Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ

Орфографический словарь Лопатина
рацион`альность, рацион`альность, -и
Словарь Ушакова
РАЦИОН’АЛЬНОСТЬ, рациональности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к рациональный. Рациональность этого мероприятия не подлежит сомнению.
Толковый словарь Ефремовой
[рациональность]
ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: рациональный (3).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ - англ. rationality; нем. Rationalitat. 1. Соответствие, обоснованность, целесообразность, противоположность иррациональности. 2. В философии науки - высший аутентичный тип сознания и деятельности. 3. Осознание реального факта, переход от по-лагания реального к собственно познанию реального.
Современная западная философия
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, (от лат. ratio - разум) - понятие с многозначным содержанием, зависящим от включенности в ту или иную философскую или социологическую концепцию. В классической философии это понятие по существу не тематизировалось и отождествлялось с общими понятиями «человеческого понимания», разума, рассудка, как сферами понятийного, дискурсивного мышления. Неклассические концепции Р. складываются под влиянием <<философии науки>> и современной социологии. В философии науки Р. понимается как совокупность норм и методов, характеризующих научное исследование, а теория Р. фактически совпадает с той или иной методологией науки. Разрабатывались различные модели научной Р.: индуктивистская (<<Карнап>>, <<Хессе>>), дедуктивистская (<<Гемпель>>, <<Поппер>>), эволюционистская (<<Тулмин>>), «сетчатая» (<<Лаудан>>) и т.п. Понятие Р. носит здесь нередко также ценностный характер: научная Р. понимается как высший тип мышления и деятельности, как образец для других сфер культуры (см.: <<сциентизм и антисциентизм>>).
В социально-исторических исследованиях превалирует представление о многообразии социальных и культурных систем, сосуществующих и сменяющих друг друга. Поэтому Р. обычно определяется как системообразующая характеристика определенного типа культуры. Вместе с тем существуют теории, усматривающие в росте Р. суть исторического процесса (<<Вебер>>). В современных теориях выбора и принятия решений, в философии экономики Р. понимается более узко: как способность человека максимизировать желаемый результат при ограниченных наличных ресурсах и средствах. Отсутствие единого понимания Р. в современной философии является выражением ее методологического и мировоззренческого <<плюрализма>>. Нередко понятие Р. вообще теряет определенность, что приводит к утверждениям о «кризисе» Р., о равноправии научной, религиозной, магической и других типов Р. (<<Фейерабенд>>, Т. Роззак и др.).
Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988; Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995; Rationality in Science and Politics. Dordreht, 1984.
Философский словарь
относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т. п.). В буржуазной философии нового времени Р. понимается как всеобщее, абстрактное, внекуль-турное и внеисторическое свойство человека, как универсальный показатель его разумности. Представители философии жизни, экзистенциализма и психоанализа противопоставляют рациональности в качестве доминирующего фактора человеческой деятельности эмоционально-волевое, подсознательное начало. Понятие Р. играет большую роль в осн. философских школах и течениях 20 в. Для Вебера Р. эквивалентна экономической калькуляции, определяющей наиболее выгодную и прибыльную стратегию поведения. Согласно Попперу, важнейший признак Р. состоит в критикуемости, в опровер-жимости: критический рационализм считает рациональными лишь те виды знаний, к-рые могут быть опровергнуты теоретической критикой или экспериментом. Неопозитивисты отождествляли Р. с правилами, нормами и стандартами логического вывода. В противоположность буржуазному рационализму диалектический материализм отрицает вневременной абсолютный характер Р., рассматривая ее как систему, исторически обусловленную и развивающуюся в определенном социально-культурном контексте. Объективная неэквивалентность, несовпадение различных Р. определяется различной степенью их соответствия объективным закономерностям развития природы и об-ва, интересам и целям определенной группы в данных социально-исторических условиях. Т. обр., социальная практика и эффективность в достижении общезначимых целей являются критерием адекватности Р. объективной действительности. Вместе с тем, несмотря на культурно-историческую обусловленность и многообразие форм и типов Р., как в прошлом, так и в совр. об-ве имеются общие для всех этих форм и элементов признаки, обусловленные объективными характеристиками человеческого бытия и необходимостью адаптации человека к окружающему миру.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РАЦИОНАЛЬНОСТЬ


будет выглядеть так: Что такое РАЦИОНАЛЬНОСТЬ