Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЕЙНАЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Raynal)
        Гийом Томас Франсуа (11.4.1713, Сен-Женье, Аверон, — 6.3.1796, Париж), французский историк и социолог, представитель Просвещения (См. Просвещение). Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался литературной работой и сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро. Главное произведение Р. — «Философская и политическая история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (6 тт., 1770) содержит острую критику феодально-абсолютистских порядков, католической церкви, колониализма. Р. проявлял глубокий интерес к истории Английской и Нидерландской революций, пропагандировал опыт революции в Северной Америке. Книга была в 1781 осуждена французским парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Избранный в Генеральные штаты 1789, Р. отказался от своего мандата. В период Великой французской революции Р. выступал против углубления революционной борьбы, осуждал якобинцев.
         Как философ Р. стоял на позициях метафизического материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количественные изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником Сенсуализма. Социологическая концепция Р. — своеобразный экономический материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, которые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм, «робинзонаду», Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая общественное состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, промышленности и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Осуждал войны как средство внешней политики, боролся против расизма. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
         Идеи Р. оказали влияние на философию истории Сен-Симона, историческую концепцию французских историков эпохи Реставрации, на взгляды А. Н. Радищева.
        
         Соч. : CEuvres, v. 1—4, Geneva, 1784; в рус. пер. — Философская и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях, 2 изд., СПБ, 1834—35.
         Лит.: Старосельская-Никитина О., Очерки по истории науки н техники периода Французской буржуазной революции 1789—1794 гг., М. — Л., 1946;. Зельманова Г., Рейналь — как историк философии, «Вопросы философии», 1961, № 5; Lunet В., Biographic de l'abbe Raynal, Rodez, 1866; Моrley J., Diderot and the encyclopaedists, v. 1—2, L., 1886, Feugere A., Un precurseur de la revolution l'abbe Raynal, P., 1922; его же, Bibliographic critique de l'abbe Raynal, P., 1922; Hervier М., Les ecrivains francais juges. parleurscontemporains, v. 2, P., [1931].
         Г. Л. Зельманова.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3. 1796, Париж), франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в иезуитском коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747), где занимался лит. работой и сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. — «Филос. и политич. история учреждений и торговли европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Филос. и политич. история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую критику феод.абсолютистских порядков, ка-толич. церкви и колониализма. Книга была в 1781 осуждена франц. парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в изгнании, объездил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал опыт бурж. революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой франц. революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюц. тенденций крупной буржуазии, то против углубления революц. борьбы.
        Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей форме высказал мысль о том, что природа имеет историю, которая включает постепенные количеств. изменения, а также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником сенсуализма. Социологич. концепция Р. — своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к тем мыслителям, которые «...сделали первые попытки дать историографии материалистическую основу...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм («робинзонаду»), Р. сделал отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая обществ. состояние человека исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и государства. Причиной возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия, пром-сти и торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за свободу и более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою задачу в разоблачении социальной роли религии.
        Идеи Р. оказали влияние на Сен-Симона, франц. историков эпохи Реставрации, Радищева.
        Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784.
        Зельманова Г. Л., Р.— как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere ?., Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P., 1922; Wоlpe H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes» et ses perfectionnements, P., 1957.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЕЙНАЛЬ


будет выглядеть так: Что такое РЕЙНАЛЬ