РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ |
Мультимедийная энциклопедия |
религиозное сообщество, объединенное исповеданием единой
христианской веры и участием в единых таинствах, руководимое
священниками и церковной иерархией, во главе которой стоит папа
Римский. Слово "католический" ("вселенский") указывает, во-
первых, на обращенную ко всему роду человеческому миссию этой
церкви и, во-вторых, на тот факт, что членами церкви являются
представители всего мира. Слово "римский" говорит о единстве
церкви с епископом Римским и его главенстве над церковью, а
также служит для отличия от других религиозных групп,
использующих в своем названии понятие "католический".
История возникновения. Католики верят, что церковь и
папство были учреждены непосредственно Иисусом Христом и
пребудут до конца времен и что папа есть законный преемник св.
Петра (а значит, наследует его примат, первенство среди
апостолов) и викарий (заместитель, наместник) Христа на земле.
Они верят также, что Христос дал своим апостолам власть: 1)
проповедовать его Евангелие всем людям; 2) освящать людей
посредством таинств; 3) руководить и управлять всеми теми, кто
принял Евангелие и крестился. И наконец, они верят, что этой
властью наделены католические епископы (как преемники
апостолов), возглавляемые папой, который обладает верховной
властью. Папа, будучи учителем и защитником богооткровенной
истины церкви, непогрешим, т.е. безошибочен в своих суждениях
по вопросам веры и морали; Христос гарантировал эту
непогрешимость, когда обещал, что истина всегда будет с
церковью.
Признаки церкви. В соответствии с традиционным учением,
эту церковь отличают четыре характеристики, или четыре
существенных признака (notae ecclesiae): 1) единство, о котором
св. Павел говорит: "одно тело и один Дух", "один Господь, одна
вера, одно крещение" (Еф 4:4-5); 2) святость, которую
усматривают в церковном учении, богослужении и святой жизни
верующих; 3) католичность (определенная выше); 4)
апостоличность, или происхождение установлений и юрисдикции от
апостолов.
Учение. Главные моменты учения Римско-католической
церкви изложены в Апостольском, Никейско-Константинопольском и
Афанасьевском символах веры, в более полном виде они содержатся
в исповедании веры, используемом при посвящении епископов и
священников, а также при крещении взрослых. В своем учении
Католическая церковь опирается также на постановления
вселенских соборов, и прежде всего Тридентского и Ватиканских,
особенно в отношении первенства и непогрешимой учительной
власти папы Римского.
К главным моментам вероучения Римско-католической церкви
относятся следующие. Вера в единого Бога в трех божественных
Лицах, различных между собой и равных друг другу (Отец, Сын и
Святой Дух). Учение о воплощении, страданиях, смерти и
воскресении Иисуса Христа, и соединение в его личности двух
природ, божественной и человеческой; божественное материнство
Пресвятой Марии, девственной до рождения Иисуса, при рождении и
после него. Вера в подлинное, реальное и субстанциальное
присутствие Тела и Крови с душой и божественностью Иисуса
Христа в таинстве евхаристии. Семь таинств, установленных
Иисусом Христом для спасения человечества: крещение,
миропомазание (конфирмация), евхаристия, покаяние,
елеосвящение, священство, брак. Вера чистилище, воскресении
мертвых и вечной жизнь. Учение о первенстве, не только чести,
но и юрисдикции, епископа Римского. Почитание святых и их
образов. Авторитет апостольского и церковного Предания и
Священного Писания, которые могут быть истолкованы и поняты
только в том смысле, которого придерживалась и придерживается
католическая церковь.
Организационная структура. В Римско-католической церкви
высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами
принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается
коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до
конца жизни или законного отречения. Согласно католическому
учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом
праве), вселенский собор не может состояться без участия папы,
за которым закреплено право созывать собор,
председательствовать на нем, определять повестку дня,
переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора
и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе
и являются его главным советниками и помощниками в управлении
церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им
или его предшественниками должностных лиц и обычно свою
административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом
канонического права через посредство конгрегаций, судов и
канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях
(называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении
своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и
епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е.
связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной
юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией
обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные
иерархи привилегированных церковных орденов, но последние
только по отношению к собственным подчиненным. И наконец,
священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего
прихода и по отношению к своим прихожанам.
В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов,
либо утверждает их избрание; епископы, в свою очередь,
назначают приходских священников и епархиальных должностных
лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не
участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть
католической церкви осуществляется либо в форме торжественного
догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора
и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и
проповеди).
Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру
(в случае младенцев за них это делают крестные родители),
приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает
право участия в остальных церковных таинствах и литургии
(мессе). После достижения разумного возраста каждый католик
обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по
воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от
мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней
мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи;
вносить пожертвования на содержание своего приходского
священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
Различные обряды. Если Римско-католическая церковь едина
в вопросах веры и морали, в послушании папе, то в области
литургических форм богослужения и просто дисциплинарных
вопросов допускается и все больше поощряется разнообразие. На
Западе доминирует Латинский обряд, хотя сохраняются еще
Лионский, Амвросианский и Мосарабский обряды; среди восточных
членов Римско-католической церкви встречаются представители
всех существующих ныне восточных обрядов.
Религиозные ордена. Историки отмечают важный вклад в
развитие культуры и христианской культуры, сделанный орденами,
конгрегациями и другими религиозными институтами. И сегодня они
играют заметную роль, как в собственно религиозной сфере, так и
в области образования и социальной деятельности.
Образование. Католики считают, что право на образование
детей принадлежит их родителям, которые могут пользоваться
помощью других организаций, и что подлинное образование
включает образование религиозное. Для этой цели католическая
церковь содержит школы всех уровней, прежде всего в тех
странах, где в программы государственных школ не включены
религиозные дисциплины. Католические школы бывают
понтификальными (папскими), епархиальными, приходскими или
частными; часто преподавание поручается членам религиозных
орденов.
Церковь и государство. Папа Лев XIII подтвердил
традиционное католическое учение, заявив о церкви и
государстве, что каждая из этих властей "имеет определенные
границы, в которых она и пребывает; эти границы определяются
природой и непосредственным источником каждой. Вот почему их
можно рассматривать как определенные, четко очерченные сферы
деятельности, причем каждая власть в рамках своей сферы
действует в соответствии с собственным правом" (энциклика
Immortale Dei, 1 ноября 1885). Естественное право возлагает на
государство ответственность только за вещи, имеющие отношение к
земному благу людей; позитивное божественное право возлагает на
церковь ответственность только за вещи, относящиеся к вечному
уделу человека. Поскольку человек является одновременно и
гражданином государства и членом церкви, возникает
необходимость регулирования правовых отношений между обоими
властями.
Статистические данные. По оценкам статистиков в 1993 в
мире насчитывалось 1040 млн. католиков (ок. 19% населения
земного шара); в Латинской Америке - 412 млн.; в Европе - 260
млн.; в Азии - 130 млн.; в Африке - 128 млн.; в Океании - 8
млн.; в странах бывшего Советского Союза - 6 млн.
См. также
<<МАРИЯ>>, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА;
<<КОДЕКС КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА>>;
<<МЕССА>>;
<<МОНАШЕСТВО>>;
<<НЕПОГРЕШИМОСТЬ>>;
<<ПАПСТВО>>;
<<ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ>>;
<<СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ>>;
<<ТАИНСТВО>>;
<<ЧИСТИЛИЩЕ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Катехизис Католической Церкви. М., 1996
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998 |
Энциклопедия Отечеcтво |
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, объединение верующих католического исповедания (см. КАТАЛИЦИЗМ). Организация Р.-к.ц. отличается строгой централизацией, иерархическим характером; глава церкви - папа римский, резиденция - Ватикан. На Руси католические миссионеры появились в 10 в. при князе Владимире I. В 12-13 вв. существовали католические храмы в Киеве, Новгороде, Пскове и других городах. Заселённые католиками земли вошли в состав России в 1721-1815 (Прибалтика, Украина, Белоруссия, Литва и Польша). С конца 18 в. в России находилась папская нунциатура (посольство). Архиепископ Могилёвский являлся митрополитом Р.-к. ц. (резиденция в Санкт-Петербурге, там же действовала Римско-католическая академия). По условиям конкордата (договора России с Ватиканом) 1847 папа римский признавался главой российских католиков. В 1866 конкордат был расторгнут Россией в одностороннем порядке (контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутренних дел). Католические епископы назначались императором по согласованию с папой римским. После Октябрьской революции 1917 на католическое духовенство распространено действие Декрета СНК РСФСР от 23.1(5.2). 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви. В СССР существовали две римско-католические иерархии: Литовская (юрисдикция епископа распространялась только на Литву) и Латвийская (Ординат Рижского архиепископства осуществлял управление католической епархией Латвии и обслуживал католическую диаспору на всей территории СССР, за исключением Белоруссии, где в 1989 возникла самостоятельная Минская епархия). После установления в 1990 дипломатических отношений с Ватиканом в Москве находится папский нунций (посол). В 1991 возрождены руководящие структуры Р.-к. ц.: Апостольские администра-туры для католиков латинского обряда Европейской части России (Москва) и Азиатской части России (Новосибирск).
|
Орфографический словарь Лопатина |
Р`имско-катол`ическая ц`ерковь, Р`имско-катол`ическая ц`ерковь |
Народы и религии мира |
религия
РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ·(РИМО- КАТОЛИЧЕСКАЯ) ЦЕРКОВЬ, церковная организация, представляющая одно из основных направлений христианства - римский католицизм. Вопрос о времени основания Римско-католическая·(римо- католическая) церковь сложен. Появление христианской церкви в Риме нередко относят к 50 н.э., однако в то время христианский мир был единым и его разделение на западную и восточную ветви еще не произошло. Датой раскола чаще всего называется 1054. |
|
|