Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РИД

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Reed)
        Джон (22.10.1887, Портленд, — 17.10.1920, Москва), деятель американского рабочего движения, писатель и публицист. Родился в семье судьи. После окончания Гарвардского университета (1910) занимался журналистикой. В 1914 опубликовал книгу «Восставшая Мексика» (рус. пер. 1959), в которой высказался в поддержку революционной борьбы мексиканского народа и осудил вмешательство США во внутренние дела Мексики. В очерке «Война в Колорадо» (1914) выступил против расправы над бастовавшими горняками. Был корреспондентом на фронтах 1-й мировой войны 1914—18. В 1916 опубликовал книгу «Война в Восточной Европе» (в рус. пер. — «Вдоль фронта», 1928), в которой вскрыл империалистический характер войны. В качестве военного корреспондента в августе 1917 приехал в Россию, где сблизился с большевиками; горячо приветствовал Октябрьскую революцию 1917. Возвратившись в США в 1918, Р. примкнул к левому крылу Социалистической партии и вёл борьбу против правооппортунистических лидеров, поддерживавших империалистическую войну. При его участии на конференции левых организаций Нью-Йорка в феврале 1919 организационно оформилась левая секция Социалистической партии; Р. был избран редактором новой газеты «Нью-Йорк комьюнист» («New York Communist»), начавшей выходить с апреля 1919. В том же 1919 был избран членом Национального совета левого крыла. В августе — сентябре 1919 Р. — один из организаторов Коммунистической рабочей партии Америки (в 1921 слилась с Коммунистической партией Америки). Активно выступая как лектор и публицист, Р. говорил американскому народу правду об Октябрьской революции в России. В марте 1919 в США была опубликована книга Р. «10 дней, которые потрясли мир» (рус. пер. 1923) — подлинно новаторское произведение об Октябрьской революции, соединившее художественное повествование, документы и публицистический комментарий. Книга Р. приобрела всемирную известность и получила высокую оценку В. И. Ленина, написавшего к ней предисловие (см. В. И. Ленин, Полное собрание соч., 5 изд., т. 40, с. 48). В октябре 1919 Р. приехал в Москву. Неоднократно встречался с Лениным. Был членом Исполкома Коминтерна. Принимал участие в работе 2-го конгресса Коминтерна (июль 1920). Умер от тифа. Похоронен на Красной площади у Кремлёвской стены. В 1929 в США возникли Клубы Джона Рида.
        
         Соч.: Daughter of the revolution and other stories, N. Y., 1927; An anthology, Moscow, 1966; в рус. пер. — Восставшая Мексика. 10 дней, которые потрясли мир. Америка 1918, М., 1968.
         Лит.: Гиленсон Б., Он видел рождение нового мира, М., 1962; Гладков Т., Джон Рид, М., 1962; Крамов И., Джон Рид, М., 1962; Старцев А., Русские блокноты Дж. Рида, М., 1968; Дангулов С., Двенадцать дорог на Эгль, М., 1970; Драбкина Е., Навстречу бурям!, 3 изд., М., 1969; Hicks G., J. Reed, The making of a revolutionary, N. Y., 1936; Д. Рид. Библиографич. указатель, М., 1967.
         Н. В. Мостовец.
        Дж. Рид.
II
(Reid)
        Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), английский философ-идеалист, основатель шотландской школы «здравого смысла». С 1751 профессор философии Королев колледжа в Абердине, с 1764 профессор университета в Глазго. Р. выступал против Скептицизма Д. Юма и всей линии английского эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания. Центральное место в работах Р. занимает понятие «здравого смысла», который он истолковывает, во-первых, как особую интуитивную способность ума, и, во-вторых, как совокупность первоначальных невыводимых принципов или суждений. В работе «Опыты об интеллектуальных способностях человека» (1785) Р. перечисляет 12 главных суждений «здравого смысла», заложенных в умах людей богом и служащих основой познания. Среди них — вера в бога и в существование внешнего мира, суждения о естественной способности отличения истины от лжи и пр. В 20 в. отдельные положения концепции Р. возрождаются Неореализмом и лингвистической философией.
         Соч.: The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1—2, Edinburgh, 1872,
         Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—272; Eraser А. С., Thomas Reid, Edinburgh — L., [1898]; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Sciacca M. F., La filosofia di T. Reid, 3 ed., Mil., 1963.
         А. Ф. Грязнов.
III
(Reid)
        Томас Майн (4.4.1818, Баллирони, Ирландия, — 22.10.1883, Лондон), английский писатель. Сын священника. В 1838 уехал в США, занимался журналистикой. Участвовал в американо-мексиканской войне 1846—48 (См. Американо-мексиканская война 1846-48). В 1849 вернулся в Европу. В 1850 опубликовал роман «Вольные стрелки» (т. 1—2, рус. пер. 1867) — о сопротивлении мексиканских повстанцев американскому вторжению. В 50-е гг. создал лучшие авантюрно-приключенческие романы, сюжетно связанные с темой борьбы угнетённых народов Америки. Ужасы работорговли на юге США запечатлены в «Квартеронке» (т. 1—3, 1856, рус. пер. 1861). В романах «Белый вождь» (т. 1—3, 1855, рус. пер. 1867) и «Оцеола, вождь семинолов» (1858, рус. пер. 1881) Р. сочувственно показал борьбу индейцев с белыми колонизаторами. Большое место в его творчестве занимает описание флоры и фауны Азии, Африки, Америки: дилогия «Охотники за растениями» (1857, рус. пер. 1863) и «Ползуны по скалам» (1864, рус. пер. 1866), трилогия «В дебрях Южной Африки, или Приключения бура и его семьи» (1856, рус. пер. под названием «Дети лесов», 1864), «Юные охотники» (1857, рус. пер. под названием «Приключения молодых боеров», 1864), «Охотники за жирафами» (т. 1—3, 1867, рус. пер. 1872). Авантюрно-детективный роман Р. «Всадник без головы» (т. 1—2, 1866, рус. пер. 1868) даёт реалистические картины быта и нравов Техаса. В романах 70—80-х гг. преобладают авантюрные мотивы: «Смертельный выстрел» (т. 1—3, 1873, рус. пер. 1876) и др. Гуманистические социальные тенденции, увлекательные сюжеты романов сделали Р. одним из самых популярных писателей в разных странах мира.
         Соч. в рус, пер.: Собр. соч., т. 1—23, М. — Л., 1929—30; Соч. [Вступ. ст. Р. М. Самарина], т. 1—6, М., 1956—58.
         Лит.: Наркевич А., Майн Рид, «Детская литература», 1938, № 14; Reid Е., Mayne Reid. A memoir of his life, L., 1890.
         А. А. Бельский.
        Т. М. Рид.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        (Read) Герберт (1893-1968) - англ. писатель и теоретик искусства. Исходя из традиций романтизма, обосновал глубинную закономерность нового, авангардного искусства, решительно перенеся последнее из сферы повседневной критич. полемики в область общей философии культуры. Сыграл в осмыслении авангарда столь же этапную роль, как и другой “неоромантик”, Воррингер.
        Первоначально работал служащим в банке. Учился в Лидсском ун-те, был участником Первой мир. войны. Как поэт дебютировал в 1914 собрником “Нагие воины”, с 1926 по 1966 выпустил несколько книг “Избранного”; в 40-е гг. входил в лит. кружок “Новый Апокалипсис”. Работал в Лондон. Музее Виктории и Альберта, в 1933-39 был гл. редактором ведущего англ. иск.-ведческого журнала “Бэрлингтон Мэгезин”, а в последний период жизни — президентом Ин-та совр. искусства в Лондоне и Об-ва худож. педагогики.
        Филос. идеи Р. обнаруживают известную близость концепциям Бергсона и Коллингвуда. В целом Р. продолжал линию романтико-эстетич. анархизма, веря в раскрепощающую роль худож. творчества, причем это “раскрепощение” означало для Р. не революционизацию, а в конечном счете стабилизацию социального сознания. Согласно его теории искусство, переводя иррациональные силы человеч. психики в план творч. созидания, гармонизирует об-во, не маскируя при этом противоречий последнего (и не нуждаясь в прямой полит. ангажированности).
        Эстетич. оптимизм, свойственный культурологич. концепции Р., резко противостоит тревожному фатализму Воррингера, хотя Р. и пропагандировал взгляды своего герм. коллеги в Англии, издав в 1927 англ. перевод его книги “Формальные проблемы готики”. К тому же он не принимал воррингеровского понимания “абстракции”, предпочитая термин “органическая форма” (посредством к-рой искусство как бы следует природе, вовсе не обязательно ограничиваясь при этом прямым, подражат. натуроподобием). Для наглядной иллюстрации этой формотворческой — и в конечном счете культуротворческой — органики Р. широко привлекал примеры из первобытных и древних слоев худож. истории; причем архаика эта, возрождающаяся в совр. искусстве, воспринималась Р. не в нигилистич., но в жизнестроительном ключе. Непринужденно переходя от непосредств. критич. впечатлений к теории и наоборот, изложил свои взгляды в книгах “Смысл в искусстве” (1931), “Искусство и об-во” (1931), “Форма в совр. поэзии” (1932), “Искусство сегодня” (1933), “Искусство и промышленность” (1934), “Обучение искусством” (1943), “Философия совр. искусства” (1952), “Искренний голос чувства. Исследования англ. романтич. поэзии” (1953), “Образ и идея” (или “Икона и идея”, 1955).
        Р. немало способствовал укреплению мирового авторитета совр. англ. худож. культуры, поддерживая в качестве критика деятельность таких мастеров, как Г.Мур, Б.Хепуорт и Б.Николсон, произведения к-рых были для него парадигмами “органич. формы”. Придавал исключит, значение вопросам популяризации искусства и проблемам эстетич. педагогики — в этом отношении образцовыми являются выдержавшие массу переизданий и переводов “Краткая история совр. живописи” (1959) и “Краткая история совр. скульптуры” (1964). Итоги своей творч. и научной деятельности подвел в книге “Вопреки привычному. Автобиогр. опыты” (1963).
        Воззрения Р. — подлинная “сумма” философии “классич. модернизма” (согласно зап. художественно-критич. классификации, обозначающей так авангардистские течения, сформировавшиеся до постмодернистского рубежа). Хотя к концу жизни в мышлении Р. усилились ноты истор. пессимизма, склонность к медитациям о грядущей “гибели искусства”, его наследие выразительно опровергает такого рода пророчества, утверждая высокую гуманитарную миссию худож. творчества как оптимального средства самоопределения и самоупрочения культуры. Однако с распространением постмодернистской “новой критики” подобные антинигилизм и гуманитарность воспринимаются все более неоднозначно — скорее как монументальный парадокс, нежели как всеобъемлющее здание.
 
Соч.: Art and Industry. L., 1934; The Grass Roots of Art. L., 1947; Art and the Evolution of Man. L., 1951; Icon and Idea. Camb., 1955; Art and Society. L., 1967; The Meaning of Art. L., 1972; Определение искусства; Искусство и бессознательное // Совр. книга по эстетике: Антология. М., 1957.
 
М.Н. Соколов
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Томас Майн Рид (1818-1883) - англ. писатель) Сколько миль воды / винтом нарыто, - / и встает / живьем / страна Фениамора / Купера / и Майн Рида. М925 (195)
Литературная энциклопедия
1. Джон [John Reed, 1887—1920] — американский революционный журналист. Похоронен на Красной площади у кремлевской стены. Р. вырос в состоятельной интеллигентной семье. Завершив свое образование в Гарвардском ун-те, обратился к журналистике. Бурный рост рабочего движения и радикализация мелкобуржуазной интеллигенции в США в первом десятилетии XX в. определили социальную направленность журналистской деятельности Р. Вместе с группой революционно настроенных литераторов Рид в 1910 основал и редактировал социалистический художественный ежемесячник «Masses» (Массы), от к-рого ведет свое начало нынешний орган американского революционного искусства [«New Masses», см. (Новые массы)]. Наиболее значительными эпизодами довоенного периода журналистской деятельности Р. нужно считать его выступление против Рокфеллера в связи с кровопролитной стачкой в Колорадо, выдающуюся активность в стачке текстильщиков в Паттерсоне и в особенности корреспондентскую деятельность в Мексике в годы крестьянской партизанской революции, направленной против англо-американского империализма и его ставленников. Сборник его очерков «Революционная Мексика» [1914] — яркая и смелая книга. С первых месяцев империалистической войны Р. — корреспондент с театра военных действий. Его книга «Вдоль фронта», результат поездки по восточной окраине воюющей Европы (Балканы, Россия, Ближний Восток), интересна не только блестящими правдивыми зарисовками мрачной и своеобразной «фронтовой жизни». В ней ясно ощущается перерастание благодушного пацифизма автора и горячий принципиальный протест. Неудивительно, что в 1917 интернационалист Р., уже обвиненный отечественной прессой в «германофильстве», оказывается в России. Встав на
665 сторону большевиков, он был свидетелем и участником как предоктябрьских событий, так и самой революции. Вернувшись в США, Р. написал и издал книгу «Десять дней, которые потрясли мир» [1918] и, организовав с группой революционных социалистов раскол социалистической партии, принял участие в организации коммунистического рабочего движения. Травимый в печати и преследуемый полицией и судом, Рид снова едет в Россию. Он присутствует на II конгрессе Коминтерна как делегат США. На этом посту его настигла смерть. Книга Р. об Октябрьской революции — «10 дней, которые потрясли мир» — переведена на многие языки и в свое время сыграла громадную роль в деле революционного воспитания рабочих и интеллигенции за рубежом. Клевете буржуазной печати книга Р. противопоставила полное пафоса революционного героизма повествование о великих исторических днях Октября. Однако в ней имеются серьезные политические недостатки. Недостаточное понимание вопросов стратегии и тактики революции, крупнейшие ошибки в ряде положений (переоценка роли Троцкого, объективистское изображение штрейкбрехерства Каменева, Рязанова и др.) и т. п. делают книгу не соответствующей требованиям современного советского читателя. Имя Рида как певца пролетарской революции стало знаменем американской революционной лит-ры. Объединения революционного искусства, созданные в последние годы во всех крупных городах США, носят название «Клубы имени Джона Рида». Библиография: I. 10 дней, которые потрясли мир, перев. В. Яроцкого, предисл. Н. Ленина и Н. Крупской. Краткая биография Джона Рида А. Р. Вильямса, изд. «Красная новь», Москва. 1923 (неск. изд.); Революционная Мексика, перев. П. Охрименко, предисл. к русск. изд. А. Р. Вильямса, изд. «Современные проблемы», М., 1925; Вдоль фронта, перев. И. В. Саблина и В. Ф. Корш, с предисл. А. Старчакова, «ЗиФ», М.—Л., 1928; Дочь революции, перев. Я. М. Черняка, с предисл. Н. Крупской, изд. «Московский рабочий», М., 1928 (то же под названием: Бродвэй, перев. М. Г. Волосова, изд. «Прибой», Ленинград, 1928; Ночь на Бродвэе, перев. П. Охрименко, изд. «Пролетарий», Харьков, 1928). II. Dos Passos J., Jack Reed, «New Masses», 1930, Oct.; Gold M., John Reed’s anniversary, там же; Dinamov S., The literary method of J. Reed, «Literature of the world revolution», 1931, 4, p. 106—116; Hicks G., J. Reed, «New Masses», 1932, Dec.; Исбах Ал., «Октябрь», 1928, V (отзыв о книге «Вдоль фронта»); Дос-Пассос Д., Джон Рид, «Вестник иностранной литературы», 1928, XI; Динамов С., Творческий метод Джона Рида, «На литературном посту», 1930, XV—XVI; Вальбе Б., Джон Рид (Опыт литературной характеристики), «Ленинград», 1930, V—VI. А. Старцев
2. Томас Майн [Tomas Mayne Reid, 1818—1883] — английский беллетрист. Родился в бедной ирландской семье. 22 лет бежал в Америку, перепробовал ряд профессий; стал там известен как журналист; добровольцем принял участие в американско-мексиканской войне [1846—1848], в которой дослужился до капитанского чина; сорганизовав отряд волонтеров, отправился на помощь баварской и венгерской революциям [1848], но прибыл в Европу слишком поздно. К 1850 относится первый роман Р. — «The Rifle Rangers». Занимался в Англии журналистикой и лит-ой работой, неудачными коммерческими предприятиями и пр. Первое собрание романов Р. в 15 тт. вышло в 1868.
666 Эпоха Р. — эпоха фритредерства — идеологии только еще начавшей свою экспансию буржуазии. В Соединенных штатах, стране еще мало индустриализированной, эта экспансия осуществлялась руками эмигрировавшего из Европы крестьянства, и фритредерство здесь принимало радикальную окраску. В Англии, где Р. начинал свою лит-ую деятельность, фразеология естественных прав и естественного состояния человека по существу лишь маскировала экспансионную политику капитализма. В лит-ре настроения стремящейся к колониальным завоеваниям буржуазии выразились в создании романа о смелом и обаятельном, романтическом юноше, ищущем приключений, к-рые обычно развертываются автором в патетически-приподнятой обстановке. В творчестве Р. можно наметить два периода. Первый характеризуется повышенной романтизацией персонажей и фабулы, хотя сам автор акцентирует реальность своего материала («Охотник за скальпами»). В этот период ставятся социальные проблемы: «естественной жизни» — «The Desert home» (Жилище в пустыне, 1851, своеобразная руссоистская робинзонада), брака белого с «цветной» — «The Quadroon» (Квартеронка, 1856), права индейцев на «самоопределение» — «Oceola» (Осиола семинол, 1859). Тогда же Р. продолжает традиции Ф. Купера (см.) и Ф. Марриэта (см.). Это — время значительных лит-ых успехов Р. К началу 60-х гг. популярность Р. падает. После нескольких лет борьбы Р. сдает позиции и уезжает в Америку. Возвращение на родину знаменует собой начало второго периода — писания романов для юношества. Романы эти пользовались популярностью благодаря занимательному экзотическому сюжету. Они близки романам путешествий, насыщены богатым этнографическим материалом («Прогулка молодых боеров по Южной Африке»), полны боевых и охотничьих приключений («Всадник без головы», «Смертельный
667 выстрел» и т. д.). Образовательная ценность этих романов заключалась гл. обр. в описании экзотич. стран. В поздних произведениях Р. эта описательная часть стала преобладать. В них стирается грань между беллетристикой и научно-популярной книжкой. В наст. время в странах английского яз. Р. совершенно не читается; он заслонен огромной (в значительной степени возросшей на его опыте) империалистической юношеской лит-рой. Библиография: I. Works, 15 vv., N. Y., 1868; Собр. сочин., СПБ, 1864—1874, в 20 тт.; приложение к журн. «Вокруг света», М., 1895—1896, 24 тт.; приложение к журн. «Природа и люди», СПБ, 1907—1908; Собр. сочин., «ЗиФ», М., 1930, в 24 тт. II. Reid Е., Mayne Reid, a memoir, L., 1890; Ее же, Mayne Reid, his life and adventures, L., 1900; Языков Н., Детский романист, «Дело», 1874, IX; Сватунин К. А., Жюль Верн и Майн-Рид и образовательное значение их сочинений, «Естествознание и география», 1912, XI.
3. Чарльз [Charles Reade, 1814—1884] — английский романист и драматург. Начал свою лит-ую деятельность как драматург. Пьесы Рида — «Ladies Battle» (Женская война, 1851), «Angelo» (Анджело, 1851), «Masks and faces» [Маски и лица, 1852 (впоследствии переделанная в роман под названием «Peg Woffington», 1853)] и «Gold» (Золото, 1853) — не имели успеха (за исключением «Масок и лиц», считавшейся одним из его лучших произведений), и Рид, перейдя к прозе, приобрел известность социальным романом «It’s never too late to mend» (Никогда не поздно исправиться, 1856), изображающим злоупотребления в тюрьмах. За ним последовала серия авантюрно-плутовских и уголовных «сенсационных» романов: «The course of true love never did run smooth» (Любовь никогда не протекает гладко, 1857), «Jack of all trades» (На все руки от скуки, 1858), «The autobiography of a thief» (Автобиография вора, 1858), «White lies» (Ложь, 1860) и бытовой роман из жизни шотландских рыбаков «Christie Johnstone» (Христи Джонстон, 1853). В 1861 вышел исторический роман Р. «The cloister and the hearth» (Монастырь и дом), изображающий Голландию XV в. и выдержанный в тонах романтической традиции Скотта-Бульвера. В дальнейшем Рид вернулся к актуальной социальной тематике и после романа «Никогда не поздно исправиться» выпустил «Hard cash» (Наличные, 1863), где изобразил вопиющие условия в домах для умалишенных; в 1869 вышел «Foul play» (Преступные дела), описывающий преступные махинации судовладельцев, а затем Р. выпустил реформистские романы «Put yourself in his place» (Поставьте себя на его место, 1870) и «A woman-hater» (Женоненавистник, 1877), изображающие нищету деревенского населения. Из сенсационных романов последнего периода интересны: «Griffith Gaunt» (Гриффит Гонт, 1866), «The wandering heir» (Наследник-скиталец, 1875; действие этих двух романов происходит в XVIII в.), «A simpleton» (Простофиля, 1873) и «A perilous secret» (Опасная тайна, 1884); несколько особняком стоит роман «Drink» (Пьянство, 1879), написанный под влиянием романа Золя «L’assommoir» (Западня). Р., дворянин по происхождению (сын оксфордского сквайра), смыкается с реформистской
668 мелкой буржуазией, отражает в своем творчестве типичные для нее противоречия — отрицательное отношение к крупной промышленной буржуазии и симпатию к пролетариату, но наряду с этим боязнь социальной революции. Отсюда частичная критика существующего общественного строя, требование реформ и примиренчество к системе в целом. В творчестве Рида, как и в социальной лит-ре, порожденной чартистским движением, вообще нет попытки сокрушить капитализм, а лишь стремление внести в него поправки для предотвращения революции. Отметим однако противоречия между актуальной социально-политической тематикой и методом, к-рым Р. трактует свой материал. Р. доводит распространенные в его время принципы сенсационного романа (гиперболизация, риторичность и мелодраматичность) до абсурда. Психологический анализ (за исключением «Монастыря и дома» и «Гриффита Гонта») у него почти отсутствует. Р. широко применяет приемы сенсационной романтики Радклифф, применяя их к новой конкретно-исторической обстановке. Полуразрушенные замки заменяются урбанистическим фоном зловонных улиц, чердаков и подвалов, долговых тюрем и пр.; жестокий граф, герой готического романа, превращается в бесчестного коммерсанта, судовладельца, судебного инспектора и т. п., сохраняя однако черты традиционного злодея. В настоящее время социальные романы Рида представляют интерес лишь для изучающего историю Англии, так как содержат богатый документальный материал. Библиография: I. На русск. яз. перев.: Лучше поздно, чем никогда, «Биб-ка для чтения», 1857, IX—XII; отд. изд., СПБ, 1863; Никогда не поздно исправиться, СПБ, 1857; Любит — не любит, М., 1860; Монастырь и любовь, «Отечественные записки», 1862, III, VII—XII; отд. изд., СПБ, 1865; Тяжелые деньги, «Отечественные записки», 1864, I—VI; отд. изд., СПБ, 1865; Ревность, «Отечественные записки», 1866, XXII—XXIV; 1867, I—III; Север и юг, М., 1867; Подлог, «Дело», 1868, X—XII; Поставьте себя на его место, СПБ, 1869; Приключение Жерарда, СПБ, 1871; Страшное искушение, СПБ, 1871; Простушка, СПБ, 1874; Вельможный бродяга, СПБ, 1875; Ненавистник женщин, «Отечественные записки», 1877, VI—XII; отд. изд., СПБ, 1877; Простая история, «Вестник Европы», 1884, XI—XII. II. Coleman J., Ch. Reade as I knew him, L., 1903; Phillips W. E., Dickens, Reade and Collins, L., 1920; Hruby A., Zur Darstellungstechnik des englischen Romans. Die Personen in Charles Reades «Matter of Fact» Romanen, Wien, 1928; Elwin M., Ch. Reade, A biography, L., 1931. Н. Егорова
Философский энциклопедический словарь
• РИД (Reed) Уильям Уинвуд (род. 1838 – ум. 1875) – англ, философ; дарвинист. Благодаря дарвиновскому учению о борьбе за существование он пришел к нигилистическому пессимизму, которому, однако, противопоставил героический научный идеал. Осн. произв.: «The Martyrdom of Man», 1872.
• РИД (Reid) Томас (род. 26 апр. 1710, Строи, Шотландия – ум. 7 окт. 1796, Глазго) – англ, философ; профессор в Абердине и Глазго; основатель шотл. школы «здравого смысла». Примыкая к Локку и Беркли, он утверждал, что человек может познавать действительность непосредственно и интуитивно. В частности, он с самого начала обладает двенадцатью недоказуемыми и не нуждающимися в доказательстве самоочевидными основоположениями, которые образуют основу «здравого человеческого рассудка» (common sense) и определяют общую картину мира человека. Осн. произв.: «Inquiry into the human mind on the principle of common sense», 1764.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотл. философ, основатель шотландской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей линии брит. эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко критиковал материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.— «здравый смысл», толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач. невыводимых принципов и суждений. В соч. «Опыты об интеллектуальных способностях человека» («Essays on the intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого смысла», «заложенных» в умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и существование внеш. мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип причинности и др.). В 19 в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош, во Франции — П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положения концепции Р. возрождаются неореализмом (Дж. Э. Мур и др.) и лингвистич. философией.
        The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.
        Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fraser ?. С. Th. Reid, Edin.— L., [1898]; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D. Stewart, Brux., 1980.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РИД


будет выглядеть так: Что такое РИД