Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЕШЕТНИКОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Решетников
        Федор Григорьевич (р. 25.11.1919, с. Мар-Буда Ямпольского района Сумской области), советский учёный в области физико-химии и металлургии, член-корреспондент АН СССР (1974). Член КПСС с 1947. Окончил Московский институт цветных металлов и золота им. М. И. Калинина (1941) и Артиллерийскую академию им. Ф. Э. Дзержинского (1944). С 1966 заместитель директора Всесоюзного научно-исследовательского института неорганических материалов. Важнейшие труды по разработке технологии и физико-химических основ процессов получения редких и радиоактивных металлов, а также ядерного горючего (карбидов, нитридов и других соединений) для тепловыделяющих элементов атомных электростанций. Государственная премия СССР (1951). Награжден 4 орденами, а также медалями.
         Соч.: Свойства и поведение под облучением карбидных, нитридных, фосфидных и других топливных композиций (соавтор), «Атомная энергия», 1971, т. 31, в. 4: Исследование методов изготовления сердечников из монокарбида, мононитрида, карбонитрида урана для твэлов быстрых реакторов, там же, 1973, т. 35, в. 6 (соавтор).
II
Решетников
        Федор Михайлович [5(17).9.1841, Екатеринбург, ныне Свердловск, — 9(21).3.1871, Петербург], русский писатель. После окончания Пермского уездного училища (1859) служил чиновником в Екатеринбурге и Перми. В 1863 переехал в Петербург. Печатался с 1861. Решающее значение в литературной судьбе Р. имело сближение с «Современником», в котором опубликовано его первое значительное произведение — этнографический очерк из жизни бурлаков «Подлиповцы» (1864); Р. выступил как писатель-демократ, реалист, досконально знающий быт социальных низов. Показывая процесс пролетаризации масс в пореформенной России, он сосредоточил внимание на эволюции общественного самосознания героев. Романы «Горнорабочие» (1866), «Глумовы» (1866—67, отдельное изд. 1880), «Где лучше» (1868), отличаясь точностью в изображении быта горнозаводских рабочих Урала, вырастают в обобщённую картину положения рабочего класса в до- и пореформенной России. Однако некоторая рыхлость композиции, длинноты, обилие этнографических подробностей снижают их художественное значение. Р. впервые в русской литературе описал забастовку. Теме женской эмансипации посвящен роман «Свой хлеб» (1870). Р. принадлежат повесть «Ставленник» (1864), автобиографическая повесть «Между людьми» (1865), многие рассказы и очерки.
         Соч.: Полное собрание соч., т. 1—6, Свердловск, 1936—48 (в т. 6 — критико-биографич. очерк И. Векслера); Избр. произв., [вступит. ст. Н. И. Соколова], т. 1—2. М., 1956.
         Лит.: Филиппова К., Между людьми. Повесть о писателе Ф. М. Решетникове, Свердловск, 1952; Шептаев Л. С., Творчество Ф. М. Решетникова, в книге: Проза писателей-демократов шестидесятых годов XIX в., М., 1962; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. — Л., 1962.
         Л. Н. Клименюк.
        Ф. М. Решетников.
III
Решетников
        Федор Павлович [р. 15(28).7.1906, с. Сурско-Литовское, ныне Днепропетровской области УССР], советский живописец и график, народный художник СССР (1974), действительный член АХ СССР (1953: с 1974 вице-президент). Член КПСС с 1945. Учился в Москве во Вхутеине — институте изобразительных искусств (1929—34) у Д. С. Моора и С. В. Герасимова. Участник экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933—34). Преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1953—56, профессор с 1954). Автор жанровых работ (в основном посвященных детям), произведения на историко-революционные и батальные темы, портретов, иллюстраций, сатирических композиций, графически и скульптурных шаржей. Произведения: «Прибыл на каникулы» (1948, вместе с картиной «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» — Государственная премия СССР, 1949), «За мир!» (1950, Государственная премия СССР, 1951), «Тайны абстракционизма» (триптих, 1960), все — в Третьяковской галерее; «Вьетнамская мать» (темпера, 1968, министерство культуры СССР, Москва). Награжден 2 орденами, а также медалями.
         Лит.: Евграфова Л., Федор Павлович Решетников, Пермь, 1961.
        Ф. П. Решетников. «Опять двойка», 1952. Третьяковская галерея. Москва.
Ономастикон
• Отчество от именования отца по профессии: решентик - ремесленник, изготовляющий решета. • см. РЕШЕТИН
Энциклопедия Отечеcтво
1.
РЕШЕТНИКОВ Фёдор Григорьевич (род. 1919), физикохимик и металлург, академик РАН (1992). Труды по физикохимии и технологии получения редких и радиоактивных элементов. Государственные премии СССР (1951, 1975, 1985).
2.
РЕШЕТНИКОВ Фёдор Михайлович (1841-71), русский писатель. В повести "Подлиповцы" (1864) нарисовал картину народных страданий; в романах одним из первых изобразил зарождение в России рабочего класса.
3.
РЕШЕТНИКОВ Фёдор Павлович (1906-88), живописец, народный художник СССР (1974), действительный член (1953), вице-президент (1974-87) АХ СССР. Жанровые картины с подробным, литературно разработанным сюжетом ("Опять двойка", 1952). Мастер островыразительного графического и скульптурного шаржа. Государственные премии СССР (1949, 1951).
Литературная энциклопедия
Федор Михайлович [1841—1871] — беллетрист. Дед Р. был уездным казначеем, отец — дьячком, к концу жизни — почтальоном. Мать — дочь дьячка. Дядя и воспитатель был приемщиком почтовой конторы в Перми. Родился Р. в Екатеринбурге, воспитывался и учился в Перми — сначала в приходском училище, а затем — в уездном. В 1856 учение Р. было прервано: за хищение корреспонденции из почтовой конторы он был предан суду; по малолетству был присужден к «эпитимии» в монастыре. Наказание Р. отбывал в Соликамске, где монахи приучили Р. к вину. Через год прерванное учение возобновилось; в 1859 Р. окончил уездное училище и уехал из Перми в Екатеринбург, куда был переведен его воспитатель-дядя. В том же году Р. определился на службу в екатеринбургский уездный суд, был сначала писцом, а затем и. д. начальника горнозаводского стола. В Екатеринбурге начались первые лит-ые опыты Р., сурово встреченные домашними. Широкое развитие творческая деятельность Р. получила в Перми, куда он перевелся канцелярским служащим пермской казенной палаты [1861]. В Перми же, в местной газете, появились и первые печатные произведения Р. [1862]. В 1863 по протекции ревизовавшего пермские учреждения министерского чиновника Р. перевелся в Петербург, поступил канцелярским служащим одного из департаментов министерства финансов и в том же году начал сотрудничество в «Северной пчеле». В 1864 в «Современнике» были напечатаны «Подлиповцы», написанные вероятно еще в Перми, «Ставленник», «Макся»; в «Русском слове» — «Воспоминания детства». В том же году Р. вышел в отставку и с этого времени жил лит-ым трудом. В 1865, после поездки
656 на родину, Р. написал большой роман — «Горнорабочие». Первая часть романа была напечатана в «Современнике», две другие после закрытия «Современника» остались на руках у Р. Второй роман из жизни горнорабочих — «Глумовы» — Р. печатал в «Деле» [1866—1867], но напечатаны были только две части: третью часть редакция «Дела» печатать не согласилась. Только третий роман Р. из рабочей жизни — «Где лучше?» — был напечатан полностью («Отечественные записки», 1868). В 1867 семья Р. переселилась в Брест, где жена Р. получила должность повивальной бабки. В 1867 у Р. появились первые признаки грозной болезни — кровохарканье. В 1870 семья Р. переселилась в Петербург. В том же году вышел новый роман Р. «Свой хлеб». В марте 1871 Решетников умер от отека легких. Своеобразие творчества Р., резко отличавшее его от других писателей демократического лагеря, — ярко выраженный интерес к рабочему классу, его положению и материальному быту. Этими темами определяется особое место Р. среди группы писателей-шестидесятников (Голицинский, Левитов в известной части своих произведений, Воронов, молодой Гл. Успенский), которых объединяла принадлежность к городской мелкобуржуазной демократии, равнодушие к «народнической» проблематике, понимание противоречий интересов городской бедноты и их эксплоататоров, политический индиферентизм, пессимистическая оценка будущего. Данная группа резко отличалась от революционно-демократических писателей, идеологов революционного крестьянства, — Чернышевского, Некрасова, Салтыкова и др., — в революционной борьбе с помещиками и буржуазией осуществлявших требования крестьянской демократии. Народническая критика 70-х гг. не умела различать в «народном мире» составлявшие этот мир стихии. Критика эта, отмечая особенности творчества и интересов Решетникова (Ткачев), находила в них черты «народного реализма» — не больше (Шелгунов, Скабичевский
657 и др.). Эпигоны народнической критики совершенно игнорировали указанное своеобразие Р. и включали его в одну группу с писателями ярко выраженного народнического направления. Наиболее близкими к народничеству в смысле интереса к крестьянству, его положению являются «Подлиповцы». Здесь даны ужасные картины нищенской жизни деревни, где люди живут, как «лошади и коровы», и где их животной жизни противопоставлена тоска автора по человеческому, хотя бы несколько обеспеченному существованию. Но народническая ортодоксия — «мир», «община» — и в этом произведении чужда Р. Основным же содержанием творчества Р. является вопрос о положении рабочих, оставивших деревню и ищущих счастья в наемном труде. Темы о рабочих — волжанах, уральских, петербургских и т. д. — основные темы его произведений, начиная с ранних («Скрипач», «Раскольник») и кончая таким, казалось бы, проблемным, интеллигентским романом, как «Свой хлеб». Говоря о русском рабочем классе в эпоху его становления, Р. не мог обойти деревни и крестьянства и в своих «рабочих» (по темам) произведениях, но оно интересует его только тогда, когда выходит из-под «власти земли» и отправляется на поиски «где лучше» («Старые и новые знакомые», «На заработки», «Женщины Никольского рынка», ряд персонажей и ситуаций в «Где лучше?» и пр.). Однако определение Р. как «пролетписателя начального часа» (Дивильковский), «предшественника пролетарской литературы» (Бродский-Краснов) не может считаться правильным. Р. твердо усвоил истину, что «бедному человеку с ничтожным званием нечего и думать о свободе», что только «богачество» — экономическая независимость — путь к освобождению; он видит, что личное освобождение отдельных рабочих порождает кулаков и эксплоататоров (Корчагин в «Глумовых»), но мысль его не находит выхода: на вопрос «где лучше» — он может ответить только одно: «на том свете, должно быть, лучше». Пессимизм Р., равнодушие к политической борьбе его эпохи, недоверие к революционной интеллигенции, возглавлявшей эту борьбу (см. «Дневник»), — все это не дает никакого права считать Р. идеологом пролетариата даже той ранней стадии пролетарской борьбы. Р. выражает в своем творчестве настроения темной, отсталой, забитой крепостным правом рабочей массы, отделенного от земли крестьянства, городского мещанства. Тем не менее постановка проблемы «рабочего человека» в большой лит-ре, до к-рой Р. поднялся, указание на неразрешимость ее при данных условиях — огромная лит-ая заслуга Р. перед пролетарским движением, и, несмотря на авторский пессимизм, выводы, к к-рым приходили читатели Р., не могли не будить революционной мысли. Это революционизирующее значение творчества Р. особенно велико было в условиях его времени, когда господствовала литература либерального дворянства и буржуазии (Тургенев, Гончаров и др.). Враждебная демократии критика отказывала Р. в художественном мастерстве: голое
658 фотографирование низменных сторон жизни — главное обвинение, предъявлявшееся Р. из правого лагеря (Авсеенко, позже Чуйко). Расположенная к Р. критика робко защищала его как художника, изобретая внеэстетические категории для определения его художественного мастерства и дарования: «талант тщательного и точного наблюдения» (Михайловский), «характеристичность» (Е. Соловьев), «публицистическое искусство» (Дивильковский); «трезвая правда», которая «дальше итти не может», — так определял характер творчества Решетникова Тургенев. Изучение экономической стороны жизни («вгрызание в жизнь»), борьба с выдумкой («фантазией»), установка на общественную полезность («делать пользу людям») — таково эстетическое credo самого Р. Это сближает в какой-то степени его эстетические воззрения с эстетической теорией Чернышевского, хотя положительно можно утверждать, что философия Чернышевского была недоступна Р. В действительности творчество Р., не лишенное натурализма, обнаруживает большую наблюдательность и вдумчивость автора; Р. дал очень выразительную характеристику изображавшейся им среды. Критика указывала, что в своем художественном творчестве Р. материалистически подходил к жизни (Ткачев и др.), но материализм его примитивен и схематичен; слишком непосредственна у Р. связь между гнетущими экономич. условиями и движением масс и отдельных лиц в его романах и очерках. Масса механически складывается из отдельных человеческих единиц, и ее движение есть только результат действия одинаково направленных сил. Такова бурлацкая толпа, движущаяся к реке в «Подлиповцах», толпа женщин на Никольском рынке, толпа соленосок на варницах и т. д. Каждый из его персонажей думает, чувствует, стремится, как все; пожалуй только в Василии Корчагине («Глумовы» — он же Влас Короваев в «Где лучше?») намечается что-то свое — по крайней мере он не сразу идет по той дороге, по к-рой движутся другие. Каждый выделенный автором из массы персонаж точно отражает массу; был бы выделен другой, он действовал бы также. Личность у Р. бессильна. Она вся целиком зависит от тех обстоятельств, к-рые образуют данную ситуацию, и ничего не пытается в них изменить. В лучшем случае личность либо приспособляется к обстоятельствам, ищет, «где лучше», спокойнее, где не так бы били, где не так бы было голодно (Петров, Терентий Горюнов — «Где лучше?»), Дарья Андреева — «Свой хлеб», Пила и Сысойка — «Подлиповцы»), либо стихийно протестует, озлобленно уходит из жизни (Яшка, Илья Глумов и др.). Правда, личность растет по мере развертывания сюжета: к концу «очерка» выросли Пила и Сысойка, «развились» дети Пилы, растет Пелагея Прохоровна. Но рост героев Р. мало меняет дело: экономическая стихия тяготеет над ними все так же, не вызывая осознанной жажды борьбы и противодействия. Поскольку жизнь массы обусловлена только стихией, теряется смысл отражать внутренние переживания живой личности. Жизненный ее процесс
659 превращается в физиологический, лишь слегка усложненный простейшими психическими актами, до крайности примитивными ощущениями. Несмотря на натуралистич. характер, творчество Р. дает яркие картины социальной действительности своего времени. Библиография: I. Сочинения, 2 тт., изд. К. Н. Плотникова, СПБ, 1869 (прижизненное изд.); Сочинения, 2 тт., изд. К. Т. Солдатенкова, М., 1874 (ред. Г. И. Успенского, с его вступ. статьей); Сочинения, в 2 тт., дешевое изд. Ф. Павленкова, СПБ, 1890 (ред. М. А. Протопопова и его вступ. статья); То же, изд. 2, СПБ, 1896; Полное собр. сочин., в 2 тт., изд. книжн. маг. П. В. Луковникова, СПБ, 1904 (ред. А. М. Скабичевского и его вступ. статья); Из литературного наследия Ф. М. Решетникова, ред. и вступ. ст. И. И. Векслера, изд. Академии наук СССР, Л., 1932; Избранные сочинения, под ред. И. С. Панова и И. Ф. Рюмина, вступ. ст. и примеч. К. В. Боголюбова, Уральское обл. гос. изд., Свердловск, 1933; Подлиповцы, Этнографический очерк (из жизни бурлаков), в 2 чч., изд. С. В. Звонарева, СПБ, 1868; Где лучше?, Роман, в 2 чч., изд. то же, СПБ, 1869; Свой хлеб, Роман, в 2 чч., изд. К. Н. Плотникова, СПБ, 1871; Знакомые портреты (Былые чудеса, Никола Знаменский, Повесть об отставном коллежском ассесоре Зуботычине, Внучкин), изд. В. В. Оболенского, СПБ, 1878; Подлиповцы, Этнографический очерк из жизни бурлаков, изд. И. Л. Тузова, СПБ, 1880; Глумовы, Роман, изд. то же, СПБ, 1880; Свой хлеб, Роман, изд. то же, СПБ, 1880; В смуте, Драма в 5 д., изд. журн. «Русское богатство», СПБ, 1887; Рассказы: Никола Знаменский, Шелихвостов, изд. Лит. изд. Отд. Н. К. по Пр., М., 1918; Никола Знаменский, Тетушка Парина, изд. то же, П., 1919; Яшка, изд. то же, М., 1919; Подлиповцы, Гиз, М., 1920; То же, «ЗиФ», М.—Л., 1929; То же, М.—Л., 1930; I. Трудно поверить. II. Филармонический концерт, «Литературное наследство», кн. I (М., 1931); Дневник, «Литературное наследство», кн. III (М., 1932). II. Чужак Н., Литература жизнестроения, «Новый Леф», 1928, №№ 10—11; Дивильковский А., Пролетписатель начального часа, «Красная новь», 1928, № 12; Шаптаев Л., Повести и романы Ф. М. Решетникова, «Ученые записки» Пермского Г. У., 1929, № 1; Вальбе Б., К 60-летию со дня смерти Ф. М. Решетникова, «Резец», 1931, № 10; Ефремин А., Ф. М. Решетников (К 60-летию со дня смерти), «На литературном посту», 1931, № 9 (см. «Красная нива», 1930, № 9); Векслер И., Из предистории пролетарской литературы, «Литературное наследство», 1931, № 1; Его же, К истории горнозаводских романов Ф. М. Решетникова, «Изв. Академии наук СССР, Отд. Общ. Наук», 1932, № 1; Его же, Судьба литературного наследства Ф. М. Решетникова, «Литературное наследство», 1932, № 3; Его же, Ф. М. Решетников в критике, «Изв. Академии наук СССР, Отд. Общ. Наук», 1932, №№ 6 и 8; Бродский-Краснов М., Предшественник пролетарской литературы, изд. Жургазобъединения, М., 1933 (Б-ка «Огонек»); Боголюбов К., Ф. М. Решетников, «Штурм» (Свердловск), 1933, № 11—12. III. Быков П., Полное собр. сочин. Ф. М. Решетникова, т. II, СПБ, 1904; Венгеров А. С., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. VI, СПБ, 1897—1904; Владиславлев И. В., Русские писатели, издание 4, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М.—Л., 1928. И. Векслер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЕШЕТНИКОВ


будет выглядеть так: Что такое РЕШЕТНИКОВ