Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РОДО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Rodo)
        Хосе Энрике (15.7.1871, Монтевидео, — 1.5.1917, Палермо), уругвайский литературовед и философ. Преподавал испано-американскую литературу в университете Монтевидео (1898—1901). Депутат парламента (1902—08). В последние годы жизни — европейский корреспондент аргентинского журнала «Карас и каретас» («Caras у caretas»). В своих работах с позиций романтического гуманизма выступал против Позитивизма и Прагматизма. В центре его внимания — проблемы, связанные с судьбой личности в обществе, её духовной свободой. В жизни индивида и общества в целом Р. видел борьбу двух противоположных сил — духовности и низменных инстинктов, грубого утилитаризма. В философско-социологическом эссе «Ариель» (1900, рус. пер. 1965, частичный) Р. противопоставлял духовные ценности и национально-самобытную культуру народов Латинской Америки «индустриальному гигантизму» и практицизму североамериканской культуры и образа жизни. Эта книга — одно из первых антиимпериалистических выступлений в Латинской Америке. Р. — автор сборников статей, эссе, речей: «Мотивы Протея» (1908), «Вышка Просперо» (1913) и др.
         Соч.: Obras completas, [2 ed.], В. Aires, [1956]; то же, Madrid, 1957.
         Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 774—75; Мамонтов С. П., Хосе Энрике Родо и формирование национального самосознания латино-американских народов на рубеже XIX и XX вв., в сб.: Проблемы идеологии и национальной культуры стран Латинской Америки, М., 1967; Scarone A., Bibliografia de Rodo. El escritor. Las obras. La critica, t. 1—2, Montevideo, 1930; Benedetti М., Genio i figura de J. E. Rodo, B. Aires, [1966] (лит. с. 178—89).
Литературная энциклопедия
Хосе Энрике [Jose Enrique Rodo, 1872—1917] — уругвайский писатель и общественный деятель. Один из лидеров литературно-общественного движения начала века, пользующийся огромной популярностью и славой «учителя учителей» в кругах буржуазной интеллигенции Юж. Америки. Р. — идеолог той группы уругвайской буржуазной интеллигенции, к-рая борется за социальное самоутверждение, против засилья североамериканцев как в экономике, так и в культуре. На его мировоззрение значительное влияние оказали идеи Тэна, Карлейля, Эмерсона и особенно Ренана, позднее Ницше. В своей программной книге «Ariel» [1900], представляющей собой речь, к-рую произносит учитель, расставаясь с учениками, Родо предлагает юношеству оставить «пути Калибана», утилитаризм и практицизм, свойственные США, и итти путем свободного и всестороннего развития идеалистических устремлений и запросов духа. На этом пути и должен формироваться тип новой нации — южноамериканской, тип креола. Индивидуальное совершенство для Р. — первое условие для создания гармонического общества. Отсюда духовный аристократизм Родо, его борьба против «уличной демократии» как неполноценной в социальном отношении массы, нуждающейся еще в воспитателях и руководителях. Перу Р. принадлежит также ряд книг и статей, посвященных деятелям национального освобождения Юж. Америки — Боливару и др. («El mirador de Prospero», 1917; «Cinco ensayos», 1915).
728 В области литературно-критической Р. был проповедником и теоретиком возникшего в эту эпоху модернизма (см. «Испано-американская литература»). Библиография: I. Bolivar, Caracas, 1914; Paginas escogidas, Madrid, 1917; El que viendra, Barcelona, 1920; Hombres de America (Montalvo, Bolivar, Ruben Dario), Barcelona, 1920, 2 ed., 1924. II. Valera J., Ecos argentinos, Madrid, 1901; Andrade Coello A., Rodo, 4-i ed., Quito, 1917; Gonzalez Blanco A., Escritores represantativos de America, Madrid, 1917; Henriquez Urena M., Rodo y Ruben Dario, Habana, 1918; «Nosotros», v. V, 1917 (номер, посвященный Rodo); Perez Petit V., Rodo, Montevideo, 1919; Contreras Fr., L’Esprit de l’Amerique espagnole, P., 1931. III. Scarone A., Bibliografia de J. E. Rodo, 2 vv., Montevideo, 1930. Д. Выгодский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РОДО


будет выглядеть так: Что такое РОДО