Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РАХМАНИНОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Рахманинов
        Иван Герасимович (около середины 50-х гг. 18 в., — 27.1.1807), русский издатель, переводчик, просветитель. Из дворян. В 1780-х издавал свои переводы Вольтера. В 1788 открыл собственную типографию в Петербурге, в 1788—90 издал свой журнал «Утренние часы» и журнал И. А. Крылова «Почта духов». В 1791 перевёл типографию в своё имение Казинку близ Козлова и начал издание 20-томного Полного собрания сочинений Вольтера (вышло 3 ч.). В январе 1794 типография была опечатана властями. Об общественной деятельности Р. в последующие годы сведений нет.
         Лит.: Берков П. Н., История русской журналистики XVIII в., М. — Л., 1952; Полонская И. М., И. Г. Рахманинов — издатель сочинений Вольтера, «Труды Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина», т. 8, М., 1965.
II
Рахманинов
        Сергей Васильевич [20.3(1.4).1873, имение Онег (Семёново), ныне Новгородский район Новгородской области, — 28.3.1943, Беверли-Хилс, Калифорния; похоронен в Валхалле, близ Нью-Йорка], русский композитор, пианист и дирижёр. Родился в дворянской семье. С 4—5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 — в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция). В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчаньи ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью). Дипломная работа Р. — одноактная опера «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», пост. 1893, Большой театр, Москва). Среди сочинений 90-х гг. — «Пьесы-фантазии» (в т. ч. Прелюдия до-диез минор) и «Музыкальные моменты» (1896) для фортепьяно, 1-я сюита для 2 фортепьяно (1893), симфоническая фантазия «Утёс» (1893), Элегическое трио (памяти П. И. Чайковского, 1893), «Каприччио на цыганские темы» для оркестра (1894), 1-я симфония (1895), свыше 20 романсов (в т. ч. «Весенние воды»). В 1897—98 был дирижёром Московской частной русской оперы (здесь началась его дружба с Ф. И. Шаляпиным), в 1904—06 — Большого театра и симфонических концертов Кружка любителей русской музыки. С 1900 постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за границей (в 1907—14 — в ряде европейских стран, в 1909—10 — в США и Канаде). В 1909—12 участвовал в деятельности Русского музыкального общества (один из инспекторов дирекции), в 1909—17 — Российского музыкального издательства. Среди сочинений 1900—1910-х гг. — 2-й (1901) и 3-й (1909) концерты для фортепьяно с оркестром, 2-я симфония (1907), симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по мотивам картины А. Бёклина, 1902), оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте, обе 1904), кантата «Весна» (1908), поэма «Колокола» для оркестра, хора и солистов (1913), «Всенощное бдение» для хора а капелла (1915), 4 серии романсов, соната для виолончели и фортепьяно (1901), 2-я сюита для 2 фортепьяно (1901); 2 сонаты (1907, 1913), 23 прелюдии, 17 этюдов-картин (1911, 1917) для фортепьяно. В декабре 1917 Р. уехал на гастроли в Скандинавию, в 1918 переселился в США. В 1918—43 занимался преимущественно концертно-пианистической деятельностью (США и Европа). Создал лишь немногие сочинения — 4-й концерт (1926) и «Рапсодию на тему Паганини» (1934) для фортепьяно с оркестром, «3 русские песни» для оркестра и хора (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепьяно (1931), 3-ю симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). В 1941—42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Советской Армии.
         Р. — один из крупнейших музыкантов рубежа 19—20 вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образов родины. Был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка Р., обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева (См. Знаменный распев). Одна из самобытных основ музыкального стиля Р. — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка — многообразное претворение колокольных звучностей. Р. развил достижения рус. лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Р., с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора. Имя Р. как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Р. высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Р. был также одним из крупнейших оперных и симфонических дирижёров своего времени.
         Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945: С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М. — Л., 1947; С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, М., 1947; Молодые годы С. В. Рахманинова. Письма. Воспоминания, Л. — М., 1949; Понизовкин Ю., Рахманинов — пианист, интерпретатор собственных произведений, М., 1965; Брянцева В., Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966; ее же, Детство и юность Сергея Рахманинова, 2 изд., М., 1972; С. В. Рахманинов в Ивановке. Сб. материалов и документов, Воронеж, 1971; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; Воспоминания о Рахманинове, Сост. 3. Апетян, т. 1—2, 4 изд., М., 1974; Памяти С. В. Рахманинова. [Сб. воспоминаний], Нью-Йорк, 1946; Rachmaninoff's recollections told by Oscar von Riesemann, L. — N. Y., 1934; Bertensson S. and Leyda J., Sergei Rachmaninoff. A lifetime in music, N. Y., 1956.
         В. Н. Брянцева.
        С. В. Рахманинов.
Ономастикон
• Происхождение фамилии спорно. В старину слово рахманный имело самые противоречивые значения в русских говорах: в псковских и западных - "тихий, кроткий, смирный, ручной", на юг от Москвы - "вялый, хилый; скучный, простоватый, глуповатый, нерасторопный", а севернее и восточнее - "веселый, разгульный; хлебосольный; щеголь" (Сл. Даля). Возможна связь с мусульманским мужским именем Рахман из арабского rahman - "милосердный". Академик А.И.Соболевский, возражая Ф. Миклошичу, настаивал на происхождении этого слова из Индии, где брахманы - жрецы Брамы в религи браманизма (брахманизма) (Русский филологический вестник. 1910. љ 3-4). Действительно, на Руси были распространены списки фантастических сочинений, где упомянуты брахманы и народные представления, в которых они высмеяны. Но слишком частыми были имена: Рахманин Тюленин в Москве (1501), Рахманин Яковлев (1555), московские дворяне Рахман Дмитриев, Рахман Житково (1565), Неклюд Рахманинов сын (1559), их немало приведено и в Сл. Тупикова: Рахманины в Юромской и Дорогорской волостях Мезенского уезда Архангельской губернии (1897). Рахмановы в с. Монастырщина Епифанского уезда Тульской губернии. • см. РАХМАНИН
Русская цивилизация
Сергей Васильевич (20.03.1873-28.03.1943), русский композитор, дирижер, пианист. Родился в дворянской семье. В раннем детстве учился на игре на фортепьяно под руководством своей матери. В 1891 окончил Московскую консерваторию. С к. 1890-х началась длительная дружба Рахманинова с Ф. И. Шаляпиным.
В 1897 — 98 Рахманинов дирижировал в Московской частной опере С. И. Мамонтова (под его руководством шли оперы «Русалка», «Майская ночь», «Кармен» и др.). С 1906 Рахманинов работал в Большом театре, где дирижировал оперы «Жизнь за царя», «Русалка», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь» и др.
С 1887 Рахманинов начал сочинять музыку, создал 3 симфонии, фантазию «Утес», поэму «Остров мертвых» для оркестра, «Рапсодию на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром, поэму «Колокола», кантату «Весна», инструментальные и вокальные произведения различных жанров. В музыкальном творчестве Рахманинова сочетаются романтический пафос и лирико-созерцательные настроения, неистощимое мелодичное богатство и ритмическая энергия.
В декабре 1917 Рахманинов эмигрировал за границу, жил преимущественно в США (с 1918).
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
1.
РАХМАНИНОВ Иван Герасимович (ок. 1755-1807), издатель, переводчик, просветитель. В 1788 открыл типографию в Санкт-Петербурге, в 1791 перевёл её в с. Казинка, близ Козлова; издавал полное собрание сочинений Вольтера (вышло 3 т.). Типография была опечатана властями.
2.
РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943), композитор, пианист, дирижёр. Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева. В 1897-98 дирижёр Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1904-06 - Большого театра. Концертировал как пианист и дирижёр. С декабря 1917 за рубежом, с 1918 в США. Величайший пианист мира; феноменальная техника, виртуозное владение инструментом были подчинены высокой одухотворённости. Один из крупнейших композиторов 20 в. В его творчестве с особой силой воплощена тема России, романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, мелодическое богатство, широта и свобода дыхания - с ритмической энергией. 4 концерта (1891, 2-я редакция 1917; 1901, 1909, 1926, 3-я редакция 1941), "Рапсодия на тему Паганини" (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия "Утёс" (1893), поэма "Остров мёртвых" (1909), "Симфонические танцы" (1940) для оркестра, кантата "Весна" (1902), поэма "Колокола" (1913) для хора и оркестра, оперы "Алеко" (1892), "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини" (обе 1904), камерно-инструментальная музыка (элегическое трио - Памяти великого художника, 1893), романсы и др. Особое место в творчестве Рахманинова занимают церковные сочинения - Литургия Святого Иоанна Златоуста (1910), Всенощное бдение (памяти С. В. Смоленского, 1915).
С.В. Рахманинов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РАХМАНИНОВ


будет выглядеть так: Что такое РАХМАНИНОВ