Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РИЧАРДСОН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ричардсон (Richardson)
        Генри Хендел (псевдоним; настоящее имя и фамилия Этель Флоренс Линдсей Ричардсон) (3.1.1870, Мельбурн, — 20.3.1946, Фэрлайт, Суссекс), австралийская писательница. Окончила колледж в Мельбурне, музыкальное образование получила в Лейпциге. С 1888 жила в Европе (с 1895 — в Великобритании). В романах «Морис Гест» (1908), «Молодая Козима» (1934) и других реалистическое изображение внутреннего мира человека сочетается с идеализацией «сильной» личности в духе ницшеанства. Трилогия Р. «Судьба Ричарда Мазни» (1917—29), в которой на широком фоне австралийской и английской жизни 2-й половины 19 в. показана трагедия человека, твёрдого в своих моральных принципах и внутренне обособленного, занимает заметное место в истории австралийского романа. Автор мемуаров «Я в молодости» (опубл. в 1948).
         Лит.: Palmer N., H. H. Richardson. A study, Sydney, 1950; Buckley V., H. H. Richardson, Canberra, 1963; Howells G., H. H. Richardson. 1870—1946. A bibliography..., Canberra, 1970; Green D., Ulysses bound: Henry Handel Richardson and her fiction, Canberra, 1973.
II
Ричардсон (Richardson)
        Генри Хобсон (29.9.1838, Сент-Джеймс, Луизиана, — 27.4.1886, Бруклин, близ Бостона, Массачусетс), американский архитектор. В 1859 окончил Гарвардский университет в Кембридже (США), в 1865 Школу изящных искусств в Париже. С 1865 работал в Нью-Йорке, с 1874 в Бруклине. Наиболее влиятельный американский архитектор 1870—1880-х гг., Р. мастерски использовал массивные, внушительные формы романского стиля для создания подчёркнуто солидных, эффектных, иногда как бы навеянных романтическими легендами композиций (церковь Тринити-чёрч в Бостоне, 1873—1877; суд и тюрьма графства Аллегейни в Питсбурге, 1884—88). Вместе с тем здания Р., заложившие основу специфически американские архитектурные традиции, имели чёткую функциональную организацию, а оптовый магазин «Маршалл Филд» в Чикаго (1885—87, не сохранился) строгой простотой своих фасадов предвосхищает чикагские рационалистические здания 1880—1890-х гг. Деревянные дома Р. (Брайент-хаус в Кохассете, Массачусетс, 1880) положили начало «гонтовому стилю» компактных и удобных жилищ.
         Лит.: Hitchcock Н. R., The architecture of Н. Н. Richardson and his times, new ed., Camb. (Mass.), 1966.
        Г. Х. Ричардсон. Здания суда и тюрьмы в Питсбурге. 1884—88.
III
Ричардсон (Richardson)
        Джеймс (3.11.1806, Бостон, — 4.3.1851, Кукава, близ озера Чад), английский исследователь Африки. В 1845—46 путешествовал по Сахаре, первым из европейцев проник из Триполи через Гадамес в оазис Гат. В 1849—51 возглавлял экспедицию в глубь Африки, в ходе которой прошёл из Туниса в Триполи и затем пересек Сахару (через Мурзук, Гат и Агадес). Исследования Р. продолжили его спутники Г. Барт и А. Офервег.
         Соч.: Travels in the great Desert of Sahara in 1845 and 1846, v. 1—2, L., 1848; Narrative of a mission to Central Africa, v. 1—2, L., 1853.
         Лит.: Горнунг М. Б., Липец Ю. Г., Олейников И. Н., История открытия и исследования Африки, М., 1973.
IV
Ричардсон (Richardson)
        Джон (5.11.1787, Дамфрис, Шотландия, — 5.6.1865, Грасмир, Великобритания), шотландский исследователь Канадской Арктики, врач. В 1819—22 и 1825—27 участвовал в экспедициях Дж. Франклина; в 1826, следуя во главе морского отряда на восток от залива Макензи, открыл участок северного берега Северной Америки (длиной более 1500 км), в частности полуостров Парри и пролив Долфин-энд-Юнион. В 1848 Р. прошёл вдоль берега по суше от устья р. Макензи до полуострова Бутия. Член Королевского общества (1825).
         Соч.: Arctic searching expedition, ajournal of a boat-voyage throught Rupert's land and the Arctic sea, in search of the discovery ships under command of sir John Franklin, L., 1851.
         Лит.: Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962.
V
Ричардсон (Richardson)
        Оуэн Уилланс (26.4.1879, Дьюсбери, Йоркшир, — 15.2.1959, Элтон, Хэмпшир), английский физик, член Лондонского королевского общества (с 1913). Окончил Кембриджский университет (1900). В 1900—06 сотрудник Кавендишской лаборатории, в 1906—13 профессор Принстонского университета. В 1914—24 профессор, в 1924—44 руководитель научных исследований по физике, с 1944 почётный профессор Лондонского университета. Основные труды по термоэлектронной эмиссии. В 1901 нашёл зависимость плотности тока термоэлектронной эмиссии от температуры поверхности металла (см. Ричардсона формула). Р. занимался также изучением фотоэлектрического эффекта, эмиссии электронов под действием химических агентов, некоторых вопросов магнетизма, квантовой теории, спектроскопии, физики рентгеновских лучей и т. д. Нобелевская премия (1928).
         Соч.: The electron theory of matter, 2 ed., Camb., 1916; The emission of electricity from hot bodies, 2 ed., L. — N. Y., 1921; Molecular hydrogen and its spectrum, New-Haven — L., 1934.
         Лит.: Wilson W., Owen Willans Richardson (1879—1959), «Biographical Memoirs of Fellows of the Royal Society», 1959, v. 5, p. 207—15 (лит.).
VI
Ричардсон (Richardson)
        Сэмюэл (1689, Дербишир. — 4.7.1761, Парсонс-Грин), английский писатель. Сын столяра, ученик лондонского типографа, затем хозяин собственной типографии. Выступил с романом «Памела, или Вознагражденная добродетель» (1740; рус. пер. 1787), в центре которого мастерски разработанный социально-этический конфликт между служанкой и помещиком, между «щепетильной» моралью буржуа и сословной бесцеремонностью аристократа. Демократический пафос романа — в утверждении духовных и нравственных возможностей простолюдина. Однако гуманистический просветительский идеал Р. ограничен пуританскими предрассудками автора. Роман вызвал пародийные переложения и «продолжения» (см. в ст. Г. Филдинг). Вершина творчества Р. — проблемный роман «Кларисса» (т. 1—7, 1747—48; рус. пер. 1791—92). Уравняв Клариссу и её соблазнителя Ловласа в общественном положении, Р. сосредоточивает внимание на психологических и нравственных сторонах конфликта героини с пошлым, расчётливым окружением, показывает растлевающую силу денег. Кларисса — один из первых трагических характеров в прозе нового времени. Завоеванием просветительского реализма стал и образ Ловласа, в котором «аристократические» пороки уживаются с гуманными душевными порывами. Попытка создать безупречно положительного героя в «Истории сэра Чарльза Грандисона» (т. 1—7, 1754; рус. пер. 1793—94) успехом не увенчалась. Некоторыми мотивами последний роман Р. близок литературе Предромантизма. Творчество Р. высоко ценили Вольтер, Д. Дидро. В 20 в. интерес к Р. возрождается. Встречаются попытки модернистского истолкования его творчества (например, с точки зрения Психоанализа, литературы «потока сознания» (См. Поток сознания)).
        
         Соч.: Novels, v. 1—19, Oxf., 1930; Seleci ted letters, Oxf., 1964.
         Лит.: Геттнер Г., История всеобщей литературы, т. 1, СПБ, 1896; Елистратова А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Cordasco F., Samuel Richardson, Brooklyn, 1948; Brissenden R., Samuel Richardson, Lincoln (Nebr.), 1958; Watt I., The rise of the novel, Berkeley — Los Ang., 1962; Eaves T. C., Dunkan and Kimpel Ben D., S. Richardson. A biography, Oxf., 1971.
         В. А. Харитонов.
        С. Ричардсон.
VII
Ричардсон (Richardson)
        Тони (настоящее имя Сесил Антони) (р. 5.6.1928, Шипли, Йоркшир), английский режиссёр театра и кино. Окончил Оксфордский университет. В 1949—51 президент Драматического общества этого университета. Творческую деятельность начал на телевидении. В 1955 заместитель художественного руководителя «Ройял корт тиэтр» (труппа «Инглиш стейдж компани»), где поставил пьесы современных драматургов, в которых затрагиваются острые социальные вопросы: «Оглянись во гневе» (1956, в 1957 спектакль показан в Москве), «Комедиант» (1957) и «Лютер» (1961) Осборна, «Орфей спускается в ад» Теннесси Уильямса (1959). Среди работ в других театрах: «Перикл» (1958) и «Отелло» (1959, с участием П. Робсона) Шекспира в Шекспировском мемориальном театре (Стратфорд-он-Эйвон), «Вкус мёда» Дилэни, «Св. Иоанна скотобоен» Брехта, «Карьера Артура Уи» Брехта и др. С 1959 работает в кино. Среди фильмов — «Оглянись во гневе» (1958), «Комедиант» (1960), «Вкус мёда» (1961), «Том Джонс» (1963).
         Лит.: Современный английский театр. [Сб.], М., 1963.
Современная Энциклопедия
РИЧАРДСОН (Richardson) Сэмюэл (1689 - 1761), английский писатель. Создатель европейского жанра семейно-бытового романа в эпистолярной форме. Роман "Памела, или Вознагражденная добродетель" (1740) рисует идеализированный путь возвышения человека из "низов". Власть денег - тема психологического романа "Кларисса Гарлоу" (тома 1 - 7, 1747 - 48); в образе Ловеласа типизированы черты вольнодумной, но циничной и развратной прослойки английской аристократии 18 в. В "Истории сэра Чарльза Грандисона" (тома 1 - 7, 1754) - попытка создать образ безупречного героя. Связанное с просветительским реализмом творчество Ричардсона вместе с тем близко сентиментализму.
Литературная энциклопедия
Семюэл [Samuel Richardson, 1689—1761] — английский романист, один из основоположников европейского сентиментализма (см.). Родился в семье столяра. Работал наборщиком, корректором, позднее стал собственником небольшой типографии. Конец жизни провел в материальном достатке, окруженный почетом и известностью. Лит-ую деятельность Р. начал поздно. В 1740—1741 он дебютировал романом в письмах «Pamela, or the virtue rewarded» (Памела, или вознагражденная добродетель), быстро завоевавшим себе широкую популярность не только в Англии, но и на континенте. Роман повествует о несокрушимой добродетели девушки-служанки, за к-рой настойчиво ухаживает ее господин, распутный повеса лорд. Чтобы сломить сопротивление девушки, он пускает в ход все средства, вплоть до оскорблений и клеветы. Но все напрасно. Добродетель Памелы торжествует, и в конце концов лорд женится на ней, покоренный ее стойкостью и незлобивостью. Победа оказывается на стороне мещанской морали, аристократический Дон-Жуан безоговорочно капитулирует. Пользуясь эпистолярной формой, автор широко раскрыл внутренний мир своих героев, набросал картину сложных душевных переживаний. Роман быстро стал знаменем борьбы
714 мелкой буржуазии в европейском масштабе. Зато со стороны враждебного лагеря на него посыпались многочисленные пародии («Поведение Памелы в высшем свете», 1741; «Анти-Памела»; «Памела осужденная»; пародия Филдинга «Джозеф Эндрюз», 1742, и др.), стремившиеся ослабить огромное впечатление, произведенное романом. Популярность Р. еще больше возросла после выхода в свет его второго романа «Clarissa Garlow, or the history of a young lady» (Кларисса Гарло, 7 тт., 1747—1748), в к-ром изображалась трагическая судьба молодой девушки из богатой-буржуазной семьи, падающей жертвой своей любви к красавцу аристократу, повесе и бреттеру Ловеласу (имя, ставшее нарицательным). По словам автора, в романе затрагиваются «важнейшие отношения семейной жизни», особенно же показываются несчастья, проистекающие из «непредусмотрительного отношения детей и родителей в делах брака». «Кларисса» — ярчайший образчик семейного буржуазного (т. н. сентиментального) романа. Произведение это имело шумный успех. Читатели оплакивали судьбу Клариссы, но также, что уже шло в разрез с намерениями автора, весьма тепло отнеслись к образу обаятельного волокиты Ловеласа. Чтобы дать читателям подлинного «героя», Р. выпустил свой третий роман «History of Sir Charles Grandison» (Сэр Чарльз Грандисон, 6 тт., 1753). Грандисон должен был явить идеал «порядочного» человека, истого джентельмена, как его понимал мелкий буржуа. Но аристократ в роли олицетворения мелкобуржуазных пуританских добродетелей оказался сухой и мертвой фигурой. Роман этот такого успеха, как первые два, не имел. Между тем дух пуританского морализирования, столь резко выявившийся в «Грандисоне», вообще составляет характерную черту художественного метода Р. За психологом в Р. неизменно скрывается мыслитель-моралист, внимательно изучающий внутреннюю жизнь человека со стороны ее нравственных функций как возможную иллюстрацию к тем или иным
715 положениям буржуазно-пуританской этики. Его интересуют не страсти сами по себе, но психологическая механика добродетели или порока. Отсюда тот рассудочно-аналитический характер, к-рым отмечены психологические зарисовки Р. (стремление к систематизации чувствований, каталог нравственных достоинств Памелы в конце одноименного романа, аналитические штудии Клариссы: стремясь все увидеть, обсудить и оценить, она делает для себя подробное перечисление и классификацию достоинств и недостатков Ловеласа с обозначением их всех по номерам и пр.). В этом — характерная особенность Р., резко отличающая его жанр от молодого Гёте и др. сентименталистов-штюрмеров, иррационалистов по своим основным тенденциям. От последних Р. отличается и неприязнью ко всему экзальтированному, стихийно необузданному. Его герои чуждаются бурных порывов, сильных восклицаний, их речь часто впадает в книжную правильность или даже напыщенность. При всем этом творчество Р. сыграло огромную роль в деле ниспровержения канонов классицистической лит-ры.
Иллюстрация: Ходовецкий. Иллюстрация к роману Ричардсона «Кларисса» [1785]
Огромная масса английской мелкой буржуазии, вызванная к широкой политической жизни двумя предшествующими революциями и началом промышленного переворота, увидела
716 в Р. своего крупнейшего писателя. Французская буржуазия, подготовлявшая почву для революции 1789, особенно восторженно встретила произведения Ричардсона. Дидро (см.) поставил Р. наряду с Гомером, Софоклом, Еврипидом. Руссо считал, что ничего подобного романам Р. ни на одном языке создано не было. В Германии Клопшток, Виланд, Геллерт и др. восхваляли Р. Романы Р. были также в конце XVIII и начале XIX вв. весьма популярны и в России. С начала XIX в. популярность Р. стремительно падает. В условиях XIX века проблематика его романов утратила свою актуальность, и за Ричардсоном установилась репутация многословного и скучного писателя. Библиография: I. The Works, ed. Е. Mangin, 19 vv., L., 1811; Works (Lesley Stephen), 12 vv., L., 1883; Novels, by Ethel M. M. M’Kenna, 20 vv., Philadelphia, 1901; The Shakespeare Head, Edition of the Novels of S. Richardson, in 18 vv., Oxford, 1930—1932; Памела, или награжденная добродетель, перев. Чертков, СПБ, 1787—1796 (4 чч.); Английские письма, или история кавалера Грандисона, перев. А. Кондратовича, СПБ, 1793—1794 (8 чч.); Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов, СПБ, 1791—1792 (6 чч.); Кларисса, или история одной барышни, «Биб-ка для чтения», 1848 (пересказ у А. В. Дружинина, Собр. сочин., т. V, СПБ, 1865). II. Schmidt E., Richardson, Rousseau und Goethe, Jena, 1875; Neudr., 1924; Gassmeyer G. M., Richardsons Pamela, Diss., Lpz., 1891; Thomson С., Richardson, L., 1900; Dobson A., S. Richardson, N. Y., 1902; Dibelius W., Englische Romankunst, Bd I, Berlin, 1910; Danielowski E., Richardson’s erster Roman, Entstehungsgeschichte, Berlin, 1917; Schuking L., Die Grundlagen des Richardsonschen Romans, «Germanisch-Romanische Monatsschrift», Bd XII, 1924, S. 21—42, 88—110; Его же, Die Familie im Puritanismus, Lpz., 1929; Downs B. W., S. Richardson, L., 1928; Beckstein J., Richardson’s «Pamela» nach ihrem Gedankengehalt betrachtet, Erlangen Diss., 1930; Dottin P., S. Richardson, P., 1901; Его же, L’accueil fait a «Pamela», «Revue anglo-americaine», 1930, Aout; Батюшков Ф. В., Западная литература накануне XIX в., в изд. «История западной литературы XIX в.», т. I, изд. «Мир», М., 1912. Общие курсы по западно-европейской литературе: Фриче В. М., Когана П. С., Стороженко Н. И. и др.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
РИЧАРДСОН (Richardson) сэр Оуэн Уилланс (1879-1959), британский физик. В 1928 г. был награжден Нобелевской премией по физике за работу по ТЕРМОЭЛЕКТРОНИКЕ - термин, который он ввел для обозначения явления термоэлектронной эмиссии (испускания электронов нагретыми телами). В 1911 г. Ричардсон доказал, что нагретые металлы излучают электроны, тем самым опровергнув теорию о том, что электроны появляются из окружающего воздуха. В 1911 г. он также сформулировал математическое уравнение, известное как формула Ричардсона, установив зависимость между абсолютной температурой металла и скоростью излучения электронов. Это повлияло на усовершенствование ЭЛЕКТРОННОЙ ТРУБКИ с термокатодом, ЭЛЕКТРОННОЙ ПУШКИ и КАТОДНО-ЛУЧЕВОЙ ТРУБКИ.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РИЧАРДСОН


будет выглядеть так: Что такое РИЧАРДСОН