учебные программы подготовки горных инженеров для горнодобывающей промышленности в СССР. Основные труды по теории и практике открытой разработки месторождений, физике горных пород и процессов. Создал метод геометрического анализа карьерных полей и проектирования режима горных разработок. Почётный доктор Фрейбергской горной академии (ГДР) и Мишкольского университета тяжёлой промышленности (ВНР). Награжден 3 орденами, а также медалями.
         Соч.: Основы проектирования карьеров, М., 1958 (совместно с Е. Ф. Шешко); Основы физики горных пород, 3 изд., М., 1973 (совместно с Г. Я. Новиком); Процессы открытых горных работ, 2 изд., М., 1974.
         Лит.: Владимир Васильевич Ржевский, М., 1969 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Сер. технических наук. Горное дело, в. 12).
         В. А. Боярский.
Ономастикон
см. РАЖЕДИНОВ
Энциклопедия Отечеcтво
РЖЕВСКИЙ Владимир Васильевич (1919-92), учёный в области горного дела, академик РАН (1981). Труды по открытой разработке месторождений, физике горных пород. Государственная премия СССР (1983).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Суржевский) Леонид Денисович (1905-1986) литературовед, текстолог, писатель. Учился в Моск. пед. ин-те, защитил дис. о языке Грибоедова. Преподавал в ряде вузов, в 1941 — доцент; был мобилизован, раненым попал в плен, где стал членом НТС, после войны остался на Западе. Сотрудничал, а в 1952-55 возглавлял журнал “Грани”. В 1956 участвовал в сб. “Очерки большевизмоведения”. В 1953-63 читал курсы лит-ры и истории рус. лит. языка в Лундском унте (Швеция). В 1963 переехал в США, где читал лекции в Оклахом. ун-те. В 1964-74 работал в Нью-йоркском ун-те; выйдя в отставку, преподавал в аспирантуре Летней школы языков Норвичского ун-та. В 1970 публикует “Прочтенье творч. слова”, в 1972 — “Творец и подвиг” и “Три темы по Достоевскому”. В 1975-76 принимал участие в редактировании “Нового журнала” (гл. ред. Р. Гуль), издал роман “Две строчки времени”. Heзадолго до смерти Р. редактировал сб. стихов И.Елагина “Тяжелые звезды”.
        Взгляды Р. сформировались под влиянием формализма, “Новой критики” и структурализма; его худож. произведения связаны со словообразованием Солженицына. Текст, по Р., является самоценным культурным феноменом, несводимым к утилитарному социологизаторству. В статье “Светофоры на путях советского языкознания” (Грани, 1950, N 10) Р. отмечал ненаучность и методологии Марра (отказ от сравнит.-истор. метода, стадиальность, партийный подход), и внедискуссионность статьи Сталина.
        Подробный анализ культурной ситуации в СССР дан в двух статьях Р., написанных совместно с Н.Оси-повым для “Очерков большевизмоведения” (1956). В статье “Советский язык” Р. писал, что вмешательство партии в языковую область деформировало культуру речи, превратило рус. словарь в советский. Интервенция идет по нескольким основаниям: создание новых слов и словосочетаний, замена лексич. значения слов, ликвидация речевой свободы путем редукции богатства языка к партийным шаблонам.
        В статье “Советский человек” Р. анализирует социокультурную ситуацию в тоталитарном об-ве. Постоянное давление на каждого индивида, угроза доноса выработали двоемыслие. Психика советского человека состоит из области сознательного, бессознательного и “показательного”. Постоянный элемент игры в “благонадежного” присутствует в любой социокультурной практике. Игра имеет место не только у оппозиции, но и у искренне верящих властям. Это самообман, мимикрия. Тяга к знанию, твор. акт подменяются квалификацией, целесообразностью, обусловленной боязнью истины. В творчестве человек находит свою сущность, отличную от коммунистической. Здесь заложена оппозиция двух видов нравственности: официальной и тайной. Советская дрессура по созданию нового человека не удалась, т.к. он сохранил социокультурную деятельность.
        В области культурологич. прочтения текста Р. исследует “связку”: структура, образная система, речевая ткань, образ автора.
        В сб. “Прочтенье творч. слова” (1970) Р. противопоставляет структуру и композицию. Композиция подразумевает внешнее деление текста, структура — анализ членения и функциональной связи компонентов. Она раскрывает архитектонич. гармонию произведения, несет в себе систему образов — творч. представлений автора, данных посредством худож. слова. Речевая ткань — первообъект худож. прочтения, т.к. представляет словарь и строй языка. Эти три компонента объединяются образом автора — творч. самораскрытием художника в собственной данности. В условиях несвободы формой самораскрытия служит тайнопись, близкая по значению аллегории и символу, но в большей степени связанная с целеустремленностью замысла.
        Тайнописи посвящены статьи о “Стиле и замысле “Доктора Живаго” и “Пилатов грех” (анализ булгаковского романа). Самораскрытие образа автора дано в работе об Ахмадулиной. В статье о стиле И.Бабеля Р. писал, что метафоричность языка и ирония, определяющая отношение субъекта повествования к объекту, создают авторский стиль. Две статьи Р. посвящены Солженицыну, у к-рого новаторство в культуре языка достигается посредством заимствований из словаря Даля, живой разговорной речи и собств. словотворчества. Эксперименты в области языка дают Солженицыну возможность создать повеств. конструкцию с особой разговорно-доверит. тональностью. Культурный феномен Солженицына рассмотрен в сб. статей “Творец и подвиг” (1972). В нем Р. развил темы словообразования (“Воскрешение слова”). Он также проанализировал ряд оппозиций, заложенных в романах: “В круге первом” — “два хора”: палачи и жертвы; в “Раковом корпусе” — внутр. конфликт Костоглотова и Русанова. Разбирая “Узел первый”, Р. выявил два сюжетных кольца: динамическое — Воротынцева и статическое — Самсонова; отметил смену полифонич. манеры повествования на монологич. Проанализировав книги Солженицына, Р. пришел к выводу, что его творч. манеру следует отнести к знаменат. реализму — глубинной значимости образов, рождающей параллельные ассоциации, углубляющие прочитанное.
        Посмертно опубликованный сб. “К вершинам творческого слова” (1990) составлен самим Р. Он включает статьи о рус., советской и эмигрантской культуре. Ряд очерков посвящен анализу творчества Пушкина, Л. Толстого, Чехова, И. Елагина, Кленовского. В сб. вошла брошюра “Три темы по Достоевскому”, включена статья, выявляющая общую культурную проблематику в творчестве Достоевского и Пушкина.
        В худож. произведениях Р. показана социокультурная ситуация в СССР и эмиграция через пограничные ситуации, переживаемые героями.
 
Соч.: Между двух звезд. Нью-Йорк, 1953; Прочтенье творческого слова. Нью-Йорк, 1970; Две строчки времени: Роман. Франкфурт на Майне, 1976; Мотив жалости в поэтике Достоевского // Грани. Франкфурт на Майне, 1986. № 142.
 
Лит.: Брейтбарт Е. Радость творч. слова // Грани. Франкфурт на Майне, 1986. № 142; Синкевич В. Посмертная книга Леонида Ржевского // Грани. 1991. № 159. — Рец. на кн.: Ржевский Л. К вершинам творческого слова. Изд. Норвичского ун-та. 1990. 170 с.
 
А.В. Мартынов
Орфографический словарь Лопатина
рж`евский, рж`евский (от Ржев)
Литературная энциклопедия
Алексей Андреевич [1737—1804] — популярный в XVIII в. лирический поэт, член Российской академии, видный масон. Происходил из старинного дворянского рода. Его кратковременная литературная деятельность [1759—1763] носит отпечаток аристократического дилетантства. Блестящая придворная карьера в царствование Екатерины II заглушила в Р. писателя: за всю последующую жизнь он написал всего несколько од и две трагедии: «Прелеста» и «Смердий» (ставились на сцене, напечатаны не были). Поэтическое наследие Р. отличается богатством жанров: он писал оды — торжественные и анакреонтические, элегии, идиллии, стансы, сонеты, эклоги, басни, притчи и т. д. По своему лит-ому направлению Р. примыкал к группе Сумарокова и на первом этапе своего творчества сильно ему подражал. Оды Р., посвященные императорам, царствования к-рых он пережил, шаблонны; лучшие его произведения — стансы и элегии. В них преобладают мотивы неразделенной и тоскующей любви и грусти о непостоянстве и суете всего земного. Лирика Р. всегда соединена с дидактикой и является отголоском его масонских взглядов. Проповедь рационалистической добродетели, умеренности и внутреннего самоусовершенствования сочетается с признанием неизбежности желаний и страстей; истинное блаженство дает лишь душевное спокойствие, доступное человеку на всех без различия ступенях социальной лестницы; конечное успокоение и свободу дает смерть. Внутренняя сосредоточенность некоторой части лирики Р. выгодно выделяет ее на бравурном фоне торжественной поэзии его эпохи; однако образами и красками она не богата. Идейная опустошенность привела Р. к преобладанию в его творчестве формы над содержанием. Р. внес в поэзию ряд сложных лит-ых приемов: стихотворение-период, построенное по типу загадки, стихотворение, читаемое с разным расположением строк, ода из односложных слов и т. п. подчеркнутые ухищрения стиля. Стихотворения Р. печатались в журн. «Трудолюбивая пчела» и «Ежемесячные сочинения» [1759], «Полезное увеселение» [1760—1762] и «Свободные часы» [1763]; отдельным собранием изданы не были.
661 Библиография: II. Русский биографический словарь, т. Рейтерн — Рольцберг, СПБ, 1913 (статья без подписи); Гуковский Гр., Ржевский, в его книге: Русская поэзия XVIII в., Л., 1927 (Вопросы поэтики, вып. X). III. Венгеров С. А., Русская поэзия, вып. VI, СПБ, 1897. Т. Берхен-Глаголева
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЖЕВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое РЖЕВСКИЙ