Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РАДЛОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Радлов (Radloff)
        Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм)(5.1.1837, Берлин, — 12.5.1918, Петроград), русский востоковед-тюрколог, этнограф и археолог; академик Петербургской АН (1884). Окончил Берлинский университет (1858). Директор Азиатского музея АН (1885—90), Музея антропологии и этнографии АН (1894—1918). Один из инициаторов создания и председатель Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии (1903—18). В 1860—70 совершил ряд экспедиций по Алтаю, Сибири, в Казахстан и Среднюю Азию, собрал материал по языкам, фольклору, этнографии и археологии тюркских народов. В 1891 руководил Орхонской экспедицией АН (Монголия), в 1898 организовал Турфанскую экспедицию (Центральная Азия) во главе с Д. А. Клеменцом. Первым прочел древнетюркские Орхоно-енисейские надписи и начал изучение и публикацию древнеуйгурских памятников, найденных Клеменцом.
         Р. — один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков («Сравнительная грамматика северных тюркских языков», т. 1, 1882; «Древнетюркские надписи Монголии», 1894—95;
         «Вводные мысли к описанию морфологии тюркских языков», 1911). Опубликовал много текстов на тюрк. языках («Образцы народной литературы тюркских племен», ч. 1—10, 1866—1907), издал «Опыт словаря тюркских наречий» (т. 1—4, 1882—1909) и др. Ряд работ посвящен этногенезу, классификации и исторической диалектологии тюркских языков и отдельным языкам.
         Соч.: О языке куманов, СПБ, 1884; К вопросу об уйгурах, СПБ, 1893.
         Лит.: Тюркологический сборник. 1971, М., 1972 (посвящен В. В. Радлову, список трудов и лит. о нём); Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов, М., 1974.
         Ф. Д. Ашнин.
II
Радлов
        Эрнест Леопольдович (20.11.1854, Петербург, — 28.12.1928, Ленинград), русский философ-идеалист, член-корреспондент АН СССР (1920). Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем учился в Берлине и Лейпциге. В 1917—24 директор Петербургской публичной библиотеки; был редактором философского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, занимался преподавательской деятельностью. По своим взглядам был близок религиозно-философской концепции Вл. Соловьева (См. Соловьёв), с которым его связывала личная дружба. Перевёл на русский язык «Этику» Аристотеля (1908), под редакцией Р. вышел первый русский перевод «Феноменологии духа» Гегеля (1913).
         Соч.: Этика Аристотеля, СПБ, 1884; «Об истолковании» Аристотеля, СПБ, 1891; Учение Вл. Соловьева о свободе воли, СПБ, 1911; Философский словарь, 2 изд., М., 1913; Очерк истории русской философии, 2 изд., П., 1920.
Энциклопедия Отечеcтво
РАДЛОВ (Radloff) Василий Васильевич (Фридрих Вильгельм) (1837-1918), востоковед-тюрколог, языковед, этнограф, переводчик, академик Петербургской АН (1884), РАН (1917). Родился в Германии, с 1858 в России. Один из основоположников сравнительно-исторического изучения тюркских языков. Принадлежал к казанской лингвистической школе. Труды в области живых и древних тюркских языков, фольклора, этнографии, археологии народов Алтая и Западной Сибири. Издал серию памятников древнетюркской письменности с их научным описанием. Автор фундаментального труда "Опыт словаря тюркских наречий" (т. 1-4, 1888- 1911). Дешифровал (одновременно с В. Томсеном) язык орхоно-енисейских надписей.
Философский энциклопедический словарь
РАДЛОВ Эрнст Леопольдович (род. 1854, Петербург – ум. 1928) – рус. философ, член-корреспондент Российской академии наук (с 1920), директор Петербургской публичной библиотеки (1917 – 1924). Считал себя последователем философии В. С. Соловьева, посвятил своему учителю ряд работ, в т. ч. «Учение Соловьева о свободе воли» (1911). Осн. научные интересы его находились в области истории философии. Радлов был большим знатоком философии Аристотеля. Им написаны монографии «Этика Аристотеля» (1884) и «Об истолковании Аристотеля» (1891); ему принадлежат первые переводы «Феноменологии духа» Гегеля (1913), при его участии издано собр. соч. Платона. Радлов явился критиком методологических установок историко-философской концепции А. И. Введенского («Очерк истории рус. философии», 1912), предлагавшей трехчленную периодизацию истории рус. философии. Сам Радлов выдвинул двучленную ее периодизацию: подготовительный период (до Ломоносова) и построительный (от Ломоносова и далее). Большое количество работ Радлов опубликовал по истории рус. философии. По его мнению, в рус. философии имелись два осн. направления: первое шло от «чужой мысли» (византийской, польск., западноевропейской) и «не противопоставляло себя иноземным течениям», второе, появившись под чужим влиянием, стремилось выразить национальное миросозерцание, «соответствующее свойствам рус. народа». Здесь он на первое место выдвигает славянофилов. Радлов неоднократно обращал внимание на особенности рус. философии, находя их в обращенности к «исканию правды и смысла жизни», а также в мистицизме, пронизывающем все проявления рус. мысли. Кроме того, он подчеркивал ее преимущественный интерес к этическим вопросам, а именно к применению этических теорий на практике, к проверке их на опыте.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РАДЛОВ


будет выглядеть так: Что такое РАДЛОВ