Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЕНАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Renan)
        Жозеф Эрнест (27.2.1823, Трегье, Кот-дю-Нор, — 2.10.1892, Париж), французский писатель, историк и филолог-востоковед. Член Французской академии (1878). Обучался в католической семинарии. Автор исследования «Сравнительная история семитических языков» (1855), переводов библейских текстов с комментариями и др. В трудах «История происхождения христианства» (т. 1—8, 1863—1883, русский перевод, т. 1—7, 1864—1907) и «История израильского народа» (т. 1—5, 1887—93, русский перевод т. 1—2, 1908—12) Р., критикуя Библию (См. Библия), придерживался выводов Тюбингенской школы (См. Тюбингенская школа). В «Жизни Иисуса» (первая книга «История происхождения христианства») изобразил Христа не божеством, а идеализированным человеком, чем навлек на себя нападки клерикалов.
         Свои субъективистские социально-этические взгляды Р. выразил в «Философских диалогах и фрагментах» (1876) и примыкающих к ним «философских драмах»: «Калибан» (1878), «Живая вода» (1881), «Священник из Неми» (1885) и «Жуарская настоятельница» (1886).
        
         Соч.: CEuvres completes, t. 1—10, P., [1947—61]; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—12, К., [1902—03].
        
         Лит.: Михайловский Н. [К.], Драмы Ренана, в сб.: К свету, СПБ, 1904; Роллан Р., Собр. соч., т. 14, М., 1958, с. 476—83; Tieghem Ph. van, Renan, P., [1948]; Chadbourne R. М., E. Renan, N. Y., [1968], лит. с. 164—71); Gore К., L'idee de progres dans la pensee de Renan, P., 1970: Gouhier H., Renan auteur dramatique, P., 1972 (лит.).
         В. Е. Шор.
Современная Энциклопедия
РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (1823 - 92), французский писатель, историк религии. В "Жизни Иисуса" (книги 1 - 8, 1863 - 83; пользовалась популярностью 1-я книга - "История происхождения христианства") изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником, пытался рационально объяснить все сверхъестественное, что вызвало резкий отпор официальных церковных кругов. Труды по востоковедению; философские драмы (1880-е гг.).
1000 кратких биографических данных
(Renan) Жозеф Эрнест (1823-1892) - знаменитый французский историк и писатель. В 1856 г. был избран в члены Академии Надписей; в 1860 г. командирован в Сирию и затем назначен профессором еврейского, халдейского и сирийского языков в College de France. Его нашумевшая книга "Жизнь Иисуса" восстановила против него клерикальные круги Франции. В результате поднятой ими кампании он был вынужден временно оставить кафедру. В 1879 г. был избран в члены французской академии наук. Специалист по вопросам истории иудейства и христианства. В "Истории происхождения христианства" (кн. 1-8, 1863-1883) изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником, устраняя из Евангелия все сверхъестественное. Кроме исторических и филологических работ, Ренаном написан ряд популярно-философских статей, в которых, на-ряду с преклонением перед успехами положительной науки, проявляется и весьма характерный для Ренана поверхностный скептицизм по отношению к основным вопросам миросозерцания.
Литературная энциклопедия
Эрнест [1823—1892] — французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. — также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах. Первая «философская драма» Р. — «Caliban» (Калибан, 1878) — является продолжением «Бури» Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан — этот первобытный дикарь — с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей — аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему. «L’eau de Jouvence» (Живая вода, 1880) — продолжение «Калибана» — в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы
610 пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к «Живой воде» Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. «Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится». «В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом». Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению. В «Le pretre de Nemi» (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою «веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла». В последней драме Ренана «L’abbesse de Jouarre» (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно — Р. хотел показать «пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил». Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера. К художественному наследию Р. относят также его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse» (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды к-рых имеют форму рассказов («Трепальщик льна»), и несомненно ряд глав его знаменитой «Жизни Иисуса» [1863], в к-рой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ — не бога, а человека — проникнут психологизмом. Библиография: I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902—1903 (т. V. Философские диалоги; т. VII. Философские драмы; т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. выходили и отдельными изданиями: Источник юности, перев. и вступ. ст. Ю. Спасского, М., 1909; Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах: Бретонка — в «Сев. вестнике», 1890, VII; Трепальщик льна — в «Русском обозрении», 1893, V; Эмма Козилис — там же, 1893, VI; Жуарская игуменья — в «Вестнике иностранной литературы», 1895, VI. II. Guilloux P., L’esprit de Renan, P., 1920; Kuchler W., E. Renan, Gotha, 1921; Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923; Brunetiere F., Pages sur E. Renan, P., 1924; Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928; Renard E., E. Renan. Les etapes de sa pensee, P., 1929; Арсеньев К. К., Философская драма Ренана: Калибан — «Вестник Европы», 1879, I; Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, «Вестник Европы», 1879, V; Страхов Н., Ренан, в кн. автора «Борьба с Западом в нашей литературе», кн. I, СПБ, 1882; Бурже
611 П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888; Леметр Жюль, Литературные характеристики, «Русская мысль», 1888, IV; Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891; Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, «Вестник Европы», 1892, XI, XII; Николаев Ю., Ренан как беллетрист, «Русское обозрение», 1893, VI; Слонимский Л., Философские драмы Ренана, «Вестник Европы», 1893, I; Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895; Брандес Г., Э. Ренан, «Собр. сочин.», т. XII, Киев, 1903; Фаге Э., Э. Ренан, в кн. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века», 3-я серия, Москва, 1910. III. Girard H. et Moncel H., Bibliographie des u0153uvres de Renan, P., 1923. И. Эйгес
Философский словарь
Эрнест (1823 — 92) — фр. философ, филолог и историк религии. Известен гл. обр. работами по истории христианства (“Жизнь Иисуса”, 1863;“История происхождения христианства”, 1863 — 83; и др.). Склоняясь к позитивизму, Р. отрицал значение философии как самостоятельной науки: “Философия — это приправа, без которой все блюда кажутся безвкусными, но которая сама по себе не годится для пищи”. По Р., цель развития мироздания, совершающегося по естественным законам, — бог, означавший у него господство разумного начала в мире. Воплощением такого начала выступает совершенный, гениальный человек. Остальная масса, по Р., является лишь необходимым условием существования избранных. Р. был противником демократии, крайне отрицательно относился к Парижской коммуне.
Философский энциклопедический словарь
PEHAH (Renan) Жозеф Эрнест (род. 27 февр. 1823, Трегье, Бретань – ум. 2 окт. 1892, Париж) – франц. ориенталист и философ, профессор в Коллеж де Франс, позитивист с идеалистическим уклоном. Подчеркивал относительный характер познания и считал невозможной метафизику. Цель мира – создание более совершенного человека, цель развития – осуществление Бога. Взгляды Ренана изложены в его «La vie de Jesus». На рус. яз. см.: Ренан Э. Собр. соч., т. 1-12, 1902, а его работы «Histoire des origines du christianisme» и «Histoire du peuple d'Israel» могут рассматриваться как продолжение и введение к «Жизни Иисуса». Осн. произв. (кроме указанных): «Averroes et L'Averroisme», 1852; «Histoire generale et Systeme compare des langues semitiques», 1855; «Etudes d'histoire religieuse», 1857; «Souvenirs d'enfance et de jeunesse», 1833.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЕНАН


будет выглядеть так: Что такое РЕНАН