Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РИХТЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Рихтер
        Андрей Александрович [3(15).8.1871, с. Куровское, ныне Калужского района Калужской области, — 2.4.1947, Москва], советский физиолог растений, академик АН СССР (1932; член-корреспондент 1929) и ВАСХНИЛ (1935). Окончив Петербургский университет (1893), преподавал в нём. Профессор (1917) и ректор (с 1921) Пермского университета. Профессор Саратовского (1924) и Московского (1931) университетов. Директор Лаборатории биохимии и физиологии растений АН СССР (с 1932) и созданного на её базе Института физиологии растений им. К. А. Тимирязева АН СССР (1934—38). Директор Лаборатории фотосинтеза АН СССР (с 1939). Основные труды по спиртовому брожению, фотосинтезу (усовершенствовал методику исследований), устойчивости растений к неблагоприятным условиям среды (засуха, низкие температуры, засоление почвы), физиологии и биохимии технических культур, иммунитету и др. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
         Лит.: Памяти академика А. А. Рихтера. Сб. работ, М. — Л., 1949 (Труды ин-та физиологии растений им. К. А. Тимирязева, т. 6, в. 2).
         Д. В. Лебедев.
        А. А. Рихтер.
II
Рихтер (Richter)
        Бертон (р. 22.3.1931, Нью-Йорк), американский физик. Окончил Массачусетсский, технологический институт (1952), с 1956 работает в Станфордском университете (в лаборатории Станфордского линейного ускорителя), с 1967 профессор. Основные труды по физике элементарных частиц. В 1974 в опытах на встречных электрон-позитронных пучках открыл J/ -мезон — первую частицу нового семейства мезонов с четвёртым («очарованным») кварком (См. Кварки) (Нобелевская премия, 1976), а также обнаружил ’-мезон и мезонные резонансы с массами 2,8—3,6 Гэв.
III
Рихтер
        Виктор Юльевич [3(15).4.1841, Добеле, ныне Латвийская ССР, — 27.9(9.10).1891, Бреславль, ныне Вроцлав, ПНР], русский химик. Окончил (1862) университет в Дерпте (ныне Тарту), был ассистентом в Петербургском технологическом институте (1864—72), с 1873 профессор института сельского хозяйства и лесоводства в Новоалександрии (ныне Пулавы, ПНР). С 1875 работал в институте технологии сельского хозяйства в Бреславле (с 1879 профессор, с 1890 директор). В докторской диссертации «Исследование о строении бензоловых производных» (1872) Р. установил структурные формулы двузамещённых производных бензола, изучил их взаимные переходы и направляющее действие заместителей. Опубликовал на русском языке «Учебник органической химии, основанной на теории химического строения» (1870) и «Учебник неорганической химии по новейшим воззрениям» (1874; 13 изд. 1910). Оба учебника, в которых Р. последовательно проводил взгляды А. М. Бутлерова и Д. И. Менделеева, выдержали в конце 19 — начале 20 вв. много изданий и были переведены на английский, итальянский и немецкий языки.
         Лит.: Prausnitz G., Victor von Richter, «Berichte der Deutschen chemischen Gesellschaft», 1891, Bd 24, S. 1123—30.
         С. А. Погодин.
IV
Рихтер
        Дмитрий Иванович [25.10(6.11).1848, Москва, — 2.7.1919, г. Пушкин], русский статистик и экономист. Основные труды по экономическому и комплексному районированию Европейской России («Опыт разделения Европейской России на районы по естественным и экономическим признакам», 1898). В 1909 Р. приступил к составлению «Географического словаря России» (с 1909 по 1911 вышло 6 выпусков).
V
Рихтер (Richter)
        Иеремия Вениамин (10.3.1762, Хиршберг, Германия, — 4.5.1807, Берлин), немецкий химик. В 1789 окончил университет в Кёнигсберге (ныне Калининград); затем работал секретарём и пробирером горного управления в Бреславле (ныне Вроцлав); в 1798—1807 химик Берлинской фарфоровой фабрики. Изучал количественные соотношения при нейтрализации кислот основаниями, открыл закон эквивалентов, ввёл термин «стехиометрия». Свои выводы изложил в работах: «Основания стехиометрии или искусства измерения химических элементов» (т. 1—3, 1792—94) и «О новых направлениях в химии» (в. 1—11, 1791—1802). Работы Р. имели большое значение для обоснования атомной теории в химии. Член-корреспондент Петербургской АН (1800).
         Лит.: Фигуровский Н. А., Очерк общей истории химии..., М., 1969, с. 420—26; Partington J. R., A history of chemistry, v. 3, L., 1962, p. 674—88.
VI
Рихтер (Richter)
        Иоганн Пауль Фридрих (1763—1825), настоящее имя немецкого писателя, известного под псевдонимом Жан Поль.
VII
Рихтер (Richter)
        Людвиг (28.9.1803, Дрезден, — 19.6.1884, там же), немецкий живописец и график, представитель позднего романтизма. Учился в Дрезденской АХ, где преподавал в 1836—77. Ранние романтические пейзажи Р. мелочны и жестки по манере письма («Лесной источник близ Ариччи», 1831, Национальная галерея, Берлин); в дальнейшем создавал задушевные, но несколько сентиментальные произведения, в которых идеализировал патриархальный быт немецкой провинции и деревни («Свадебное шествие весной», 1847, Картинная галерея, Дрезден), рисунки на темы народной жизни, сказок, песен и др.
         Лит.: Кетре L., Ludwig Richter, [4 Aufl.], Dresden, 1956.
VIII
Рихтер
        Святослав Теофилович [р. 7(20).3.1915, Житомир], советский пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Начальное музыкальное образование получил под руководством отца, пианиста и органиста. В 1933—37 концертмейстер Одесского театра оперы и балета. В 1934 дал самостоятельный концерт (в Одессе). В 1937—47 учился (с перерывами) у Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории. С 1940 концертирует в СССР, с середины 1950-х гг. — во многих странах. Р. — выдающийся пианист современности. Его исполнение, отмеченное чертами яркой художественной индивидуальности, глубоко содержательно, проникнуто исключительной образной силой и непреклонностью творческой воли, отличается блистательным мастерством техники и богатством звуковых красок. Репертуар Р. включает почти все стили — от сочинений И. С. Баха до К. Дебюсси, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Выступает и как ансамблист. 1-я премия на 3-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1945), Государственная премия СССР (1950), Ленинская премия (1961).
         Лит.: Мильштейн Я., Святослав Рихтер, «Советская музыка», 1948, № 10; Дельсон В., Святослав Рихтер, М., 1961; Нейгауз Г., Об искусстве фортепианной игры, 3 изд., М., 1967; Рабинович Д., Портреты пианистов, 2 изд., М., 1970.
         Я. И. Мильштейн.
        С. Т. Рихтер.
IX
Рихтер (Richter)
        Ханс Вернер (р. 12.11.1908, Банзин, остров Узедом), немецкий писатель (ФРГ). В 1940—43 солдат. В 1943—45 в плену в США. Один из организаторов объединения прогрессивных писателей ФРГ — «Группы 47». Переведённый на многие языки роман «Разбитые» (1949) — одна из первых значительных антивоенных книг в литературе ФРГ. В романе «Линус Флек, или Утраченное достоинство» (1959, рус. пер. 1965) сатирически изображена антигуманная моральная атмосфера в ФРГ в период так называемого «экономического чуда». Сборник рассказов «Слепая тревога. Банзинскне истории» (1970) связан с воспоминаниями детства и юности писателя.
         Соч.: Du sollst nicht toten. Roman, Fr./M. — В., 1962; Menschen in freundlicher Umgebung, B., 1965; Rache fur den Ziegenbock, W. — Hdlb., 1973; в рус. пер. — Не убий, М., 1960.
         Лит.: Фрадкин И. М., Литература новой Германии, 2 изд., М., 1961; Рожновский С., «Группа 47», «Вопросы литературы», 1963, № 3; Млечина И., Утраченное достоинство, «В мире книг», 1966, № 3; Сучков Б., Политика и литература, «Литературная газета», 1971, 3 февр..
X
Рихтер (Richter)
        Ханс Тео (7.8.1902, Рохлиц, Саксония, — 14.9.1969, Дрезден), немецкий график. Учился в Академии художественного ремесла (1919—22) и в АХ (1926—31) в Дрездене у О. Дикса. Преподавал в Высшей школе изобразительного искусства в Дрездене (с 1947). Работал преимущественно в технике станковой литографии. Произведения Р. («После купания», 1954; «Мать с ребёнком», 1957) отличаются лаконизмом средств выражения, тонким психологизмом и лиричностью. Лауреат Нациоальной премии ГДР (1965).
         Лит.: Schmidt W., Hans Theo Richter. Das graphische Werk, Dresden, 1974.
1000 кратких биографических данных
(Richter) Евгений (1838-1906). Немецкий политический деятель, один из вождей немецкого либерализма. Известен своей борьбой против протекционизма и защитой полной свободы промышленности. В 1891 г. выпустил сатирическую брошюру против социалистов, которая была переведена на русский язык под заглавием "Социал-демократические картинки будущего по Бебелю".
Энциклопедия Отечеcтво
1.
РИХТЕР Андрей Александрович (1871-1947), физиолог и биохимик растений, академик АН СССР (1932) и ВАСХНИЛ (1935). Труды по фотосинтезу, иммунитету, засухо- и солеустойчивости растений, биохимии технических культур.
2.
РИХТЕР Святослав Теофилович (1915-97), пианист, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1975). Ученик Г. Г. Нейгауза. Концертировал с 1934. Его исполнению присущи глубина и масштабность концепций, исключительная сила волевого и эмоционального воздействия на слушателей. В репертуаре - произведения разных жанров и стилей. Выступал и как ансамблист (в т. ч. с квартетом им. А. П. Бородина). Ленинская премия (1961), Государственная премия СССР (1950), Государственная премия Российской Федерации (1995).
С.Т. Рихтер
Орфографический словарь Лопатина
Р`ихтер, Р`ихтер, -а: шкал`а Р`ихтера (по шкал`е Р`ихтера, о землетрясении)
Литературная энциклопедия
1. Зинаида Владимировна [1890—] — современная писательница-журналистка. Родилась в артистической семье. Впервые в печати выступила с «Записками путешественницы. — Пешком по России» [1914]. С 1918 — военная корреспондентка «Известий», работник Роста. С 1930 перешла на лит-ую работу. В 1934 — спецкорреспондент «Правды». К очерку Р. пришла от стенгазеты Роста, агитстатей и военно-корреспондентских сводок. Материал для своих очерков Р. черпает из путешествий. Сванетия, далекие углы севера, прокладка нового воздушного пути на первых советских самолетах (Москва — Монголия — Китай), арктические плавания ледореза «Литке», жизнь Алтая, Киргизстана, Казакстана и др. — вот материал ее очерков. Очерки Рихтер отличаются остротой восприятия, живостью, но в то же время страдают некоторой поверхностностью описаний. Р. собирает факты, наблюдения, разговоры, но недостаточно обобщает виденное. В сборниках «7 000 километров по воздуху», «Москва — Монголия — Китай», где тема требует политической заостренности, доминируют у Рихтер описания банкетных и религиозных церемоний, черты бытового своеобразия Китая и
709 Монголии, но слабее представлено революционное движение. Р. дала книгу о гражданской войне — «Поход Осевэка» (особый северный экспедиционный отряд), повествующую о героической борьбе с Колчаком. В настоящее время [1935] Р. работает над книгой о советском периоде нефтяного Баку («История фабрик и заводов»). Библиография: I. Кавказ наших дней, 1923—1924, изд. «Жизнь и знание», М., [1924]; За полярным кругом, изд. «Молодая гвардия», М.—Л., 1925; 7 000 километров по воздуху. Москва — Монголия — Китай, изд. Авиоиздат, М., 1926; Золотой Алдан. [Путевые очерки], Гиз, М.—Л., 1927; Алдан. [Путевые очерки], изд. Акц. изд. об-ва «Огонек», М., 1928 (Биб-ка «Огонек»); По Лапландии. [Путевые очерки], изд. то же, М., 1929 (Биб-ка «Огонек»); Семафоры в пустыне. На изысканиях Туркестано-Сибирской железной дороги, предисловие А. Халатова, изд. «Молодая гвардия», М.—Л., 1929 (Биб-ка экспедиций и путешествий); Азиатская Швейцария. (По киргизским кочевьям), изд. «Физкультура и туризм», М.—Л., 1930 («Биб-ка пролет. туриста»); В солнечной Абхазии и Хевсуретии. [Путевые очерки], изд. то же, М.—Л., 1930 («Биб-ка пролет. туриста»); В стране голубых озер (Очерки Алтая), изд. [«Молодая гвардия»], М.—Л., 1930 (Биб-ка экспедиций и путешествий); Мед и золото. [По Алтаю], изд. то же, М.—Л., 1930 («Биб-ка пролет. туриста»); Мои путешествия по суше, морю и воздуху, изд-во «Красная газета», Л., 1930 (прилож. к журн. «Вокруг света»); Это и есть Москва. Очерки, зарисовки, заметки, изд-во «Федерация», Москва, 1930; На «Литке» к острову Врангеля. Записки участника спасательной экспедиции, изд. «Молодая гвардия», М., 1931 (У нас и за границей); У белого пятна. Спасательная экспедиция ледореза «Литке» на остров Врангеля, изд. «Федерация», М., 1931; То же, изд. 2, испр., М., 1931; Поход Осевэка [Особый северный экспедиционный отряд. Урал. 1919 г. Правдивый рассказ, предисл. С. Меженинова], ГИХЛ, [M.], 1933. II. «Журналист», 1925, XI (о книге «За полярным кругом»); Map И., «Книгоноша», 1926, VIII; «Журналист», 1926, III: Антонов, Как не надо писать о Монголии, «Жизнь Бурятии», 1927, I—III (о книге «7.000 километров по воздуху»); Инбер Вера, Четыре женщины, «Журналист», 1927, XI; Обручев С., Журналист и факты, «Печать и революция», 1927, VI; Смирнов Ник., «Новый мир», 1930, V; И. И., «Книга и революция», 1930, XXIII—XXIV; Резников Б., «Красная новь», 1930, VIII (о книге «Это и есть Москва»). Н. Унанянц
2. Иоганн Пауль Фридрих [лит-ый псевдоним Жан-Поль (Jean Paul), Johann Paul Friedrich Richter, 1763—1825] — немецкий беллетрист-юморист и сатирик. Р. в семье органиста, впоследствии пастора. С 1781 Р. в Лейпциге изучал некоторое время теологию, затем античную лит-ру гуманистов, великих буржуазных сатириков и просветителей. Первая книга Р. — сатира на умственную жизнь и быт «маленького Парижа» — Лейпцига — носит название произведения знаменитого памфлетиста Эразма Роттердамского «Lob der Dummheit» (Похвала глупости). Первым романом, намечающим основные линии творчества Р., явился роман «Die unsichtbare Loge» (Незримая ложа, 1793); имя Р. получило известность после выхода в свет романа «Hesperus oder 45 Hundsposttage» (Геспер или 45 дней собачьей почты, 1795). За ним последовали «Blumen- Frucht- und Dornenstucke oder Ehestand, Tod und Hochzeit des Armenadvokaten F. St. Siebenkas» (Отрывки о цветах, плодах, шипах, или супружество, смерть и свадьба адвоката для бедных Зибенкейза, 1796—1797). В Веймаре Р. познакомился с Гёте, Шиллером, Гердером. Затем появляются «Titan» (Титан, 1800—1803), в 1804 «Flegeljahre» (Озорные годы, 1804—1805) и «Vorschule der Aesthetik». В том же году он окончательно переселился в Байрейт. В байрейтский
710 период своей жизни Р. издал романы «Dr. Katzenbergers Badreise» (Путешествие д-ра Катценбергера на воды, 1809) и «Der Komet oder Nikolaus Marggraf» (Комета или Николай Маркграф, 1820—1822) и др. Р. вышел на лит-ую арену, когда замерло течение «Бури и натиска», отражавшее в лит-ре протест «плебейских» элементов бюргерства не только против феодализма, но и против ограниченности общебуржуазных стремлений. Убежденный сторонник идей Великой революции, чуждый узкому национализму, ищущий в умственной жизни Германии национального преломления «всечеловеческих» (т. е. буржуазно-демократических) идей, Р. непосредственно примыкает к «штюрмерам», но вместе с тем является учеником великого просветителя — Лессинга. Подобно «штюрмерам» Р. является певцом и апологетом низших слоев третьего сословия [«Зибенкейз», «Leben des Quintus Fixlein» («Жизнь Квинта Фикслейна», 1796), «Озорные годы»]. От «штюрмеров» идет и руссоистская борьба Р. за свободу чувства. Близка к «штюрмерам» и социология Р. — восприятие государства и общества как живого организма, который не должен терпеть насилия и принуждения. В полном согласии с традициями XVIII в. Р. во время наполеоновских войн четко отделяет вопрос национального освобождения Германии от ненависти к французскому народу, французской культуре и Великой революции. В последнем своем романе «Комета» Р. клеймит политику Священного союза и начатую в Германии «травлю демагогов». Социология, этика, мораль, эстетика Р. противостоят тому периоду немецкой лит-ры, который немецкие писатели-демократы 30—40-х гг. звали «периодом искусства», «периодом идеализма» или даже «периодом Гёте». В своем не только личном, но и социальном бунте против «холодного, односложного, бездушного бога» Гёте и «скалоподобного» Шиллера (Р. воспринял Шиллера в Веймаре не как «штюрмера» и автора «Разбойников», а как
711 автора «Мессинской невесты») Р. предвосхитил отношение к «периоду искусств» интернациональной демократии 30-х и 40-х гг., особенно ярко проявившееся у Гейне и Герцена. Счеты свои с «миром эстетической видимости» (Меринг) Р. сводит в романе «Титан», к-рый вместе с «Vorschule der Aesthetik» является наиболее ценной частью его творческого наследия. Он не только дает почти портретное изображение жизни при веймарском дворе, не только переносит характерные для Гёте черты на образ ледяного эгоиста Гаспарда, но на судьбе Дианы и художника Шоппе показывает, что искусство, оторванное от жизни, может привести только к смерти и безумию. Все проблески буржуазного демократизма и творческого реализма в произведениях Р. конечно не могли развиться в стройное и логическое целое. Социально-политическое бессилие немецкой буржуазии, ее бесправие и безволие тяготеют и над творчеством Р. «Немецкое убожество» (Энгельс) определяет слабость его положительных утверждений. Р. дал замечательные образцы буржуазной сатиры на жизнь немецких захолустных княжеств, на мелкие интриги при дворе («Незримая ложа», «Геспер» и «Титан»), на те государства, где, по его выражению, «вопреки фараонову сну семь жирных коров пожирают семь тощих, богатые — бедных, высшие — низших, дворяне — крестьян, и один — всех». Р. неоднократно говорит, что любовь к человечеству не отделима от ненависти к его угнетателям. И все же плебейский демократизм «штюрмеров» претерпел большие изменения у Рихтера, творившего в эпоху примирения Гёте и Шиллера с немецкой действительностью. В мире своих плебейских героев Рихтер видел малые дела, простые чувства, верность природе. Мещанские идиллии Р. написаны о людях бездейственных, к-рые черпают свое счастье в себе самих («Жизнь Квинта Фикслейна», «Озорные годы»). Активное вмешательство в жизненные дела, попытки переустройства жизни являются для Р. началом, вносящим внутренний разлад в человеческую психику. Сквозь все его романы проходит взаимно связанная и взаимно ответственная дружеская пара — человек действия и человек бездейственный; верное природе дитя, которому все удается из-за внутренней гармоничности. Таковы Фенк и Оттомар в «Незримой ложе», Виктор и Фламин в «Геспере», Зибенкейз и Лебгебер в «Зибенкейзе». Высшей точки это противопоставление достигает в «Титане», где Р. пробует также его уточнить. Рокайроль, действенность к-рого эгоистична, антигуманна, — это, по определению Р., «раб прошлого», в нем Р. воплотил хищную активность «жирных коров, поедающих тощих»; сыном будущего, подлинным титаном является Альбано, и Р. тщетно старается дать этому образу черты иной, гуманной и альтруистической действенности. Альбано отрицает мир эстетической видимости, Альбано защищает Великую революцию от нападок герцога Гаспардо, Альбано хочет участвовать в национально-освободительных войнах республиканской Франции. Но дальше декларация Альбано не идет, и если Р. достаточно ясно обрисовал
712 ложный «титанизм» (Линда и Рокайроль), то образ истинного титана ему не удался и противоречие между действенностью и гармонической верностью природе он не разрешил и не мог разрешить. Вместе с Лоренсом Стерном Р. является родоначальником той лит-ры, в к-рой основным героем является сам автор и к-рая получила высшее свое выражение в творчестве Генриха Гейне. В творчестве Р. сильны также черты реализма, к-рые делают его предшественником и учителем не только Гейне и младогерманцев, но и более поздних реалистов (Келлер напр.). Несомненным предшественником и учителем Гейне является Р. в своей теории и практике комического. В «Vorschule der Aesthetik» Р. дает обоснование своему юмору, к-рый он звал «смехом сквозь слезы». Юмор, по Р., должен иметь серьезную, даже трагическую основу, потому что он является смехом над людским безумием, а «безумие друга наполняет нас горькой болью: и разве не все люди любимые друзья наши». Кроме этой, по определению Гейне, «серьезной подмалевки шуток» Р. очень полно владеет оригинальной техникой комического. Из неожиданного сближения понятий Р. выводит новые и правильные заключения. Форма романов Р. крайне причудлива и своеобразна, так же как и его язык. Лирические отступления, вводные эпизоды, своеобразие в подаче материала (напр. собачьи депеши в «Геспере», написанные столь лаконично, что их почти нельзя расшифровать) делают его произведения чрезвычайно трудными и мало доступными по форме. Р. высоко ценили представители буржуазной и буржуазно-демократической лит-ры первой половины XIX в. в Германии (Берне, Гейне, Мундт, Лаубе, Планк, Гервинус и т. д.). После довольно длительного забвения интерес к творчеству Р. стал возрождаться в Германии в 10-х гг. XX века, причем в центре внимания эстетической и декадентской критики оказались болезненная раздвоенность и композиционная разорванность творчества Р., а не буржуазно-сатирические и реалистические его элементы. В столетнюю годовщину смерти Р. [1925] в Байрейте организовано специальное «Jean-Paul-Gesellschaft» (Жан-полевское общество). В России Р. пользовался вниманием и успехом в 40-х гг. прошлого столетия. К этому времени относятся все русские работы о Р., а также и все переводы его на русский язык. Библиография: I. Наиболее полное собр. сочин.: Jean Pauls Werke (с биограф. R. Gottschall’я), 60 Theile, Berlin, Hempel, 1879. С 1927 в Веймаре изд. критическое собрание сочинений Ж.-Поля, рассчитанное на 22 тт., под ред. E. Berend’a. До июля 1934 вышло 12 тт. Произведения Р. переводились на русский яз. гл. обр. в журналах первой половины XIX в.: «Мнемозина» (1824, т. I), «Московский телеграф» (1827, №№ 10, 11), «Московский вестник» (1827, тт. I, II, III: 1830, т. IV), «Современник» (1838, т. XII; 1841, т. XXII), «Московский наблюдатель» (1839, т. I) и др. Отд. издания: Антология из Жан-Поля Рихтера, СПБ, 1844; Цветы, плоды и шипы, или брачная жизнь, смерть и свадьба адвоката бедных Зибенкейза, перев. Е. Г. Бартеневой, Роман, СПБ, 1899. II. Автобиография: Wahrheit aus Jean Pauls Leben, 8 Bde, Breslau, 1826—1833 (Bde 2—8 v. C. Otto u. E. Forster); Spazier R. O., Jean Paul Friedrich Richter. Ein biographischer Commentar zu dessen Werken, 5 Bde, Lpz. — Berlin, 1833—1836; Nerrlich P., Jean
713 Paul und seine Zeitgenossen, Berlin, 1876; Его же, Jean Paul, Berlin, 1889; Czerny J., Sterne Hippel und Jean Paul, Berlin, 1904; Berend E., Jean Pauls Aesthetik, Berlin, 1909. Воспоминания и свидетельства современников о Р. собраны в кн. Беренда «Jean Pauls Personlichkeit», Munchen, 1913; Jaeggi Fr., G. Keller und Jean Paul, Bern, 1914; Marcus F., Jean Paul und H. Heine, Marburger Diss., 1920; Muller J., Jean Paul u. seine Bedeutung fur die Gegenwart, Lpz., 1923; Harich W., Jean Paul, Berlin, 1925; Burschell F., Jean Paul. Die Entwicklung d. Dichters, Stuttg., 1926; Meier W., Jean Paul. Das Werden s. geist. Gestalt., Zurich, 1926; Roemisch-Arosa W., Jean Paul u. wir. Vortrag, Dresden, 1926; Glock W., Jean Paul als Freigeist, Eine literarhistorische Studie, Hdlb., 1927; Schmitz W., Die Empfindsamkeit J. Pauls, Hdlb., 1930; Voigt G., Die humoristische Figur bei Jean Paul, Halle, 1934; Биография Р. в журн. «Светоч», 1861, кн. III (без подписи); Белинский В. Г., Полное собр. сочин., под ред. С. А. Венгерова, т. VIII, СПБ, 1907 (отзыв об «Антологии»); Шахов А., Гёте и его время, изд. 3, СПБ, 1903, стр. 278—286; Де Ла-Барт Ф., Литературное движение на Западе в XIX ст., изд. 2, М., 1914; Сретенский Н. Н., Историческое введение в поэтику комического, ч. 1. Учение Жан-Поля о комическом, Ростов н/Д., 1926 (ср. отзыв Р. Шор, «Печать и революция», 1927, III). III. Berend E., Jean-Paul-Bibliographie, Berlin — Munchen, 1925; Его же, Prolegomena zur historisch-kritischen Gesamtausgabe von Jean Pauls Werken, Berlin, 1927; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2, М., [1924], стр. 118—119: разработка темы «Влияние Ж.-П. Рихтера в России» Е. Книпович
3. Оскар [1898—] — латышский советский писатель, беллетрист. Сын безземельного крестьянина, рабочий. Участник партизанского движения в Латвии во время немецкой оккупации и после падения советской Латвии в 1919. В сборниках «Красные разведчики» и «В тылу врага» отобразил виденное и пережитое в гражданской войне. Его герои — люди с железной волей, преданные борцы за победу нового строя. Р. силен в непосредственной передаче пережитого и прочувствованного, слабее в его осмысливании, в обобщениях. Рассказы Р., не отличаясь полной художественной законченностью, все же увлекают сюжетностью, драматизмом, живостью языка. А. П.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
РИХТЕР (Richter) Бартон (р. 1931), американский физик. Работая с очень мощным УСКОРИТЕЛЕМ элементарных частиц, состоящим из пары колец-накопителей ЭЛЕКТРОНОВ, которые могли соединять частицы ВЕЩЕСТВА и антивещества с выделением большого количества энергии. В 1974 г. Рихтер открыл новую ЭЛЕМЕНТАРНУЮ ЧАСТИЦУ, разновидность МЕЗОНА, которую назвал пси-мезоном, с относительно долгим временем существования. Самюэль Тинг, который работал независимо от Рихтера, используя другой способ, одновременно с Рихтером открыл ту же частицу, которую назвал J-частицей. За эту работу Рихтер и Тинг совместно получили Нобелевскую премию по физике 1976 г.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РИХТЕР


будет выглядеть так: Что такое РИХТЕР