Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Мультимедийная энциклопедия
Большей части западного мира классическая мифология знакома прежде всего в ее римских "одеждах": Зевс - это Юпитер, Гера - Юнона, Афина - Минерва, Крон - Сатурн, Одиссей - Улисс и т.д. Конечно, так было не всегда. Под слоем греческой культуры явственно просматриваются черты местной традиции. Хотя здесь и существовали персонифицированные божества, они играли гораздо меньшую роль, чем безличные духи - нумины (numina), которые одушевляли и контролировали различные места, вещи и даже формы человеческой деятельности. Даже те духи, которые имели индивидуальные имена, не наделялись личностными чертами и не обладали собственной мифологией. Не было и культа героев, который позволил бы включить исторических лиц в мифологию. Божественное начало, образно говоря, было разлито по всему миру, и чем больше мы удаляемся от персонифицированных богов с относящимися к ним мифами, тем больше приближаемся к самой сущности италийской религии. Главными духами были лишенные чувственной формы пенаты, лары и лемуры. Пенаты почитались в каждом доме, это - духи кладовых, где хранились запасы продовольствия. Считалось, что пенаты самого Рима были домашними богами Энея, которых он привез с собою в Италию после падения Трои. Лары - духи границ, разделявших земли соседских общин, они особенно почитались работниками-земледельцами и домашней челядью. Лемуры были призраками. С помощью ритуала человек пытался общаться с этими силами. По контрасту становится особенно ясно, сколь многим греческая культура была обязана своим представлениям о героической эпохе и своим контактам с ближневосточными цивилизациями. Без сомнения, народные сказки и предания были популярны среди италийских племен, однако в позднейшей мифологии их следы почти незаметны. Собственно римские мифологические предания, которые не являются простым переложением греческих мифов, обычно оказываются созданием римских писателей и поэтов или любителей древности. Первоначальный характер и особенности италийских богов - до отождествления этих богов с их греческим соответствиями - чаще всего весьма темны; некоторые здешние божества, не отождествленные с персонажами греческой мифологии, известны только по именам. Помимо Юпитера, в Риме с древних времен почитались Марс и Квирин, оба они отождествлялись с Аресом, греческим богом войны. Однако Марс, по-видимому, первоначально был важным земледельческим божеством, и римляне всегда придавали ему гораздо большее значение, чем греки - Аресу. Квирина иногда отождествляли с Ромулом, одним из основателей Рима, ставшим после смерти богом. Веста, возможно, связана с греческой богиней Гестией: обе они - богини священного очага, и ни у одной нет собственной мифологии. Однако после учреждения института дев-весталок, поддерживавших огонь в ее храме, Веста стала весьма влиятельной римской богиней. Древним римским божеством определенно был Янус, изображавшийся с двумя лицами и считавшийся богом входов и выходов и всякого начала вообще. Более существенной была его функция хранителя бродов и мест, безопасных (в мистическом смысле) для переправы через водные преграды. Юнона была важной богиней, позднее отождествленной с Герой, однако не ассоциировавшейся с Юпитером (за исключением случаев прямого греческого влияния). Нептун, младшее божество воды, стал римским аналогом Посейдона. В ходе экспансии Рима римляне знакомились с другими богами соседних италийских областей. Диана, охотница, почитавшаяся в посвященной ей роще к югу от Рима, была отождествлена с греческой Артемидой. Минерва, богиня ремесел, приняла на себя все функции Афины. Венера, в чьем ведении находилось цветение и плодоношение садов, была отождествлена с Афродитой. Благодаря своему сыну, троянцу Энею, она играла исключительно важную роль в легендах, призванных связать происхождение римлян с греческой героической эпохой. Меркурий унаследовал от Гермеса интерес к торговым занятиям, а Вулкан, бог вулканов, был отождествлен с Гефестом. Аполлон и Эскулап (греческий Асклепий) были заимствованы практически без изменений. Относительно Диониса римляне питали сомнения, так как экстатический характер его культа противоречил древнеримским идеалам. Однако со временем, вопреки сильному противодействию властей, его культ утвердился в качестве культа Бахуса, или Либера, и в эпоху Римской империи его мистерии приобрели чрезвычайную популярность. В ритуалах, посвященных фригийской Великой матери - Кибеле, римляне также начинают участвовать не раньше эпохи Империи. На греческую культуру сильнейшее влияние оказал гомеровский эпос, и Рим не мог воспринять эту культуру, не отыскав своего собственного места в героическом прошлом и не породив своего Гомера. Это стало возможным благодаря творчеству поэта Вергилия, жившего в начале эпохи Империи. Однако римляне не желали считать себя потомками завоеванных ими греков, поэтому искали свои корни среди древних соперников греков - троянцев. Энеида Вергилия не только воплотила в себе представления о связи Рима с Троей, но и стала самым значительным вкладом Рима в мифологическую традицию. Поэма посвящена Энею, сыну Венеры, которому удается спастись после падения Трои. Вместе с другими уцелевшими троянцами он переплывает Эгейское и Адриатическое море, достигает Сицилии, а затем и Карфагена на побережье Африки. Там Венера внушает карфагенской царице Дидоне любовь к Энею. Когда же Эней покидает царицу, чтобы осуществить свое предназначение и найти новую родину для троянцев, она убивает себя. Эней плывет вдоль берегов Италии и высаживается в Лации - области будущего Рима. Здесь ему дают в жены Лавинию, дочь царя Латина, однако прежде он должен победить в войне другого претендента на руку Лавинии - Турна. Лавиния дает свое имя Лавинию, важному религиозному центру Лация и Рима, а сын Энея, Асканий, принимает имя Юла (к нему возводил свое происхождение римский род Юлиев, самыми знаменитыми представителями которого стали Юлий Цезарь и Август). После Лавиния была основана Альба- Лонга, в свою очередь давшая начало новому поселению - Риму. По наиболее распространенной версии рассказа об основании Рима, власть в Альба-Лонге была захвачена узурпатором, который сверг своего брата, убил его сыновей и сделал свою племянницу, Рею Сильвию, девой-весталкой, чтобы она не могла иметь потомства. Однако Рею Сильвию полюбил бог Марс, и от него она родила близнецов, Ромула и Рема. Младенцы были брошены в Тибр, однако их вынесло на берег в том месте, где впоследствии был основан Рим. Вскормила братьев волчица (животное, посвященное Марсу), а затем их подобрал пастух. Возмужав, они свергли узурпатора, после чего возвратились домой и основали Рим. Между ними часто вспыхивали ссоры, и в одной из них Ромул убил Рема. После Вергилия мало что было прибавлено к героической мифологии. Изложение древнейшей истории Рима у Тита Ливия основано преимущественно на чисто легендарном материале, однако в нем отсутствует та тесная связь между миром героев и миром богов, которая была характерна для героических преданий греков. Вместе с тем к этим легендам в течении долгого времени относились как к подлинной истории. По-прежнему создавались трагедии и поэмы на мифологические темы, однако они представляли собой лишь переработки стандартных мотивов. Латинские авторы постепенно стали отдавать предпочтение другим жанрам - риторической прозе, сатире, романам и современной истории. греческие боги, дана их краткая характеристика, указаны их родственные связи и римские соответствия. Генеалогические связи, изображенные на схеме, лишь условно реконструированы на основании различных греческих мифов. Греческие, а затем и римские мифы зачастую содержат крайне противоречивые сведения, и отраженные в них представления о генеалогии богов далеко не столь четкие и однозначные, как на этой схеме. В таблицу не включены многочисленные второстепенные персонажи греческой мифологии - полубоги, нимфы, сатиры и всевозможные чудовища. Кроме того, опущены многие герои, чье родство с богами было отдаленным и слишком сложным.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ — судить о древнейшем периоде Р. м. чрезвыч. трудно, так как источ. относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. — 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствов. мнение о том, что у римлян первонач. отсутствовали ясные представл. о богах как о неких определен., индивидуализиров. персонажах — в мире существуют безлич. вредоносные или благодетел. силы — нумина, свойствен. отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреч. книгах «Индигитаментах» перечисл. божества посева, произрастания семян, цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша, рожд. ребенка, его первого крика, выхода на прогулку, возвращения домой и т. д., имена к-рых образованы от назв. отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовала неопределенность пола древ. божеств, отразивш. в наличии муж. и жен. ипостасей у нек-рых из них (Фавн — Фавна, Помона — Помон и т.п.), в формуле обращения к божеству — «бог или богиня», «муж или женщина»; использование в обращении к божеству добавления: «или каким иным именем ты желаешь назыв.». Свидет. Варрона о том, что у римлян в древности сущест-вовали лишь символы богов (Юпитер — камень, Марс — копье, Веста — огонь и др.), а различ. обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное и нейтрализов. губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов и созданию миф. системы, предполагающей взимосвязи между богами, их родств. и брач. отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду — Юпитера, Марса и Квирина, с к-рыми, однако, не связывали к.-л. мифы, появивш., по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греч. миф.: греки принесли в Рим своих антропорморфных богов и связан. с ними мифы, научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитив. магич. обряды, культ.     На основе немн. дошедших источ. (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносивш. главой коллегии фециалов Патер Патратус при объявл. войны и заключ. мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям др. народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттеснен. затем Юпитером), а также миф о происхожд. людей от дуба, об их первонач. дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями или богами (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном и др.). Значение культа дуба для римлян (как и для др. италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавш. дух дуба, с духом и нимфой дуба Вирбием и Дианой, сочетавш. сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Эгерией в свящ. лесу. Почитание деревьев и рощ играло большую роль. Большинству древ. богов были посвящены рощи, где в их честь совершались священнодействия. Общим для всех рощ был бог Лукорис, хранитель убежища Ромула. Как свящ. почитались рощи и деревья в отдельных имениях и на отдельных холмах Рима. Общими святынями Рима считались смоковница, под к-рой волчица кормила Ромула и Рема и признаки увядания к-рой воспринимались как знак угрожающей городу страшной опасности; свящ. дуб на Капитолии, к-рому Ромул принес свою первую добычу — spolia opima, оружие и доспехи убитого им царя, а также каменный дуб на Ватикане. С лесом связаны вещий Фавн (ряд преданий о нем, возможно, восходит к древнейшим мифам) и Сильван. Культ леса имел непосредств. отношение к культу водных источ., каждый из них свящ. обиталище лимф (затем нимф), героинь мн. преданий. Вероятно наличие мифов о свящ. животных — дятле, орле и особенно волке. Волку был посвящен ритуал луперкалий (вольчьего праздника), возможно, связанный с обрядом инициаций. Волкам приписывались различ. чудесные и магич. свойства, считалось, что волчица сочетается браком при всех сородичах и, если ее муж гибнет, остается верна его памяти, что нек-рые люди могут превращаться в волков. Мифы о сакральных браках (Дианы и Вирбия, Нумы и Эгерии, Лара с жрицей домаш. очага, весталкой или рабыней, ставшей матерью героя-основателя и законодателя — Ромула или Сервия Туллия, Акки Ларенты и Геркулеса, Сервия Туллия и Фортуны) восходят к древнейшей основе. К ней же восходят различ. легенды об отмене (под воз-действием цивилизующего влияния Геркулеса, Сатурна) человеч. жервтоприношений, замене их праздником Аргеев (когда из святилищ курий отправлялась процессия к Тибру и жрецы сбрасывали в реку куклы, и был введен обычай вешать на перекрестках заменявшие свободных и рабов куклы и шерстяные шары и т.п.). Из приписыв. Нуме календаря праздников и списка назнач. им фламинов, из упоминаний древ. святилищ известно о существовании культов Вулкана, Палатуи, Фуррины, Флоры, Карменты, Цереры, Помпоны, Волупии и др., к-рые не были безличными нумина и, возможно, имели не только свои обряды, но и свои мифы, забытые или трансформировавш. с трансформацией самих богов.     Древ. рим. религия формировалась параллельно с процессом синойкизма общин, лежавшим в основе возникновения Рима; боги отдельных общин сливались друг с другом, смешивались, аккумулировали свои функции, приходили в упадок или возвышались, становились общими, как общими становились обряды и жреч. коллегии. Палес слилась с Палатуей, сабинский бог клятв Семо Санкус с Диус Фидиус, Ларента с Ларундой; удвоены были коллегии луперков и салиев, общим для первых объед. семи вершин холомов стал праздник септимонтия и т.п. По мере вытеснения родовых связей соседскими, а родов фамилиями гл. роль стали играть культы фамилий, смешавш. с родовыми культами; Макробий упоминает о фамильных праздниках Эмилиев, Клавдиев, Корнелиев. Эти культы фамилий группировались вокруг домашней Весты, ларов, Пенатов. Также существовали культы соседских общин-курий и пагов и культы всей рим. гражд. общины (отсюда деление священнодействий на частные — privata, совершаемые частью народа — publica). Эти культы не были отгорожены друг от друга: почитались одни и те же боги, совершались одни и те же обряды (напр., ритуал. обход-люстрация имени, пага, терр. Рима), все они находились под контролем коллегии понтификов во главе с великим понтификом, оттеснившей жрецов-фламинов. Считалось, что совершаемое во благо общины служит и благу отдельных граждан, и наоборот. Ранние культы были типично общинными, с почитанием свящ. деревьев, общего очага Весты, жилища сакрального главы общины-регии, где хранились гл. святыни, подземного алтаря Конса (возможно возникшего в те времена, когда собранный с общих земель урожай складывался в общее хранилище, с открывавш. трижды в год круглой ямой (мундус) — входом в царство мертвых, где обитали маны).     Мир богов представл. устроенным по образцу мира людей; они имели своего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именов., как и сенаторы, отцами — patres, имели своих божествен. слуг — famuli tivi и, видимо, аналог весталок — божествен. дев — virgines dibi, обслуживающих их очаг. Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги могли действовать во всех трех мирах (напр., Юпитер, Диана, Меркурий). Миры богов, людей и мертвых были разгранич. и вместе с тем взаимосвязаны.     Люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читавших волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени) жертвен. животных, удару молнии. Отсюда же постоянное стремление истолковать необычное: рожд. уродов у людей и животных, появл. в городе волков, на небе двух солнц, комет, влаги на статуях богов и т.п., понять, не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызвано и как его искупить. Большую роль при этом играли связан. с культом Аполлона т.н. Сивиллины книги, якобы куплен. за большую цену Тарквинием Гордым у пророчицы Сивиллы и содержавшие туманные стихотворные изреч.     Порученные спец. жреч. коллегии, они хранились в тайне от непосвящ. В случае угрожающих знамений жрецы по спец. постановлению сената искали в них указаний, как поступить. Боги постоянно присутствовали среди людей, иногда подавали голос. Богов врага с помощью определен. формулы можно было переманить на сторону Рима, где им учреждался культ. Так перешли в Рим мн. боги италийских городов, что вело к усложнению образов рим. одноим. богов. Считалось, что мертвые влияют на дела живых, мстят за пренебрежение к установл. в их честь обрядам. Умерший отец становился богом для своих сыновей (сын поднимал кость отца с погребал. костра и объявлял, что покойный стал богом).     Существовали культы отдельных сословий (конный Нептун и Диоскуры у всадников; Цецера, Либер, Либера у плебеев), отдельных профессий (Меркурий у торговцев, Минерва у ремесленников, художников, писателей, учителей). Каждый коллектив был неразрывно связан со своими богами. Каждый член фамилии был обязан участвовать в ее культе, а переходя в др. по усыновлению или браку, принимал ее культ. Гражданин был обязан участвовать в культе гражд. общины. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Центром культа в Риме, окончат. оформивш. как единый город, стал Капитолийский храм, а богом рим. мощи и славы — Юпитер Капитолийский. Позднее, когда появилось мн. людей, не связанных с к.-н. исконно сущест-вовавшим коллективом: переселенцы, оторвавш. от фамилий рабы и отпущенники, — для них создавались культовые коллегии с вербовавш. из их среды министрами и магистратами богов рим. пантеона. Отсюда сформулир. впослед. Варроном положение о приоритете гражд. установлений над религ., общин над почитаемыми ими культами.     На дальнейшее развитие Р. м. оказали влияние три фактора: демократизация общества, обусловл. победой плебса, победоносная рим. агрессия и знакомство с более развитыми культурами и религиями, с к-рыми римляне вступили в сложные взаимоотношения. Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреч. должности, ранее занимавш. только патрициями, а должность главы культа — великого понтифика — выборной, в соед. с запрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреч. касте, ни ее оплоту — храмовому х-ву. Высшим авторитетом стала сама гражд. община, а четкость соц. структуры (полноправные граждане, с одной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой ра-бы — с другой) делала бесполезным к.-л. вуалирование ее божеств. санкцией. Все это обусловило отсутствие какой бы то ни было религ. догмы. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших как бы часть их общины (отсюда распростр. впослед. мысль о мире как великом городе людей и богов), но могли о них думать, говорить и писать что угодно, вплоть до полного их отрицания. Такие мотивы встречаются уже у поэта 3 — 2 вв. до н.э. Энния, они всесторонне развиты в трактатах Цицерона «О природе богов» и «О дивинации», в к-рых сам бывший авгуром Цицерон высмеивает все способы выяснить волю богов и решительно сомневается в их существовании, хотя в трактате «О законах», написан. с точки зрения политика, а не философа, считает веру в богов и все религ. установл. предков обязательными. Этика определялась не религией, хотя римляне и обожествляли различ. добродетели, необходимые гражданам для служения госуд., а благом гражд. общины, награждавшей достойных заслужен. почетом, каравшей и клеймившей презрением забывших свой долг. Питаемое римлянами отвращение к личной сильной власти, к людям, поставившим себя над народом (Кориолан, Манлий Капитолийский и т.п.), исключало культ царей и героев, и если таковой в древнейшее время существовал, то потом заглох. Даже культ Квирина-Ромула не играл заметной роли. С др. стороны, беспрерыв. победоносные войны Рима, стоившего огромного напряжения сил и мн. жертв, требовали некоего идеологич. оформления и оправдания. Их давал постепенно складывавш. миф о Риме как городе, основанном по предначерт. богов, предназнач. ему власть над миром, о событиях его истории как этапах на пути к осуществл. этого предназнач., о рим. народе как избранном богами и исполненном исключит. добродетелей, и о тех, кто во имя его величия, а не личной славы совершал невиданные подвиги, отдавал свои способности, свою жизнь и жизни детей на службу Рима.     Когда, каким образом, в какой последовательности, из каких компонентов создавался «рим. миф», установить трудно за отсутствием соотв. источ. Один из компонентов — миф об Энее, видимо, очень древен, но известно, каков он был первонач. Наиболее существен. элементы «рим. мифа» встречаются в первых дошедших до нас рим. письменных источ. 3 — 2 вв. до н.э. (Пунические войны, несомненно, стимулировали его развитие).     Потом уже у современников Августа — Тита Ливия и Вергилия («Энеида») они оказываются объед. в одну систему. Тогда провиденциальная миссия Рима казалась осуществивш., и Вергилий сформулировал свою знаменитую мысль о предназнач. Рима править миром, смирять дерзких и щадить покороных. О сложном генезисе на примере легенды о царе Сервии Туллии, прототипом к-рого был этрусский полководец Мастарна, превративш. в сына Лара и рабыни Тарквиния Древнего; воспитан. предвидевшей его славное будущее мудрой царицей Танаквиль (известной также под им. Гаи Цецилии, образ очень сложный и не поддающ. адекватной интерпретации), возлюбл. Фортуны, народолюбец, раздавший народу земли (чтобы сделать его независимым от знати), установивший ценз (чтобы каждый мог выдвинуться не по родовитости, а по способностям), учредивший для крестьян паги и паганалии, для соседей — компиталии, для рабов и чужеземцев культ Дианы на Авентине.     Сервий Туллий затем был убит по наущению ненавидевш. его сената дочерью и зятем. О происхожд. др. персонажей «рим. мифа» (т.е. восходят ли они к индоевроп. или италийским богам и героям или к реально жившим людям) ничего неизвестно. Мифы о них группировались вокруг Януса, Сатурна, Пика, Фавна, Латина, Эванд-ра, Питумна и Пилумна и особенно вокруг Энея. Ряд мифов связан с рим. царями Ромулом, Нумой (к-рому приписыв. большинство религ. установлений Рима, введенных иим по совету Эгерии), Тулом Гостилием (при к-ром произошел поединок Горациев и Курациев и к-рый, возомнив себя равным Юпитеру, погиб от удара молнии), Тарквинием Древним (заложившим Капитолийский храм), Тарквинием Гордым (окончившим стр-во храма; по пре-данию, когда рыли котлован для фундамената этого храма, была найдена человеч. голова, что предвещало будущую власть Рима над миром) и Сервилием Туллием. Третья группа мифов связана с установл. республики; герои этих мифов — люди, ничего не щадившие для величия Рима и исполненные исключит. добродетелей (Лукреция — жена Коллатина, обесчещ. сыном Тарквиния Гордого и покончившая с собой, что послужило началом восстания против царя; основатель республики и первый консул Юний Брут, казнивший сыновей, уличен. в заговоре в пользу изгнанного Тарквиния; Муций Сцевола, прокравш. в лагерь этрусского царя Порсенны, чтобы его убить, и пойманный. Чтобы доказать стойкость рим. юношей, он сжег себе руку на очаге Порсенны; Курций, бросивш. в открывш. на Форуме пропасть, чтобы отвратить от Рима гнев богов; Деции Мусы — отец и сын, обрекшие себя и враж. войско подземным богам, чтобы обеспечить победу римлянам; рабыня Тутула, отправивш. с др. рабынями, переодетыми матронами, к воевавшим с Римом латинамм, требовавшим в заложницы знатных римлянок, напоившая врагов и подавшая сигнал римлянам, ворвавш. в лагерь спящих врагов и перебившим их, и др.). Ставшие непонят. обряды связывались с мифами: ноны Капротины (когда рабыни пользовались свободой и одевались, как свободные) — с подвигом Тутулы; праздник поплифугий («бегство народа», 5 июля) — с исчезновением Ромула, к-рого народ искал, бегая в смятении; праздник регифугий («бегство царя», 24 февраля; в этот день царь священнодействий приносил жертву на месте комиций и затем убегал) — с изгнанием Тарквиния Гордого; обычай приносить в жертву собак — с нерадивостью во время войны с галлами (когда из-за молчания собак защитники Рима чуть не пропустили врага; спасли город поднявшие крик капитолийские гуси, посвящ. Юноне).     Так, «рим. миф», объясняющий прошлое, оправдывающий настоящее и направляющий будущее, вытеснил, видимо, некогда существовавшие примитив. мифы о создании мира и людей. Потребность в них стала удовлетворяться за счет проникновения в Рим развитой греч. миф. и отожд. рим. богов с греч. У автора нач. 3 в. до н.э. Ливия Андроника, переведш. на латынь «Одиссею» и первым писавш. пьесы для театра на сюжеты греч. мифов, выступают романизов. греч. боги, к-рые, очевидно, уже известны публике.     Заимствование греч. богов началось не позднее кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э. с введения культа Аполлона, затем римляне стали знакомиться с греч. мифами, потом и с элевсинскими и самофракийскими мистериями, мистериями Диониса и греч. религ.-философскими теч.     Интерпретируя мифы, ведущие гос. деятели стали претендовать на божеств. происхожд. (первым в этом смысле был Сципион Африканский), на особое покровит-во божества (Сулла и Цезарь — на покровит-во Венеры, Антоний — Геркулеса и Диониса), на уготован. их душам бессмертие и особое место в звезд-ных сферах или полях блаженных. В провинциях распростр. культ полководцев. Так был подготовлен императ. культ, начавш. с обожествл. Цезаря и Августа, а затем его преемников. Императоры отожд. себя с богами, их жены — с богинями. С сер. 3 в. н.э., когда распростр. солярные культы в Риме, императоры стали отожд. себя с этими богами. С установлением империи «рим. миф» в связи с обострением соц. противоречий, отстранением народа от участия в гос. делах, утратой Рима его хар-ра гражд. общины, начал все более терять свою популярность. Знать и интеллигенция обращаются к различ. религ.-философ-ским теч., по-своему толковавшим старые мифы и природу богов, к астрологии, демонологии, вост. культам. Народ сохраняет верность старым богам, но не офиц., а созданным им самим, богам земли, ремесла и пр. (Геркулес, особенно Сильван, Бона Деа, Ферония и пр.). От них ждали покровит-ва при жизни и награды после смерти. Вера в бессмертие души и ее загробную судьбу как результат поведения при жизни становится всеобщей. Вместе с тем растет тяга к единому всемогущему богу, стоящему выше земных владык, но близкого «маленькому человеку» уже не как члену какой-то общины, а лично; тяга к примеру для подражания, к человеку, ставшему богом за труды и жерт-вы на благо людей. Все эти многообразные теч. обусловили полное разложение «рим. мифа» и подготовили победу христианства.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ


будет выглядеть так: Что такое РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ