|
|
|
|
|
РОББИА |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Robbia)
семья итальянских скульпторов эпохи Возрождения, впервые применивших технику цветной майолики (См. Майолика) к рельефу и круглой пластике. Жили и работали во Флоренции. Главой семьи был Лука делла Р. (1399 или 1400 — 23.2.1482), получивший художественное образование в ювелирной мастерской. Испытал влияние Л. Гиберти. Первоначально работал в бронзе и мраморе (мраморные рельефы певческой трибуны в соборе Санта-Мария дель Фьоре, 1431—38), в 1440-х гг. изготовлял окрашенные в ясные тона майоликовые рельефы для украшения зданий и алтарей (13 медальонов в капелле Пацци церкви Санта-Кроче). Среди произведений Луки делла Р., проникнутых земным, жизнеутверждающим духом, особенно многочисленны композиции с изображением мадонны, полные лирической одухотворённости (люнета Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа). Племянник, приёмный сын и ученик Луки — Андреа делла Р. (1435—1525), работая уже исключительно в технике майолики, расширил сферу её применения (круглые статуи и т. д.), употреблял более разнообразные тона. Среди произведений: медальоны с изображением спелёнутых младенцев на фасаде Оспедале дельи Инноченти (1463—66), группа «Встреча Марии с Елизаветой» (1491, церковь Сан-Джованни Фуорчивитас, Пистоя). Из сыновей Андреа, продолжавших его традиции, наиболее одарённым был Джованни делла Р. (1469 — после 1529), произведения которого благодаря необычайно богатой полихромии напоминают алтарные живописные образы и несут известный оттенок натурализма.
Лит.: Marquand A., Andrea della Robbia and his atelier, v. 1—2, Princeton — L., 1922; Planiscig L., Luca della Robbia, Firenze, [1948]; Bravo C. deI, L'umanesimo di Luca della Robbia, «Paragone», 1973, v. 285, p. 3—34.
Лука делла Роббиа. «Мадонна с ангелами». 15 в. Деталь Люнеты Палаццо деи Капитани ди Парте Гуэльфа во Флоренции.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(Robbia),
семья итальянских скульпторов и мастеров прикладного искусства эпохи
Возрождения.
Лука делла Роббиа
(Luca della Robbia)
(ок. 1399-1482), скульптор и ювелир, родился во Флоренции. Его первая
значительная работа - созданная в 1431-1438 мраморная кантория (певческая
трибуна) для собора Санта Мария дель Фьоре. Она украшена рельефами с
изображением поющих и музицирующих мальчиков и юношей. Второе крупное
произведение скульптора, выполненное из мрамора, - надгробие епископа
Федериги в церкви Санта Тринита, законченное в 1456. Оно напоминает по
форме надгробие Леонардо Бруни работы Бернардо Росселино. Произведение
Луки делла Роббиа несколько проще; фигуры отличаются мягкостью
пластической моделировки; терракотовые плиты обрамления окрашены в яркие
цвета.
Лука делла Роббиа первым использовал цветную глазурь для создания
полихромной терракотовой скульптуры - новшество, которое он впервые
применил в 1441 при создании табернакля церкви в Перетоле близ Флоренции.
В этом произведении он соединил мрамор, бронзу и терракоту, частично
глазированную, а частично просто раскрашенную. Начиная с этого времени
скульптор много работал в новой технике. Широко известны его
многочисленные рельефные изображения Мадонны с Младенцем, где фигуры
покрыты белой блестящей глазурью, а фон - матовой голубой. Однако,
вероятно, самые замечательные произведения Луки делла Роббиа, выполненные
в изобретенной им технике, - два табернакля для церкви городка Импрунета,
к сожалению, сильно пострадавшие во время Второй мировой войны. В них
мастер использовал, кроме обычных белой и голубой, зеленую, коричневую и
красную глазурь.
Андреа делла Роббиа
(Andrea della Robbia)
(1435-1525), скульптор, племянник, ученик и помощник Луки делла Роббиа.
Родился во Флоренции. В отличие от Луки, работал преимущественно в технике
терракоты. Исключением является мраморный алтарь из церкви Санта Мария
делле Грацие близ Ареццо. Андреа делла Роббиа продолжал руководить
мастерской своего дяди после его смерти и превратил ее в своего рода
мануфактуру: для создания копий использовались специальные формы,
изготавливались детали архитектурного орнамента, а готовая продукция в
больших количествах отправлялась на кораблях в другие города и страны.
Андреа создал несколько больших алтарей со скульптурными группами,
изображающими эпизоды из Священного Писания. Хорошо известны выполненные
им медальоны с фигурками младенцев для Воспитательного дома во Флоренции.
Произведения Луки делла Роббиа иногда трудно отличить от работ Андреа. Эта
проблема стоит особенно остро в отношении скульптурной группы Встреча
Марии и Елизаветы из церкви Сан Джованни Фуорчивитас в Пистойе (ок. 1455):
изящество и некоторая сентиментальность говорят в пользу авторства Луки, в
то время как реализм указывает на Андреа.
Из семи сыновей Андреа делла Роббиа пятеро помогали отцу. Из них наиболее
известен Джованни (Giovanni, 1469 - ок. 1529), который часто
подписывал свои работы. Одно из лучших его произведений - полихромный фриз
на Оспедале дель Чеппо в Пистойе, исполненный между 1525 и 1529, на
котором изображены Семь дел милосердия. Другой сын Андреа, Джироламо
(Girolamo, 1488-1566), уехал во Францию в 1528 и почти сорок лет занимал
должность придворного скульптора и архитектора. Он привез во Францию
технику глазированной терракоты, однако в основном известен как автор
проекта Мадридского замка в Булонском лесу (не сохранился), построенного
для Франциска I. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: РОББИА
будет выглядеть так: Что такое РОББИА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|