Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РАДХАКРИШНАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Сарвепалли (р. 5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне штат Андхра-Прадеш, — 17.4.1975, Мадрас), индийский государственный и политический деятель, учёный-философ. Образование получил в Мадрасском университете. В 1918—21 профессор философии в Майсурском университете, в 1921—31 возглавлял кафедру философии Калькуттского университета, в 1931—36 вице-канцлер университета Андхра, в 1939—48 вице-канцлер Бенаресского университета, в 1953—62 канцлер Делийского университета. В 1936—52 читал лекции в Оксфордском университете.
         Участвовал в национально-освободительном движении, после завоевания Индией независимости (1947) играл видную роль в общественной жизни страны. В 1948 председатель правительственной университетской комиссии, доклад которой лег в основу системы университетского образования современной Индии. В 1949—1952 посол Индии в СССР. В 1952—62 вице-президент, в 1962—67 президент Республики Индия. В 1956 и 1964 посещал СССР с визитом доброй воли. Р. — сторонник мирного сосуществования государств с различным социальным строем; в выступлениях Р. содержатся осуждение военных блоков, призывы к ликвидации колониализма, к отказу от войны как «устаревшего политического оружия». Автор многочисленных трудов по философии, народному образованию, литературе и политике; доктор наук многих индийских и иностранных университетов, почётный профессор МГУ (1956).
         По своим философским взглядам Р. примыкал к объективному идеализму веданты (См. Веданта) в истолковании Шанкары (См. Шанкара). Он разработал систему единой универсальной «вечной религии», основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях и призванной, по мнению Р., заменить все существующие «догматические» религии. По своим социологическим взглядам Р. являлся сторонником учения М. К. Ганди и считал, что решение всех общественных проблем может быть эффективным лишь на основе религиозных принципов.
         Соч.: Radhakrishnan S., Religion and society, L., 1947; Eastern religions and Western thought, 2 ed., L., 1951; East and West. Some reflections L., [1955]; East and West in religion, L., 1954; Recovery of faith, L., 1956; Occasional speeches and writings, ser. 1—3, [Delhi, 1957—62]; в рус. пер. — Индийская философия, т. 1—2, М., 1956-57.
         Лит.: Аникеев Н. П., Философские и социологические взгляды С. Радхакришнана, в сборнике: Современная философская и социологическая мысль стран Востока, М., 1965; Литман А. Д., Философская мысль независимой Индии, М., 1966; Sarvepalli Radhakrishnan. A study of the president of India, New Delhi, 1966.
         А. Д. Литман.
        С. Радхакришнан.
Философский энциклопедический словарь 2
        Сарвапалли (5.9.1888, Тируттани, Мадрасское президентство, ныне шт. АндхраПрадеш,— 17.4.1975, Мадрас), инд. философ и обществ. деятель. В 1952—62 вицепрезидент, в 1962—67 президент Республики Индия. Осн. соч.— «Инд, философия» (1923, рус. пер., т. 1—2, 1956—57). Основу филос. воззрений Р. составляет убеждение в непреложности духовных ценностей, которые отождествляются им с ценностями религии, понимаемой прежде всего как видение духовной основы мира. Эта «духовная религия» оказывается, т. о., тождественной с идеалистич. философией; развитие мировой философии Р. интегрирует в единую систему, которая соединяет в себе прежде всего европ. и инд. философию; одновременно эта реконструированная вечная философия предстаёт у Р. как философия внутр. опыта. Отличит. чертой европ. философии Р. считает рационализм, а индийской — мистицизм как практич. единение с духовной основой универсума. Отводя рационализму вспомогат. роль, Р. пытался примирить оба способа постижения мира, трактовать их как нечто единое; категории европ. философии оказываются включёнными в его систему, основу крой образует философия веданты.
        The Hindu view of life, L., 1927; East and west ln religion, L., 1933; The philosophy of the Upanisads, L., 1935- Kalki; or, The future of civilization, Bombay, 1948; An idealist view of life, L., 19512; Contemporary Indian philosophy, L., 1952; Eastern religions and western thought, L., 1955.
        Аникеев H. П., Филос. и социологич. взгляды С P в сб.: Совр. филос. и социологич. мысль стран Востока M., 1965; Raju Р. Т., The Idealism of Sir S. Radhakrishnan, Calc" 1940; Arapura J. G., Radhakrishnan and integral experience, Bombay — L,, 1966.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РАДХАКРИШНАН


будет выглядеть так: Что такое РАДХАКРИШНАН